Формирование читательской грамотности в преподавании русского родного языка на основе системно-деятельного и культуроведческого подходов

С.А. Ахмадеева
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, svetozara.a@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования у обучающихся читательской грамотности в преподавании русского родного языка в 5–9 классах. Предлагается система вопросов и заданий на основе методических рекомендаций «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы», целями обучения Б.С. Блума и типами заданий. Особое внимание уделяется формированию культуроведческой компетенции учащихся и интереса к русскому языку, а через него – русской культуре. В помощь учителю для разработки заданий по предлагаемой модели на основе текстов культуроведческой направленности (статей и эссе, а также глав из книг о русском языке и русской культуре В.В. Колесова, Д.С. Лихачева, В.Г. Костомарова, Е.И. Осетрова) прилагается список источников.

Ключевые слова

Читательская грамотность, системно-деятельностный подход, культуроведческий подход, текст культуроведческого содержания, таксономия образовательных целей, культуроведческая компетенция, русский родной язык, внеурочная деятельность

Для цитирования

Ахмадеева С.А. Формирование читательской грамотности в преподавании русского родного языка на основе системно-деятельного и культуроведческого подходов // Педагогическая перспектива. 2021. №3. С. 63–76.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_63

Информация об авторах

Светлана Альфредовна Ахмадеева – кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

В основе учебной деятельности лежит познание, предполагающее работу с текстами, анализ и использование на практике информации из них. Главная роль принадлежит читательской грамотности. Это не просто чтение и понимание прочитанного, но и активное, целенаправленное и конструктивное применение содержащейся в тексте словесной, статистической, графической информации для разных целей и различных ситуациях. Для этого необходим «широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире» [1, с. 5], а также «метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне» [там же].

Работа с текстами сводится к трём группам коммуникативных умений [1, с. 18–20]: найти и извлечь, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить.

По мнению Р.Н. Бунеева, читательская грамотность – это составляющая функциональной грамотности как способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с. 35]. Авторы программы «Школа 2100» подчёркивают, что «овладение функциональной грамотностью – основная линия содержательно‑целевого развития в рамках предмета «родной язык» [там же, с. 107].

Задания на формирование читательской грамотности PISA направлены на проверку перечисленных умений. Каждому умению соответствуют определённые вопросы и задания. В их основе лежит таксономия образовательных целей, разработанная в 1956 г. американским психологом Бенжамином Самюэлем Блумом и описанная в его работах «Стабильность и изменение человеческих характеристик», «Классификация образовательных целей». Процесс обучения начинается на уровне знаний (первая группа коммуникативных умений) – запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. На уровне понимания (первая группа коммуникативных умений) полученная информация усваивается: она связывается с ранее полученной информацией, перефразируется, обобщается и затем применяется (вторая группа коммуникативных умений) и используется для формулирования новых идей в различных ситуациях. Это позволяет ученику выбирать и изменять полученную информацию для решения поставленных задач. В процессе анализа информации (третья группа коммуникативных умений) происходит сравнение, проверка идей, необходимых для синтеза (планирование, прогнозирование) (третья группа коммуникативных умений). Наконец, на уровне оценивания и рефлексии ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи (критическое мышление) (рис.).

Пирамида Б. Блума и типы заданий в соответствии с целями обучения

Рисунок. Пирамида Б. Блума и типы заданий в соответствии с целями обучения

Б.С. Блум разделил вопросы, соответствующие целям обучения, на 6 видов:

  1. Простые вопросы проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
  2. Уточняющие вопросы выводят на уровень понимания текста – это провокационные вопросы, требующие ответов «да/нет». Цель таких вопросов – проверка текстовой информации на подлинность («Правда ли, что…», «Если я правильно понял, то…»). Они вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.
  3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова «Почему?». Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответ на такой вопрос не содержался в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  4. Творческие вопросы подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица «бы» или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения («Что бы произошло, если…», «Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он …»).
  5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. («Как вы относитесь к …?», «Что лучше?», «Правильно ли поступил …?»).

Л.В. Рождественская и И.А. Логвина в своём пособии «Формирование навыков функционального чтения» [3, с. 14–15] предлагают такую систему заданий к тексту, основанную на выделенных Б.С. Блумом целях обучения.

  1. Уровень знаний. Найди и подчеркни (слова, фразы, термины, части речи) Рассортируй объекты по группам, назови, составь списки.
  2. Уровень понимания. Опиши, объясни, выдели признаки. Сформулируй по-другому.
  3. Уровень применения. Реши, подбери примеры, сформулируй вопросы.
  4. Уровень анализа. Разбей на части, выдели ключевые слова, озаглавь. Сравни и сопоставь объекты. Проверь, проведи мысленный эксперимент, найди другие способы решения.
  5. Уровень синтеза. Создай схему, инструкцию, план, опорный конспект, сценарий. Разработай дизайн сайта, рабочего места. Создай комикс/плакат/видеоролик. (Этот ряд можно дополнить заданием «Создай буктрейлер или инфографику»).
  6. Уровень оценки. Оцени стиль, форму, подачу материала/информации. Оцени информацию как факт или мнение (умение различать пропаганду, рекламные ходы). Оцени достоверность, релевантность информации).

Особое внимание к формированию читательской грамотности как «способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [4] обусловлено насущной необходимостью: российские школьники лучше других выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но значительно хуже выполняют задания, связанные с использованием научных методов (наблюдение, классификация, сравнение, формулирование гипотез и выводов, планирование эксперимента и анализ его результатов). В смешанных и составных текстах информация представлена не только вербально, но и в формате диаграмм, графиков, а также в инфографике. Она позволяет меньше времени тратить на просмотр, ускоряет принятие решений, компактна, и потому легко воспринимаема, ею можно поделиться с другими людьми в социальных сетях. Поэтому работа с такой комплексно представленной информацией особенно актуальна.

Авторы методических рекомендаций «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» подчёркивают метапредметную природу информации и способность развивать предметные компетенции «в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам» [5, с. 3].

Разнообразные задания по формированию читательской грамотности ориентированы на индивидуальную, парную и групповую работу над учебными исследованиями и проектами, что соответствует системно-деятельностному подходу в обучении и воспитании. Основная его идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде: учитель ставит ребёнка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны. Использование этого подхода невозможно без:

  1. познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  2. выполнения определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявления и освоения способов действия, позволяющих осознанно применять приобретённые знания;
  3. формирования у обучающихся умения контролировать свои действия во время выполнения задания и после их завершения;
  4. включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся. Включённость каждого ученика в разные виды деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, в отношения сотрудничества с учителем и одноклассниками, система критериального оценивания результатов этого сотрудничества (сотворчества) приводит к адекватной оценке своего вклада в общий результат. Учитель помогает школьникам развивать такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях, тем самым создавая ситуации успеха во всех школьных дисциплинах, вселяя в учеников уверенность в своих силах в будущем.

Важно, что русский родной язык, как предмет по выбору, даёт возможность подойти творчески к его изучению во время подготовки коллективных проектов: День родного языка (21 февраля), День словаря (22 ноября), День славянской письменности и культуры (24 мая), День филолога (25 мая), День русского языка (6 июня), национальные праздники и недели культур народов России, тематические викторины, ток-шоу [6], риторические конкурсы [7]. Занимаясь подготовкой к ним, дети самостоятельно подбирают и анализируют материал, учатся пользоваться справочной литературой.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского родного языка направлено на развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих и в особенности лингвистических способностей учащихся; на вовлечение каждого ученика в исследовательскую и творческую работу. Оно также ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры и культурологической компетенции учащихся.

Для организации деятельности на уроках русского родного языка учителю необходимо постоянно направлять обучающихся на выполнение различных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Учащиеся работают с текстами различных форматов (содержащих иллюстрации, ссылки, диаграммы, графики цифры, инфографику), создают тексты для сайтов, резюме, объявления, буклеты.

Приводимые в учебниках художественные, публицистические и научно-популярные тексты содержат культурные коды, обозначающие культурные реалии, традиции, которые сохранить в памяти помогают проектные и творческие задания. Они же позволяют усвоить материал и запомнить наиболее важные факты, даты и другую важную информацию, без которой невозможно жить в пространстве русской культуры.

Культуроведческая компетенция – это осознание языка в качестве одной из форм выражения национальной культуры, отражение взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Она проявляется во владении лингвокультуроведческими понятиями, в социокультурных стереотипах речевого поведения, знании и понимании единиц языка с национально-культурным компонентом значения и др. О наличии культуроведческой компетенции у учащихся можно говорить, если они умеют анализировать единицы с национально-культурным компонентом значения, адекватно употреблять национально-маркированные единицы языка, понимать стереотипы речевого поведения.

Основные направления работы по формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного русского языка [8; 9]:

  • работа с текстом культуроведческого содержания в 5 классе (Д.С. Лихачёв. Фрагмент книги «Земля родная»; «О языке устном и письменном, старом и новом»);
  • работа со словом, как с лингвокультурным концептом в 6 и 7 классах: подвиг (Д.С. Лихачев «Заметки о русском»); память (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»);
  • работа в 5 и 6 классах над выявлением национально-культурной специфики русской фразеологии, пословиц и поговорок (В.В. Колесов «Кур во щах»); Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров (о возникновении фразеологизмов) в рубрике «Лингвистические заметки»);
  • работа в 6 классе по изучению традиций русского речевого этикета (Д.С. Лихачёв «Быть весёлым, но не быть смешным» («Письма о добром и прекрасном»);
  • работа в рамках диалога культур в 9 классе текстов различных значениях слов «IT-зверинца» (мышь, собака, хомяк) из книги М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»;
  • работа с высказываниями о русском языке в 8 и 9 классах (тексты из книг В.В. Колесова о роли старославянизмов в русском языке; Д.С. Лихачёва об общении людей);
  • работа с лингвистическими словарями русского языка.

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская и проектная деятельность развивают ключевые компетенции XXI века: критическое мышление, коммуникативность, способность работать в команде, креативность, а также формируют коммуникативную, культурологическую и лингвистическую компетенции, способность к рефлексии.

О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова в методических рекомендациях «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» выявили взаимосвязь между пониманием текста, читательскими умениями и примерами заданий, направленных на формирование у обучающихся читательской грамотности [5, с. 7–11] (таблица) и  в книге «Читательская грамотность школьника (5–9 классы)» [10].

Таблиц. Виды учебной деятельности, направленные на формирование коммуникативных умений [5, с. 7–11]

Виды учебной деятельности

Умения

Примеры заданий

I. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Читательское умение 1. Нахождение и извлечение информации из текста

1. Формулировать информационные запросы.

2. Определять основную тему, общую цель или назначение, главную мысль текста. Различать темы и подтемы текста. Структурировать текст, выделяя главное и второстепенное.

3. Отвечать на вопросы, используя явную информацию в тексте.

4. Выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста.

5. Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей. Сопоставлять информацию из разных частей текста.

6. Объяснять назначение карты, ри­сунка, пояснять части графика или таблицы и т.д. Понимать смысл терми­нов, неизвестных слов.

7. Работать с метафорами: понимать переносный смысл выражений, пони­мать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Определение идеи текста; поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде; формулирование прямых выводов и заключе­ний на основе фактов, имеющихся в тексте.

1. О чём говорится в тексте? Дайте ответ, опираясь на текст (требуется сформулировать простой вывод на основе текста).

2. Какое из приведённых ниже названий может быть заглавием к тексту?

 3. К каждой части текста подберите подходя­щее название из приведённых ниже.

4. Найдите в тексте три способа … Запишите название каждого из этих способов.

 5. В тексте описан … Выберите верное утверждение о … .

II. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Читательское умение 2. Интеграция и интерпретация сообщения текста

1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания.

2. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы.

3. Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора.

4. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

5. Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Работа с текстом: более глубокое понимание текста, выявление детальной информации.

Анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на основе информации текста сложных выводов и оценочных суждений.

1. Опираясь на содержание текста, за­пишите название …

2. Объясните следующие слова из текста: …

3. В первом абзаце найдите слово … В каком значении употребляется это слово в тексте?

4. Прочитайте тексты.

На основе текста:

1) объясните то, что произошло в тексте;

2) запишите ответы на вопросы.

3) Подпишите, что изображено на фотографии, используя слова …. Рядом с каждым словом запишите его значение, используя текст стихотворения.

4) Верны ли следующие утверждения?

5.Проблемный вопрос. Обоснуйте свой ответ.

6. Из приведённых ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст и рассмотрев рисунок.

7. Выберите из приведённого списка названия книг, которые могут быть интересны для …

8. Используя содержание текста, запишите рядом с цифрами на диаграмме …

9. Выберите утверждение, соответствующее содержанию текста.

III. Использование информации из текста для различных целей.

Читательское умение 3. Осмысление и оценка сообщения текста

1. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

2. Оценивать не только содержание текста, но и его форму.

3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

4. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

5. Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оце­ночные суждения и свою точку

зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

 

1. Подтвердите своё мнение, используя текст.

2. Проанализируйте предложенную ситуацию и объясните поведение людей, ответив на вопрос: «Почему?»

3. Используя текст из толкового словаря о значении слова «…,» определите, в каких значениях это слово используется в следующих предложениях…

4. Используя содержание текста, определите, какие слова, обозначающие предметы на фотографиях, используются …, а какие слова являются …

5. Прочитайте стихотворение. Определите, являются ли выделенные слова …

Отметьте ответ «Да» или «Нет» и приведите его обоснование, используя содержание текста.

6. Запишите свой ответ и обоснуйте его.

7. Придумайте и изобразите рекламу ….

Она должна состоять из плаката и одного-двух предложений.

 Полагаем, что эта система заданий может быть полезна в работе с текстами культуроведческого содержания, которые целесообразно использовать в процессе преподавания русского родного языка. Такие тексты посвящены истории слов и фразеологизмов, пословиц и поговорок, метафор, сравнений, концептов русской культуры, особенностям речевого этикета, языковым изменениям в русском литературном языке, особенностям языка СМИ и интернета, разговорной речи.

Список текстов культуроведческого содержания для разработки заданий приведён в Приложении. Авторы этих текстов – ведущие деятели культуры, искусства, литературоведы, лингвисты: Д.С Лихачёв, В.В. Колесов, В.Г. Костомаров, М.А. Кронгауз, Е.И. Осетров.

В учебно-методическом комплексе под редакцией О.М. Александровой обучающимся 5-9 классов   предлагаются с различными целями тексты деятелей культуры и выдающихся лингвистов:

  1. в 6 и 7 классах – в качестве текстов для работы над их содержанием (к ним прилагаются проблемные вопросы и задания);
  2. в 5 и 7 классах – в перфорированном виде как задания для орфографического и пунктуационного практикума;
  3. в 6 классе – в качестве эпиграфов к разделам, к которым тоже даются проблемные задания, приглашающие к полемике с автором высказывания (например, слова В.Г. Костомарова о роли русского языка в жизни человека);
  4. в 5 классе в рубрике «Лингвистические заметки» – как информация к размышлению и основа для самостоятельной работы (обучающийся должен выбрать один из приведённых в тексте Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова фразеологизмов и подготовить о нём небольшой рассказ об истории его возникновения и о современном значении и употреблении в речи).

В учебном пособии «Формирование функциональной грамотности. 8–11 классы. Сборник задач по русскому языку» обучающимся предлагается письмо двадцать шестое из «Писем о добром» Д.С. Лихачёва «Учитесь учиться!» и 12 задач к нему, направленных на формирование функциональной грамотности [11, с. 73–78]. Это задачи на определение функционально-стилевой принадлежности текста (1), выявление особенностей письма как жанровой разновидности публицистики (2), анализ текста (4–10), работу с двумя дополнительными текстами (11,12). Первый текст – фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов» (11), к которому предлагается 3 задания: работа с тезисами сходного текста, которые могут стать ответами на вопросы, содержащиеся в дополнительном тексте (11.1), ответ на проблемный вопрос (11.2) и творческое задание (написать письмо Обломову «О пользе знаний в реальной жизни» (11.3) [там же, с. 78] и  в тексте  «Возраст и работа мозга» (по материалам книги В.П. Шейнова «Как управлять другими. Как управлять собой» (2006)») (12): задание на поиск слов, определяющих достоверность дополнительного текста (12.1), творческое задание на работу с высказыванием из исходного текста, которое необходимо подтвердить или опровергнуть, используя материал второго дополнительного текста (12.2). Задания 13 и 14 ориентированы на подготовку презентации письма Д.С. Лихачёва в программе PowerPoint (13) и выявление личностного отношения школьника кинформации из всех предложенных текстов и её применение для определения знаний и профессиональных навыков, которые потребуются человеку в будущем (14) [11, с. 79].

И.Н. Невшупа и Е.Л. Николаевская в учебно-методическом пособии «Культура устной и письменной речи» предлагают организовывать работу с учащимися 10–11 классов по развитию у них речевой культуры на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. К каждому письму приведён ряд заданий на понимание текста, анализ лексических значений ключевых слов и устойчивых сочетаний, которые важны для осмысления текста, написание сочинения-рассуждения [12].

Тексты из книг Е.И. Осетрова, к сожалению, используются на уроках русского родного языка реже [13, с. 123].

В своих книгах писатель рассказывает школьникам о памятниках древнерусского искусства и народной культуре, о Кремле и достопримечательностях Москвы, о книгопечатании на Руси и первопечатнике Иване Фёдорове.

Написанные выразительным языком, эти книги насыщены культуроведческой информацией, отличаются яркой образностью, богатством изобразительных средств. Обращение к главам из книг Е.И. Осетрова, полагаю, усилит интерес школьников к русской культуре и русскому родному языку.

Обратимся к фрагменту предисловия к книге Е.И. Осетрова «Живая Древняя Русь».

«Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..

Человек не подобен бабочке‑однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.

В незабываемом сорок первом году, когда смертельная опасность нависла над Отечеством, Алексей Николаевич Толстой написал слова, исполненные глубокого смысла: «Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый протопоп Аввакум, – в яме, в Пустозёрске, и размышляли о правде человеческой и записывали уставом и полууставом мысли свои. Недаром буйная казачья вольница размётывала переизбыток своих сил в набегах и битвах, недаром старушки‑задворенки и бродящие меж дворов старички за ночлег и ломоть хлеба рассказывали волшебные сказки, – все, все, вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве…»

Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооружённому глазу. Потребовалась работа не одного поколения учёных, художников‑реставраторов, собирателей‑коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси. В наши дни (для многих нежданно‑негаданно!) художественные явления средних веков – произведения живописи, музыки, архитектуры – стали живой и зримой действительностью; в бурных ритмах современности зазвучали соразмерные напевы древнерусского искусства, а краски, которые вчера ещё представлялись блеклыми, становятся цветом, светом и воздухом эпохи».

Основываясь на таксономии образовательных целей Б.С. Блума, можно предложить к приведённому тексту систему вопросов и заданий, направленных на формирование читательской грамотности и интереса к русской культуре и русскому литературному языку. Для удобства, задания можно набирать шрифтом разных цветов или на карточках разного цвета (в соответствии с целями обучения).

Примерные вопросы и задания к тексту:

  1. Знание текста с элементами анализа:

1.1 Прочитайте текст.

1.2. Чему посвящён текст? Найди и подчеркни ключевые слова, которые помогли тебе понять содержание текста.

1.3 Как ты понимаешь словосочетания «родословное древо», «казачья вольница»?

  1. Понимание текста:
    • Каковы основные мысли текста? Составь его план, используя ключевые слова и основные мысли каждого абзаца.

Ключ: 1. Человеческая судьба связана с судьбой родины через искусство и культуру, передаваемую одним поколением другому. 2. В тяжёлые годы люди создавали книги, произведения искусства, понимали их значимость для будущего, которого без них просто не существует. 3. Созданное много веков назад искусство, сегодня становится мостиком из прошлого в будущее. 4. И, наоборот, из настоящего в прошлое, оживающее сегодня благодаря подвижникам: реставраторам, архитекторам…

  • Как связаны между собой абзацы текста? Выпиши слова и сочетания, которые служат средствами соединения абзацев в текст.
  • Перескажи текст.
  1. Применение:
  • Подбери примеры бережного сохранения культурного наследия и противоположные примеры, используя интернет-источники, и ответь на вопрос: «Почему необходимо сохранять и изучать древнее искусство?».
  • Выбери последовательно способ смыслового чтения (аналитический, синтетический, критический) и напиши 3–5 предложений об отношении людей к сохранению произведений искусства.
  1. Анализ текста:
  • Сколько частей в тексте? Ключ: 1 часть=1 абзац.
  • Выпиши из текста незнакомые слова, определи их значение по словарю.
  • В чём назначение аутовопросов (вопросов автора к самому себе) в начале текста? Почему их нельзя назвать риторическими вопросами?
  • Найди в тексте слова, указывающие на связь прошлого, настоящего и будущего.
  • Выпиши из текста слова и определи их значение по словарю: година, глубина, пращур, устав, полуустав, взыскующий, подвижнический, бабушка-задворенка.
  • Выпиши предложения, построенные по модели N1–N Какова их роль в тексте?
  • Какие ещё средства языковой выразительности использовал автор текста для выражения главной идеи текста?
  1. Синтез:
  • Если бы мы не заботились о сохранении произведений искусства и культуры прошлого, что было бы с человечеством? Отвечая на вопрос (1–3 предложения), подтверждай ответ цитатами из текста.
  • Напиши эссе, фантастический рассказ, проведи опрос среди сверстников на тему: «Что было бы, если бы все произведения древнерусского искусства вдруг исчезли?». Если выбрана форма опроса, оформи выводы в виде диаграммы и дай к ней комментарий.
  • Что необходимо сделать, чтобы молодёжь продолжила дело старшего поколения реставраторов, собирателей, коллекционеров и знатоков культуры прошлого?
  • Напиши сценарий флэшмоба/создай комикс, придумай акцию для привлечения волонтёров в молодёжное движение по сохранению культурного наследия.
  • Что в тексте тебе кажется в тексте наименее важным/наиболее важным? Почему именно это?
  • Каково назначение цитаты в тексте?
  • Что будет, если убрать из текста цитату? Потеряет ли он свой смысл? Обоснуй ответ.
  • Какие предложения в тексте подтверждают вывод автора? Напиши номера предложений. Перед работой с текстом необходимо пронумеровать предложения.
  • Сформулируй на основе текста 2 утверждения, с которыми ты согласен, и 2 утверждения, которые бы опровергались текстом.
  • «Бабочка‑однодневка, весело порхающая при солнце, не знает о том, что было вчера и не узнает, что будет завтра.».

Найди в тексте слова, словосочетания, подтверждающие мысль автора о том, что человек не похож на бабочку-однодневку.

  • Выпиши из текста все имена собственные. Найди в интернете информацию о протопопе Аввакуме и городе Пустозёрске. Какое историческое событие их связывает?
  • Представь, что ты составляешь комментарий к тексту. Оформи рассказы о протопопе Аввакуме и городе Пустозёрске в виде одного-двух кратких, лаконичных, лексически точных и содержащих достоверную информацию предложений. Перед началом работы проанализируй образец сноски (к заданию необходимо предложить образец сноски).
  1. Оценка:
  • Докажи, что бережное отношение к культурному наследию – основа личности современного человека.
  • Вспомни, всегда ли ты сам бережно относился к книгам, домам, произведениям искусства?
  • Записываешь ли ты свои мысли в тетрадь, блокнот или ведёшь блог? Что, по-твоему, интереснее: писать сообщения в блоге или вести рукописный дневник? Писать друзьям письма и отсылать их в конвертах или общаться в интернет-чате? Почему?
  • Согласен ли ты с мыслями авторов цитат? «В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее» (Е.И. Осетров). «Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему…» (А.Н. Толстой)

Обоснуй свой ответ аргументами из текста.

Таким образом, направленная на понимание, рефлексию и интерпретацию прочитанного, система заданий к тексту культуроведческого содержания, позволит не только актуализировать знания обучающегося о событиях русской истории, древнерусском искусстве и культуре, но и побудит его задуматься над проблемой сохранения культурного наследия и о своей причастности к этой подвижнической деятельности.

Это соответствует современному пониманию читательской грамотности, как «понимания прочитанного, умения рефлексировать текст и объективно его интерпретировать» [14, с. 108]. Именно чтение, предваряющее аналитическую работу с текстом, как средство его интерпретации и «проникновения в образно-эмоциональную ткань» [15, с. 69]; понимание; рефлексия и интерпретация прочитанного) помогают читателю использовать полученную в тексте информацию в своей повседневной жизни (научной, профессиональной, бытовой).

Предложенные в статье задания направлены на системную работу с текстом, а также на формирование у школьников умений находить и извлекать информацию, интерпретировать её и интегрировать в свой опыт, осмысливать и оценивать её роль в своей жизни.

Подводя итоги, отметим, что преподавание в школе русского родного языка невозможно без интереса к русскому языку, как неотъемлемой части русской культуры, к истории русского языка и происходящим в нём изменениям. Работа по изучению русского родного языка, как на уроках, так и во внеурочное время, с текстами культуроведческого содержания, авторы которых – выдающиеся деятели русской культуры и языковеды, несомненно, создаст предпосылки к формированию у обучающихся коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, а системная работа с такими текстами на занятиях во внеурочной деятельности и выполнение учебных исследовательских проектов будут способствовать формированию читательской грамотности и сделают более эффективной подготовку к итоговой аттестации по русскому языку и литературе.

Список литературы

  1. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М.: РАО, 2010. 67 с.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
  3. Рождественская Л.В., Логвина И.А. Формирование навыков функционального чтения: пособие для учителя. Нарва: Тартусский университет; Narva Kolledz, 2012. 58 c.
  4. Education at a Glance 2010. OECD Indicators. doi: 10.1787/eag-2010-en.
  5. Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В. Формирование читательской грамотности учащихся основной школы // Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 3–13.
  6. Ахмадеева С.А. Коммуникативная компетентность учащихся старших классов во внеурочной деятельности (на примере ток-шоу) // Сб. докл. и выступлений II Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы. Армавир: РИО АГПУ, 2019. С. 31–36.
  7. Ахмадеева С.А, Гаджиева М.Д. Риторический конкурс как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенций у учащихся X–XI классов поликультурной школы // Русский язык в школе. 2019. № 4. С. 16–23.
  8. Марченко О.Н., Невшупа И.Н. Формирование и развитие у учащихся культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому родному языку: учеб.-метод. пособие. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. 150 с.
  9. Невшупа И.Н., Мишина И.А. Многоликая Россия: страна языков, народов, культур: культуроведческий элективный курс. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. 260 с.
  10. Александрова О.М., Аристова М.А., Васильевых И.П. Читательская грамотность школьника (5–9 классы). М.: Вентана-Граф, 2018. 144 с.
  11. Богомазова С.В., Володько Н.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. 8–11 классы: сборник задач по русскому языку. М.: Просвещение, 2018. 190 с.
  12. Невшупа И.Н., Николаевская Е.Л. Культура устной и письменной речи: упражнения и задания: учеб.-метод. пособие. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. 150 с.
  13. Еремеева А.С. Тексты о городе-герое Москве на уроках русского языка // Русский язык в школе и дома. Русский язык в школе. 2020. Т. 81, №2. С. 1–24.
  14. Хачикян Е.И., Масленникова О.В. Развитие читательской грамотности современных школьников как педагогическая проблема // Вестник Калужского университета. 2020. № 3. С. 107–110.
  15. Зинин С.А., Новикова Л.А. ЕГЭ по литературе в контексте проблемы читательской грамотности школьников // Педагогические измерения. 2020. № 20. С. 60–65.

Приложение. Список текстов культуроведческого содержания для разработки заданий

  1.  Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы. М.: «Индрик», 2005. 1040 с.
  2. Колесов В.В. Гордый наш язык. СПб.: Авалонъ, Азбука-Классика, 2006. 352 с.
  3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л.: Лениздат, 1988. 271 с.
  4. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб.: Юна, 1998. 246 с.
  5. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 1. Мир человека. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 328 с.
  6. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. 304 с.
  7. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 3. Бытие и быт. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 400 с.
  8. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 4. Мудрость слова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. 400 с.
  9. Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  10. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 640 с.
  11. Колесов, В.В. «Жизнь происходит от слова…». СПб.: Златоуст, 1999. 369 с.
  12. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2-х т. СПб: Златоуст, 2014. 1184 с.
  13. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над практикой масс-медиа. СПб.: «Златоуст», 1999. 320 с.
  14. Костомаров В.Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 131 с.
  15. Кронгауз М.А. Русскому языку ничего не угрожает, даже Интернет. URL: https://www.kp.ru/daily/25798/2777921/ (дата обращения 20.08.2021).
  16. Конгазу М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ: CORPUS, 2016. 512 с.
  17. Левонтина И.Б. О чём речь. М.: АСТ: CORPUS, 2016. 512 с.
  18. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. 64 с.
  19. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 256 с.
  20. Лихачев Д.С. Культура русского народа X–XII вв. М.-Л.: Изд. АН СССР., 1961. 120 с.
  21. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Худ. лит., 1988. 238 с.
  22. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984. 304 с.
  23. Осетров Е.И. Твой Кремль. М.: Просвещение, 1980. 128 с.
  24. Осетров Е.И. Мое открытие Москвы: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 300 с.
  25. Осетров Е.П. Аз свет миру: повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. М.: Дет. лит., 1989. 303 с.