Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

Н.О. Яковлева
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, noyakovleva@mail.ru

Аннотация

В статье представлена система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края. Охарактеризованы её субъекты на региональном, муниципальном уровне и уровне образовательной организации с описанием их обязанностей. Представлены методологические подходы к её построению, принципы реализации, основные направления и виды деятельности. Сделан вывод об эффективности процесса научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках специально построенной региональной системы.

Ключевые слова

научно-методическое сопровождение, повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров, региональная система образования

Для цитирования

Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Развитие российского образования, формирование модели современной школы требуют соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников вызовам времени, быстрой реакции на происходящие изменения, умений грамотно использовать те средства профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем. Устойчиво проявляющиеся инфляционные тенденции при реализации профессиональной готовности педагогов актуализируют необходимость научно-методического сопровождения их деятельности, обеспечивающего своевременное восполнение профессиональных дефицитов при решении задач динамично развивающейся системы образования. На наш взгляд, такое сопровождение как самостоятельный процесс должно носить системный, многоаспектный и управляемый характер, реализовываться на всех уровнях системы образования и иметь атрибуты персонифицированного процесса. Кроме того, его направленность на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей педагогов и управленцев, обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества должно способствовать достижению результатов реализации Национального проекта «Образование» в аспекте модернизации системы дополнительного профессионального образования.

Вопросы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров активно обсуждаются учёными и практиками. Рассматриваются общие проблемы такого сопровождения на региональном уровне [1; 2; 3; 4 и др.], уровне территориальных методических служб [5; 6 и др.], образовательных организаций [7; 8 и др.], распространения передового педагогического опыта [9; 10; 11 и др.], адресного сопровождения педагогических работников  [12; 13 и др.] и т.д.

Мы считаем, что в виду сложности и многоаспектности процесса научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров его полноценное и эффективное осуществление возможно только в рамках специально построенной региональной системы.

Актуальность её создания определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов и управленцев в решении приоритетных национальных задач и обеспечения повышения качества образования, необходимостью систематизации на уровне региона усилий всех субъектов образовательной системы в оказании им своевременной помощи и определении инновационных способов научно-методического сопровождения, отвечающих вызовам и целям современного образования.

Региональная система должна определять методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического обеспечения повышения квалификации, а также переподготовки педагогических работников и управленцев в целях развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть важность обновления подходов к построению такой системы, обусловленную масштабами, темпами и сущностью инновационных процессов в системе образования. Прежде всего, она детерминируются следующими позициями: 1) основным субъектом профессионального развития является педагог, а его профессиональная мотивация выступает наиболее эффективным фактором профессионального роста; 2) к системе обеспечения профессионального развития предъявляется требование оперативного реагирования на изменяющиеся образовательные потребности отдельных педагогов, педагогических сообществ, образовательных организаций, педагогических систем различного уровня; 3) успешность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров обеспечивается консолидированным участием всех субъектов региональной образовательной системы, достижением синергетического эффекта, способствующего распространению эффективных методических практик и созданию новых профессиональных ценностей в системе образования; 4) общественно-государственные, общественные сети и сетевые сообщества инновационного, методического, информационного характера являются действенным механизмом обновления содержания образования и одновременно эффективным средством профессионального развития педагогов.

В Краснодарском крае сложился эффективный опыт организации методической работы и научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [14; 15; 16; 17], однако новые вызовы системе образования, а вместе с тем и новые требования к их профессиональной деятельности выдвигают на первый план задачу обновления структуры и содержания такого сопровождения, придания ему системного, управляемого на региональном уровне характера.

Основными ориентирами для модернизации научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров выступают флагманские государственные инициативы, а также современные образовательные реалии:

  • усиление значимости общественно-государственных форм совершенствования научно-методической деятельности, а также повышения квалификации с участием социальных партнёров;
  • возможность реализации авторских моделей обеспечения профессионального развития педагогов и управленцев, в том числе моделей организации их методической деятельности;
  • особенности и возможности профессионального роста педагогов и управленцев и его адресного научно-методического сопровождения;
  • переход от тематического способа формирования содержания программ повышения квалификации и методической работы к проблемно-интерактивному, направленному на получение конкретного результата, улучшение качества образовательной деятельности;
  • необходимость применения особых форм работы с педагогическим сознанием и мотивационно-ценностной сферой, использования интенсивных, интерактивных и рефлексивно-проектных способов профессионального взаимодействия.

В условиях обновления требований к качеству профессиональной деятельности педагогических работников, уровню их профессионального мастерства были пересмотрены цели и задачи краевой системы научно-методического сопровождения. При этом основное внимание уделялось направлению и мотивированию педагога на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование, повышению его профессиональной компетентности с учётом возможных прогнозов и трендов развития образования, социально-экономических, демографических, технологических изменений, влияющих на характер педагогической деятельности.

Целью действующей системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края является создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования на основе выявленных профессиональных дефицитов и потребностей.

Для достижения поставленной цели определены задачи по обеспечению: 1) структурной и содержательной модернизации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, отвечающей потребностям развития отрасли как сегмента единой федеральной системы; 2) внедрения действенных механизмов сопровождения и поддержки профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях национальной системы профессионального роста и непрерывного повышения профессионального мастерства; 3) реализации современных подходов к проектированию содержания дополнительных образовательных программ, применение инновационных образовательных технологий и методик.

Решение указанных задач предполагает не только изменение содержания и форм профессионального развития педагогических и управленческих кадров, но и смену методологии их научно-методического сопровождения на основе отчётливо проявляющихся приоритетов российского образования.

В качестве методологической основы создания региональной системы были выбраны:

  • системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами, а также способы достижения эмерджентного свойства;
  • деятельностный подход, предусматривающий реализацию системы в контексте активной и проактивной деятельности всех субъектов, способных к её эволюционному преобразованию и, что особенно значимо, к собственному профессиональному развитию;
  • средовой подход, характеризующий особенности и ключевые параметры среды, обеспечивающей эффективность научно-методического сопровождения работников в их непрерывном профессиональном развитии;
  • личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность работника как субъекта непрерывного образования;
  • ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами и персональной траекторией профессионального развития работников;
  • акмеологический подход, демонстрирующий пути достижения профессиональных вершин, постулирующий приоритет свободного профессионально-личностного саморазвития.

Отдельно выделим персонифицированный подход, постулирующий для системы дополнительного профессионального образования приоритет индивидуальных особенностей и запросов педагогов как субъектов образовательной деятельности и собственного профессионального развития. Реализация данного подхода на практике требует обеспечения следующего комплекса условий:

  • получение объективной информации о наличии профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников и их индивидуальных образовательных запросов;
  • развёртывание тьюторской помощи и обучение тьюторов практикам научно-методического сопровождения педагогов;
  • использование приёмов и эффективных моделей наставничества;
  • создание цифровой образовательной среды с доступной и удобной навигацией, актуальным и полезным содержанием;
  • регламентация сетевого взаимодействия, введение модели горизонтального кураторства;
  • поддержка научно-исследовательской, инновационной и проектной деятельности педагогических работников и управленческих кадров;
  • расширение направлений мониторинговых исследований и педагогических аудитов;
  • создание единой информационно-методической базы ресурсов, реестров, банков, цифровых коллекций, научно-методических материалов и лучших региональных педагогических практик;
  • разработка и реализация процедур и регламентов принятия управленческих решений в направлении научно-методического сопровождения.

Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров строилась с учётом принципов: 

  • соответствия её целевых ориентиров приоритетным задачам в сфере развития образования; 
  • активного сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающего синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнёров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • совместного планирования и принятия решений на всех уровнях образовательной системы, что подразумевает постановку задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов; 
  • определения индивидуальных задач повышения квалификации, построения индивидуальных траекторий профессионального развития педагогических работников, индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики;
  • ориентации и оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития системы образования;
  • взаимной ответственности и доверия, принятия решений методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
  • координации и интеграции деятельности методических служб разного уровня.

Организация деятельности построенной системы осуществляется посредством интеграции ресурсов краевого и муниципального уровней, а также методических объединений, профессиональных сообществ и организационных структур, обеспечивающих выполнение задач системы образования Краснодарского края.

Основными направлениями деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются: 

  • формирование персональных траекторий профессионального развития работников на основе независимой диагностики профессиональных компетенций;
  • повышение их квалификации на основе выявленных профессиональных дефицитов;
  • обеспечение их методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми); 
  • информирование об основных тенденциях развития образования, в том числе о направлениях и содержании национального проекта «Образование»; 
  • решение кадровых проблем путём привлечения в образовательные организации лучших выпускников вузов;
  • организация профессиональных стажировок, в том числе на базе организаций среднего профессионального (педагогического) образования) 
  • информирование педагогической общественности о возможностях профессионального развития, создаваемых Федеральным оператором;
  • создание и поддержка разветвлённой сети сертифицированных Федеральным оператором специалистов, осуществляющих деятельность по тьюторскому сопровождению прохождения педагогическими и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе освоение программ дополнительного профессионального образования;
  • руководство деятельностью инновационных площадок по реализации сетевых проектов.

Научно-методическое сопровождение педагогических и управленческих кадров предусматривает различные виды деятельности:

  • аналитическая деятельность заключается в анализе результатов диагностики профессиональных компетенций и выявлении профессиональных педагогических и управленческих дефицитов, анализе состояния и результатов деятельности методических служб, образовательных организаций, отдельных педагогов, профессиональных сообществ, изучении и учёте запросов педагогических коллективов, управленческих команд, отдельных руководителей и педагогов на профессиональное развитие и др.;
  • информационная деятельность включает информирование педагогического сообщества региона о новых тенденциях развития образования, задачах и требованиях к профессиональной компетенции педагогических работников и управленческих кадров, приоритетных направлениях развития отрасли, актуализацию информации о возможностях повышения методической культуры на официальных сайтах, в социальных сетях, формирование банков данных о передовом продуктивном опыте, авторских методиках, ресурсах неформального и информального общения и др.;
  • организационно-методическая деятельность направлена на обеспечение комплексного методического сопровождения педагогических работников, внедрение моделей горизонтального кураторства, стажировок педагогических коллективов (отдельных педагогов) и управленческих команд, стажировочных площадок, краевых инновационных площадок, всероссийских и краевых мероприятий (профессиональных олимпиад, конкурсов, общественно значимых мероприятий и исследований, научно-практических конференций и др.);
  • консультационная деятельность подразумевает организацию консультирования педагогических работников и управленческих кадров в рамках тьюторского сопровождения, прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, сетевого взаимодействия, расширения сети краевых инновационных площадок и др.

В состав системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края входят субъекты научно-методической деятельности всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательной организации. Субъекты системы и связи между ними представлены на рисунке.

Структурно-субъектная модель системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края

Рисунок 1. Структурно-субъектная модель системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края

На региональном уровне субъектами системы являются: 1) Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края; 2) Институт развития образования Краснодарского края, имеющий в своей структуре центры, осуществляющие функции научно-методического сопровождения (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Центр научно-методической и инновационной деятельности), и предметные кафедры; 3) краевые организационные структуры (Мастерская управленческих команд, Клуб конкурсного резерва, Методический актив); 4) региональное учебно-методическое объединение. Их обязанности распределяются следующим образом.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края осуществляет общую координацию деятельности краевой системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров, создаёт и утверждает общую нормативно-правовую базу, принимает управленческие решения, обязательные для всей краевой системы, оценивает эффективность её реализации в целом и результативность работы отдельных субъектов.

Институт развития образования Краснодарского края разрабатывает нормативные документы, необходимые для деятельности системы, проводит мониторинги в пределах своей ответственности, назначает кураторов для непосредственного взаимодействия с муниципальными системами образования, разрабатывает и осуществляет адресную помощь территориальным методическим службам, обеспечивает информационную поддержку функционирования системы. Созданные в его структуре центры и кафедры участвуют в работе краевой системы по конкретным направлениям научно-методического сопровождения.

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников обеспечивает формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования Краснодарского края, в том числе за счёт сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров. Общие аспекты регулирования деятельности центра регламентируются методическими рекомендациями Минпросвещения РФ [18].

Центр научно-методической и инновационной деятельности обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности краевых инновационных площадок, краевых ресурсных центров, стажировочных площадок, площадок передового педагогического опыта; разрабатывает концепцию развития региональной методической службы Краснодарского края и сопровождает её реализацию; координирует деятельность Регионального учебно-методического объединения и ассоциаций педагогов и руководителей образовательных организаций; организует и проводит научно-методические мероприятия (конференции, совещания, семинары, круглые столы и т.д.) по трансляции инновационного опыта и лучших педагогических практик;

Предметные кафедры осуществляют непосредственное научно-методическое сопровождение учителей-предметников.

Краевые организационные структуры – Мастерская управленческих команд, Клуб конкурсного резерва, Методический актив – созданы для решения проблем, связанных с повышением профессионального мастерства управленческих кадров и их своевременным воспроизводством, целенаправленной подготовкой участников профессиональных конкурсов, формированием краевого тьюторского корпуса для сопровождения профессиональной деятельности учителей-предметников.

Деятельность регионального учебно-методического объединения направлена на обеспечение условий профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях; подготовку и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования, в том числе конференций, обучающих семинаров; участие в экспертизе и разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров; оказание содействия использованию в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий. Объединение также осуществляет методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, участвует в разработке и экспертизе примерных основных общеобразовательных программ, контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций учащихся.

На муниципальном уровне основными субъектами региональной системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров являются: 1) муниципальные органы управления образованием; 2) территориальные методические службы; 3) муниципальные организационные структуры (Муниципальный наставнический центр, Муниципальный тьюторский консультационный пункт, Муниципальная школа кадрового управленческого резерва); 4) районные методические объединения. Их обязанности распределяются следующим образом.

Муниципальный орган управления образованием реализует региональную систему научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров на уровне муниципалитета; создаёт нормативно-правовое обеспечение её реализации; разрабатывает муниципальную дорожную карту и контролирует полноту и качество её исполнения; в рамках своей ответственности организует мониторинги и анализирует их результаты; обеспечивает условия для функционирования Муниципального наставнического центра,  Муниципального сообщества тьюторов и Муниципальной школы кадрового управленческого резерва.

Территориальная методическая служба формирует информационно-аналитическое, информационно-библиографическое, научно-методическое (инновационное), учебно-методическое, методическое, психолого-педагогическое, экспертное, диагностическое, организационное, консультационное обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений муниципального образования. Специалисты территориальной методической службы:

  • развивают методическую сеть муниципальной системы образования при взаимодействии с управлением образования и руководителями образовательных организаций, организуют методическое сопровождение муниципальных образовательных организаций;
  • проводят работу по прогнозированию, планированию и организации повышения квалификации педагогических работников и руководителей муниципальных образовательных организаций;
  • осуществляют методическую работу с различными категориями работников образовательных организаций, профессиональными сообществами системы образования;
  • координируют взаимодействие с институтами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, другими учреждениями и организациями;
  • оказывают учебно-методическую, консультативную помощь в преподавании учебных предметов, в том числе региональных, осуществления экспертной оценки учебно-методических материалов (рабочих программ, пособий и др.);
  • обеспечивают развитие и внедрение различных форм инновационной деятельности, современных педагогических, информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику учреждений образования;
  • выявляют, изучают и оценивают результативность педагогического опыта в образовательных учреждениях, обобщают и распространяют перспективный опыт (в том числе опыт инновационной деятельности) для развития системы образования в муниципальном образовании;
  • организуют методическое сопровождение муниципальной системы оценки качества образования, процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных учреждений (организаций), аттестации педагогических работников системы образования;
  • проводят мониторинг проблем, возникающих в профессиональной деятельности молодых педагогов, оказывают помощь в их решении;
  • способствуют созданию оптимальных условий для самореализации молодых педагогов, стимулируют их активному участию в профессиональных конкурсах.

Территориальные методические службы, разрабатывая свои инновационные проекты на конкурсной основе могут получить статус Краевого ресурсного центра, Лидера сетевого взаимодействия или Краевой инновационной площадки.

Муниципальные организационные структуры (Муниципальный наставнический центр, Муниципальный тьюторский консультационный пункт, Муниципальная школа кадрового управленческого резерва) создаются органами управления образованием или территориальными методическими службами для решения проблем муниципалитета, связанных с повышением качества образования и сокращением числа школ с низкими образовательными результатами, преодолением сложных социальных условий, повышением профессионального мастерства учителей-предметников, устранением кадрового дефицита и др.

Районные методические объединения создаются по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по предметным областям, предметам либо специфике деятельности образовательных организаций. Специалисты этих объединений вырабатывают и принимают решения, направляют рекомендации образовательным организациям по рассматриваемым вопросам, оказывают информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности, осуществляют научно-методическое сопровождение через проведение заседаний, семинаров, совещаний и иных мероприятий.

На уровне образовательной организации основными субъектами региональной системы научно-методического сопровождения являются: 1) администрация образовательной организации; 2) школьное методическое объединение; 3) учителя-предметники. Их обязанности распределяются следующим образом.

Администрация образовательной организации разрабатывает нормативное обеспечение, в том числе в части методической работы, несёт ответственность за качество образования и реализацию образовательных программ, оказывает помощь педагогам и содействие их профессиональному развитию.

Учителя-предметники осуществляют непосредственное взаимодействие с обучающимися, разрабатывают и корректируют программно-методическое содержание преподаваемых учебных дисциплин, получают консультации и помощь муниципальных тьюторов, повышают свою квалификацию в Институте развития образования Краснодарского края и других организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

Школьное методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по предмету или образовательным областям. Оно представляет собой консилиумом опытных педагогов-профессионалов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию методики обучения, проводит экспертную оценку предлагаемых для внедрения педагогических инноваций, оказывает необходимую методическую помощь при их реализации, оказывает методическую помощь молодым специалистам, анализирует их уроки при посещении.

Единое научно-методическое пространство образовательной системы края формируется посредством непрерывного и развивающегося взаимодействия субъектов всех уровней, а также инновационных площадок, профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций), что способствует концентрации актуальных ресурсов и эффективных практик, обеспечивающих её непрерывное развитие.

Важную роль в этом играют общественно-профессиональные объединения, которые создаются на всех уровнях: региональном, муниципальном и уровне образовательной организации. Они осуществляют методическую поддержку педагогических и управленческих работников на местах; создают среду для их мотивации к непрерывному самосовершенствованию; участвуют в экспертизе инновационного содержания, лучших практик, их внедрении и распространении; реализуют программы наставничества.

Каждый структурный элемент построенной региональной системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров решает конкретные задачи и выполняет на своём уровне определённые функции, общей целью которых является реализация ключевых направлений национального проекта «Образование»: развитие инфраструктуры образования; профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров; совершенствование содержания образования и воспитания.

В целом региональная инфраструктура обеспечивает: 1) координацию научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; 2) осуществление диагностики их профессиональных затруднений; 3) создание условий для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; 4) повышение квалификации с учётом выявленных профессиональных дефицитов.

Таким образом, обновлённая региональная система многоуровневой и многоаспектной методической работы позволяет существенно повысить качество профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему профессионального сопровождения педагогов и руководителей образовательных организаций, ориентированную  на достижение приоритетных национальных целей и учитывающую профессиональные интенции и возможности работников образовательных организаций.

Список литературы

  1. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 61.
  2. Кашаев А.А., Петренко А.А. Управленческая модель научно-методического сопровождения развития региональной системы оценки качества образования // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2(58). С. 58–68. doi: 10.37724/RSU.2021.58.2.005.
  3. Куган Б.А., Криволапова Н.А. Научно-методическое сопровождение региональных инновационных проектов как условие развития системы образования // Методист. 2018. № 3. С. 3–7.
  4. Фрицко Ж.С., Жижина И.В. Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Свердловской области // ИРО-ЭКСПРЕСС: Профессиональное развитие педагога: ресурсы, механизмы и маршруты: сб. ст. Екатеринбург: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», 2021. С. 5–10.
  5. Волобуева Т.Б. Методические службы в инновационном развитии: научно-методическое сопровождение // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 3(15). С. 59–71.
  6. Имакаев В.Р., Чарный Б.М., Краснов С.И., Таизова О.С. Уровневая модель методической службы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3(39). С. 6–14.
  7. Галицких Е.О., Давлятшина О.В., Шилова З.В. Условия научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов: анализ результатов исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 115–127.
  8. Коваленко Н.В., Кеда Е.А., Коваленко Г.Б. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации // Архивариус. 2017. Т. 2. № 3(18). С. 11–16.
  9. Дедурина С.И., Лутцева М.А., Миненкова А.А. Научно-методическое и технологическое сопровождение обобщения актуального педагогического опыта как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов // Методист. 2021. № 2. С. 18–19.
  10. Калинкина Е.Г., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Научно-методическое сопровождение диссеминации инновационного опыта школ в условиях сетевого педагогического сообщества // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 74–81.
  11. Сергеева М.Г., Соколова А.С. Научно-методическое сопровождение непрерывности профессионального совершенствования педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 219–222.
  12. Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6(117). С. 14–21. doi: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21.
  13. Константинов А.Е., Димухаметов Р.С. Научно-методическое сопровождение молодого педагога как условие развития профессиональных компетенций // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2(36). С. 110–115. doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.36.110.
  14. Гайдук Т.А., Пирожкова О.Б., Яковлев Е.В. Механизмы региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 3–14.
  15. Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 51–58.
  16. Навазова Т.Г., Пирожкова О. Б. Муниципальная методическая служба как сетевой ресурс непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников // Непрерывное образование. 2020. № 1(31). С. 17–19.
  17. Яковлева Н.О., Шлык М.Ф. Региональный мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 50–58.
  18. Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Минпросвещения Российской Федерации от 04.02.2021 № Р-33.