Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования
Т.А. Гайдук1, В.В. Бутова2
1 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, post@iro23.ru
2 Средняя общеобразовательная школа № 2, Тихорецк, Россия, school2tih@mail.ru
Аннотация
В статье дана общая характеристика сетевых профессиональных педагогических сообществ (цель, задачи, принципы деятельности, основные классификации) как важной составляющей инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Представлены реализуемые в Краснодарском крае ведущие механизмы её развития: координация деятельности управляемых профессиональных сообществ и создание инновационного резерва. Обозначены основные шаги по реализации указанных механизмов.
Ключевые слова
региональная система образования, инновационная инфраструктура, сетевые профессиональные сообщества, управляемые сообщества, инновационный резерв
Для цитирования
Гайдук Т.А., Бутова В.В. Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 47–55.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_47
Информация об авторах
Татьяна Алексеевна Гайдук – кандидат педагогических наук, ректор Института развития образования Краснодарского края.
Вера Викторовна Бутова – директор МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка.
Текст статьи
Необходимость обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя является одной из ключевых задач системы образования, над решением которой работает всё педагогическое сообщество. Значимую роль в данном процессе играют профессиональные сообщества, которые в рамках сетевого взаимодействия реализуют механизмы коллективного наставничества. Именно они способствуют, на наш взгляд, оперативному реагированию на современные вызовы и своевременному восполнению профессиональных дефицитов педагогических кадров.
Сетевые профессиональные сообщества являются важной составляющей инновационной инфраструктуры системы образования, поскольку позволяют на постоянной основе привлекать широкий круг педагогических работников и управленческих кадров для обмена опытом, распространения лучших практик и решения возникающих проблем. Различные аспекты деятельности сетевых педагогических сообществ активно исследуются современными учёными и практиками. Предметом таких исследований являются значение педагогических сообществ в профессиональном общении педагогов [1; 2], научно-методическое сопровождение профессиональных педагогических сообществ [3; 4], их роль в профессиональном росте педагога [5; 6; 7; 8], значение для развития системы дополнительного профессионального образования [9; 10], особенности онлайн сообществ [11; 12; 13] и др.
В широком смысле сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Как деятельность, оно подразумевает совместное использование информационных, инновационно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов.
Профессиональное сообщество – это формальное или неформальное объединение специалистов системы образования (педагогов, классных руководителей, руководителей и управленческих команд образовательных организаций, муниципальных управленческих команд, методистов и др.), работающих в одной предметной или проблемной области профессиональной деятельности.
Участники профессионального сообщества обладают общими целями, интересами, потребностями, используют общие ресурсы. Количество участников, как правило, не ограничено, что позволяет более качественно решать текущие проблемы за счёт консолидации большого объёма ресурсов.
Взаимодействие в рамках профессионального сообщества осуществляется с учётом принципов профессиональной ответственности; добровольности и независимости; открытости действий, результатов, проблем, информации; совместной деятельности; общественной инициативности; равноправия и др.
Профессиональное педагогическое сообщество всегда создаётся с целью организации неформального общения при решении значимых проблем образования, содействующего его участникам в осуществлении эффективной профессиональной деятельности.
К основным задачам сообщества мы относим:
- мотивацию его участников к продуктивному профессиональному взаимодействию;
- совместное решение актуальных проблем образования;
- повышение профессионального уровня участников;
- организацию формального и неформального общения на профессиональные темы;
- обмен опытом, поддержку и сотрудничество;
- диссеминацию инновационного опыта, распространение успешных педагогических и управленческих практик;
- поддержку образовательных инициатив;
- проведение образовательных, тематических, методических мероприятий;
- методическую поддержку и содействие профессиональному росту педагогических и иных работников сферы образования;
- создание единого информационного пространства, базы материалов учебного и методического назначения и опыта их применения.
Опыт Краснодарского края показывает, что наибольшую эффективность имеют сетевые сообщества управляемого характера, участники которых осуществляют плановую работу под руководством Института развития образования – базового учреждения, реализующего повышение квалификации педагогов в масштабах региона и обеспечивающего их профессиональное развитие.
Координация работы профессиональных сообществ, возникающих для решения тех или иных задач, является сложной задачей не только потому, что предусматривает высокий уровень готовности к сопровождению профессионального роста учителя со стороны всех субъектов образовательной системы (педагогов-наставников, представителей образовательных организаций, территориальных методических служб, краевых ресурсных центров, Института развития образования и т.д.), но и потому, что требует чёткой регламентации работы и разработки конкретных механизмов научно-методического сопровождения. Кроме того, к настоящему времени создано большое количество сетевых сообществ, разнообразных по составу и направлениям работы, что вызывает известные управленческие трудности, требует согласования действий, учёта сильных сторон и накопленного опыта. Тем не менее, именно опора на региональную сетевую инфраструктуру, являющуюся носителем лучших образцов продуктивного опыта, способна создать условия для непрерывного профессионального роста учителя, что требует осуществления коллективного инновационного поиска в формировании нормативного, программного, методического, организационного, диагностического обеспечения.
Первым шагом для организации и осуществления эффективной координации деятельности сетевых профессиональных сообществ является анализ текущей ситуации и структурирование всей совокупности сообществ на основе выбранной классификации.
В отношении сетевых профессиональных сообществ наиболее популярными являются классификации по:
- масштабу деятельности: всероссийские, межрегиональные, региональные, межмуниципальные, муниципальные, межорганизационные, внутриорганизационные;
- видам деятельности: методические, образовательные, информационные, предметные;
- целям взаимодействия: обмен ресурсами, решение проблем, экспертиза, обмен опытом, инновационная деятельность;
- степени открытости: закрытые, с ограничениями по участию, публичные;
- степени управляемости: управляемые, координируемые, самоорганизующиеся;
- организующему субъекту: автономные от координатора, действующие с участием координатора, созданные по инициативе координатора;
- числу участников: крупные (более 100 чел.), большие (от 50 до 100), средние (от 10 до 50), малые (до 10);
- интенсивности развития: развивающиеся, стабильные, деградирующие;
- этапу жизненного цикла – начинающие (до одного года), молодые (от одного года до трёх лет), зрелые (более трёх лет).
Для достижения целей развития сетевой инновационной инфраструктуры системы образования Краснодарского края были определены две основные классификации:
- по степени формализации отношений: самоорганизующиеся или управляемые;
- по характеру взаимодействия: контактные, дистанционные или смешанные.
Самоорганизующиеся профессиональные сообщества формируются и функционируют на инициативной основе, регулируются ситуативными потребностями системы образования и проблемами профессиональной деятельности субъектов. Работа таких сообществ, как правило, не предусматривает осуществление всех основных управленческих функций: составление плана работы, распределение обязанностей и ответственности среди участников, стимулирование профессиональной активности, контроль выполнения совместной деятельности. Их основной объединяющей силой является удовлетворённость участников его результатами.
Поскольку самоорганизующиеся профессиональные сообщества возникают стихийно для решения определённого круга задач по инициативе группы специалистов, готовых к совместной работе, то, как правило, они не нуждаются в централизованном координаторе. Группа таких сообществ довольно многочисленна и динамична, сама несёт ответственность за действия участников и распространение опыта, но при этом, к сожалению, не всегда эффективна. Самоорганизующиеся профессиональные сообщества не поддаются учёту и не могут координироваться извне.
Основное внимание в рамках региональной системы образования уделяется управляемым со стороны Института развития образования Краснодарского края профессиональным сообществам. Их создание и деятельность координируются ответственным лицом – руководителем сообщества, который назначается приказом ректора института.
К задачам руководителя профессионального сообщества относится выполнение всех управленческих функций: регистрация участников, определение плана работы, организация взаимодействия, осуществление контроля достижения целей, ведение документации о работе сообщества, обеспечение информационной поддержки проводимых мероприятий и подготовка отчётов о результатах работы.
Члены сообщества на добровольной основе участвуют в программных мероприятиях его работы, оказывают профессиональную помощь коллегам, выполняют те или иные виды деятельности для решения поставленных задач.
Профессиональные сообщества, координируемые Институтом развития образования Краснодарского края, имеют иерархическое строение, предметную дифференциацию и обеспечивают включение специалистов органов управления образованием, административных работников, педагогов, учителей-предметников в систему научно-методического взаимодействия. Например, на уровне общеобразовательной организации создаются школьные методические сообщества учителей по каждому учебному предмету (математика, русский язык, физика и т.д.). Руководители школьных сообществ образуют муниципальные методические сообщества учителей-предметников. В свою очередь, руководители муниципальных сообществ входят в состав регионального методического сообщества учителей-предметников.
Вторая значимая для нас классификация профессиональных сообществ предполагает их отнесение к контактным, дистанционным или смешанным сообществам. Последние организуют взаимодействие как в дистанционном режиме, так и с личным присутствием участников.
Работа контактного сообщества предусматривает профессиональное общение в очном формате, что требует использования помещений, имеющих оборудование для организации совместной деятельности, проведения круглых столов, совещаний, мастер-классов и т.д. Такая форма работы является безусловно эффективной, позволяет оперативно получить ответы на возникающие затруднения, непосредственно видеть способы достижения профессиональных целей. В то же время осуществление контактного взаимодействия оказывается сегодня довольно затратным во временном, финансовом и других аспектах.
Дистанционное профессиональное сообщество осуществляет удалённое взаимодействие его участников в формате вебинаров, интернет-конференций, блогов, онлайн или оффлайн общения и предусматривает использование интернет-площадки, социальных сетей или мессенджеров. При этом площадка профессионального сообщества должна представлять собой единое пространство, организованное в сети Интернет, которое используют субъекты системы образования для профессионального общения и взаимодействия. В Институте развития образования Краснодарского края в этом качестве применяется платформа http://wiki.iro23.ru/. Она предоставляет участникам следующие возможности:
- размещение своих материалов и доступ к информации, содержащейся в информационном банке сообщества;
- общение (форум, чат, комментарии);
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
- создание собственных электронных страниц (портфолио) и др.
Отметим, что структура управляемого дистанционного сетевого сообщества должна включать, помимо руководителя и участников, ещё и администратора интернет-площадки, отвечающего за её создание и функционирование, своевременное размещение (удаление) материалов, доступ новых участников.
Организация работы интернет-площадки профессионального сообщества подразумевает, что размещённые информационные ресурсы, учебно-методические и другие материалы являются коллективной интеллектуальной собственностью участников и непосредственным отражением эффективности плановой работы сообщества. План работы определяет всю деятельность управляемого сообщества и должен предусматривать, по нашему мнению, базовую часть, включающую общие для всех участников мероприятия, выстроенные в логике решения профессиональных проблем, и вариативную, пополняемую в процессе работы сообщества по запросу его участников.
Отчёт о деятельности профессионального сообщества готовится руководителем по следующим направлениям:
- количественный и качественный состав участников сообщества;
- востребованность ресурсов, представленных на площадках сообщества;
- участие во всех формах деятельности, открытых сообществом, проявление интереса к обсуждаемым вопросам;
- наполнение хранилища проектно-программными, методическими, учебными, контрольно-измерительными и др. ресурсами и материалами, предоставляемыми участниками сообщества.
Открытое обсуждение отчёта о деятельности сообщества проводится на заседаниях советов различного уровня при Институте развития образования с целью определения эффективности работы и направлений необходимой поддержки.
Основными показателями эффективности сетевого профессионального педагогического сообщества, закреплёнными в Краснодарском крае, являются:
- масштабность, характеризующая объём участников и решаемых задач в образовательном процессе;
- активность, отражающая степень участия профессионального сообщества в работе краевой системы образования в целом и Института развития образования, в частности;
- профессиональная значимость, которая выражается в доступности взаимодействия и обеспечении возможностей для решения профессиональных задач;
- продуктивность, отражающая инновационный потенциал профессионального сообщества, наличие инновационных продуктов, подготовленных к тиражированию и использованию, а также достигнутых результатов в профессиональной деятельности;
- полнота, характеризующая наличие всего спектра ресурсов и субъектов, причастных к профессиональной деятельности и ответственных за её результат.
Таким образом, в системе образования Краснодарского края сложились две группы управляемых профессиональных сообществ, функционирующих под руководством Института развития образования.
Официальные (формализованные) сообщества образованы приказами института, которые фиксируют назначение сообщества, руководителя и его ответственность, состав участников, систему плановых мероприятий. Их деятельность предусматривает разработку и использование в процессе взаимодействия информационной платформы, формирование, апробацию, диссеминацию продуктивного опыта, создание продуктов, значимых для региональной системы образования. На сегодняшний момент в крае действует 20 таких сообществ, 14 из которых объединяют учителей-предметников.
Инициативные (неформализованные) сообщества создаются институтом для решения текущих задач региональной системы образования. Они не предусматривают обязательного нормативного основания, создания специальной информационной платформы, отчётных процедур и допускают свободное членство. Количество таких сообществ постоянно варьируется, поскольку они носят в большей степени характер временных творческих коллективов.
В общей сложности сейчас в крае действует более 330 управляемых профессиональных сообществ, объединяющих более 40 тыс. участников.
Важным элементом сетевой инновационной инфраструктуры являются организации, имеющие формально закреплённый статус. В системе общего образования Краснодарского края действуют:
- две федеральные инновационные площадки: Институт развития образования Краснодарского края и Центр дополнительного образования «Хоста» города Сочи;
- семь краевых ресурсных центров;
- 84 краевые инновационные площадки;
- 11 лидеров сетевого взаимодействия;
- 335 муниципальных инновационных площадок.
Важным шагом к развитию данной инфраструктуры является создание и научно-методическое сопровождение её резерва. К нему мы относим организации, обладающие потенциалом для получения указанных выше статусов. Прежде всего это территориальные методические службы, имеющие опыт участия в инновационных проектах, и образовательные организации, имеющие статус площадки передового педагогического опыта, стажировочной площадки, победителя или призёра Всероссийского конкурса для организаций («Школы – лидеры качества образования», «ЛидерыОтраслиРФ», «Лучшие детские сады России» и др.).
Нормативными основаниями для включения организации резерва в сетевую инновационную инфраструктуру системы общего образования Краснодарского края являются:
- «Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», утверждённый приказом Минобрнауки России;
- «Положение об образовательном конкурсе «Инновационный поиск»», «Положение о краевой инновационной площадке в системе образования Краснодарского края», утверждённые приказами Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края;
- «Положение о краевом ресурсном центре общего образования», «Положение о краевой площадке передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Краснодарского края», «Положение о стажировочной площадке повышения квалификации для слушателей курсов ГБОУ ИРО Краснодарского края», утверждённые приказами Института развития образования Краснодарского края;
- Положения о муниципальных инновационных площадках, утверждённые муниципальными органами управления образованием Краснодарского края.
Основным механизмом включения организаций резерва в сетевую инновационную инфраструктуру системы общего образования Краснодарского края является успешное прохождение конкурсного отбора (подготовка заявки, выполнение требований технической и содержательной экспертизы). Применительно к развитию территориальных методических служб края такая работа успешно осуществляется с 2019 г. в рамках инновационного проекта «Движение вверх», реализуемого Институтом развития образования [3].
Таким образом, накопленный опыт работы и его научное осмысление привели нас к выводу, что создание управляемых профессиональных сообществ и научно-методическое сопровождение и поддержка организаций инновационного резерва являются эффективными механизмами развития сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Они позволяют сделать этот процесс планируемым и контролируемым, сохраняя и поддерживая при этом инициативность и живое общение активных членов педагогического сообщества.
Список литературы
- Лежнина М.А. Роль сетевых сообществ в профессиональной педагогической деятельности // Педагогический опыт: от теории к практике: cб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 30 апреля 2018 года. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 30–33.
- Матвиевская Е.Г., Тавстуха О.Г. Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 7–10. doi: 10.25586/RNU.HET.18.06.P.07.
- Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 51–58.
- Калинкина Е.Г., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Научно-методическое сопровождение диссеминации инновационного опыта школ в условиях сетевого педагогического сообщества // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 74–81.
- Воронов А.Р., Логинова Т.С., Олейник В.С., Осипова М.А., Пралич Б.С. Профессиональное педагогическое обучающееся сообщество: ресурс для повышения квалификации учителя // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1(2). С. 42–49. doi: 10.51635/27129926_2021_1_42.
- Дербуш М.В. Сетевые педагогические сообщества как средство профессионального роста учителя // Наука и образование: новое время. 2019. № 1(30). С. 692–695.
- Донской А.Г., Сахно О.А., Макашова В.Н. Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2(47). С. 15–30.
- Молчанова А.В. Профессионально-педагогические сообщества как ресурс повышения качества образования и профессиональной компетентности педагогов // Искусство и образование. 2017. № 6(110). С. 121–130.
- Ешкилев Ю.Б., Наумова Н.В. Использование потенциала сетевых профессиональных педагогических сообществ в деятельности государственных организаций дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2020. № 38. С. 25–34.
- Меремьянина О.Р. Профессиональные сообщества как вектор диссеминации инновационных педагогических практик в системе повышения квалификации // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». 2019. № 1. С. 6–10.
- Инютина Т.С. Виртуальные педагогические сообщества – новая форма взаимодействия в рамках профессиональной деятельности // Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1. С. 25–33.
- Курбатов В.И. Сетевые онлайн-сообщества: структурно-функциональные и организационные факторы самоуправления // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 15–27. doi: 10.23683/2227-8656.2018.2.1.
- Петросян С.К. Педагогическое интернет-сообщество как фактор повышения направленности на профессиональный рост молодых педагогов // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации: сб. материалов Всеросс. науч.-метод. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 31 декабря 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 35–38.