Актуальная организация профессионального развития педагогических кадров

Т.Б. Волобуева
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, Донецк, Донецкая Народная Республика, iponayka@yandex.ru

Аннотация

В данной статье идея фасилитации пролонгируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фасилитационного воздействия. Обозначены и аргументированы преимущества групповой работы. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационного взаимодействия при обсуждении проблемы. Выделены и охарактеризованы аспекты зоны влияния фасилитатора при работе с группой. Акцентируется внимание на фасилитацию профессионального развития управленческих кадров системы образования. Аргументируются особенности подготовки фасилитаторов. Анализируется проблемное ядро фасилитационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.

Ключевые слова

фасилитация, взаимодействие, группа, педагог, интерактивное занятие, фасилитатор, повышение квалификации, обучение

Для цитирования

Волобуева Т.Б. Актуальная организация профессионального развития педагогических кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 56–62. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_56

Информация об авторах

Татьяна Борисовна Волобуева – кандидат педагогических наук, доктор философии, отличник образования Украины, доцент, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

Текст статьи

Обучение взрослых имеет свою специфику и опирается на принципы андрагогики [1, с. 127], т.к. необходимо учитывать профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их личностные установки, ориентироваться на решение проблем, развитые в достаточной мере самообразовательные компетенции. Обучение педагогов специфично ещё и тем, что одновременно с содержательной составляющей занятия изучается технология подачи материала. Методы и приёмы, используемые преподавателем на курсах повышения квалификации, могут быть применены в педагогической практике в школе. Многолетний опыт последипломного образования позволяет сделать вывод, что интерактивное обучение педагогических кадров является наиболее продуктивным, хотя требует больших усилий и подготовки преподавательского состава. Фасилитация становится ведущей ролью сотрудников института дополнительного профессионального образования.

«Фасилитация (от англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей – наблюдателей и содеятелей» [2, с. 255].

Педагогическая фасилитация – это повышение эффективности образования и развития обучающихся за счёт особенного управляемого стиля их общения [3, с. 119]. Исходя из этого, основными функциями преподавателя на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях являются: мотивация, активизация, поддержка, управление.

Фундаментальных работ по фасилитации не много. К. Роджерс [4] выделил условия взаимоотношений, при которых происходят конструктивные личностные изменения. Конкретизируют и дополняют условия успешной развивающей фасилитации Л.Н. Куликова [5] и Е.Г Врублевская [6]. Методологическое обоснование проблемы и результаты апробации этой технологии в системе повышения квалификации педагогов представлены в работах Р.С. Димухаметова [1]. Исследованиями психологических особенностей фасилитации занимались Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина. [7]. Анализ педагогической и психологической литературы показал, что данная проблема недостаточно разработана. Фасилитация практически реализуется, в основном, в психологии, психотерапии и на управленческих тренингах.

Цель статьи – обосновать использование идеи фасилитации в развитии профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Накопленный опыт работы со взрослой аудиторией, богатые традиции, инновационная активность и достижения позволяют внедрить в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров фасилитацию профессионального развития, которая разветвляется на фасилитацию интерактивных курсов повышения квалификации, фасилитацию межкурсовых мероприятий (тренингов, педагогических мастерских, студий, коучингов, супервизий, методических ателье, школ новаторства, фокус-групп и других научно-методических акций) и фасилитацию самообучения педагогов. В последнем случае максимально используется индивидуальная фасилитация, в процессе формального и неформального обучения – групповая.

На рисунке представлена педагогическая платформа фасилитации.

Педагогическая платформа фасилитации

Рисунок. Педагогическая платформа фасилитации

На интерактивных занятиях курсов повышения квалификации педагогических кадров и межкурсовых мероприятиях взаимообучение является ключевым педагогическим инструментом. При этом применяются все виды групповой работы с максимальным использованием их преимуществ.

Фасилитатор следит, чтобы каждый педагог чувствовал себя равным среди равных, независимо от стажа работы, звания и категории. Группа способствует развитию разноплановых взаимоотношений, обеспечивает поддержку большого числа коллег, разносторонность сравнения мнений, оценивания. Эмоциональные проявления становятся более корректируемыми под воздействием общего психологического фона.

Деструктивные позиции отдельных участников группы встречаются с пониманием и доброжелательным исправлением. Педагоги получают различные формы обратной связи, пользуются широкими возможностями самопознания, оттачивают свои коммуникативные компетенции. Атмосфера солидарности, неравнодушия, причастности к решению важнейших проблем и освоению перспективных методов способствует нахождению оптимальных педагогических решений, стимулирует привлечение дополнительных усилий и готовность к рискам. В процессе взаимодействия фасилитатор создаёт условия для активизации потенциальных возможностей обучающихся, осознанного обучения, инициирования нестандартных идей, самоактуализации, саморазвития, свободу выбора при воспроизводстве изученного. Им контролируется вовлеченность и заинтересованность каждого педагога, сохранение рассуждений в пределах цели и задач, временные рамки и достижение реального консенсуса. Фасилицированное взаимодействие становится более конструктивным.

Каждый педагог может быть уверен, что его выслушают, доброжелательно прокомментируют его мнение, поощрят творческий подход и оценят новые мысли. В таблице приведено сравнение взаимодействия при обсуждении проблемы традиционным способом и при помощи фасилитации. Фасилитатор культивирует на занятиях тактичность, объективность, позиционирует профессионализм, поддерживает глубокое погружение в проблему, поиск оригинальных версий. При этом он не доминирует над группой, а грамотно направляет.

Таблица. Сравнение видов взаимодействия при обсуждении проблемы

Традиционный вид

Фасилитированный вид

90% времени захватывают более активные педагоги.

100% участие всей группы

Случаи перебивания друг друга, общий гул.

Каждый имеет возможность обдумать ответ и высказать своё мнение.

Конфликты при различных мнениях.

Поощрение противоположных точек зрения как основы оптимального решения.

Фиксация на формулировке своего мнения, а не на высказывании других.

Внимательное слушание каждого для адекватного комментирования.

Избегание отдельными педагогами высказываний на «острые» темы, приватные обсуждения.

По «горячим» вопросам обязательное высказывания каждого педагога.

Первое решение часто признаётся окончательным.

Решение проблемы принимается только после осознания аргументации каждым педагогом.

 

Фасилицированное взаимообучение развивает и углубляет учебную компетентность педагогов, акцентируется внимание на личной значимости учения, на ценности способности к эффективному поиску знаний. За счёт безоговорочного признания ценности индивида и отмены внешней оценки достигается психологическая безопасность, свобода самовыражения.

Очень важным моментом фасилитационного взаимодействия педагогов является способствование коррекции профессиональных деформаций, которое достигается благодаря максимальному учёту личностных особенностей участников. Не каждый преподаватель готов стать фасилитатором. Кроме таких важнейших качеств как эмпатия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, он должен владеть определёнными техниками, инструментами, моделями поведения, которые задействует в зависимости от складывающейся ситуации. Фасилитатор отвечает за качество процесса и результата, а группа – за содержание. В процессе взаимодействия он использует целый диапазон ролей: лидер, консультант, эксперт, сподвижник, промоутер, управленец, психолог, слушатель и другие.

Учёт этапов работы предполагает подготовительную часть, начало (совместная выработка правил интерактивного занятия, управление процессом целеполагания и каскадирования цели на задачи, обсуждение ограничений и критериев, прогнозирование результатов и рисков и др.), основную часть и завершение (фасилитация рефлексии, подведение итогов).

Чтобы не отвлекаться на смежные темы, необходима фокусировка группы. Задание фасилитатора – помочь группе установить курс работы, выработать путь достижения цели, следить за траекторией развития взаимодействия. При возникновении дополнительных тем, следует фиксировать их для отдельного обсуждения или модифицировать их в соответствии с текущими задачами. Нужно постоянно подводить промежуточные итоги. Очень важно управлять временем, т.к. излишняя многословность – показатель профессионального выгорания педагогов или отсутствия умения чётко выражать свои мысли, снижают продуктивность занятия.

При сборе информации и мнений, фасилитатор использует разнообразный арсенал методов генерации идей: мозговой штурм, «Мировое кафе», «Дельфи», модерационные карты, ранжирование, «Мыслерешето», дерево решений, дискуссии, дебаты, «Займи позицию», форум, «Аквариум», ментальные карты, «Ажурная пила» и пр. [8].

Для фиксации результатов обсуждения и их визуализации применяются флипчарты, пробковые и магнитные доски, картинки, образы, коллажи. Если есть специалисты по инфографике, то параллельно с обсуждением готовится инфоплакат.

Фасилитация достижения согласия и принятия решений включает: определение позиций консенсуса; дооформление мнений для смягчения противоречий; переформулировку утверждений для подчёркивания общности мнений; изучение цели, оппонирующей большинству участников; побуждение к доработке идей других участников; проверку истинности консенсуса; контроль соответствия решения задаче.

В процессе всего занятия важна фасилитация групповой динамики: создание конструктивного процесса обсуждения; вовлечение каждого участника; задание темпа и ритма дискуссии; поддержка высокой активности; соблюдение перерывов. Сохраняя беспристрастность, фасилитатор активно стимулирует каждого педагога на внесение своего вклада в работу, следит за правильным пониманием содержания взаимодействия, контролирует эффективность собственных действий, корректирует проявление дисфункционального поведения (осознанного или неосознанного проявления неудовольствия, скрытого саботажа, выпадения из общения), регулирует стремление к доминированию. Более опытные фасилитаторы умеют создать атмосферу конкурентного сотрудничества, которая превращает занятие в эвристическое созидание (процесс открытия и изобретения).

Действенными методами мотивации, на всех этапах фасилитации, являются длительный зрительный контакт, обращение по имени, авансирование похвалы, создание ситуаций успеха, оптимистические прогнозы о возможностях обучающихся. Отдельно следует подчеркнуть необходимость конгруэнтного, т.е. адекватного, искреннего поведения фасилитатора.

Особую значимость фасилитация приобретает при работе с директорами образовательных организаций, их заместителями, заведующими городских и районных методических служб, так как одно из заданий – поиск оптимального управленческого решения.

Раскроем понятие «POEMS-анализ» (People, Objects, Environment, Messages, Services) на примере темы «Апробация инновационного проекта». Каждый участник получает стикеры и заранее подготовленный шаблон с пятью графами. В течение 10 минут нужно записать ответы на вопросы. Примеры вопросов:

  • People (люди). Как можно кратко охарактеризовать участников проекта? Что волнует участников проекта? Кто помогал апробации проекта?
  • Objects (предметы). На каких уроках (занятиях, мероприятиях) апробировался проект? Какое оборудование задействовано? Как в проекте реализуется метапредметность (интеграция)?
  • Environment (окружающая среда). В каких условиях реализуется проект? Какова психологическая атмосфера апробации проекта? Что можно улучшить?
  • Messages (коммуникационные послания). Какие виды общения использованы в ходе проекта? Как информируются коллеги, родители, социум о ходе апробации проекта? Какие виды коммуникаций требуют улучшения?
  • Services (услуги). Какие Web-сервисы использовались? Какие услуги понадобились в ходе апробации проекта?

Далее участники в группах по пять человек обсуждают результаты. Затем их ответы объединяются на одном большом шаблоне, выделяются и озвучиваются кластеры. Отдельно по каждой из категорий обсуждаются результаты. Первая группа зачитывает ответы из категории «Люди», другие группы дополняют. После обсуждения на парковочных досках записываются выводы. Вторая группа делится итогами по группе «Предметы» и т. д. Потом каждая группа в течение 15 минут обсуждает и описывает (рисует, конструирует из Lego, создаёт коллаж) контекст, в котором будет реализовываться тема. Далее группы презентуют свои работы и переходят к их обсуждению. Все выводы записываются на парковочных досках. Подобная аналитическая техника широко используется в работе с директорами и их заместителями, а также при проведении управленческих совещаний в образовательных организациях.

Анализ опроса преподавателей-фасилитаторов института (64 респондента) позволил определить проблемное ядро фасилитации профессионального развития педагогов (на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в самообразовании):

  • информационная перегруженность (62%);
  • недостаточная устойчивость внимания (54%);
  • чрезмерная вовлеченность во взаимодействие, часто вызывающая ошибочные действия или эмоциональные реакции (52%);
  • глубокая сосредоточенность на процессе в ущерб вниманию к содержанию (46%);
  • трудность развития группы до уровня работы без содействия (42%).

Анализ курсов повышения квалификации (186) и межкурсовых мероприятий (214) с фасилитацией профессионального развития на входном и выходном исследовании показал положительную динамику показателей следующих компетенций: управление вниманием (на 12%), осознанность обучения (на 36%), сотрудничество (на 28%), коммуникативные навыки (на 32%), критическое и системное мышления (на 14%), навык постановки задач (на 6%), эмоциональный интеллект (на 6%). Отдельно исследовалось развитие познавательной активности: любознательность, познавательный интерес (на 10%), чувство увлечённости, эмоциональный подъём (на 24%), стремление к достижениям (на 8%), стремление к лидерству (на 6%), личная значимость обучения (на 14%), стремление к самообразованию (на 14%). По актуальности, новизне знаний и технологий фасилицированные занятия высоко оценили 92% педагогов (4324 респондента), по уровню профессионального развития – 86%.

 Таким образом, использование фасилитации профессионального развития педагогических и управленческих кадров на курсах повышения квалификации, межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования показало свою несомненную эффективность.

Список литературы

  1. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 398 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2019. 793 с.
  3. Насипова Д.А. Выявление фасилитирующих и контрфасилитирующих обстоятельств профессионального самоопределения // Педагогика. 2019. № 1. С. 86–96.
  4. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 426 с.
  5. Поляруш А.А. Сущность образовательного процесса как единство материального и идеального в составе субъективности // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 1. С. 388–392.
  6. Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 226 с.
  7. Жижина, И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. … канд. псих. наук. Екатеринбург, 2000. 153 c.
  8. Ситникова М.И. Интерактивные технологии обучения // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Вологда, 27 ноября 2019 года. Вологда: ООО «Маркер», 2019. С. 99–109.