Ошибки в использовании числительных в речи школьников: проблемы, причины, пути решения
М.Ю. Борисова
Основная общеобразовательная школа № 12 имени Л.Ф. Минюка, станица Калниболотская, Россия, mariana@myrambler.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведённого среди учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы. Определены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на их общую грамотность. Выявлены и описаны основные грамматические ошибки учащихся, связанные с употреблением имён числительных в письменной и устной речи. Сформулированы общие рекомендации по повышению их грамотности.
Ключевые слова
имя числительное, грамматические ошибки, навыки употребления числительного, культура речи, грамотная речь
Для цитирования
Борисова М.Ю. Ошибки в использовании числительных в речи школьников: проблемы, причины, пути решения // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 40–46.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_40
Информация об авторах
Марина Юрьевна Борисова – учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы № 12 им. Л.Ф. Минюка станицы Калниболотской.
Текст статьи
Грамотная речь – это один из важных индикаторов образованности человека. Однако в последние годы грамматические, речевые и смысловые ошибки стали неотъемлемой частью теле- и радиопередач, публикаций сетевых и печатных изданий [1; 2]. Кроме того, они постоянно встречаются в выступлениях должностных лиц и специалистов различного уровня, большинство из которых имеют высшее образование.
Можно долго говорить о том, что язык очень подвижен и давно назрела необходимость пересмотреть нормы языка и речи или сделать их более гибкими, вариативными, на чём настаивают некоторые общественные деятели. Но не стоит забывать о том, что основная черта литературного языка – обязательность вышеуказанных норм. Сегодня по разным причинам грамматические, синтаксические, лексические, пунктуационные, орфографические нормы нередко нарушаются даже образованными людьми: даже появился термин «ошибка образованного человека». Всё это формирует неблагоприятное языковое окружение, в котором растут, воспитываются и обучаются школьники и студенты [3].
В настоящий момент учителя русского языка и литературы вынуждены в одиночку противостоять этим потокам безграмотной письменной и устной речи. Наибольшую сложность представляет работа по недопущению и ликвидации грамматических ошибок школьников, связанных с употреблением имён числительных. Как отмечает Е.В. Соломина, «главной причиной того, что данная тема усваивается обучающимися с трудом, является то обстоятельство, что правильные формы имён числительных носитель языка практически никогда не видит в текстах» [4]. Числовой материал в учебниках по разным предметам зачастую передается цифрами, а не прописью. В то же время итоговое собеседование, которое должны пройти все девятиклассники, содержит задания, связанные с нормами употребления имен числительных. Текст задания обычно содержит хотя бы одно двух- или трехзначное количественное числительное в косвенном падеже и несколько порядковых числительных (обычно даты различных этапов жизни и работы известного человека). Они представлены при помощи цифр, обучающийся же должен корректно передать их словами при чтении и пересказе. Наш личный трёхлетний опыт участия в итоговом собеседовании в качестве эксперта показывает, что в среднем 9 из 10 обучающихся теряют балл по критерию «Р1 Г» из-за ошибок в употреблении числительных.
Ряд исследователей считает, что ошибки в языке и речи – это следствие искаженного языкового сознания, низкого уровня владения языком [5 и др.]. Языковые компетенции школьников формируются преимущественно в процессе обучения в образовательной организации, при этом значительное влияние оказывает языковое окружение.
С целью выявления объективных факторов, влияющих на наличие грамматических ошибок у школьников в употреблении числительных, было проведено исследование среди 50 учащихся 5–9 классов. Оно включало в себя три письменных задания и устный опрос.
В первом задании требовалось просклонять по падежам несколько словосочетаний с двух- и трехзначными количественными числительными, обозначенными цифрами (150 книг, 285 экземпляров, 7 суток и т.п.). Второе задание состояло из словосочетаний с числительными, написанными цифрами (в 1380 году, около 550 человек, ближе к 2007 году, горжусь 87 выпускниками, до 240 метров, в ¾ стакана, чрез 8,2 километра и т.д.). В третьем задании числительные в словосочетаниях были написаны прописью, но некоторые из них содержали грамматические ошибки (двое девчонок, в двух тысяча втором году, пришло около двести человек, составить список из сто девяносто пунктов и т.д.). Обучающиеся вписывали словосочетания, по их мнению, содержащие ошибки, в исправленном виде (аналогичные задание есть в ВПР по русскому языку).
В процессе разбора ошибок школьники давали ответы в произвольной форме на следующие вопросы:
- Чем вы руководствовались в процессе выполнения задания?
- Где вы чаще всего видите числительные, написанные цифрами и буквами, где вы их чаще всего слышите?
- Проговариваете ли вы про себя числительные, написанные цифрами?
- Замечаете ли вы ошибки в употреблении имён числительных в речи других людей, в СМИ?
- Замечаете ли вы свои ошибки и стремитесь ли вы их исправить?
При анализе письменных и устных ответов учитывались возрастные особенности учащихся. Так пятиклассники представляют наибольший интерес с точки зрения влияния языкового окружения и общих представлений о языке, заложенных с раннего детства. Тема «Имя числительное» подробно изучается лишь в шестом классе, поэтому, можно утверждать, что свои знания о нормах употребления числительных пятиклассники черпают из других источников: СМИ, посты в интернете, учебная и художественная литература, речь окружающих, в том числе учителей и родителей.
В данной статье мы представим анализ только грамматических ошибок. Орфографическим ошибкам будет посвящено отдельное исследование.
Первое задание вызвало наибольшее затруднение у пятиклассников: более 60% из них допустили ошибки в падежных формах числительных (Родительный падеж – сто пятидесяти книг; творительный – сто пятидесятью книгами, предложный – о двести восемьдесят пять экземпляров, семи сутков и т.п.). В приведённых примерах присутсвуют также ошибки в управлении. При этом пятиклассники поясняли, что запутались и не смогли задать вопрос к существительному. Лучше других с первым заданием справились учащиеся шестого класса: почти 80% допустили не более трех грамматических ошибок. Это связано с тем, что тема «Имя числительное» изучалась в соответствии с программой на уроках русского языка в период проведения опроса. Большинство шестиклассников охарактеризовали первое задание как лёгкое. Почти половина учащихся 7–9 классов допустили многочисленные ошибки в выполнении первого задания. Словосочетание «7 суток», подразумевающее собирательное числительное (семеро суток), использовали преимущественно учащиеся шестого и седьмого класса, остальные же предпочли вариант с целым количественным числительным «семь суток».
Со вторым заданием без ошибок справились только трое шестиклассников и один девятиклассник (8% учащихся). Еще пять человек (10%) допустили три-четыре ошибки. Большинство же учащихся допустили множественные грамматические ошибки при образовании форм числительных (в тысячу триста восьмидесятом году, в тысячу трехсот восьмидесятом году, около пятьсот пятьдесят человек, ближе в двухтысячно седьмому году, через восемь и два километра и т.д.). В приведённых примерах есть ошибки в образовании форм всех разрядов числительных. Дети, справившиеся с первым заданием и допустившие ошибки во втором, пояснили, что испытывали затруднения в постановке падежного вопроса, а соответственно и в выборе нужной словоформы.
Третье задание оказалось самым сложным: учащиеся не замечали словосочетаний с ошибками и исправляли верные (у обеих подружек – у обоих подружек; у ста сорока человек – у сто сорока человек). Треть участников вообще не приступили к его выполнению, посчитав слишком трудным и только четверо допустили при его выполнении не более трёх ошибок.
Отметим, что во втором и третьем задании учащиеся допустили меньше ошибок в формах порядковых числительных, обозначающих годы, нежели в количественных. Ошибались преимущественно пятиклассники. Данный факт они поясняли так: «Годы часто называют на уроках истории и в разных познавательных роликах, а всё остальное просто пишут цифрами».
На первый вопрос «Чем вы руководствовались в процессе выполнения задания?» пятиклассники ответили, что писали так, как им кажется правильным, или они где-то видели или слышали именно такую форму слова, некоторые ссылались на учителей математики. Большинство шестиклассников утверждали, что руководствовались правилами грамматики. Учащиеся 7–9 классов ориентировались на то, что видели и слышали ранее в СМИ, на уроках и т.п. Этот ответ во многом совпадает с ответами пятиклассников.
На вопрос «Где вы чаще всего видите числительные, написанные цифрами и буквами, где вы их чаще всего слышите?» учащиеся преимущественно ответили: «Видим в учебнике, слышим на уроках, чаще всего на математике или истории». При этом большинство опрошенных указывали, что в учебниках всё пишут цифрами, а не буквами. Второй по популярности ответ – это различные СМИ (интернет, телевидение, радио и т.п.) Художественную и научную литературу указали только двое детей, ещё один ребенок утверждал, что часто использует числительные в процессе общения. Более 80% учащихся 6–9 классов ответили, что встречали собирательные числительные только в учебнике русского языка и лишь 18% вспомнили примеры из сказок (семеро козлят) и из бытового общения (у них трое детей, дождь шел двое суток).
На вопрос «Проговариваете ли вы про себя числительные, написанные цифрами?» большинство обучающихся ответили отрицательно. Шестеро (12%) сказали, что всегда проговаривают числа, читая тексты задач, параграфы учебников, но крайне редко, цифры из примеров, двое (4 %) – всегда проговаривают числительные. Все они отмечали, что проговаривать числительные их научили еще в начальной школе. Эти же учащиеся в разной степени справились со всеми тремя заданиями.
На вопросы «Замечаете ли вы ошибки в употреблении имён числительных в речи других людей, в СМИ?» и «Замечаете ли вы свои ошибки и стремитесь ли вы их исправить?» отвечали только учащиеся 6–9 классов (40 человек), поскольку пятиклассники ещё не обладают знаниями, необходимыми для объективного ответа. Утвердительно ответили тридцать два учащихся, при этом девять из них справились со вторым заданием. Все они говорили, что заведомо неправильно называют десятичные дроби (6,25 – шесть и двадцать пять вместо шесть целых двадцать пять сотых), потому что так быстрее и удобнее и так говорит учитель математики. Пятнадцать учащихся сказали, что иногда замечают ошибки, связанные с употребление числительных, в речи собеседника или ведущих, в текстах СМИ, в постах и соцсетях.
Отдельно отметим ошибки при выполнении заданий, связанные с незнанием или непониманием структуры числа (780 – семьдесят восемьдесят, 8,2 километра – восемь вторых километра, ¾ стакана – три четыре стакана, 6,25 – шесть целых двадцать пять десятых и т.д.). Это ошибки математического характера и учитель русского языка сможет помочь учащемуся только после того, как будут ликвидированы пробелы в знаниях в области состава числа. Математические ошибки при выполнении заданий допустили три учащихся (6%). Хотя такие ошибки находятся за пределами грамматики, они заметно снижают качество речи и филологу не следует оставлять их без внимания.
В результате обобщения и систематизации полученной информации можно сделать следующие выводы. В исследуемой группе лучше всех с заданиями справились учащиеся шестого класса, поскольку они руководствовались недавно изученными правилами русской грамматики. Навык использования этих правил у учащихся 7–9 классов был сформирован, но не закреплен на практике, поскольку они в среднем сделали больше ошибок, ориентируясь на примеры письменной и устной речи других. Этим же руководствовались учащиеся пятого класса, большая часть которых с заданием не справилась. Затруднения, вызванные вторым и третьим заданиями у учащихся, которые справились с первым, связаны с тем, что в живой разговорной речи употребление числительных часто сопровождается грамматическими ошибками. Словосочетания и предложения с числительными, составленные по правилам русской грамматики, встречаются преимущественно в учебниках русского языка. Собирательные числительные вызывают наибольшие затруднения у учащихся, т.к. примеров их употребления очень мало. Фактическими источниками литературной речи являются учитель русского языка и учебник по предмету «Русский язык». Учебники по другим предметам, даже по литературе, содержат числовой материал, переданный цифрами.
Одним из самых тревожных, по нашему мнению, является тот факт, что знания об имени числительном, полученные в шестом классе, постепенно забываются в последующие годы обучения. Этому есть несколько причин. Первая – уменьшение количества часов русского языка в 7–9 классах. В большинстве общеобразовательных школ программа седьмого класса предусматривает четыре урока в неделю, в восьмом и девятом – три. Новый материал в этот период обучения достаточно сложный и объемный. Поэтому для повторения остается немного времени, а теме «Имя числительное» удаётся уделить несколько минут в месяц. В то же время поток неграмотной речи, «благодаря» различным СМИ, не прекращается ни на секунду. Повторить и закрепить ранее изученное в такой ситуации становится практически невозможным [6; 7].
Попытаться решить эту проблему локально можно при помощи элективных курсов, ориентированных на правила употребления числительных. В 5–6 классах курс может быть посвящен различным сказкам, рассказам, сочинению собственных историй, содержащих большое количество числительных. В седьмом классе можно рассматривать аспект использования числительных в диалогической речи: сочинять ситуативные диалоги, разыгрывать сценки и т.п. Для учащихся 8–9 классов будет полезен профессиональный аспект – использование числительных в различных официальных документах (отчёты, докладные, ордера, чеки и т.д.). Такой элективный курс будет сочетать в себе элементы профориентации и русского языка.
Ошибки, связанные с употреблением имен числительных, в настоящее время носят глобальный характер, решить эту проблему лишь элективными курсами не получится. Ценнейшим источником правильной и грамотной речи для ребенка должны быть учитель и учебник. Все учителя-предметники, а не только филологи, должны следить за своей речью и речью ученика, повышать уровень грамотности. На уроках математики, хотя бы иногда, следует проговаривать с учащимися числа вслух, и начинать это необходимо ещё в младших классах. Очень хорошей опорой для учащихся могли бы стать числа, написанные цифрами и прописью в скобках, в учебниках по другим предметам (например, литературы и истории). В свою очередь учителя-филологи должны иметь необходимый уровень математической грамотности. Если учитель русского языка с трудом отличает смешанное число от десятичной дроби, говорить о правильности образования форм дробных числительных бессмысленно. Такой подход обеспечит укрепление межпредметных связей. Проблема влияния СМИ в настоящий момент практически нерешаема. Учитель и школа ограничены во времени в отличие от телевидения, радио и интернета, которые круглосуточно оказывают воздействие на детей и подростков [8]. Качество этого воздействия спорное. Кроме того, школьные уроки, несмотря на все старания учителя, в силу своей специфики всегда уступают интернету и прочим СМИ в привлекательности. Введение некоторой грамматической цензуры могло бы способствовать повышению грамотности школьников.
Список литературы
- Зеленин А.Ю., Калинина Л.В. Особенности языка и стиля Кировских интернет-порталов // Семантика. Функционирование: сб. науч. тр. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС». 2017. С. 47–56.
- Конюченко А.В. Особенности современного телевизионного текста регионального телевидения (на примере ОТРК «Югра», ТК «N1») // Наука, образование и культура. 2016. № 6(9). С. 67–69.
- Крылова М.Н. Наши дети: жизнь в условиях неблагоприятного языкового окружения // Метеор-Сити. 2017. № 1(7). С. 18–24.
- Соломина Е.В. О предупреждении грамматических ошибок, связанных с употреблением имён числительных, в речи студентов-нефилологов // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12(30). С. 366–368.
- Занина О.Н. Грамматическая ошибка как средство анализа особенностей внутреннего метаязыка // Известия Юго-Западного государственного университета: серия лингвистика и педагогика. 2016. № 1(18). С. 20–28.
- Соловьева О.Н. К вопросу о формировании морфологической нормы у учащихся старших классов на уроках русского языка // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: сб. науч. тр. Пенза: Изд-во Пензенского государственного аграрного университета. 2021. С 60–65.
- Буралова Р.А., Джабраилова З.А., Эдильханова Р.Ш. Формирование навыков употребления в речи имен числительных учащимися-билингвами // Региональный вариант русского языка в условиях билингвизма: сб. науч. тр. Грозный: Изд-во Чеченского государственного педагогического университета. 2021. С. 152–163.
- Пустохайлова А.А., Сергушова Н.Д. Влияние сленга на средства массовой информации // Влияние новейших технологий, СМИ и интернета на образование, язык и культуру: сб. науч. тр. Москва: Изд-во Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. С. 362–367.