Технологии проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры»: принципы реализации и перспективы развития

Е.И. Приходченко1, О.В. Кулькова2
1,2 Донецкий национальный технический университет, Донецк, Донецкая народная республика
1 88rapoport88@mail.ru
2 olga.kulkova.2016@mail.ru

Аннотация

Авторы статьи рассматривают проблемы организации информационной подготовки обучающихся в условиях вузовской библиотеки, описывают принципы реализации курса «Основы информационной культуры личности» на базе научно-технической библиотеки Донецкого национального технического университета, раскрывают достоинства и недостатки обучения основам информационной культуры.

Ключевые слова

информационная культура, будущий специалист, информационная подготовка, вузовская библиотека, образовательный процесс, формирование личности, информационная грамотность, познавательная деятельность

Для цитирования

Приходченко Е.И., Кулькова О.В. Технологии проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры»: принципы реализации и перспективы развития // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 3–9.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_3 

Информация об авторах

Приходченко Екатерина Ильинична – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Украины, академик МАНПО, профессор кафедры философии Донецкого национального технического университета.
Ольга Владимировна Кулькова – заместитель директора научно-технической библиотеки Донецкого национального технического университета.

Текст статьи

Для современного общества характерно закономерное увеличение объёма информации, бурное вторжение новых информационных технологий. Достижения науки и техники существенным
образом воздействуют на все сферы общественной деятельности. Осознаётся глобальная роль информации в формировании личности и общества. Именно поэтому возникает необходимость развития у будущего специалиста информационного стиля мышления, подготовки его к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы.

Общественное сознание большинства наших современников, а также степень развития общей культуры общества и, в частности, такой её важной составляющей, как информационная культура, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования человечества в изменяющемся мире. Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры и обновление их технического обеспечения требует формирования соответствующих информационно-коммуникационных компетенций, профессиональных знаний, умений и навыков [1]. Умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века. Следовательно, потребностями общества диктуются новые требования к уровню грамотности и образованности будущего специалиста. Широкая информатизация, изменение технического оснащения рабочих мест специалистов, конкуренция на рынке труда, повышение квалификации, непрерывное образование на протяжении всей жизни – всё это не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу является формирование информационной культуры инженера.

С целью повышения уровня компетентности будущих выпускников в образовательный процесс внедряются новые педагогические технологии, направленные на формирование информационной культуры студентов. Достижение поставленных целей происходит на основе использования информационно-коммуникативных технологий и средств в процессе обучения [2].

Каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому во время учёбы нужно не только давать необходимый объем знаний, но и развивать творческую активность студентов, их стремление к самообразованию и переосмыслению полученной информации на протяжении всей жизни. Это невыполнимо без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узкопрофильных интересов и определяет готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов. Без формирования и развития информационной культуры личности невозможны информационное мировоззрение, информационная грамотность при постоянно повышающемся уровне в области информационно-коммуникационных технологий.

По мнению А.Т. Абдуллаева [3] информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Высокий уровень информационной культуры позволяет человеку оперативно получать желаемую информацию, полноценно использовать её в профессиональной деятельности и обыденной жизни. Информационная культура личности является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в различных навыках, в умении целенаправленно работать с информацией, извлекать её из различных источников и эффективно использовать, во владении основами аналитической переработки информации.

Информационную подготовку личности характеризуют следующие компоненты:

  • умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность;
  • знание информационных ресурсов;
  • владение возможностями библиотек и умением использовать эти возможности;
  • формирование культуры информационного поиска, т.е. знания основных алгоритмов извлечения нужной информации;
  • навыки обработки информации, т.е. умение не только извлечь информацию из источника, но и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности;
  • развитие критического мышления, понимания, оценивания и творческого использования информации.

Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при организации специального обучения современных студентов, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка гарантирует человеку реальный доступ к информационным ресурсам, сосредоточенным как в библиотеках, так и в информационных центрах. При этом наличие специальной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов технологического общества. Сами по себе, изолированно, ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.

Введение в учебные планы всех факультетов Донецкого национального технического университета дисциплины «Основы информационной культуры» призвано сформировать у студентов целостную систему знаний и умений в указанной области, научить самостоятельно находить ответ на вопрос, применительно к каждому конкретному информационному процессу.

Цель курса – обучить студентов знаниям, умениям и навыкам информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Задачи курса: 1) формирование информационного мировоззрения личности; 2) приобретение знаний и умений по учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Курс содержит пять разделов: «Информационные ресурсы общества и информационная культура», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках», «Аналитико-синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности обучающихся», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-познавательной деятельности обучающихся», «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают обучающимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации как в традиционном, так и в электронном вариантах.

Важнейшей составляющей в формировании информационной культуры студентов является вузовская библиотека как современный информационно-культурный центр. Имея неограниченные возможности доступа к различного рода информации, библиотека выступает для студента одновременно как ресурсным обеспечением, из которого он черпает свои знания, так и источником социальной адаптации. Современная библиотека вуза представляет собой сложную информационную систему, ресурсы которой многообразны. Для полноценного и эффективного использования этих ресурсов пользователи библиотеки должны обладать определенными знаниями, владеть информационной культурой. В условиях свободного доступа к информации в
библиотеке существует перечень мероприятий, способных обеспечить комфортное и безопасное информационное обслуживание и совершенствование информационной культуры пользователей, которые не противоречат этике библиотечного обслуживания и концепции интеллектуальной свободы [4]. С этой целью сотрудники научно-технической библиотеки университета и проводят занятия по формированию информационной культуры личности.

Долгое время в вузе отсутствовала единая методика преподавания дисциплины «Основы информационной культуры». Зачастую формирование информационной культуры сводилось к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, овладению рациональными приемами работы с книгой. Ни одно из этих направлений само по себе не способно решить проблему в целом. Для устранения выявленных недостатков было проведено исследование по вопросам формирования информационной культуры студентов университета для повышения уровня использования информационных услуг, по результатам которого были выявлены:

  • необходимость максимального использования информационных ресурсов библиотеки различными категориями читателей (студенты, аспиранты, научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав);
  • потребность в обеспечении необходимого уровня информационной культуры с помощью дифференцированного курса занятий, требующих постоянного усовершенствования в связи с быстрым развитием информационных технологий и библиотечных услуг;
  • важность внедрения дополнительных разделов, которые значительно улучшат общее представление об информационной культуре и о растущих возможностях информационных техно-
    логий.

Необходимо формировать информационную культуру как целостное явление, которое предполагает знание основных законов функционирования документных потоков информации в обществе, приёмов и методов её аналитико-синтетической переработки, критериев эффективного поиска нужного информационного ресурса (рисунок).

Формирование информационной культуры обучающегося

Рисунок. Формирование информационной культуры обучающегося

В целом изучение дисциплины «Основы информационной культуры», с одной стороны, способствует привлечению обучающихся в библиотеку, чтобы сделать их грамотными читателями, которые, используя информационные ресурсы научно-технической библиотеки университета самостоятельно развивают свои профессиональные компетенции. С другой стороны, это позволяет органично войти в учебно-образовательный и научно-исследовательский процесс университета [5].

Дисциплина носит прикладной характер и дает возможность студентам рационально организовать самостоятельную работу в вузе. Она помогает обучающимся сэкономить время и интеллектуальные затраты на поиск, переработку учебной и научной информации, прививая им культуру умственного труда.

Указанный курс позволяет студентам не только эффективно обучаться в университете, но и готовит их к самостоятельному пополнению профессиональных знаний после окончания вуза, делая будущего выпускника более креативным, творческим, гибким, способным адаптироваться к быстро меняющимся условиям, как в профессии, так и в других сферах жизни.

Однако, не всегда студенту ясен смысл дисциплины с точки зрения потребностей в будущей профессиональной деятельности. Поэтому на первых же занятиях преподаватель-сотрудник библиотеки, прежде всего, должен раскрыть (обосновать, классифицировать и наглядно объяснить) цели изучения дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения составом специальных знаний и умений, возбудить интерес обучающихся к изучению дисциплины. Именно такие принципы и задачи всегда ставятся во главу проведения занятий по формированию информационной культуры будущих специалистов.

Эффективность занятий достигается чередованием различных форм обучения. В процессе изучения дисциплины «Основы информационной культуры» применяются как традиционные виды учебной работы (лекции, практические занятия, семинары, контрольные вопросы, самостоятельная работа, обзор литературы, консультации, зачёты), так и активные и интерактивные формы (экскурсии по читальным залам и абонементам университетской библиотеки, видеоматериалы, поисковые тренинги по электронным библиотечным системам локального и удаленного доступа и отраслевым ресурсам Интернет, тематические презентации, тестирования).

Следует отметить, что все занятия скорректированы с учетом изменений, происходящих в библиотечно-библиографической практике. При наполнении содержательной стороны занятий учтены как потребности библиотеки и вуза, так и интересы студентов. При разработке лекций и практических занятий авторы постарались показать пользователям, пусть и фрагментарно, весь спектр современных библиотечных сервисов.

На практических занятиях каждый студент имеет возможность на деле применить знания, полученные во время лекций. Большая часть практических занятий посвящена поиску информации. Главная цель этих занятий – научить студента понимать, что он ищет, как решить проблему поиска необходимого материала, как рациональнее применить найденное. Для этого происходит близкое знакомство с новыми возможностями библиотеки как информационно-культурного центра университета.

Ознакомление с электронно-библиотечными системами своей и других библиотек готовит студентов к тому, что они могут стать удаленными пользователями любой библиотеки, независимо от её местонахождения, с помощью доступа к электронным каталогам и сервису электронной доставки документов. Логичным продолжением становится их знакомство с электронными библиотеками, представленными в сети Internet.

Возможность поиска фактографической информации раскрывается при обращении к электронным энциклопедиям. Знакомство с поисковыми средствами Internet, с особенностью составления информационных запросов в них позволяют сделать поиск наиболее эффективным. Занятия, проводимые сотрудниками библиотеки, оказывают положительное влияние на формирование информационной культуры будущего специалиста, что отчетливо прослеживается по результатам исследований, ежегодно проводимых библиотекой, а также по итогам тестирования, которое студенты проходят в начале курса и по его окончании. Использование новых информационных технологий в процессе занятий позволяет заинтересовать студента, что особо важно для обучающегося. Не нужно подгонять студента на вершину знаний, необходимо его увлечь, а увлеченные на вершину знаний поднимаются сами.

Таким образом, анализ и осмысление опыта реализации информационной подготовки в вузе позволяют утверждать, что решение этой задачи уже невозможно только за счет эпизодической, несистемной работы, выполняемой исключительно на инициативной основе. Требуется единый подход к организации информационной подготовки всех участников образовательного процесса, как тех, кто учит, так и тех, кто учится. Одним из способов её решения является внедрение в учебный процесс вузов в качестве обязательного курса «Основы информационной культуры личности».

Список литературы

  1. Жидкова М.В., Денисова О.Ю. Информационные технологии как инструмент формирования ИКТ компетенций специалиста // Применение новых технологий в образовании: материалы XXV Междунар. конф. М.: 2014. С. 171–172.
  2. Ишханова М.Г., Оршанский А.Ю. Педагогические технологии (приемы, методы) формирования информационной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18880 (дата обращения: 25.06.2021).
  3. Абдуллаева А.Т. Библиографы как посредники в формировании информационной культуры читателей // Библиография. 2013. № 3. – С. 30–34.
  4. Бобрышева А. В. Совершенствование информационной культуры читателей библиотек в условиях свободного доступа к информации // Время. Общество. Библиотека : материалы VI открытой респ. науч.-практ. конф. Луганск: Луганская гос. акад. культуры и искусств им. М. Матусовского, 2015. С. 20–23.
  5. Приходченко Е.И., Кулькова О.В. Информационная культура будущего специалиста как составляющая образовательного процесса // Вестник Академии гражданской защиты. 2021. № 1(25). С. 127–132.