Корпоративное обучение в организациях дополнительного профессионального образования

О.Б. Пирожкова1, Л.Н. Терновая2
1,2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 pirogkova_ob@mail.ru
2 ternovaya_1_n@iro23.ru

Аннотация

Представлена система корпоративного обучения, реализуемая в Институте развития образования Краснодарского края. Сформулированы цели, задачи, ключевые принципы и функции, описаны направления и порядок взаимодействия ответственных лиц при её реализации. Корпоративное обучение проводится по двум направлениям: внутрифирменное обучение и обучение во внешней профессиональной среде. Оно осуществляется по утверждаемому на календарный год плану мероприятий, которые дифференцируются по следующим категориям работников: руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, иные специалисты и кадровый управленческий резерв. Обучение организуется через систему мероприятий, составленную с учётом актуальных задач системы образования.

Ключевые слова

корпоративное обучение, внутрифирменное обучение, кадровый резерв, обучающие мероприятия

Для цитирования

Пирожкова О.Б., Терновая Л.Н. Корпоративное обучение в организациях дополнительного профессионального образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 93–98. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_93

Информация об авторах

Ольга Борисовна Пирожкова – кандидат педагогических наук, первый проректор Института развития образования Краснодарского края.
Людмила Николаевна Терновая – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе и обеспечению качества образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Решение стоящих перед современной системой образования задач невозможно без постоянного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. В динамично меняющемся современном мире очень важно совершенствовать свои профессиональные компетенции, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам образовательной сферы. Особенно значим этот аспект для работников системы дополнительного профессионального образования, поскольку именно они должны передать практикующим педагогам самые современные технологии преподавания, а значит и сами должны владеть ими в совершенстве.

Сегодня благодаря открытости и доступности информации любой желающий может развивать себя в интересующем его направлении. Однако, если это развитие связано с профессиональной деятельностью, важно выбрать действительно актуальные темы для изучения и эффективные методики их освоения. Для работников системы дополнительного профессионального педагогического образования это является критически важным, поскольку их обучающиеся сами являются педагогами и используют полученные знания и умения в своей работе. В этой связи мы считаем, что процесс их профессионального развития должен быть организован и соотнесён с современными тенденциями образования.

Одним из эффективных направлений решения такой задачи является корпоративное обучение, которое в широком смысле понимается как «организованный в интересах корпорации и её сотрудников процесс взаимодействия обучающих (тренеров) и обучающихся (слушателей), осуществляемый как внутри организации, так и вне её, направленный на решение учебных задач и обеспечивающий профессиональное развитие сотрудников» [1, с. 16].

Исследователями и практиками разрабатываются различные аспекты корпоративного обучения: модели организации и классификация корпоративных программ [2; 3 и др.], использование персонализированного обучения [4], и метода проектов [5], обучение на основе корпоративной культуры [6] и т.д.

Активно обсуждается внедрение корпоративного обучения в практику работы образовательных организаций. Е.И. Девятова исследовала развитие педагогического потенциала учителя в данной системе [7], О.Г. Селиванова и Н.И. Санникова – использование командных методов обучения как ресурса повышения профессиональной компетентности учителей [8], Е.И. Петухова – повышения мотивации педагогических работников средствами корпоративного обучения [9], О.В. Ковальчук, В.С. Кошкина – формирование команды в условиях инновационной модели «обучающаяся организация» [10к] т.д.

В данной статье мы представим систему корпоративного обучения в Институте развития образования Краснодарского края.

Мы рассматриваем корпоративное обучение как комплекс взаимосвязанных видов обучения, направленных на непрерывное профессиональное развитие работников для увеличения вклада каждого из них в достижение максимальной эффективности деятельности организации.

Целью корпоративного обучения определена подготовка и повышение уровня личной и профессиональной компетентности работников Института в условиях изменений системы образования, достижения понимания каждым из них своего функционального назначения в организационных процессах и взаимосвязи его обязанностей с качеством деятельности Института.

Основными задачами корпоративного обучения являются:

  • упорядочение процессов приобретения работниками актуальных компетенций, комплексного их обновления в связи с изменениями в системе образования;
  • организация изучения, обобщения и внедрения эффективного отечественного и зарубежного опыта;
  • систематическая диссеминация лучших практик работы наиболее профессионально компетентных специалистов и подразделений Института;
  • формирование организационной культуры, создание корпоративных ценностей, правил и традиций;
  • улучшение коммуникативного взаимодействия между структурными подразделениями, работниками Института.

Корпоративное обучение осуществляется с соблюдением принципов системности, непрерывности, регулярности, релевантности, ориентированности на потребности и интересы работников, интерактивности, практикоориентированной направленности обучения, проблемности, инновационности, установления обратной связи.

Основными управленческими функциями в рамках корпоративного обучения являются:

  • анализ потребностей работников в профессиональном и личностном развитии;
  • определение возможностей и наиболее эффективных видов, форм и методов обучения;
  • планирование, организация и проведение обучения;
  • мотивация работников и создание условий реализации результатов обучения в процессе их профессиональной деятельности;
  • оценка эффективности обучения, принятие необходимых корректирующих мер.

Корпоративное обучение реализуется по двум направлениям: внутрифирменное обучение и обучение во внешней профессиональной среде. Внутрифирменное обучение организуется Институтом, носит плановый характер, его состав и содержание формируется с учётом приоритетных задач Института. Обучение во внешней профессиональной среде инициируется самими работниками или руководством Института для совершенствования выполнения должностных обязанностей и личностного развития. Оно реализуется через освоение дополнительных образовательных программ, прохождение стажировок, организованных сторонними организациями, а также через участие в профессиональных форумах, семинарах, конкурсах и т.д.

Корпоративное обучение осуществляется по утверждаемому на календарный год плану мероприятий, которые дифференцируются по следующим категориям работников: руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, иные специалисты и кадровый управленческий резерв. При формировании плана учитываются заявки структурных подразделений на участие в мероприятиях и предложения на их проведение.

Мероприятия осуществляются в различных формах, как традиционных, так и инновационных. Мы разделяем их по охвату участников на масштабные и локальные.

Масштабные мероприятия подразумевают обязательное участие субъектов внешней среды и длятся как правило один и более дней. К ним относятся конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, фестивали, форумы, стажировки, методический десант; форсайт-сессия, стратегическая сессия и др.

Локальные мероприятия проходят в течение дня. Основными из них являются семинары (в том числе методический семинар, семинар-практикум, семинар-совещание и т.д.), вебинары; мастер-классы, тренинги, методические лаборатории, круглые столы, воркшопы, деловые игры и т.д.

Для проведения мероприятий в рамках внутрифирменного обучения привлекаются работники Института, имеющие соответствующие деловые и личностные качества, профессиональные компетенции, специальные знания и эффективный опытом по тематике проводимого обучения. При необходимости приглашаются другие авторитетные специалисты из профессиональной среды (практические работники, преподаватели, тренеры и др.).

При подготовке мероприятия каждый преподаватель разрабатывает его программу, наглядный и раздаточный материал, презентационное сопровождение. После его проведения весь подготовленный материал (электронные документы, фото, видеозаписи, учебные и методические материалы и др.) размещаются на внутреннем сетевом ресурсе для дальнейшего использования работниками Института.

При этом преподаватель, ответственный за проведение мероприятия имеет право:

  • самостоятельно определять объем преподаваемого материала;
  • выбирать формы обучения, исходя из целесообразности и уровня образования и знаний участников;
  • вносить предложения по составу участников, месту и времени проведения занятий.

Работники, проходящие обучение во внешней профессиональной среде, публично представляют педагогическому коллективу основные результаты своего обучения, а также предложения по использованию полученного опыта в работе Института.

Мероприятия для кадрового управленческого резерва проводятся в соответствии с отдельной программой, которая состоит из трёх компонентов:

  • инвариантный компонент, включающий психологическую диагностику участников, «ректорский час» (работа с ректоратом по постановке задач и определении направлений работы на перспективных должностях), открытая коллегия (посещение закрытых собраний при рассмотрении отдельных вопросов), тренинговые занятия, связанные с развитием управленческих компетенций;
  • вариативный компонент, предусматривающий стажировку у действующего руководителя подразделения или ректората (работа с документацией, участие в совещаниях, прототипирование процессов);
  • подготовка выпускной работы, характеризующей программу развития личностного профессионального потенциала.

Мониторинг эффективности корпоративного обучения проводится в январе следующего года исходя из оценок основных его субъектов: участников мероприятий и руководства Института.

Участники мероприятий, проведённых в рамках корпоративного обучения, дают оценку их эффективности отвечая на вопросы анкеты:

  1. В каких мероприятиях Института Вы принимали участие?
  2. Качество каких мероприятий из посещённых Вами в Институте Вы считаете наиболее высоким?
  3. Какие инновационные приёмы Вы приняли и используете / будете использовать в своей деятельности?
  4. Мероприятия по какой тематике, на Ваш взгляд, должны быть включены в план корпоративного обучения в следующем году?
  5. Какие мероприятия сторонних организаций Вы посетили?
  6. Какие программы повышения квалификации или стажировок сторонних организаций Вы освоили в прошедшем году?
  7. Какие инновационные приёмы, с которыми Вас познакомили сторонние организации, Вы приняли и используете / будете использовать в своей деятельности?
  8. Дайте общую оценку организации внутрифирменного обучения: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.
  9. Дайте общую оценку содержания материалов внутрифирменного обучения на соответствие профессиональным потребностям: соответствует, частично соответствует, не соответствует.
  10. Сформулируйте предложения по совершенствованию корпоративного обучения в Институте развития образования Краснодарского края.

Руководство Института даёт оценку эффективности мероприятий корпоративного обучения исходя из следующих критериев:

  • степень использования и внедрения инноваций, представленных в рамках корпоративного обучения;
  • повышение качества работы подразделений;
  • активность участия работников в проводимых мероприятиях;
  • укрепление взаимодействия подразделений Института (повышения уровня взаимной ответственности).

Годовой отчёт о проведённом корпоративном обучении рассматривается на заседании Учёного совета и по его результатам руководство Института принимает управленческие решения, которые учитываются при планировании мероприятий корпоративного обучения в текущем году.

Опыт реализации выстроенной таким образом системы корпоративного обучения показал его эффективность. Управление со стороны руководства Института процессом профессионального и личностного развития педагогических и управленческих кадров позволяет сделать обучение направленным на решение задач, стоящих перед системой образования Краснодарского края в целом и Института в частности.

Список литературы

  1. Петряков П.А., Певзнер М.Н. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации // Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 16–20.
  2. Белогуров А.Ю., Марушина М.К. Классификация корпоративных программ обучения руководителей и развиваемые в них кластеры компетенций // Kant. 2020. № 2(35). С. 189–195. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.39.
  3. Канарейко Д.А. Модели организации корпоративного обучения // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4(28). С. 131–134.
  4. Рассказова О.А. Персонализированное обучение как современная тенденция корпоративного обучения // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сб. тр. всерос. науч. и учеб.-практ. конф. В 3 ч., Санкт-Петербург, 27–29 мая 2020 года. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 71–77.
  5. Марушина М.К., Ибрагимова И.Р. Метод проектов: особенности и цели применения в корпоративном обучении руководителей // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 92-99. DOI 10.34286/1995-4638-2020-72-3-92-99
  6. Вожжова А.В., Муха В.Н. Система обучения персонала на основе корпоративной культуры // Журнал социологических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 14–18.
  7. Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3 (28). С. 138–146.
  8. Селиванова О.Г., Санникова Н.И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 9. С. 14–24. URL: http://e-koncept.ru/2020/201061.htm.
  9. Петухова Е.И. Корпоративное обучение в общеобразовательной организации как средство повышения мотивации педагогических работников // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 1. С. 8–11.
  10. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Корпоративная система обучения команды образовательной организации // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 3–7.