Педагогическая перспектива. 2021. №3

1. Приходченко Е.И., Кулькова О.В. Технологии проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры»: принципы реализации и перспективы развития
Приходченко Екатерина Ильинична – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Украины, академик МАНПО, профессор кафедры философии Донецкого национального технического университета.
Ольга Владимировна Кулькова – заместитель директора научно-технической библиотеки Донецкого национального технического университета.
Авторы статьи рассматривают проблемы организации информационной подготовки обучающихся в условиях вузовской библиотеки, описывают принципы реализации курса «Основы информационной культуры личности» на базе научно-технической библиотеки Донецкого национального технического университета, раскрывают достоинства и недостатки обучения основам информационной культуры.
Информационная культура, будущий специалист, информационная подготовка, вузовская библиотека, образовательный процесс, формирование личности, информационная грамотность, познавательная деятельность.
Приходченко Е.И., Кулькова О.В. Технологии проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры»: принципы реализации и перспективы развития // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_3
2. Голешевич Б.О., Лещинская А.А. Интерпретация музыкальных знаний в общем образовании
Бронислав Олегович Голешевич – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыки и эстетического образования Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова.
Анна Александровна Лещинская – учитель музыки ГУО СШ № 34 г. Могилёва
В статье акцентируется внимание на ассоциативной вариативности толкования художественной сущности музыки. Представлена её эмоционально-чувственная и образовательная значимость. Осуществлена дифференциация многофункциональности музыки по социальным, психологическим, педагогическим признакам и их общественно-экономической значимости. Фиксируется внимание на интимном, эзотеричном характере музыкального восприятия. Раскрытию образного содержания произведений способствует интердисциплинарное свойство музыки. Выражается оно дуалистично: как заимствование исторических и естествоведческих знаний в процессе раскрытия её образной сущности, так и обращение к её эмоциональной, интонационно-звуковой природе и когнитивному потенциалу при изучении обществоведческих учебных предметов. Таким образом, аксиоматичным представляется бинарность музыки, характеризующаяся её эмоционально-чувственным содержанием и рационально-интеллектуальным потенциалом.
В работе представлена также логика влияния видов музыкальной деятельности человека на его психосоматическое состояние, характеризующееся понятиями интровертивности и экстравертивности. Рассматривается обусловленность взаимотрансформации данных настроений у композитора, исполнителя, слушателя в зависимости от активности их действий.
Интимность, интровертивность, интроспективность, квинтэссенция, латентность, ментальность, рефлексия, эзотеричность, экстериоризация, экстравертивность
Голешевич Б.О., Лещинская А.А. Интерпретация музыкальных знаний в общем образовании // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 10–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_10
3. Орлов С.Ю. Подготовка специалистов для преподавания робототехники в разных странах
Сергей Юрьевич Орлов – аспирант Новосибирского государственного педагогического университета
В статье рассматривается актуальное состояние робототехники в современных образовательных организациях. Описывается актуальность обучения робототехнике, возможности и средства её изучения. Автор даёт характеристику некоторых программ обучения преподавателей робототехнике, а также соответствующих курсов повышения квалификации. Приводятся примеры различных стратегий и концепций в области развития информационных технологий, реализуемых государством. В статье представлены формы обучения робототехнике в современных образовательных системах, в том числе, традиционные очные курсы с ежедневными занятиями и дистанционные курсы с самостоятельным обучением. Анализируется опыт Германии, Китая, Кореи, США, Японии в сфере образовательной робототехники как лидирующих в данной области стран. Раскрываются возможности реализуемой новой концепции STEAM и рассматриваются перспективы развития робототехнической индустрии.
робототехника, образовательная робототехника, изучение робототехники, STEAM-обучение
Орлов С.Ю. Подготовка специалистов для преподавания робототехники в разных странах // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 19–26. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_19
4.Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
В статье представлена система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края. Охарактеризованы её субъекты на региональном, муниципальном уровне и уровне образовательной организации с описанием их обязанностей. Представлены методологические подходы к её построению, принципы реализации, основные направления и виды деятельности. Сделан вывод об эффективности процесса научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках специально построенной региональной системы.
Научно-методическое сопровождение, повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров, региональная система образования.
Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива.
2021. №3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
5. Борисова М.Ю. Ошибки в использовании числительных в речи школьников: проблемы, причины, пути решения
Марина Юрьевна Борисова – учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы № 12 им. Л.Ф. Минюка станицы Калниболотской.
В статье представлены результаты исследования, проведённого среди учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы. Определены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на их общую грамотность. Выявлены и описаны основные грамматические ошибки учащихся, связанные с употреблением имён числительных в письменной и устной речи. Сформулированы общие рекомендации по повышению их грамотности.
Имя числительное, грамматические ошибки, навыки употребления числительного, культура речи, грамотная речь.
Борисова М.Ю. Ошибки в использовании числительных в речи школьников: проблемы, причины, пути решения // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 40–46.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_40
6. Гайдук Т.А., Бутова В.В. Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования
Татьяна Алексеевна Гайдук – кандидат педагогических наук, ректор Института развития образования Краснодарского края.
Вера Викторовна Бутова – директор МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка.
В статье дана общая характеристика сетевых профессиональных педагогических сообществ (цель, задачи, принципы деятельности, основные классификации) как важной составляющей инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Представлены реализуемые в Краснодарском крае ведущие механизмы её развития: координация деятельности управляемых профессиональных сообществ и создание инновационного резерва. Обозначены основные шаги по реализации указанных механизмов.
Региональная система образования, инновационная инфраструктура, сетевые профессиональные сообщества, управляемые сообщества, инновационный резерв
Гайдук Т.А., Бутова В.В. Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 47–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_47
7. Волобуева Т.Б. Актуальная организация профессионального развития педагогических кадров
Татьяна Борисовна Волобуева – кандидат педагогических наук, доктор философии, отличник образования Украины, доцент, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».
В данной статье идея фасилитации пролонгируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фасилитационного воздействия. Обозначены и аргументированы преимущества групповой работы. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационного взаимодействия при обсуждении проблемы. Выделены и охарактеризованы аспекты зоны влияния фасилитатора при работе с группой. Акцентируется внимание на фасилитацию профессионального развития управленческих кадров системы образования. Аргументируются особенности подготовки фасилитаторов. Анализируется проблемное ядро фасилитационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.
Фасилитация, взаимодействие, группа, педагог, интерактивное занятие, фасилитатор, повышение квалификации, обучение
Волобуева Т.Б. Актуальная организация профессионального развития педагогических кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 56–62. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_56
8. Ахмадеева С.А. Формирование читательской грамотности в преподавании русского родного языка на основе системно-деятельного и культуроведческого подходов
Светлана Альфредовна Ахмадеева – кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования Института развития образования Краснодарского края.
Статья посвящена проблеме формирования у обучающихся читательской грамотности в преподавании русского родного языка в 5–9 классах. Предлагается система вопросов и заданий на основе методических рекомендаций «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы», целями обучения Б.С. Блума и типами заданий. Особое внимание уделяется формированию культуроведческой компетенции учащихся и интереса к русскому языку, а через него – русской культуре. В помощь учителю для разработки заданий по предлагаемой модели на основе текстов культуроведческой направленности (статей и эссе, а также глав из книг о русском языке и русской культуре В.В. Колесова, Д.С. Лихачева, В.Г. Костомарова, Е.И. Осетрова) прилагается список источников.
Читательская грамотность, системно-деятельностный подход, культуроведческий подход, текст культуроведческого содержания, таксономия образовательных целей, культуроведческая компетенция, русский родной язык, внеурочная деятельность
Ахмадеева С.А. Формирование читательской грамотности в преподавании русского родного языка на основе системно-деятельного и культуроведческого подходов // Педагогическая перспектива. 2021. №3. С. 63–76. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_63
9. Бубнова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки педагогов, обладающих методической компетентностью. В статье приведено авторское видение методической компетентности педагога, раскрывающей своё содержание через её структуру (методическая информированность, методическая грамотность, методическое творчество, методическое искусство) и уровневое строение (творческий, образованности, грамотности, ситуативный и нулевой уровни). Приведены результаты исследования по определению уровня сформированности методической компетентности у специалистов территориальных методических служб Краснодарского края. Проверена валидность методик исследования и представлены полученные результаты, предполагающие необходимость выработки рекомендаций, направленных на повышение уровня компетентности.
Профессиональная компетентность, методическая компетентность, педагог, структура методической компетентности, уровни методической компетентности
Бубнова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 77–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_77
10. Суворова С.Л., Плёсина В.М. Проблема формирования вторичной языковой личности в современной методической теории и практике
Светлана Леонидовна Суворова – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического
образования.
Вероника Михайловна Плёсина – преподаватель немецкого языка Шадринского филиала Курганского базового медицинского колледжа.
Приводится краткий обзор истории возникновения концепции языковой личности в лингвистике и лингводидактике. Рассматриваются модели языковой личности Ю.Н. Караулова и Г.И. Богина, понятие «вторичная языковая личность» в современной методической теории и практике преподавания иностранного языка и процесс её развития у учащихся средней общеобразовательной школы. Обобщены представления о вторичной языковой личности Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез и освещены связанные с её формированием проблемы. Концепция вторичной языковой личности рассматривается как результат обучения иностранному языку, соответствующий новой образовательной парадигме и социальному заказу современного общества. Сформированность вторичной языковой личности представляется как необходимое условие осуществления учащимися успешной межкультурной коммуникации.
межкультурная коммуникация, вторичная языковая личность, лингводидактика, коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция
Суворова С.Л., Плёсина В.М. Проблема формирования вторичной языковой личности в современной методической теории и практике // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 86–92. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_86
11. Пирожкова О.Б., Терновая Л.Н. Корпоративное обучение в организациях дополнительного профессионального образования
Ольга Борисовна Пирожкова – кандидат педагогических наук, первый проректор Института развития образования Краснодарского края.
Людмила Николаевна Терновая – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе и обеспечению качества образования Института развития образования Краснодарского края.
Представлена система корпоративного обучения, реализуемая в Институте развития образования Краснодарского края. Сформулированы цели, задачи, ключевые принципы и функции, описаны направления и порядок взаимодействия ответственных лиц при её реализации. Корпоративное обучение проводится по двум направлениям: внутрифирменное обучение и обучение во внешней профессиональной среде. Оно осуществляется по утверждаемому на календарный год плану мероприятий, которые дифференцируются по следующим категориям работников: руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, иные специалисты и кадровый управленческий резерв. Обучение организуется через систему мероприятий, составленную с учётом актуальных задач системы образования.
корпоративное обучение, внутрифирменное обучение, кадровый резерв, обучающие мероприятия
Пирожкова О.Б., Терновая Л.Н. Корпоративное обучение в организациях дополнительного профессионального образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 93–98. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_93