Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов
А.В. Смахтина
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, annlogoped@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматриваются социально-педагогические ресурсы формирования потребности в чтении детей младшего школьного возраста. Проблемное поле исследования включает определение социально-педагогических ресурсов чтения, оценку возможностей их использования и эффективности в «учительском представлении», создание модели социально-педагогических ресурсов в образовательной организации.
Ключевые слова
социально-педагогические ресурсы чтения, потребность в чтении, учитель начальных классов, младший школьный возраст
Для цитирования
Смахтина А.В. Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 77–82.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_77
Информация об авторах
Анна Владимировна Смахтина – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
Чтение является ценностным компонентом культурного, коммуникативного, воспитательно-образовательного аспекта развития школьника, а также содержит важные функции для успешной социализации личности. Феномен чтения отображается в значимом социально-педагогическом потенциале, который раскрывается, с одной стороны, через социальную основу включения младших школьников в процесс активной читательской деятельности, с другой – через создание педагогической системы (компетентность специалистов, средства, способы, приёмы, технологии
и др.).
В анализе подходов к активизации читательской деятельности представлен комплекс условий и возможностей, влияющих на формировании потребности в чтении. При этом, в педагогической среде отсутствует системное восприятие преобладающих социально-педагогических возможностей, которые влияют на формирование потребности в чтении детей младшего школьного возраста, нет оценки возможностей их использования и эффективности в образовательной среде. Поэтому необходимо выявить социально-педагогические ресурсы чтения, определить ресурсы, используемые учителями младших классов в реальной педагогической практике, и дать рекомендации педагогам по использованию всех ресурсных возможностей формирования устойчивой потребности в чтении.
Под социально-педагогическими ресурсами мы понимаем «условия и возможности социальной среды и педагогической системы формировать устойчивую потребность в чтении у младших школьников» [1, с. 19–21]. В педагогической науке ресурсы рассматриваются как способы действия, имеющие целевую направленность [2, с. 12–17], а также как возможности специалистов и условий их деятельности через цели, функции, методики, обеспечивающие формирование личности ребёнка. Ресурсы долговечны и неизменчивы, неисчерпаемы и целиком возобновляемы [3, с. 21–22]. Их использование содействует положительному изменению в развитии, переходу образовательного пространства на новый, более высокий уровень.
Используя метод контент-анализа мы выделили шестнадцать социально-педагогических ресурсов чтения (рисунок).
Для определения, какие из представленных социально-педагогических ресурсов чтения имеют значимость в представлении учителей начальных классов, на базе Института развития образования Краснодарского края был проведён экспертный опрос.
Социально-педагогические ресурсы чтения оценивались по двум параметрам: 1) потенциал ресурсов в формировании и развитии устойчивой потребности в чтении у младших школьников; 2) эффект влияния перечисленных ресурсов на развитие потребности в чтении. Измерения производились с помощью модели Раша и шкалы Лайкерта [4].
В результате измерений наибольший потенциал, с точки зрения учителей начальных классов, имеют ресурсы семьи (1,69 балла), педагогические ресурсы (1,64 балла), внешние стимулы книги (художественное оформление) (1,65 балла), а также ресурс авторитетного мнения (1,54 балла). Наименьший потенциал, по мнению педагогов, представляют электронные ресурсы (0,68 балла), деятельность книжных издательств и центров торговли (0,70 балла), учебные программы литературного чтения, принятые в рамках действующего государственного стандарта (0,84 балла) и государственные программы по развитию детского чтения, уровень развития государственной пропаганды чтения (0,99 балла) (таблица).
Таблица. Оценка ресурсов чтения с точки зрения их возможностей в формировании устойчивой потребности в чтении
Список ресурсов |
Эффект влияния |
отрицательные отклики (в %) |
положительные отклики (в %) |
1. Электронные ресурсы (масштабные интернет-проекты для детей, развивающие компьютерные игры, интернет-конкурсы и т.д.) |
0,68 |
29,7 |
65,9 |
2. Библиотечные ресурсы (библиотечные мероприятия по распространению книги и чтения: фестивали, акции, конкурсы; обновление фондов библиотек, повышение значимости и статуса библиотек) |
1,00 |
11,0 |
75,8 |
3. Ресурсы масс-медиа (продвижение книги, повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью массовых СМИ, детских каналов и рекламы; создание современных мультфильмов по книгам) |
1,20 |
5,6 |
80,0 |
4. Государственная пропаганда чтения (пропаганда моды на чтение на государственном и региональном уровне, создание общенациональной программы поддержки чтения) |
0,99 |
15,9 |
74,4 |
5. Ресурсы семьи (развитие семейного чтения, родительский пример «человека читающего», работа с «нечитающими» родителями) |
1,69 |
0 |
93,4 |
6. Педагогические ресурсы (использование педагогом специальных приемов, креативных игр, влияющих на развитие потребности, интереса к чтению, повышение квалификации педагогов по данному направлению) |
1,64 |
0 |
92,3 |
7. Библиотерапевтическое свойство книги (идентификация ребенка с литературным героем, позитивное эмоциональное восприятие произведения, захватывающий сюжет) |
1,43 |
2,2 |
87,9 |
8. Внешние стимулы книги (красивая обложка, яркие картинки и т.д.) |
1,65 |
3,3 |
95,6 |
9. Ресурсы книжных издательств и торговли (содействие издательств, центров книжной торговли продвижению детской литературы и популяризации детского чтения) |
0,70 |
23,3 |
63,3 |
10. Комфортная среда (создание комфортной среды для чтения: свет, помещение удобная мебель; новый имидж библиотек, создание специальных площадок для чтения в местах массового скопления людей) |
1,17 |
7,9 |
80,9 |
11. Свободный доступ к книге (упрощение процедуры получения книги в библиотеках, открытые полки, доступность библиотечного фонда) |
1,22 |
12,5 |
78,4 |
12. Создание библиоцентров раннего развития (формирование потребности в чтении в дошкольном возрасте) |
1,27 |
9,4 |
76,5 |
13. Ресурс авторитетного мнения (пропаганда чтения со стороны известных артистов, писателей, которых знают и любят школьники) |
1,54 |
2,2 |
89,9 |
14. Сверстники (наличие «читательских лидеров» в классе, заражающих модой на чтение других учеников; коллективные обсуждения книг в группах сверстников, коллективные игры, читательские соревнования, поощрение «читающих» групп и учащихся) |
1,32 |
5,6 |
85,6 |
15. Круг чтения детей (произведения литературы, которые ребенок «принимает» и читает с интересом, рекомендуемая литература) |
1,35 |
3,4 |
84,1 |
16. Федеральный государственный стандарт («литературное чтение» в сетке часов, содержание предмета) |
0,84 |
16,1 |
62,1 |
Полученные результаты раскрывают значимые моменты исследования:
- учителя начальных классов не знакомы с разнообразием ресурсов чтения;
- из всех представленных ресурсов чтения учителя выделяют только те, которые отражают их профессиональную деятельность;
- педагоги не представляют, как именно применять в практической деятельности другие социально-педагогические ресурсы чтения, с которыми они
не знакомы.
В связи с этим важно представить педагогам социально-педагогические ресурсы и обозначить модель их применения в образовательной организации.
Идеальное использование социально-педагогических ресурсов в образовательной организации – это создание определенной модели. В школьной структуре такая модель представлена через соучастие всех звеньев учреждения, сотрудничество всего педагогического коллектива, направленное на развитие и поддержку потребности в чтении младшего школьника.
На наш взгляд, на уровне образовательного потенциала личности педагога формирование ресурсов чтения в педагогической организации должно осуществляться через следующие на-
правления:
- профессиональное совершенствование учителей начальных классов в условиях непрерывного образования по формированию потребности в чтении, изучению психологических процессов личности читателя, младшего школьника, развитию педагогических направлений в активизации читательской деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- создание современного имиджа читающего педагога;
- проектирование личностно-предметной профессиональной деятельности, сопряженной с направлениями активизации читательской деятельности;
- организация сопровождения педагога начальной школы в вопросах приобщения школьника к чтению через институты повышения квалификации.
На уровне образовательного учреждения должны реализовываться следующие направления:
- создание социально-педагогической модели приобщения к чтению в образовательном учреждении с целью формирования активной читательской деятельности как базы социокультурного, нравственного развития младшего школьника;
- конструирование концепции взаимодействия педагогов образовательного учреждения, вне зависимости от направления работы, по вопросам активизации чтения (внедрение ресурсов чтения в педагогический процесс на каждом уроке или в виде тематической недели);
- формирование потребности в чтении как в урочной, так и в неурочной деятельности;
- активное взаимодействие учителя, школьника и библиотекаря;
- составление методической программы активизации читательской деятельности младшего школьника.
Такая цепочка взаимодействия требует правильной внутренней педагогической организации, которая связана с содержанием и направлением обучения (разработка методического аппарата, учёт возрастных и психологических особенностей, интересов и т.д.); организацией процесса обучения (систематическое использование разнообразных форм работы и применение социально-педагогических ресурсов чтения); созданием читательской атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности. Важными являются также и внешние факторы организации взаимодействия – «развитие социального партнерства школы по вопросам чтения» и «обучение кадрового состава как основной компонент педагогической компетентности» [5].
Таким образом, для специалистов образовательных организаций открываются новые ориентиры применения представленной системы социально-педагогических ресурсов в формировании потребности в чтении детей младшего школьного возраста. При этом внедрение ресурсов чтения возможно на уровне образовательного учреждения в целом и через личностный потенциал педагога, где эффективность приобщения к чтению зависит от внешней и внутренней педагогической организации.
Список литературы
- Бедерханова В.П., Смахтина А.В. Социально-педагогические ресурсы формирования потребности в чтении детей младшего школьного возраста // Научно-практический журнал «Школьные технологии». 2020. № 3. С. 19–28.
- Миняева Н.М. Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 4(110). С. 12–17.
- Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 322 с.
- Bederkhanova V.P., Chepeleva L.M., Dontsova M.V., Smakhtina A.V. Features of the development of the need for needs for reading in primary schoolchildren (results of applied research) // E3S Web of Conferences 210, 18073 (2020): https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018073
- Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: https://legalacts.ru/doc/natsionalnaja-programma-podderzhki-i-razvitija-chtenija-utv-rospechatiu/ (дата обращения: 10.06.2021)