Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода
Н.В. Козырева
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемерово, Россия, pkp_prok@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены факторы и условия формирования мотивов, особенности применения индивидуально-дифференцированного подхода в развитии мотивации обучающихся к выбору профессии. Выделены значимые и незначимые мотивы, определены наиболее эффективные условия формирования мотивации выбора профессии обучающихся посредством организации и проведения профессиональных проб. Описаны диагностические методы, применяемые в изучении мотивационной сферы выбора профессии, представлены качественные и количественные показатели, выявленные в результате исследования уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающихся и условий их формирования. Рассмотрена динамика сформированности мотивов профессионального самоопределения обучающихся, обозначены перспективы дальнейшего совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях по формированию мотивации выбора профессии обучающимися образовательных организаций с использованием индивидуально-дифференцированного подхода, как необходимого условия.
Ключевые слова
мотивация, выбор профессии, индивидуально-дифференцированный подход, условия, профессиональная проба
Для цитирования
Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 17–22.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_17
Информация об авторах
Наталья Владимировна Козырева – методист центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования.
Текст статьи
Сегодня в виду изменений в профессиональной среде, нарастающей конкуренции, безработицы, появления новых взглядов на престижность и непрестижность тех или иных сфер деятельности для успешной самореализации человека требуются необходимые профориентационно-значимые компетентности: гибкость, мобильность, умение управлять проектами и процессами, творчество и заинтересованность в выборе профессии. Формирование мотивации выбора профессии обучающимися образовательных организаций является одной из актуальных проблем успешного профессионального самоопределения, поскольку именно мотивы определяют и характеризуют отношение личности к труду, а также отношение к определенной профессиональной деятельности [1; 2; 3].
Изучению роли мотивов, как важнейших побудителей активной деятельности личности, уделяли внимание многие исследователи: Л.И. Божович, В. И Жуковская, Д. А Леонтьев и др. Согласно их мнению, мотивы выбора профессии рассматриваются в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности. Проблема формирования мотивов выбора профессии изучалась применительно к трудовому обучению и воспитанию; ориентации обучающихся, в связи с потребностями общества на рабочие профессии, с учётом психологических аспектов профориентации [4; 5].
Формированию мотивов выбора профессии способствует ряд факторов и условий: социально-экономическая ситуация, семья, родители, школа и др. Взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных субъектов в формировании кадровой политики создаёт определённые условия и влияет на развитие мотивации профессионального самоопределения обучающихся в современном мире [6; 7]. В рамках анализа условий формирования мотивации выбора профессии было проведено исследование по изучению особенностей мотивов выбора профессии обучающимися образовательных организаций Киселёвского городского округа Кемеровской области. В представленном исследовании приняли участие 150 обучающихся 9-х классов школ муниципалитета.
Целью исследования было выявление уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающихся и условий их формирования. Основными задачами – определение значимых и незначимых мотивов, а также наиболее эффективных условий формирования мотивации выбора профессии обучающихся. В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: наиболее эффективным условием формирования мотивации выбора профессии обучающимися является индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет раскрыть индивидуальный потенциал личности, что в свою очередь, создаёт возможность успешной самореализации обучающегося в постоянно меняющемся социальном и профессиональном мире.
Для изучения мотивов выбора профессии личности использовалась методика Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». Она содержит двадцать утверждений, относящихся к различным профессиям, и позволяет определить, как эти утверждения влияют на выбор профессии [8; 9]. Помимо этого, выявлялись доминирующие виды мотивации: внутренние (индивидуально-значимые и социально-значимые) и внешние мотивы (положительные и отрицательные). Респондентам предлагалось оценить утверждения по степени их значимости в отношении себя и важности для достижения успеха в выборе профессии. Мотивы выбора профессии респондентов изучались также при помощи модифицированной методики С.С. Гриншпун, направленной на определение ведущих мотивов выбора профессии: «Престиж профессии», «Материальное благополучие», «Деловое отношение», «Творческое отношение», и степени их выраженности у обучающихся [10, с. 97–99].
На основе полученных результатов мы выделили четыре группы обучающихся: 1) обучающиеся, у которых мотивация аргументирована, целесообразность выбора профессии обосновывается, подчеркивается её значимость для общества, интересы и склонности личности ориентированы на выбранную профессию (20%); 2) обучающиеся, которые выбор профессии аргументируют субъективно, мотивы выбора противоречивы и неустойчивы, доминируют в основном прагматические мотивы (30%); 3) обучающиеся, у которых конкретный выбор отсутствует, имеются лишь общие предположения, мотивация нечёткая, присутствует множественность интересов (30%); 4) обучающиеся, у которых осознанный выбор отсутствует, мотивация неуверенная и неаргументированная (20%).
Таким образом, возникла необходимость осуществлять работу по формированию мотивов выбора профессии через индивидуально-дифференцированный подход, с учётом особенностей каждой из вышеописанных групп обучающихся.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в целях формирования мотивации выбора профессии осуществлялась через организацию и проведение профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций. Под профессиональной пробой мы понимаем профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору обучающимися профессии [11, с. 2–6].
На территории Киселёвского городского округа профессиональные пробы проводились по разнообразным рабочим программам организаций профессионального образования. Обучающиеся проходят пробы в различных сферах деятельности: педагогической, транспортной, горной, экономической, рекламной, информационно-технологической и др. Группы обучающихся для прохождения профессиональных проб комплектовались по результатам диагностики, с учетом интересов, склонностей и уровня сформированности мотивов выбора профессии. Работа с первой группой была направлена на закрепление уровня мотивации. Обучающиеся данной группы ориентированы на выбор профессии, требующий высокой интеллектуальной подготовки, следовательно, в профессиональных пробах они активно вели научно-исследовательскую деятельность. С обучающимися второй группы, имеющими высокие притязания и субъективную мотивацию, работа осуществлялась в направлении пересмотра мотивации их профессиональных устремлений. При помощи профессиональных проб развивалась потребность в глубоких знаниях, стремление работать на достижение цели, создание продукта. Для обучающихся третьей и четвертой групп, характеризующихся отсутствием убеждения в конкретной внутренней мотивации, сомнениями выбора профессии или его отсутствия, работа проводилась по двум направлениям: проба себя в разных видах деятельности с учётом выхода на предполагаемую профессию и выявление основного связующего мотива, который на первоначальном этапе профессионального самоопределения объединил две профессиональные области, для устранения противоречий.
Профессиональные пробы выполнялись индивидуально, фронтально и в микрогруппах. В некоторых случаях, при проведении профессиональных проб привлекались родители, так как необходимо было узнать их мнение, пожелания и получить конструктивные предложения. В процессе выполнения профессиональных проб у обучающихся появилась возможность применить свои знания в той или иной профессии на практике, проявить творчество, реализовать свои идеи.
Так, например, в процессе профессиональных проб в ГПОУ «Киселевский горный техникум» обучающиеся знакомились с методами физических исследований, моделировали, проводили эксперименты, прогнозировали и описывали то или иное действие движения горных пород. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся не только овладели теоретическим минимумом, но и поработали на специальном оборудовании, снимали показания с местности при помощи теодолита, а также на тренажере пробовали простейшие операции по управлению фронтальным ковшевым погрузчиком. При этом наблюдалась сосредоточенность и увлеченность, стремление разобраться в деталях, тонкостях, что выражалось в большом количестве задаваемых вопросов. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, презентовали продукты собственной деятельности. По итогам выполнения профессиональных проб они получили сертификаты.
Замена монологических методов знакомства с информацией на диалоговое общение в профессиональных пробах создавало дополнительные условия для индивидуализации в повышении творческой работы обучающихся и формированию мотивации выбора профессии [12, с. 53].
Повторное изучение уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающимися показало, что группу первого уровня с чётко сформированной мотивацией выбора профессии составили 60% респондентов, группа второго уровня увеличилась на 20% за счёт обучающихся с субъективной аргументацией выбора, руководствующихся прагматическими мотивами. Обучающиеся третьей и четвертой группы с сомнениями выбора профессии отсутствовали.
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что профессиональные пробы в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода имеют большой резерв для получения опыта профессиональной деятельности, расширения круга предполагаемых профессий для обучающихся и способствуют формированию мотивов выбора профессии.
Таким образом, реализуемый индивидуально-дифференцированный подход в работе с обучающимися способствовал формированию положительной мотивации, содержательному внеурочному общению, утверждению и самореализации в каком-либо виде деятельности, а также создал благоприятные условия для формирования мотивов выбора профессии.
Список литературы
- Баранова Е.М. Анализ актуальности проблемы применения активных методов обучения в современной системе образования // Новая наука: проблемы и перспективы. 2017. №5-2(79). С. 9–15.
- Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 20. № 5. С. 13–28.
- Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 135–147. doi:10.17759/psyedu.2018100212.
- Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.
- Толстых Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 85–90.
- Зобнина А.А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1. С. 114–125.
- Титов С.В. Муниципальная модель профессиональной ориентации школьников на основе взаимодействия администрации, школ, колледжей, предприятий // Школа и производство. 2017. №3. С. 45–68.
- Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 35–58. doi:10.17759/cpp.2020280403.
- Самойлик П.А. Современные подходы к определению мотивации как психолого-педагогического феномена // Сб. ст. XXIX Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и Просвещение. 2020. С. 248–250.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2014. 112 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2–6.
- Килина И.А., Пономарева Е.В., Рылова Н.Т., Траут Д.В. Сопровождение профессионального самоопределения школьников: метод. рекомендации. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 170 с.