Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде
Ю.Ю. Хажирокова
МКОУ «Гимназия № 4», Нальчик, Россия, yuza2105@rambler.ru
Аннотация
Век информационных технологий и продвинутых учеников ставит перед образованием новые цели и задачи. Цифровые инструменты с одной стороны помогают их решать, с другой – создают новые вызовы. Учителям приходится формировать новые методики и технологии обучения. Основная проблема начального этапа освоения инструментов для дистанционного обучения — это выбор платформы для взаимодействия. Встаёт вопрос: какую площадку предпочесть, чтобы урок оставался информативным, а учащийся в итоге показал высокий результат? В статье рассмотрены возможности, достоинства и недостатки наиболее популярных онлайн-инструментов для дистанционного обучения.
Ключевые слова
дистанционное обучение, платформа, цифровые инструменты
Для цитирования
Хажирокова Ю.Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 42–49.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_42
Информация об авторах
Юза Юрьевна Хажирокова – учитель начальных классов МКОУ «Гимназия № 4», Нальчик.
Текст статьи
Прогресс не стоит на месте, с каждым днём в мире появляются новые методы и технологии для облегчения жизни человека, в том числе и в образовательной сфере. Обучение с использованием современных информационных технологий становится всё более популярным. С развитием образовательных систем увеличивается спрос на использование цифровых технологий, активно внедряются элементы электронного и дистанционного обучения. Именно поэтому изучение возможностей дистанционного обучения вызывает в последнее время активный интерес многих исследователей и практиков [1; 2; 3; 4; 5]. Помимо общих вопросов пристальное внимание уделяется и использованию дистанционных образовательных технологий в начальной школе [6; 7; 8; 9].
По терминологии ЮНЕСКО электронное обучение означает обучение с использованием Интернета и мультимедиа, а дистанционное обучение подразумевает взаимодействие, при котором преподаватель и ученик находятся на расстоянии, и передача всех материалов происходит благодаря каким-либо средствам связи.
В данной статье мы будем рассматривать дистанционное обучение с элементами электронного обучения.
В сфере образования постоянно вводятся инновации, которые позволяют любому человеку за минимальное количество времени получить большой объём информации, обучаясь и развиваясь в любой области при помощи дистанционного обучения. Сегодня существует множество систем и технологий дистанционного обучения, и поэтому при внедрении в практику работы учреждения или отдельного педагога дистанционных технологий возникает вопрос выбора конкретной системы дистанционного обучения.
Важным условием качественного современного образования является грамотное сочетание традиционного обучения с использованием инновационных средств. Использование цифровых технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и ярким.
Существует большое количество площадок для дистанционного или электронного обучения. При выборе конкретной площадки в первую очередь следует определить общую стратегию: поставить для себя цели и задачи внедрения той или иной платформы, спрогнозировать конечный результат.
При работе с учениками или студентами важно определиться, новые технологии внедряются для цифровизации и автоматизации учебного процесса или же для организации именно дистанционного обучения. Во втором случае у педагога появляются новые роли: тьютор, координатор познавательного процесса, корректировщик преподаваемого курса, консультант, руководитель учебных проектов. Отметим, что взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или мессенджеров.
Если же дистанционное обучение используется на тренингах, вебинарах, конференциях для преподавателей, то выбор платформы необходимо делать с учётом наличия специальных инструментов для реализации подобных мероприятий с возможностью выдачи в конце сертификата или удостоверения о повышении квалификации.
Традиционно дистанционное обучение делится на две основные категории: синхронное и асинхронное. При использовании синхронной модели общение происходит в реальном времени с помощью различных платформ и разнообразных методов передачи информации: инфографики, Mind Map, образовательных порталов, тренажёров и т.д. При асинхронной модели учащийся сам определяет темп обучения, и передаёт преподавателю для проверки уже готовую работу.
Образовательная платформа – это целая система управления обучением, прикладное программное обеспечение, которое используют все участники образовательного процесса. В зависимости от области и задач применения выделяют платформы для:
- полноценного внедрения дистанционного обучения в образовательной организации;
- внедрения отдельных элементов дистанционного обучения;
- группового или индивидуального обучения;
- проведения вебинаров, курсов и конференций и т.д.
Цифровая платформа – это инструмент, обеспечивающий процесс персонализации, который помогает: поддерживать интерес обучающихся к учёбе; формировать проектное мышление; ориентироваться в информации – искать, изучать, анализировать, классифицировать; стимулировать необходимость постоянно самообучаться и самосовершенствоваться.
Внедрение в практику образовательных систем цифровых платформ позволит разработать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса в школе. В связи с этим необходимо изучить наиболее значимые ресурсы, опробовать их на практике и выделить лучшие из них для применения в педагогической деятельности.
К основным критериям выбора платформ относятся: 1) удобство использования педагогом и обучающимся; 2) удобство и простота администрирования; 3) бесплатность доступа; 4) наличие разнообразных средств обучения: текстовые, графические файлы, аудио- и видеозаписи, 3D-графика и т.д.; 5) наличие инструментов обратной связи: чаты, форумы, управление курсами, диагностика активности обучаемых и т.д.; 6) удобная техническая поддержка.
Мы проанализировали различные онлайн-инструменты, которые могут быть использованы для дистанционного обучения в общеобразовательной школе, и определили для себя их основные достоинства и недостатки.
- Система Moodle (https://moodle.org/)
Достоинства:
- бесплатный доступ;
- возможность организации дистанционного обучения;
- наличие мощного аппарата тестирования;
- возможность создания разнообразных учебных элементов;
- возможность реализации дифференцированного обучения;
- наличие инструментов для группового и индивидуального обучения;
- возможность публикации учебного материала различного формата (аудио- и видеозаписи, текст);
- надёжная защита доступа к личной странице;
- возможность отслеживания организаторами динамики результатов учащихся.
Недостатки:
- необходим платный сервер или хостинг для её установки, что может оказаться для школы или конкретного преподавателя материально затруднительным;
- требуется качественный доступ в Интернет;
- требуется изучение алгоритма работы в системе;
- требуется большое количество действий для создания учебного контента.
- Система MoodleCloud (https://moodle.com/moodlecloud/)
Достоинства:
- наличие бесплатного тарифа;
- готовность системы к использованию сразу после регистрации, без предварительной установки;
- наличие автоматического обновления;
- наличие поддержки на русском языке;
- наличие плагина видеоконференции.
Недостатки:
- расположение на домене третьего уровня, который трудно запоминается учениками;
- возможность регистрации только пользователей;
- отсутствие возможности устанавливать свои модули;
- наличие неотключаемой рекламы.
- Тестропия (https://www.testropia.com/)
Достоинства:
- бесплатный доступ;
- возможность делиться ссылкой на тест;
- хорошая защищённость вопросов и ответов в тестовых заданиях;
- наличие инструментов геймификации;
- возможность генерации бумажного варианта электронной версии тестов;
- возможность провести аналитику, позволяющую выявить слабые места в знаниях.
Недостатки нами не выявлены.
- Платформа CORE (https://coreapp.ai/)
Достоинства:
- простота регистрации;
- необязательность регистрации учеников для использования;
- интуитивно понятный алгоритм работы;
- возможность размещения при проектировании урока видеофайлов, аудиозаписей, презентаций, изображений, документов и т. д.;
- возможность непосредственно в конструкторе создавать задания разных типов: упражнение с открытым ответом, задание на заполнение пробелов или распределение информации, тест, опрос, задание с запрограммированным ответом;
- возможность импорта заданий из платформ Learningapps и Wordwall;
- оперативный отклик администраторов платформы;
- возможность создавать неограниченное количество уроков и тестов, которые можно распределить по папкам;
- наличие сообществ в социальных сетях, в которых можно узнавать об обновлениях, событиях, опыте коллег, работающих с платформой;
- высокая скорость создания материалов;
- возможность делиться материалами в 3 клика;
- наличие шаблонов и библиотеки уже созданных материалов.
Недостатки нами не выявлены.
- OnLineTestPad (https://onlinetestpad.com/ru)
Достоинства:
- наличие доступа к созданным тестам только у автора;
- возможность выгрузки статистики в Excel;
- возможность экспорта электронного теста в формат, предназначенный для распечатки заданий;
- возможность определения различного количество баллов за разные вопросы;
- автоматическое получение сертификата за публикацию теста;
- возможность просмотра комментариев обучающихся по конкретным вопросам теста и ответа на них;
- возможность организации совместного доступа через «Тренинг-кабинет»;
- наличие большого выбора типов тестовых заданий.
Недостатки:
- большая трудоёмкость редактирования заданий (необходимо добавить обложку и изображение, сделать полное описание теста и его инструкции с определённым количеством символов);
- нестабильная работа сайта, его частое «зависание», что вызывает необходимость повторного прохождения теста;
- отсутствие возможности классификации уже созданных заданий (по темам, классам и т.д.);
- отсутствие возможности просмотра статистики во время работы в «Тренинг-кабинете»;
- большое количество рекламы.
- Система Ё-Стади (https://s4.your-study.ru)
Достоинства:
- возможность создания целого курса с последовательными уроками;
- наличие трёх типов практических заданий: тест, загрузка файла, форум;
- возможность импорта тестов;
- возможность для учащихся обсудить на форуме темы курса и задать вопросы преподавателю, с прикреплением документа или изображения;
- наличие журнала и трёх видов отчёта;
- наличие личного кабинета с персональной лентой событий;
- возможность администрирования организацией;
- возможность управления группами;
- гибкая ценовая политика, зависящая от количества пользователей (4 тарифа, в том числе бесплатный).
Недостатки:
- ограничение бесплатной продолжительности видеороликов (свыше 1 часа размещение платное);
- отсутствие возможности проведения вебинаров;
- отсутствие инструментов для организации видеосвязи;
- отсутствие версии для мобильных устройств.
- iSpring (https://www.ispring.ru/)
Достоинства:
- возможность конвертации презентаций PowerPoint в электронный курс;
- возможность создания интерактивных элементов;
- пошаговое описание алгоритма работы на платформе;
- наличие временной шкалы;
- возможность создания на изображении активных областей, которые будут подсвечиваться при наведении курсора;
- возможность использования круговой диаграммы, позволяющей наглядно продемонстрировать соотношения между цифрами, объектами;
- возможность построения пирамиды, позволяющей продемонстрировать иерархию и порядок отдельных элементов одной системы;
- наличие глоссария – словаря терминов, понятий с возможностью алфавитного поиска;
- наличие 14-ти типов тестовых заданий;
- удобная обратная связь;
- наличие диалоговых тренажёров;
- возможность записывать видео с вебкамеры, экрана в целом, отдельного приложения;
- возможность публикации проекта;
- возможность использования курсов на мобильных устройствах.
Недостатки:
- сохранение не всех эффектов презентации PowerPoint при конвертации;
- нестабильная работа при разветвлении вопроса по результатам ответа.
- GoogleClassroom (https://edu.google.com/products/classroom/)
Достоинства:
- бесплатность, доступность и простота регистрации;
- возможность работать непосредственно в прикреплённом документе;
- возможность фотографировать работу и отправлять на проверку;
- возможность просмотра оценки и комментария учителя обучающимся;
- возможность осуществить доработку сданной работы и повысить балл;
- возможность посмотреть свои баллы в общем табеле успеваемости;
- отсутствие рекламы;
- возможность приглашения до 20 педагогов для проведения учебного курса;
- хранение всех материалов курса на GoogleДиске, в том числе заданий, выполненных учащимися;
- возможность для учащихся просматривать задания, оставлять комментарии и задавать вопросы преподавателю;
- интеграция с сервисами Google: GoogleДиск, Документы, Календарь, Формы и электронная почта Gmail.
Недостатки:
- ограниченное количество форматов документа, допускающих редактирование;
- недостаточно высокое качество изображения: фотографии не всегда получаются чёткими, текст зачастую становится не читаемым;
- небольшой объём, выделяемый по умолчанию на GoogleДиске;
- отсутствие вебинарной комнаты;
- отсутствие электронного журнала в открытой версии сервиса;
- отсутствие возможности вносить комментарии в проверяемую работу, в связи с чем учащийся не всегда понимает, за что снижена оценка и что необходимо доработать;
- ограниченное количество участников курса: не более 250 чел. всего и не более 100 чел. в один день;
- возможность просмотра результатов только через аккаунт обучающегося;
- автоматические уведомления на электронную почту при поступлении информации о размещении новых работ на платформе, что приводит к быстрому переполнению памяти.
- LearningApps (https://learningapps.org/)
Достоинства:
- бесплатное использование;
- большой выбор игровых заданий;
- простой процесс создания заданий, в том числе интерактивных;
- возможность использования упражнений из галереи в качестве шаблонов для своего приложения;
- возможность встраивания заданий на html-страницу;
- возможность обмена интерактивными заданиями;
- удобная система поиска упражнений по категориям.
Недостатки:
- отсутствие статистики с результатами работы, поэтому фактически задания выполняются для самоконтроля;
- поддержка кириллицы лишь для ограниченного количества шаблонов.
- Nearpod ( https://nearpod.com/)
Достоинства:
- трансляция на экране представляемого учителем контента;
- возможность задавать открытые вопросы учащимся;
- наличие доски с ответами;
- наличие инструментов для проведения опросов, тестов, квизов, викторин;
- наличие инструментов для рисования, добавления графиков и диаграмм, создания слайдов;
- возможность настраивать задания на соединение пар;
- возможность демонстрации видеозаписей;
- наличие инструментов для обмена ссылками, изображениями, видео и аудио материалами;
- наличие удобной отчётности, с возможность её скачивания в формате PDF;
- возможность контроля посещаемости.
Недостатки:
- поддержка только двух типов тестовых заданий: открытой формы и с выбором одного или нескольких ответов;
- возможность использования видео только в разрешении 480р.
- Онлайн-доска Майкрософт (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-whiteboard/digital-whiteboard-app)
Достоинства:
- ориентация на сенсорный ввод информации;
- поддержка интеллектуального рукописного ввода: приложение преобразует рукописные изображения в диаграммы, таблицы или блок-схемы;
- удобные инструменты работы с макетами, заметками;
- автоматическое сохранение всех записей с возможностью продолжить позднее работу над незаконченным проектом;
- удобство проведения мозгового штурма, проектной работы, совместного творчества;
- возможность обмена материалами проекта с коллегами и учениками при помощи ссылок.
Недостатки нами не выявлены.
- Microsoft Teams (https://www.microsoft.com/ru—ru/microsoft—teams/group—chat—software)
Достоинства:
- возможность общения преподавателя с учениками и коллегами в чате и по видеосвязи;
- возможность совместной удалённой работы над проектами в PowerPoint, Word и Excel;
- возможность одновременного подключения к трансляции до 10 тыс. человек;
- возможность подключения участника к видеоконференции через телефонный звонок;
- интеллектуальная защита облачного хранилища;
- возможность работы с цифровой доской, проведения теста, обмена информацией со своего экрана, не выходя из приложения;
- автоматизированная проверка заданий учащихся;
- возможность экспорта оценки в Excel;
- доступ к облачному хранилищу объёмом 1 ТБ;
- предоставление обучающего видео по работе с программой и вспомогательными приложениями, подробное руководство пользователя на русском языке.
Недостатки:
- нестабильная работа платформы;
- отсутствие возможности работы с файлами ppt, doc и xls (документы, таблицы, презентации необходимо предварительно переводить в форматы pptx, docx, xlsx);
- перегруженность платформы различными дополнительными функциями, что увеличивает время на её освоение.
Таким образом, для дистанционного обучения в общеобразовательной школе могут быть использованы различные онлайн-инструменты. Их достоинства и недостатки определяются исходя из конкретных целей применения и существенно зависят от технических возможностей и опыта пользователей. Адаптация к новому формату взаимодействия проходит у всех: учителей, родителей, детей. Поэтому важно проводить их информирование о существующих сегодня цифровых инструментах и алгоритмах их использования.
Список литературы
- Гамматаева С.Л., Курбанова Д.Р. Перспективы дистанционного обучения в образовании // Modern Science. 2021. № 1-2. С. 271–273.
- Кудрина В.Р., Медведева О.А. Инновационные технологии дистанционного обучения // Modern Science. 2021. № 2-1. С. 271–274.
- Павличева Е.Н. Выбор образовательных информационных и справочных ресурсов для дистанционного обучения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2021. № 1. С. 80–88.
- Самиков Р.Ф. Современные технологии дистанционного обучения и онлайн – образования // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 220–222.
- Чарушина Е.И., Тимонин А.Ю. Дистанционное обучение – возможности или ограничения? // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). С. 390–399.
- Вергелес Г.И., Граничина О.А. Дистанционное обучение в начальной школе: за и против // Начальная школа. 2021. № 2. С. 3–6.
- Забусова Е.И., Курмачева Н.С., Толмачева В.В. Организация дистанционного обучения в начальной школе // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 2. С. 83–85.
- Колесникова Т.В., Месропян М.А., Халилова Ф.А.К. Дистанционное обучение младших школьников // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 366–369.
- Пичугин С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение // Начальная школа. 2021. № 2. С. 7–15.