Региональный мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами 

Loading

Н.О. Яковлева1, М.Ф. Шлык2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 shlykmf@gmail.com

Аннотация

В статье представлен мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами, реализуемый в Краснодарском крае. Мониторинг проводится ежегодно и затрагивает образовательных субъектов на уровне школы, муниципалитета и края. Оценивание сформированности предметных компетенций осуществляется по пяти показателям: 1) экспертная оценка уровня предметной компетенции учителя муниципальным сообществом; 2) тестовая оценка уровня предметной компетенции учителя в Институте развития образования Краснодарского края; 3) оценка уровня предметной компетенции учителя по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Институте развития образования в течение последнего года; 4) оценка уровня предметной компетенции учителя на основании документа, устанавливающего его квалификационную категорию; 5) преподавание учителем предмета на углублённом уровне в 5–11 классах за два последних учебных года. По результатам мониторинга разрабатываются адресные рекомендации для всех участвующих в нём субъектов.

Ключевые слова

школа, низкие образовательные результаты, предметные компетенции, мониторинг, региональная система образования.

Для цитирования

Яковлева Н.О., Шлык М.Ф. Региональный мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 50–58. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_50

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края. 
Марина Фёдоровна Шлык – методист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

В современных реалиях российской системы образования одним из важнейших аспектов проблемы повышения качества образования является работа со школами с низкими образовательными результатами. В научном поле пока нет общепринятого определения таких школ, но анализ нормативных и методических документов федерального уровня [1; 2; 3], а также практики использования данного термина позволяет выделить основные факторы, обусловливающие отнесение общеобразовательных организаций к этой группе. К ним относятся:

  • «наличие обучающихся, находящихся в состоянии риска образовательной неуспешности (дети с проблемами обучения и поведения, дети из многодетных, неполных семей, семей с низким социально-экономическим статусом, семей, в которых русский язык является неродным);
  • кадровые дефициты (открытые вакансии, недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, высокий объем нагрузки учителей, преподавание учителями нескольких предметов, отсутствие базового профессионального образования по преподаваемым учебным предметам);
  • недостаточный уровень готовности управленческой команды;
  • низкий уровень материально-технического оснащения школы и др.» [4, с. 4].

Разделяя такую позицию, мы будем придерживаться следующего определения: школа с низкими образовательными результатами – это «общеобразовательная организация, которая за отчётный год демонстрирует недостаточный уровень образовательных результатов в сравнении со значениями и весовыми коэффициентами установленных показателей» [4, с. 4].

Важной составляющей работы с таким школами является совершенствование предметных компетенций педагогических работников. Её значимость для системы образования определяется необходимостью совершенствования кадрового потенциала, восполнения у педагогических работников предметных дефицитов.

Как известно предметные компетенции как личностное образование современного педагога характеризуют его владение содержанием преподаваемого предмета, умением решать учебные задачи любой сложности, видеть и устранять фактические ошибки обучающихся. Поэтому именно недостатки предметной подготовки учителя являются основным риском снижения качества образования школьников и, как следствие, отнесения общеобразовательного учреждения в группу школ с низкими образовательными результатами, ограничивают способы трудовой деятельности педагога и сужают учебные возможности детей, не позволяя полноценно раскрыть перед ними содержание предмета и развить способности в данной предметной области.

В силу несомненной актуальности вопросам оценки предметных компетенций посвящено большое количество практико-ориентированных исследований. Основная часть из них посвящена применению единых федеральных оценочных материалов либо специально созданных предметных диагностик, поскольку направлена на детальное описание готовности учителя в предметной области [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11 и др.].

Предметные компетенции не возникают стихийно, их необходимо целенаправленно формировать и совершенствовать, используя все возможности и ресурсы системы образования. В этом смысле ответственность ложится как на субъекты регионального и муниципального уровней, так и на представителей общеобразовательных организаций и самих педагогов.

  В этой связи региональный мониторинг оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами становится одним из ключевых инструментов решения данной задачи.

Основной его целью является отслеживание текущего состояния сформированности предметных компетенций учителей школ с низкими образовательными результатами, обеспечение субъектов региональной образовательной системы актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне региона и муниципалитета, анализа и прогноза повышения качества общего образования в регионе.

Проведение мониторинга должно осуществляться на основе следующих принципов:

  • целеполагания, который предусматривает включение в состав комплексного мониторинга показателей, соответствующих целям и задачам современной образовательной политики Российской Федерации и принимаемых общественно-профессиональным сообществом края в качестве значимых;
  • достоверности, который означает, что полученная информация не вызывает сомнений, является реальной, подлинной, полной и точной;
  • объективности, который сводится к исключению из анализа необъективных данных об образовательных результатах, выявленных через оценку доверительного интервала;
  • общественно-профессионального участия, который предполагает организацию публичного обсуждения основных подходов к проведению мониторинга и оценки его результатов на заседаниях рабочей группы по поддержке школ с низкими образовательными результатами;
  • непрерывности, который означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся, не саморегулируемую систему, в которой происходят посторонние структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер;
  • научности, который требует организации наблюдения, построенного на научно-обоснованных характеристиках отслеживаемого процесса, исключает житейски-бытовой подход к их оценке;
  • диагностико-прогностической направленности, который означает, что в ходе отслеживания по разработанным показателям и критериям информация должна быть соотнесена с определённой, заранее описанной, нормативной картиной педагогического процесса;
  • прогностичности, который означает, что смысл мониторинга не столько в получении конкретной картины состояния процесса, сколько в выявлении тенденций развития отслеживаемого процесса и предвидении возможных направлений педагогической деятельности.

Представим разработанный нами региональный мониторинг оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами, который проводится в Краснодарском крае.

Основные параметры проведения мониторинга:

  • ответственный за организацию, проведение и анализ результатов: Институт развития образования Краснодарского края;
  • субъекты: Институт развития образования Краснодарского края, муниципальные органы управления образованием, территориальные методические службы, общеобразовательные организации;
  • сроки проведения: один раз в год (апрель–май);
  • длительность проведения: не более двух месяцев;
  • основные источники и методы сбора информации: опросы, диагностические карты, наблюдения, результаты независимых оценочных процедур обучающихся, автоматизированная система объективной и комплексной аттестационной, мониторинговой оценки (диагностики) характеристик компетентности учителей общеобразовательных организаций;
  • способы систематизации данных: сводная форма Exсel, аналитическая справка муниципалитета о сформированности предметных компетенций у педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами;
  • ограничения и правила проведения мониторинга: 1) допускается принудительное тестирование педагогов; 2) ответственность за достоверность информации несут начальник муниципального органа управления образованием, руководитель территориальной методической службы, администрация общеобразовательной организации.

В мониторинге оцениваются учителя школ с низкими образовательными результатами, преподающие учебные предметы, по которым проводятся мероприятия независимой оценки. По результатам мониторинга на региональном, муниципальном и школьном уровнях определяются группы учителей, преподающих один предмет, с идентичным уровнем сформированности предметных компетенций.

Мониторинг состоит из двух частей.

Первая часть подразумевает сбор общей информации об учителе:

  1. преподаваемый предмет (русский язык, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география);
  2. краткое наименование организации;
  3. ФИО учителя;
  4. образование;
  5. стаж педагогической работы;
  6. недельная нагрузка.

Вторая часть заключается в оценке предметных компетенций учителя по следующим показателям:

  1. экспертная оценка уровня предметной компетенции учителя муниципальным сообществом;
  2. тестовая оценка уровня предметной компетенции учителя в Институте развития образования Краснодарского края;
  3. оценка уровня предметной компетенции учителя по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Институте развития образования в течение последнего года;
  4. оценка уровня предметной компетенции учителя на основании документа, устанавливающего его квалификационную категорию;
  5. преподавание учителем предмета на углублённом уровне в 5–11 классах за два последних учебных года.

Охарактеризуем подробнее каждый показатель.

Показатель № 1. Экспертная оценка уровня предметной компетенции учителя муниципальным сообществом

Оцениваемые параметры: владение педагогом содержанием преподаваемого учебного предмета (знание его основ, отсутствие фактических ошибок при преподавании предмета, умение решать задачи повышенной сложности и др.), которое проявляется при осуществлении профессиональной деятельности.

Единицы измерения: недостаточный уровень сформированности предметной компетентности – 0 баллов, оптимальный – 1 балл, высокий – 2 балла. Характеристика уровней представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика уровней сформированности предметных компетенций

Уровень

Характеристика

Высокий

 

Учитель демонстрирует отличные знания предметного материала, имеет широкую эрудицию, опирается на достижения современной науки, способен заинтересовать учеников предметным содержанием, ведёт дополнительные занятия. Учитель способен преподавать предмет на углублённом уровне, выполняет любые задания, в том числе повышенной трудности, а также олимпиадные задания. В классах, где работает педагог, достаточно большое число обучающихся, являющихся победителями предметных олимпиад и конкурсов. Учебные проекты, выполненные под руководством учителя, обладают абсолютной новизной и значимостью

Оптимальный

Учитель демонстрирует достаточное владение предметным содержанием в рамках образовательной программы, владеет терминологией, не допускает фактических ошибок при изложении учебного материала и выполнении заданий, может испытывать затруднения при выполнении заданий повышенной сложности или ответах на вопросы, но способен самостоятельно их преодолевать. Подготовка участников предметных олимпиад или конкурсов носит единичный характер. Учебные проекты, выполненные под руководством учителя, обладают относительной новизной и значимостью

Недостаточный

Учитель демонстрирует недостаточное владение предметным материалом, преподаёт только в пределах текста учебника, не всегда корректно использует предметную терминологию, допускает грубые ошибки при изложении учебного материала и выполнении заданий, испытывает затруднения с их выполнением, особенно заданий повышенной трудности, испытывает затруднения при ответах на вопросы учеников и объяснении отдельных учебных тем. В классах, где работает педагог отсутствуют лауреаты / победители предметных олимпиад и конкурсов. Руководство учебными проектами не всегда эффективно.

Методы сбора данных: экспертная оценка со стороны заместителя директора по учебной работе, школьного методиста или руководителя школьного методического объединения, представителя территориальной методической службы или любого другого специалиста, посещающего учебные занятия педагога и осуществляющего профессиональное общение с ним.

Модель интерпретации данных: учёт всех возможных значений {0; 1; 2}.

Показатель № 2. Тестовая оценка уровня предметной компетенции учителя в Институте развития образования Краснодарского края

Оцениваемые параметры: владение педагогом содержанием преподаваемого учебного предмета (умение выполнять задания из области преподаваемого предмета), которое проявляется в ходе выполнения специального теста.

Единицы измерения: недостаточный уровень – 0 баллов, оптимальный – 1 балл, высокий – 2 балла, если тестовая оценка уровня предметной компетенции учителя в Институте развития образования не проводилась – «нет». Определение уровней осуществляется также как в показателе № 1.

Методы сбора данных: тестирование в Институте развития образования по запросу педагога или муниципалитета.

Модель интерпретации данных: учёт всех возможных значений {0; 1; 2; нет}. Если педагогу присвоено значение «нет», то показатель не принимается в расчёт и не влияет на итоговое значение уровня предметной компетенции.

Показатель № 3. Оценка уровня предметной компетенции учителя по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Институте развития образования в течение последнего года

Оцениваемые параметры: наличие удостоверения об освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Институте развития образования Краснодарского края в течение последнего года. Освоение указанных программ в обязательном порядке сопровождается прохождением входного и итогового тестирования предметных компетенций.

Единицы измерения: наличие удостоверения об освоении дополнительной профессиональной программы в Институте развития образования Краснодарского края в течение последнего года – 1 балл; отсутствие  – 0 баллов.

Методы сбора данных: проверка регистрации в реестре слушателей Института развития образования Краснодарского края, получивших сертификаты / удостоверения об освоении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Модель интерпретации данных: учёт всех возможных значений {0; 1}.

Показатель № 4. Оценка уровня предметной компетенции учителя на основании документа, устанавливающего его квалификационную категорию

Оцениваемые параметры: наличие распорядительного акта об установлении педагогическому работнику квалификационной категории.

Единицы измерения: наличие документа, устанавливающего высшую квалификационную категорию – 2 балла, первую – 1 балл, отсутствие квалификационной категории – 0 баллов.

Методы сбора данных: проверка распорядительного акта об установлении педагогическому работнику квалификационной категории.

Модель интерпретации данных: учёт всех возможных значений {0; 1; 2}.

Показатель № 5. Преподавание учителем предмета на углублённом уровне в 5–11 классах за два последних учебных года

Оцениваемые параметры: способность педагога преподавать учебный предмет на углублённом уровне.

Единицы измерения: преподавание учебного предмета на углублённом уровне не менее 2 лет – 2 балла; преподавание в течение одного из двух последних учебных годов – 1 балл; преподавание в классах, в которых не предполагается углублённый уровень – «нет».

Методы сбора данных: аудит учебной нагрузки педагога за два последних учебных года.

Модель интерпретации данных: учёт всех возможных значений {0; 1; 2; нет}. Если педагогу присвоено значение «нет», то показатель не принимается в расчёт и не влияет на итоговое значение уровня предметной компетенции.

Итоговое значение по мониторингу вычисляется как среднее арифметическое всех учитываемых согласно методике показателей по формуле: (х1 + х2 + х3 + х4 + х5) / n, где хiзначение показателя № i, nколичество учитываемых в числителе показателей. Показатели х2 и х5 не учитываются, если их значение – «нет». Исходя из полученных значений определяется итоговый уровень сформированности предметной компетенции педагога и принимается решение о потребности в восполнении предметных дефицитов в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2. Итоговый уровень сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами

Уровень

Количество итоговых баллов

Наличие предметных дефицитов

А

[0; 0,4]

системные дефициты, требующие восполнения

В

(0,4; 0,6]

локальные дефициты, рекомендуемые к восполнению

С

(0,6; 1,7]

несущественные предметные дефициты, восполняемые по желанию педагога

D

(1,7; 1,8]

отсутствие предметных дефицитов

 Сбор и обработка информации в рамках мониторинга осуществляется с использованием следующих информационных систем:

  • защищённые таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных и фильтрацией информации по типам запросов;
  • Google-формы для массовых опросов;
  • тестовые оболочки, позволяющие дистанционно участвовать в тестировании;
  • совокупность диагностических материалов, разработанных Институтом развития образования Краснодарского края;
  • средства интернет-связи (электронная почта, группы в WhatsApp, чаты и др.);
  • информационный ресурс http://shnor.iro23.ru/, созданный Центром научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края, содержащий систематизированную информацию о краевой системе работы со школами с низкими образовательными результатами.

При проведении мониторинга руководители школ организуют внесение информации по указанным выше показателям в Excel-книгу «Школа». При этом итоговое значение и уровни сформированности предметных компетенций определяются автоматически. На муниципальном уровне специалисты территориальных методических служб сводят полученные от школ таблицы в единую Excel-книгу «Район» и загружают в Google-хранилище по ссылке, предоставленной Институтом развития образования Краснодарского края. Специалисты Центра научно-методической и инновационной деятельности Института формируют итоговый аналитический отчёт по Краснодарскому краю в разрезе школ и районов.

Результаты мониторинга анализируются специалистами Института, рассматриваются на совещании (семинаре, вебинаре) для муниципальных управлений образования, территориальных методических служб и руководителей школ с низкими образовательными результатами. Результаты анализа используются при принятии управленческих решений, распространении продуктивного опыта сопровождения школ с низкими образовательными результатами, определении содержания адресной помощи, составлении отчётной и планирующей документации, использовании механизмов стимулирования субъектов краевой системы образования и др.

По результатам мониторинга разрабатываются адресные рекомендации для:

1) школ – по улучшению качества преподавания, разработке программ перехода в режим эффективного функционирования и развития;

2) муниципальных управлений образованием – по разработке муниципальных «дорожных карт» реализации комплекса мер по повышению качества образования в школах с низкими образовательными результатами (программ поддержки), оказанию им адресной поддержки;

3) Института развития образования Краснодарского края – по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на преодоление выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников школ с низкими образовательными результатами, по организации кураторами научно-методического сопровождения и адресной помощи школам.

Адресные рекомендации оформляются в виде информационных писем, регламентов, методических рекомендаций, программ, тематических подборок, коллекций лучших практик и др. При этом субъект, подготовивший рекомендации, осуществляет контроль качества и соблюдения сроков их исполнения, формулирует предложения для принятия управленческих решений.

Результаты мониторинга, разработанные по его итогам рекомендации и принятые решения размещаются на информационном ресурсе http://shnor.iro23.ru/.

Опыт проведения в Краснодарском крае мониторинга сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами показал, что дистанционное использование простых инструментов сбора и обработки данных и привлечение к его проведению субъектов различного уровня (образовательная организация, муниципалитеты и районы, край в целом) позволяет за короткий срок получить необходимую для принятия управленческих решений информацию. В целом это способствует повышению качества информационного обеспечения управления, эффективности принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне общеобразовательной организации.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации. М.: Федеральный институт оценки качества образования, 2020. 170 с.
  2. Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования: Приказ Рособрнадзора от 19.08.2020 № 847.
  3. О направлении кратких рекомендаций по работе со школами с низкими образовательными результатами на региональном уровне на период с апреля по август 2020 года: Письмо Рособрнадзора от 30.03.2020 № 01-121/13-01.
  4. Гайдук Т.А., Пирожкова О.Б., Яковлев Е.В. Механизмы региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 3–14.
  5. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. C. 31–41. doi: 10.17759/pse.2019240102
  6. Арбузова Е.Н., Опарин Р.В., Сахаров А.В., Лошенко В.И. Модель единых фондов оценочных материалов для диагностики предметных и методических компетенций учителей // Биология в школе. 2020. № 4. С. 24–35.
  7. Жданко Т.А., Гершпигель С.В., Гуринович А.В., Михайлова М.М. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов // Современные проблемы науки и образования. № 2.;
    URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30576.
  8. Каменев Р.В. Профессиональные дефициты учителя технологии, анализ предметных и методических компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 54. doi: 10.17513/spno.29854.
  9. Качалова Г.С. Оценка предметных и методических компетенций учителя химии // Интеграция науки и образования в системе «Школа – колледж – вуз»: материалы национальной науч.-практ. конф., Новосибирск, 30 октября – 01 ноября 2019 г. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С. 251–257.
  10. Лебедев В.В. Совершенствование предметных компетенций учителей и национальная система учительского роста педагога // Школьные технологии. 2018. № 5. С. 14–19.
  11. Нахман А.Д. Диагностика предметно-методической компетенции учителя математики // Вопросы педагогики. 2019. № 5-1. С. 149–154.