Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников
В.А. Исаенко, Н.А. Каракай
Средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра, Тимашевск, Россия, school192010@mail.ru
Аннотация
В статье представлено общее описание проекта «Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания», реализуемого с 2020 года в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край) в статусе краевой инновационной площадки. Описаны его цели, субъекты и их основные задачи, критерии и показатели мониторинга полученных результатов. Дана характеристика ключевых подпроектов «Профориентационный дневник школьника» и «Ресурсный центр». Сделан вывод о действенности разработанной концепции и её потенциале для дальнейшей реализации программы профориентирования школьников на уровне среднего общего образования с опорой на классы с углублённым изучением отдельных учебных предметов.
Ключевые слова
профессиональное ориентирование, профессиональное самоопределение, профориентационный дневник школьника, ресурсный центр профориентации
Для цитирования
Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 67–76.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_67
Информация об авторах
Вера Александровна Исаенко – директор МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра.
Наталья Александровна Каракай – заместитель директора МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра по учебно-воспитательной работе.
Текст статьи
Поиски способов повышения качества образования в настоящее время ведутся по самым различным направлениям. Помимо традиционного внимания к содержанию образования, технологиям обучения, развитию способностей детей, на одно из первых мест выходят вопросы профессионального самоопределения обучающихся, оказания им квалифицированной педагогической помощи в выборе профессии и выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с интересами и потребностями. Становится очевидным, что без грамотной и системной работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся невозможно полноценное выполнение школой своего главного социального предназначения – дать такое образование, которое позволяет осваивать программы профессиональной подготовки. Профессиональное образование сегодня ждёт качественно подготовленного выпускника школы, обладающего углублёнными знаниями и умениями по выбранному профессиональному направлению, а значит, школа должна не только дать такие знания, но и обеспечить осознанный выбор ребёнком профессии и соответствующего профиля, снизить риск ошибки в профессиональной самореализации.
Выполнение этой задачи заложено в основных документах современной школы – Федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования, неотъемлемой частью которых являются требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня. Помимо воспитания гражданственности, формирования целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, требования к личностным результатам включают в себя аспект, касающийся формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Таким образом, стандарт концентрирует внимание на важности процесса систематической профессиональной ориентации на уровне общего образования.
Перед регионами поставлена задача разработки и реализации системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, предусматривающей, в том числе, достижение следующих целей:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями / предприятиями;
- содействие в поступлении обучающихся в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования;удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Работа эта многоплановая и должна организовываться на уровне региона в целом. В тоже время вопросы, касающиеся развития навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников, могут решаться и на уровне образовательной организации.
Очевидно, что профессиональное самоопределение не формируется в одночасье: это длительный процесс, предусматривающий непрерывное педагогическое внимание и деликатное сопровождение. Он относится к тем процессам, которые требуют как можно более ранней реализации.
За последние несколько лет проблема ранней профессиональной ориентации школьников стала одной из наиболее актуальных. Основные направления совместной деятельности педагогов и обучающихся по её решению представлены в модуле «Профориентация» (п. 3.8. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/20 от 02.06.2020). В нём, в частности, зафиксирован основной механизм такой деятельности – создание профориентационно значимых проблемных ситуаций, готовящих ребёнка к осознанному выбору будущей профессии.
Задачи трудовой подготовки школьников (ознакомление с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, формирование трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии) должны достигаться в ходе преподавания учебных дисциплин, что предполагает соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы. Однако, как показывает практика, актуальной остаётся проблема разработки конкретных механизмов развития и совершенствования у учителя-предметника таких компетенций, которые позволили бы ему умело и рационально использовать урочное время для профессионального ориентирования школьников, уделяя внимание данному вопросу не только в конце получения среднего общего образования, но и на начальном этапе обучения.
Несмотря на проводимые теоретические исследования проблемы ранней профориентации и имеющийся положительный опыт, накопленный практиками [1; 2; 3; 4; 5 и др.], рано говорить о её решении. Не в последнюю очередь это вызвано и тем, что эффективность такой работы существенно зависит от системной организации и потенциала задействованных субъектов, а также от особенностей региональной экономики и системы образования. Подтверждение данного вывода мы находим в исследованиях, посвящённых представлению регионального опыта в данном направлении [6; 7; 8; 9 и др.].
Представим наше видение решения указанной проблемы в рамках инновационного проекта, реализуемого в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край). Проект осуществляется с 2020 года в статусе краевой инновационной площадки «Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания».
Основной целью проекта является разработка, внедрение и экспериментальная проверка модели профориентационного сопровождения школьников на уровне основного общего образования, а также построение и обоснование концепции методического сопровождения педагогических работников для повышения уровня их компетентности в вопросах профориентирования через преподаваемые учебные предметы.
Построенная в рамках проекта модель была представлена нами в работе [10]. В данной статье мы дадим общее описание проекта и основные его механизмы, выделенные в отдельные подпроекты «Профориентационный дневник школьника» и «Ресурсный центр».
Принимая во внимание историко-культурное наследие школы, тенденции, наблюдаемые в образовательных траекториях выпускников, и анализируя потенциал Краснодарского края в вопросах социально-экономического и сельскохозяйственного развития, были определены три приоритетных направления профориентационной работы в рамках проекта: медико-биологическое, социокультурное и инженерно-техническое.
Целевой аудиторией проекта являются две фокус-группы: обучающиеся 8–9-х классов и педагогические работники школ Тимашевского района. Кроме того, к непосредственным участникам проекта относятся родители / законные представители (оказывающие существенное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся с учётом их личностных особенностей, интересов и предпочтений) и внешние организации профессиональной и образовательной сфер (оказывающие школьникам помощь в выборе профессионального призвания).
В рамках проекта его субъекты осуществляют свою деятельность соответствии с поставленными перед ними задачами.
Координаторы деятельности (директор МБОУ СОШ № 19, заместитель директора по учебно-воспитательной работе): 1) планируют работу школы по теме проекта с выявлением проблемных зон, рисков и методов их устранения; 2) организуют участие школьников в запланированных мероприятиях; 3) контролируют полученные результаты и при необходимости осуществляют коррекцию разработанных маршрутов профориентации; 4) контролируют уровень мастерства педагогов в использовании разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения; 5) привлекают членов родительского сообщества к выступлениям в школе с информацией о своей профессии, своих обязанностях и перспективах развития; 7) поддерживают связи школы с социальными партнёрами; 8) анализируют и при необходимости корректируют деятельности педагогического коллектива по теме проекта.
Учителя-предметники: 1) показывают обучающимся роль труда в жизни человека, привлекают их к трудовой деятельности, знакомят с миром профессий; 2) вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской и др.); 3) обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; 4) способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства; 5) совместно с координаторами проекта организуют тематические ознакомительные экскурсии в учреждения и на предприятия; 6) способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; 7) проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся; 8) регулярно участвуют в мероприятиях, нацеленных на повышение уровня сформированности педагогических навыков в области профессионального определения школьников.
Школьный психолог: 1) изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; 2) осуществляет мониторинг их готовности к профильному и профессиональному самоопределению; 3) проводит тренинговые занятия по профориентации; 4) осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; 5) консультирует обучающихся с учётом их возрастных особенностей, помогает объективно оценить их интересы и склонности; 6) выявляет особенности участников проекта с целью оказания помощи; 7) создаёт базу данных по профдиагностике.
Обучающиеся: 1) участвуют в индивидуальных и групповых профориентационных беседах, диспутах, конференциях; 2) участвуют в анкетировании по вопросам их самоопределения в профессии; 3) посещают дни открытых дверей в учреждениях среднего профессионального и высшего образования; 4) принимают участие во встречах с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; 5) участвуют в творческих конкурсах для школьников и студентов среднего профессионального и высшего образования; 6) принимают участие в профессиональном ознакомлении и профессиональных пробах в фокус-группах.
Родители (законные представители): 1) участвуют в собраниях по профессиональному самоопределению учащихся; 2) участвуют в проведении совместных школьных мероприятий по плану реализации проекта; 3) способствуют активному участию школьников в мероприятиях; 4) повышают уровень мотивированности обучающихся к осознанному выбору профессии.
Представители внешней среды (профессиональных сообществ, системы образования): 1) организуют и проводят тематические мероприятия профориентационного характера; 2) проводят дни открытых дверей с экскурсионной программой и профессиональными пробами; 3) посещают профориентационные мероприятия в школе; 4) осуществляют формальное, неформальное и информальное обучение педагогов в области профориентации обучающихся и работы с родителями / законными представителями по сопровождению профессионального самоопределения подростков.
С целью организации сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность реализации проекта, осуществляется непрерывный мониторинг со стороны его координаторов по следующим критериям и показателям.
Личностные изменения школьников: 1) социальная активность (посещённые мероприятия, участие в акциях, событиях и т.д.); 2) профессиональный интерес (интенсивная познавательная деятельность и самостоятельное расширение знаний о профессии через библиотечные запросы, обращения за консультациями и др.); 3) выражение положительного эмоционального отношения к деятельности, соответствующей будущей профессии, стремление к её выполнению, в том числе, в рамках учебных проектов и исследований; 4) достижения в направлении профессиональных интересов (получение наград за участие в тематических конкурсах, олимпиадах, соревнованиях); 5) направленность на формирование профессионально значимых личностных качеств (самосовершенствование школьника, самовоспитание качеств, необходимых для профессиональной деятельности).
Профессиональные изменения педагогов: 1) готовность к проведению уроков с элементами профессионального самоопределения школьников (наличие соответствующих знаний, предметных навыков, позволяющих расширять привычные границы урока, умений осуществлять контроль отбора профориентационного материала и степени его персонифицированного усвоения школьниками); 2) готовность к осуществлению внеурочной деятельности профориентационного характера (способность проводить первичное консультирование, организовывать профориентационные мероприятия, встречи с представителями внешней среды, творческое профессионально-ориентированное взаимодействие со школьниками); 3) ценностно-мотивационное саморазвитие (направленность на профориентационную работу со школьниками, понимание её ценности, готовность нести консолидированную ответственность, участвовать в общешкольной работе по профориентации обучающихся).
Изменения образовательной среды школы: 1) введение в основную образовательную программу профильного и профориентационного содержания (организация предпрофильной подготовки и профильного обучения, составление программы внеурочной деятельности с акцентом на профориентацию); 2) создание и функционирование ресурсного центра, обеспечивающего профессиональное ориентирование и самоопределение школьников; 3) развёртывание школьной системы профориентации (включение всех субъектов в работу по профессиональному консультированию, профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, первичной профессиональной адаптации); 4) удовлетворённость обучающихся и родителей деятельностью школы в направлении профориентации и оказании помощи в профессиональном самоопределении.
Анализ результатов мониторинга позволяет: 1) изменять, корректировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика в области профессионального самоопределения; 2) прогнозировать уровень учебных достижений в различных образовательных и профессиональных областях для дальнейшего социального становления личности; 3) определять причины затруднений в области профориентирования и разрабатывать корректирующие упражнения и мероприятия на основе полученных данных; 4) адаптировать содержание проводимых тренингов к когнитивным возможностям обучающихся; 5) выбирать и варьировать методы, формы, средства и приёмы обучения профессиональным навыкам в рамках профессиональных проб.
Поскольку основными участниками проекта являются обучающиеся и педагогические работники, то ключевые механизмы работы с ними были выделены в отдельные подпроекты: «Профориентационный дневник школьника» и «Ресурсный центр». Дадим им краткую характеристику.
Подпроект «Профориентационный дневник школьника»
Основной целью его реализации стало развитие позитивного эмоционального отношения ребёнка к вопросу своей профессиональной ориентации, привлечение творческого потенциала обучающихся к вопросам профессионального самоопределения, а также привлечение внимания родительской общественности к вопросам будущего карьерного пути их детей, повышение компетентности обучающихся в области планирования карьеры.
В рамках проекта профориентационный дневник школьника – это печатный или электронный сборник информационно-аналитических материалов, нацеленных на создание индивидуальной траектории профессионального развития школьника, отражающий в себе психологические, личностные характеристики отдельного школьника. В 2020 году была разработана первая версия дневника, нацеленная, прежде всего, на профориентационную самоорганизацию ребёнка.
Рабочее пространство дневника поделено на три блока, отвечающих за одно из направлений: медико-биологическое, социокультурное, инженерно-технологическое. Каждый блок содержит разделы «Профессиональное ознакомление» и «Профессиональная проба», в которых школьнику предлагается заполнить поля «Место проведения», «Программа занятия», «Я узнал новое», «Я попробовал», «Мне понравилось», «Мне не понравилось». Затем предлагается сделать вывод о том, какую дальнейшую образовательную траекторию выбрать для итогового самостоятельного целеполагания на основе приобретённых знаний и умений, и заполнить поля «Я выбираю сферу…», «Я выбираю профессию …», «Я хочу поступить в …», а также указать преимущества и недостатки профессии, что будет свидетельствовать о глубине понимания подростком сущностных особенностей будущей профессиональной деятельности.
Важным стало то, что в результате ведения профориентационного дневника у ученика появляется возможность на протяжении всего года отслеживать свои успехи и достижения по каждому из трёх профессиональных направлений. В каждом из блоков ему предлагается описать свои впечатления, эмоции и навыки, приобретённые по результатам проведённых профессиональных проб.
По окончании всех профориентационных мероприятий ученику предоставляется возможность описать, какую из рассмотренных сфер выбрать, а также исследовать информационные ресурсы образовательных организаций, расположенных на территории района, края или страны, в которые стоит рассмотреть возможность дальнейшего поступления.
Результатами реализации проекта «Профориентационный дневник школьника» в 2021/22 учебном году стали: 1) формирование первичного навыка труда у обучающихся 8–9 классов; 2) формирование у них уважительного отношения к труду специалистов из разных профессиональных сфер; 3) расширение познавательного кругозора, развитие творческого потенциала для проявления интересов и склонностей к конкретной профессии; 4) формирование осознанного выбора дальнейшей карьерной стратегии.
Подпроект «Ресурсный центр»
Целью его реализации является развитие особых навыков у педагогических работников школы в вопросах профессионального ориентирования, направленных на оказание помощи ребёнку в его самопознании, адекватной самооценке и профессиональном самоориентировании.
Ресурсный центр создан как структурное подразделение МБОУ СОШ № 19 для оказания методической поддержки педагогов образовательных организаций, обеспечивающих профессиональную ориентацию воспитанников и сопровождение их профессионального становления для дальнейшей успешной социализации. Основными механизмами его деятельности являются координация сетевого взаимодействия образовательных организаций и объединение их ресурсов (информационных, кадровых, научно-методических, материально-технических и образовательных) для решения задач профессиональной ориентации обучающихся.
На рисунке (с. 74) представлены основные характеристики ресурсного центра: субъекты, нормативно-правовое обеспечение, содержание деятельности и инфраструктура.
Ресурсный центр, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, осуществляет сопровождение педагогов по шести направлениям. Вслед за Н.О. Яковлевой под педагогическим сопровождением мы понимаем «педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развёртывания» [11, с. 47]. Назовём основные задачи ресурсного центра при реализации различного вида сопровождения.
Информационное сопровождение: 1) организация лекций, презентаций, экскурсий для педагогических работников, обучающихся и их родителей с целью знакомства с учреждениями профессионального образования, предприятиями, профессиями; 2) проведение дней открытых дверей, родительских собраний; 3) освещение вопросов профориентации на официальном сайте школы; 4) разработка, использование и сопровождение информационных ресурсов (программные продукты, электронные средства обучения, презентации и др.), связанных с вопросами профессионального определения школьников в рамках образовательного процесса.
Организационно-методическое сопровождение: 1) организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов в рамках повышения квалификации педагогических работников; 2) обеспечение участия педагогов в проектной деятельности по направлению работы ресурсного центра; 3) осуществление издательской и полиграфической деятельности.
Диагностико-консультационное сопровождение: 1) проведение диагностики профессионального соответствия, наличия профессиональных дефицитов, развития способностей к тому или иному виду деятельности; 2) осуществление индивидуального консультирования по вопросам профориентации.
Развивающее сопровождение: 1) организация профессиональных проб; 2) предоставление ресурсов для повышения квалификации педагогических работников; 3) содействие социально-производственной адаптации выпускников.
Аналитическое сопровождение: 1) проведение мониторинга процессов профессиональной ориентации у школьников; 2) проектирование профориентационной работы на основании результатов исследований; 3) организация и проведение занятий на основе аналитических и диагностических методик; 4) участие в формировании банка педагогической и методической информации.
Психолого-педагогическое сопровождение: 1) обеспечение своевременности и доступности психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам; 2) координация процесса взаимодействия с педагогического сообщества с внешней средой.
Основным результатом проекта «Ресурсный центр» в 2020/21 уч. г. стало создание единого профориентационного пространства, обеспечивающего взаимодействие субъектов по сопровождению профессионального самоопределения школьников. Это позволило организовать не только консультирование педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам формирования профессионального самоопределения воспитанников, но и распространение инновационного педагогического опыта в данном направлении.
Таким образом, результаты, полученные в ходе работы в статусе краевой инновационной площадки в 2020/21 уч. г., подтвердили действенность разработанной концепции комплексного сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников на уровне основного общего образования, которая может быть тиражируема на уровне района, края и страны в целом. Опыт её практического внедрения подтвердил потенциал для дальнейшей реализации программы профориентирования школьников на уровне среднего общего образования с опорой на классы с углублённым изучением отдельных учебных предметов.
Список литературы
- Бахвалова С.Б., Киселева Э.М., Савельева И.В. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 96–99. doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-96-99.
- Васенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11(51). С. 305–312.
- Евтюгина А.А., Ледерман Н.Н. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации школьников в современной теории и практике // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2018. № 7. С. 58–68.
- Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3(99). С. 201–207.
- Афанасьев В.В., Васильева М.А., Фещенко Т.С., Куницына С.М., Афанасьев И.В. Основания и принципы конструирования организационной модели среды профессионального самоопределения школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 1. С. 90-104.
- Антонова М.В. Экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в Республике Мордовия // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 22–33.
- Бардакова Н.М. Профессиональное самоопределение школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 64–67.
- Наумова М.В., Квач С.С., Карминский А.А. Модель региональной системы ранней профориентации школьников (на примере ФГБОУ во «Югорский государственный университет») // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 16.
- Панина С.В., Квашина С.Ю. Ранее профессиональное ориентирование школьников Якутии // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 236–238.
- Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38–44.
- Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4(263). С. 46–49.