Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования)

Т.В. Вилейто1, Е.С. Крылова2
1, 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
1 vileyto@mail.ru
2 zhenechka.krylova@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются возможности урочной и внеурочной деятельности для реализации профилактической работы антитеррористической направленности в старшей школе. На основании анализа программных документов, а также возрастных особенностей учащихся, авторы приходят к выводу, что использование в образовательном процессе разнообразных форм организации не только урочной, но и внеурочной деятельности повышает уровень культуры безопасности жизнедеятельности и даёт возможность осуществлять непрерывное обучение старшеклассников антитеррористической безопасности. Также было определено, что широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности и творческого потенциала ученика являются важнейшими преимуществами внеурочной деятельности над урочной. Вследствие этого происходит дальнейшее построение гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, а также формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

профилактическая работа, антитеррористическая безопасность, уровень культуры безопасности жизнедеятельности, антитеррористическое поведение, обучение

Для цитирования

Вилейто Т.В., Крылова Е.С. Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования) // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 23–29. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_23

Информация об авторах

Татьяна Владимировна Вилейто – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Евгения Сергеевна Крылова – студент магистратуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, факультет безопасности жизнедеятельности.

Текст статьи

Двадцать первый век стал одним из выдающихся в истории распространения и популяризация террористических действий. Терроризм идёт в ногу с современным миром, приспосабливаясь к его изменениям, приобретает новые виды и использует передовые технологии. Большое количество информации и её повсеместная доступность приводят к тому, что любой человек, в том числе и школьник, может самостоятельно изучить всю интересующую его информацию о терроризме. Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет, что основной целью в работе органов местного самоуправления в области противодействия терроризму «является организация мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма» [1]. То есть главным приоритетом государства является грамотность и компетентность населения в вопросах профилактики террористической деятельности. Это наводит нас на противоречие между потребностью в профилактической работе, которая определена государственным и социальным заказом на новое поколение образованных и высоконравственных молодых людей, способных к саморегуляции и контролю собственного поведения, и реальным состоянием данной проблемы в теории и практике образования в области безопасности жизнедеятельности.

Курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) отводится особая роль в решении обозначенных проблем. В программах курса, которые реализуются в современном школьном образовании на основе ФГОС ООО, среди основных учебных задач выделяется воспитание антитеррористического поведения [2; 3; 4; 5]. Поэтому изучение школьниками в рамках курса раздела, посвящённого основам противодействия терроризму, является важной ступенью формирования элементов культуры безопасности человека.

Формирование социально успешного ученика является одной из основных задач, стоящих сейчас перед образовательными организациями. Но этому процессу в современном мире мешает ряд факторов, которые тесно связаны с периодом взросления современного поколения. Среди таких факторов особенно значимыми являются аддиктивное и асоциальное поведение, склонность к различного рода зависимостям и т.д. Это является ещё одним подтверждением актуальности проблемы организации эффективной профилактической работы в рамках образовательного учреждения. Кроме того, профилактика различных типов социальной дезадаптации учащихся становится центральным социальным заказом в формировании механизма воспитательной работы в школе [2; 6; 7].

То, что на сегодняшний день известно о настоящих террористах, свидетельствует о том, что решение стать террористом редко принимается бессознательно. Большая часть причастности к терроризму является результатом постепенного воздействия и ориентации на противоправное поведение. При определённых обстоятельствах внешние факторы могут оказать такое влияние на ребёнка, что его развитие может пойти по наихудшему сценарию. Детей, которые демонстрируют явные отклонения в поведении и в личностном развитии, называют «трудными». Зачастую, в эту категорию относят детей по внешним признакам, которые служат препятствием для спокойного и размеренного обучения.

Существует несколько классификаций «трудных» детей, предложенных, в частности, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеевым, И.А. Невским и др. [8]. Практически все они характеризуют детей старшего подросткового возраста. Именно в этот период дети зачастую становятся асоциальными подростками, что служит формированию стереотипа: «трудный ребёнок» = «неуправляемый подросток». Одной из наиболее подробно разработанных систем классификации «трудных» детей является авторская система А.И. Кочетова, в которой «трудные» дети разделяются сначала по возрастному признаку (до 6–8 лет и от 6–8 до 17–20 лет), а затем в каждой из этих групп выделяются дополнительные подгруппы (таблица 1) [9].

Таблица 1. Характеристика «трудных» детей по А.И. Кочетову

Признак

Характеристика (особенности характера)

Дети с нарушением в сфере общения

Замкнутость, молчаливость, общение со сверстниками носит эпизодический характер

Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией

Повышенная возбудимость, с острой / пассивной или же равнодушной реакцией

Дети с недостатками умственного развития

Медлительность, интеллектуальная пассивность, нарушение критичности мышления

Дети с неправильным развитием волевых качеств

Упрямство, капризность, безвольность, неорганизованность, недисциплинированность.

Если в этом возрасте наблюдаются перечисленные признаки и не предпринимается никаких действий, чтобы их исправить, то с высокой вероятностью, «трудный» ребёнок вырастит в «трудного» подростка. Устойчивые повторяющиеся нарушения социальных норм и, как следствие, противоправное поведение главная их отличительная черта. «Трудных» подростков А.И. Кочетов также разделяет на подгруппы (таблица 2).

Таблица 2. Характеристика «трудных» подростков по А. И. Кочетову

Признак

Характеристика (Особенности характера)

Дети «циники»

Обычно занимают лидерскую позицию в асоциальных группах. Имеют аморальную систему взглядов и потребностей, откровенно презрительное отношение к нормам морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности

Дети с зависимым поведением

Отсутствие твёрдых моральных убеждений, преимущественно однотипный способ реагирования на трудности, низкая самокритичность, эмоциональная лабильность, низкая толерантность.

Именно подростки и юноши этой возрастной категории подвержены дурному влиянию. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, которую в свои руки могут взять террористы или люди, занимающиеся популяризацией их взглядов.

Несмотря на это, благодаря включению в школьную деятельность обширной профилактической работы, направленной на предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребенка, на ранних стадиях возможно выявить деструктивные настроения среди молодёжи, в том числе и террористической направленности.

Формированию радикальных взглядов и убеждений у подростков, которые в силу своего незрелого возраста ещё не имеют прочных жизненных установок, способствует влияние различных факторов: социальных, политических, экономических и т.д. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций.

Нами были рассмотрены возможности урочной деятельности, а также проведён сравнительный анализ популярных на сегодняшний день программ с целью определения основного содержания, количества и места проведения занятий в рамках урочной деятельности по ОБЖ по профилактике антитеррористической направленности [3]. На основании анализа программных документов было также определено, что урочных занятий недостаточно для полного и глубокого освоения данной группы знаний. Использование в образовательном процессе по формированию знаний, умений и ценностного отношения к миру разнообразных форм организации не только урочной, но и внеурочной деятельности даёт возможность осуществлять непрерывное обучение старшеклассников антитеррористической безопасности [1; 6].

Нами был сделан вывод о том, что процесс формирования знаний находит отражение во всех направлениях внеурочной деятельности и реализуется через участие учащихся старших классов в разнообразных формах и видах организации внеурочной деятельности в конкретной школе. К наиболее эффективным из них мы относим:

  • проведение классными руководителями профилактических бесед антитеррористической направленности;
  • организацию различных тематических конкурсов и олимпиад (например, конкурс социальной рекламы «Террору – нет!»);
  • разработку тематических памяток для родителей с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов и др.;
  • организацию игр, направленных на профилактику антитеррористической направленности среди учащихся старшей школы (например, игра «Действуй правильно», направленная на отработку необходимых навыков противодействия терроризму и экстремизму).

Как уже было отмечено, в современном мире терроризм является одной из наиболее опасных глобальных проблем. Это явление охватило фактически все страны мира. Поэтому выбор темы нашего исследования был обусловлен следующими причинами: усиление террористической деятельности в начале XXI века, а также повышенное внимание к этой проблеме всех государств. На основании этого важной задачей исследования явилась разработка и внедрение методики проведения профилактических мероприятий (тренинг-встреч) антитеррористической направленности при изучении ОБЖ в практику обучения в старшей школе.

Целью разработанной программы тренингов является расширение и укрепление знаний учащихся 10–11-х классов в данной области, т. е. повышение уровня знаний и умений по антитеррористической безопасности, а также корректировка антитеррористических убеждений (воспитание устойчивого антитеррористического поведения и правильных ценностных ориентиров учащихся), которые будут достигнуты при реализации и проведении этой работы.

Одной из задач нашего экспериментального исследования являлось выявление уровня знаний по теме «Терроризм» при изучении курса ОБЖ в 10–11-х классах. Оно осуществлялось в четыре этапа: 1) разработка анкет с учётом возрастных особенностей целевой аудитории с целью определения уровня знаний по теме «Терроризм»; 2) проведение анкетирования среди учащихся старшей школы; 3) обработка полученных результатов; 4) обоснование продукта интеллектуальной деятельности.

Для определения уровня сформированности знаний и умений необходимо определить критерии, которые будут выступать основой для выдвижения каких-либо суждений. Выбранные критерии должны выступать в качестве количественной меры совпадения целевых показателей обучения с реально получаемыми результатами обучения. В нашем исследовании критериями были определены: 1) понимание сущности измеряемого показателя; 2) полнота охвата и выполнение всех действий, входящих в показатель [3].

Занятия были построены по блочному принципу. В первом блоке были рассмотрены правовые аспекты регулирования террористической деятельности на территории Российской Федерации. Второй блок был посвящён разбору статистических данных по теме исследования. В третьем блоке были изучены морально-поведенческие аспекты, которые включали в себя: 1) ознакомление учащихся с принципами межэтнического и межкультурного диалога; 2) формирование навыков успешного поведения в конфликте; 3) формирование умений действовать и правильно вести себя при угрозе теракта.

Заключительным этапом исследования стало проведение вторичного анкетирования с целью выявления изменений в уровне знаний учащихся по теме «Терроризм», в котором приняло участие 52 учащихся старших классов. Высокий уровень знаний продемонстрировали 71% опрошенных, достаточный– 23% и удовлетворительный 6%. Показатели при первичном анкетировании были значительно ниже: высокий уровень – 25%, достаточный – 43%, удовлетворительный – 32%. Исходя из анализа полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности разработанной нами программы тренинг-встреч

В заключение отметим, что формирование знаний антитеррористической направленности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения должно идти непрерывно, начиная с младшего или среднего школьного возраста, через личный социальный опыт. Данный опыт  формируется с помощью навыков полученных на внеурочных мероприятиях, а также через содержание различных учебных дисциплин (история, обществознание, география и т.д.), с использованием разнообразных педагогических технологий и форм обучения (здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, рефлексивные технологии и т.д.). Только в этом случае процесс профилактики антитеррористической направленности учащихся старших классов можно считать эффективным.

Список литературы

  1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (в ред. федеральных законов от 27.07.2006 № 153-Ф3, от 08.11.2008 № 203-Ф3, от 30.12.2008 № 321-Ф3).
  2. Кузнецов В.В. Профилактическая деятельность: содержание и структура // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2. С. 87–92.
  3. Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях: Приложение к письму Минобрнауки России от 16.06.2016 № 09-1467 // Официальные документы в образовании. 2016. №20.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
  5. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 10 класс: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс». / Под ред. Ю.П.  Подоляна. М.: АСТ; Астрель, 2008. 23 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
  7. Фокеева И.М., Сафронова И.В. Использование содержания гуманитарных предметов для раскрытия преступной сущности идеологии терроризма. Методические рекомендации. Казань: Институт развития образования республики Татарстан, 2014. 36 с.
  8. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
  9. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986. 160 с.