Открытое пространство онлайн обучения педагогических кадров

Loading

Т.Б. Волобуева
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, Донецк, Донецкая народная республика, iponayka@yandex.ru

Аннотация

В статье обосновывается новый прогрессивный ресурс дополнительного профессионального образования педагогических кадров – массовые открытые онлайн курсы (МООК). Цифровое общество и цифровое поколение требуют использования новых цифровых источников в образовании. Грамотно отобранный, структурированный и адаптированный контент позволяет насытить самостоятельную работу слушателей качественной мультимедийной информацией, новыми видами коммуникаций, динамическим сопровождением. С целью исследования рациональности применения МООК в процессе усвоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации анализируются работы исследователей этого направления и опыт его практического применения. Актуализируются форматы и возможности обучения через глобальную сеть Интернет. Анализируются факторы, которые превращают массовые открытые онлайн курсы в платформу профессионального развития педагогов. Раскрывается структурная модель МООК, выделены и охарактеризованы их преимущества: массовость и глобальность, свободный доступ, привлечение преподавателей самых престижных университетов, насыщенная, но краткая подача теории, мультимедийность учебных материалов, новейшие интерактивные и информационные технологии, взаимная проверка выполнения заданий, межкультурное обучение, геймификация. Обозначены и аргументированы недостатки МООК: отсутствие непосредственного общения; технические трудности; трудоемкость построения курса; требование высокого уровня IT-компетентности у обучающихся; недостаточное владение английским языком; сложность самоорганизации обучающихся и др. Проанализирован опыт введения целевых МООК в систему повышения квалификации педагогов, сделан вывод об их востребованности, результативности и перспективности.

Ключевые слова

массовые открытые онлайн курсы, педагоги, дополнительное профессиональное образование, обучение

Для цитирования

Волобуева Т.Б. Открытое пространство онлайн обучения педагогических кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 9–16. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_9

Информация об авторах

Татьяна Борисовна Волобуева – кандидат педагогических наук, доктор философии, отличник образования Украины, доцент, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Текст статьи

Для достижения полноценного развития общества нужны компетентные специалисты с системным, критическим мышлением, когнитивной гибкостью, социальным интеллектом, способные работать в условиях неопределенности, в режиме многозадачности [1]. Значит, востребованы педагоги, способные обеспечить эволюцию образования от обучения к способу жизни. Чтобы соответствовать вызовам времени, педагоги должны постоянно совершенствовать свой профессионализм, погружаясь в актуальное образовательное пространство. Как известно, оно состоит из трех подпространств: 1) окружающий мир, педагогическая практика; 2) дополнительное профессиональное образование; 3) подпространство самообразования и саморазвития. Контент первого подпространства задается объективными закономерностями, второго – специально отобран, нормирован, интерпретирован, в основе третьего – свобода выбора содержания, его истолкования, технологий.

Педагог, отвечающий запросам обучающегося, – это постоянно повышающий свою квалификацию специалист, продвинутый пользователь информационных технологий. Массовые открытые онлайн курсы – современный педагогический инструмент, выступающий и как средство образования для учителя, и как способ нетрадиционной подачи учебного материала для учеников. Их главные преимущества – доступность, интерактивность, мультимедийность, актуальность. В них нет нормирования и условностей традиционных курсов, обеспечена свобода выбора места, времени, дозирования обучения, количества обращений к помощи и тренировочным упражнениям. Педагоги получают возможность уйти от стереотипов, научиться использовать элементы геймификации, освоить подачу традиционного обучающего контента в современном формате.

Конкурентный педагог включен в непрерывный процесс повышения квалификации, обеспеченный синтезом формального, неформального и информального обучения. Сегодня в мире существует ряд крупных институтов и центров, занимающихся фундаментальными исследованиями непрерывного образования взрослых. Наиболее значимые из них: Международный институт педагогических исследований (Мюнхен), Швейцарская организация образования взрослых, Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Институт педагогического образования и образования взрослых (Киев), Международный институт планирования образования (Париж), «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО» (Москва), «Институт непрерывного образования взрослых» (Санкт-Петербург) Международный институт образования (Нью-Йорк), Международный педагогический центр (Севр), Национальный институт образования взрослых (Лондон) и др. Анализ содержания их сайтов показал, что дистанционное обучение взрослых занимает ключевое место в непрерывном образовании. Информационные технологии предоставили новые преимущества, в частности, мгновенную обратную связь и разноуровневые коммуникационные площадки.

Электронные обучающие системы разрабатывались многими российскими учеными и практиками, а также зарубежными теоретиками-разработчиками [2, с. 3]. Сфера электронных обучающих систем продолжает активно исследоваться, обогащается интеллектуальными алгоритмами, базами знаний. Непосредственно особенности открытых онлайн курсов рассматривали Ф. Холландс, Д. Тирзали [3] и др. Они моделировали интеграцию открытых онлайн курсов в образовательный процесс высшей школы, выстраивали их типологию. Для непрерывного медицинского образования А.О. Чамчиян обосновал выбор МООК и разработал методику их применения [4]. Но особенности их применения в системе дополнительного профессионального образования педагогов остались вне поля зрения исследователей.

Для обеспечения актуальности, гибкости, непрерывности образования во всём мире широко используются онлайн ресурсы, среди которых особо популярны онлайн курсы. В них ко всем преимуществам дистанционного обучения (комфортное время занятий, отсутствие затрат на дорогу к образовательной организации, индивидуальное сопровождение тьютора и пр.) добавляются структурированный, мультимедийный контент, интерактивный сервис, современные интернет-приложения, построение индивидуальных образовательных траекторий. Они позволяют сочетать все три вида образовательных подпространств через: 1) образцы перспективных практик, жизненные ситуации и видеосюжеты; 2) формальное и неформальное дополнительное профессиональное онлайн обучение; 3) насыщение цифровой среды материалами для профессионального и личностного саморазвития.

Наиболее распространены следующие форматы онлайн курсов:

  • Активное обучение (Activelearning) – новый материал объясняется не более десяти минут, всё остальное время отведено на его практическую проработку;
  • Обучение с саморегулированием (Selfpacing) – обучающийся сам выбирает время, продолжительность и ресурсы для изучения материала и выполнения заданий;
  • Мгновенный отклик (Instantfeedback) – быстрая обратная связь, мгновенная проверка выполненного задания, возможны пояснения ошибок для их исправления;
  • Геймификация (Gamification) – обучение с элементами игры, конструирования и проектирования, при этом могут быть задействованы различные материалы для модификации предметов и объектов изучения;
  • Взаимное обучение (Peerlearning) – обучающие дискуссии, совместное решение сложных или творческих задач.

Массовые открытые онлайн курсы называют самой революционной и перспективной образовательной технологией, которая позволяет синтезировать все вышеназванные форматы [5]. Термин впервые был использован в 2008 году в работах группы канадских ученых под руководством Джорджа Сименса [6, с. 97]. Это вариант электронного интерактивного обучения предназначен для широкого круга пользователей. Хотя определения понятия «массовые открытые онлайн курсы» не существует, в самом названии заключены его ключевые характеристики:

  • массовые – для большого (несколько сотен) количества обучающихся;
  • открытые – любой желающий может к ним подключиться без оплаты (используются открытое программное обеспечение, бесплатные сервисы) и без предварительных испытаний или отбора;
  • онлайн – учебные и проверочные материалы, коммуникации находятся в сети Интернет в свободном доступе;
  • курсы – обучение целенаправленно, имеет свою структуру и правила.

Курс разбивается на небольшие ёмкие блоки, содержит видеолекции, презентации, учебную анимацию, тесты, виртуальные лаборатории, электронные справочники, форумы, доски обсуждений и прочие интерактивные инструменты, удобный интерфейс и простую навигацию.

Ряд курсов не регламентируется расписанием лекций и сроками выполнения заданий. Каждый обучающийся сам выбирает свой темп и длительность обучения, темы для углубленной работы. Почти все МООК имеют мгновенную обратную связь, автоматизированную проверку контрольных заданий, тестов. Активно используется взаимопроверка, совместная экспертиза, рецензирование работ несколькими сокурсниками.

Джордж Сименс подчеркивал значение коннективизма в организации МООК [6]. Эта новая теория обучения базируется на концепциях сети, сложных самоорганизующихся систем и рассматривает обучение как процесс создания связей. Согласно коннективизму образовательный процесс представляет собой конструирование и развитие сети, к которой обучающийся присоединяет новые узлы, формируя новые контакты. Узлами могут быть базы данных, сайты, книги, библиотеки, организации, люди, любые источники информации. Осмысливая материалы курса через призму своего профессионального опыта, обучающийся создаёт свою знаниевую сеть, доступную другим, используя такие инструменты, как блоги, посты, диаграммы, вики-страницы, презентации, ментальные карты, видео, конспекты. Проходя по созданным связям, он использует подсети экспертов (более компетентных сокурсников), разноуровневые сетевые конструкции пользователей курса, участвует в форумах и дискуссиях. Часть преподавательской работы берут на себя обучающиеся – проверка работ других участников курса, оценивание по заданным параметрам, рецензирование, ответы на вопросы. Подобным образом реализуется взаимообучение, взаимоподдержка и сотрудничество, расширяется образовательный контент.

Также существуют МООК, созданные по традиционной дистанционной модели обучения, в которой структурировано содержание, регламентированы сессии, учебные занятия, контрольные процедуры. Почти все они представляют собой выложенные в открытом доступе университетские курсы.

МООК доступны пользователям круглый год. Сертификаты служат дополнительными стимулами пройти курс до конца. В ряде случаях за них предполагается оплата. Некоторым обучающимся достаточно скачать материалы для самообучения, соединить их с информацией из других источников и использовать на практике. То, что заканчивают курсы от 5 до 13% записавшихся на них [7, c. 89], нельзя назвать их недостатком, скорее, спецификой.

Главная идея МООК – доступность образовательных ресурсов от ведущих университетов мира, заслуженных преподавателей, известных профессионалов.

Для педагогических кадров массовые открытые онлайн курсы должны стать прогрессивным форматом дополнительного профессионального образования в сочетании с традиционными формами обучения. Их можно включать в курсы повышения квалификации, межкурсовые мероприятия, в информальное поле как ресурс для профессионального саморазвития. МООК не противоречат действующим образовательным моделям обучения взрослых, поддерживают их сильные стороны, снижают риски.

Обычная модель МООК включает в себя следующие блоки:

  • представление нового материала (информативные короткие видеоролики, скрабинг-презентации, схемы, сравнительные таблицы и пр.) и дополнительных ресурсов для закрепления изученного (методические рекомендации, инфографика, навигация по соответствующим сайтам и др.);
  • выполнение заданий репродуктивного, исследовательского и творческого характера;
  • участие в форумах и дискуссиях по изучаемой проблеме, консультации;
  • итоговая аттестация (онлайн экзамен, тесты, выполнение проекта) с получением сертификата организатора курса при её успешном прохождении.

Все материалы можно изучать так долго, как это требуется слушателю, многократно просматривать видео, советоваться с сокурсниками, консультироваться у преподавателей, использовать любое удобное время, даже поездки в транспорте. К преимуществам МООК следует отнести и межкультурное взаимодействие, т.к. записываются на курс заинтересованные люди со всего мира.

Центром дистанционного обучения Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования разработаны и проведены три массовых открытых онлайн курса: «3D графика и спецэффекты», «Основы визуального программирования», «Педагогический веб-дизайн». Записалось на обучение соответственно 311, 186 и 324 человека. Успешно закончили и получили сертификаты 36, 16 и 48 педагогов. Для выпускников проводился открытый онлайн опрос, с предложением оценить качество образовательной среды, качество процесса повышения квалификации и качество результата.

Полностью удовлетворено качеством образовательной среды 86% респондентов. Особенно отмечались учёт образовательных запросов слушателей (84%), условия для обмена опытом с коллегами по группе (96%), партнерский стиль общения (92%). Замечания были к скорости Интернета и некоторым техническим сложностям.

При оценивании качества процесса наибольшее число полностью удовлетворенных респондентов было по показателям «Эффективность форм обучения» (92%), «Актуальность учебного материала» (94%), «Практическая направленность обучения» (88%). Среди многообразия форм учебного взаимодействия слушатели предпочитают онлайн дискуссии (65%), участие в вебинарах (62%) и личные онлайн консультации (62%). Самый высокий рейтинг качества результата у показателей «Освоение новейших технологий» (92%), «Цифровое портфолио» (88%).

Опрос педагогов, окончивших более трёх МООК (52 респондента) позволил выделить основные рекомендации новичкам. Следует зарезервировать для учебы конкретные дни и часы и стараться придерживаться их. Можно мотивировать себя «напоминалками», картой успеха, яркой таблицей достижений. Начинать лучше с простых непродолжительных курсов. Обязательно участвовать в онлайн обсуждениях. Это позволит усилить вовлеченность в проблему, получить поддержку сокурсников, познакомится с интересными людьми. Очень важно связать свое обучение с реальным опытом: поучаствовать в проекте по теме курса, вступить в клуб единомышленников, найти альтернативные форумы по изучаемой проблеме, придумать свой вариант применения новых знаний на практике.

Как и во всех формах заочного обучения, важным условием успешности массовых открытых онлайн курсов является высокий уровень самоорганизации и мотивации обучающихся. Авторы курсов широко используют мультимедийные возможности всемирной паутины, микро и гейм обучение, творческие задания, конкурентное партнёрство, интерактивные методы, креативные площадки, на которых слушатели обмениваются идеями, обсуждают неоднозначные ситуации, презентуют авторские разработки.

Среди слабых сторон массовых открытых онлайн курсов пользователи называют традиционные недостатки дистанционного обучения [8]:

  • отсутствие реального общения, снижающее эмоциональную окраску бесед и лекций;
  • необходимость качественного высокоскоростного Интернета, технической оснащенности обучающегося для постоянного доступа к обучающим ресурсам;
  • большая трудоёмкость разработки курса, выполнение высоких требований к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, мотивации слушателей;
  • запрос на высокий уровень готовности обучающихся к работе с новейшими информационными технологиями, самоорганизации и дисциплины;
  • проблемность соблюдения авторских прав, лицензирования курсов.

Кроме вышеназванных рисков, следует отметить некоторую ограниченность содержания, т.к. МООК ориентированы на ускоренное обучение, прикладной характер материала без разностороннего рассмотрения объектов изучения, ознакомления с различными концептуальными подходами пр. Бесплатное обучение на курсах порождает потребность в поиске источников финансирования для оплаты работы преподавателей, разработчиков, тьюторов и др. [9]. Существуют трудности в обеспечении защиты данных, конфиденциальности. Во многих случаях проблемным является язык обучения, поскольку сегодня большинство МООК проводятся на английском языке. Если ограничивать себя русскоязычными или переведенными курсами, то значительно снижаются образовательные возможности. Ряд пользователей некоторые недостатки предлагают причислить к достоинствам, рассматривая массовые открытые онлайн курсы еще и как тренажеры самоорганизации и дисциплины, платформу для совершенствования английского языка, ресурс развития информационных, социальных, поликультурных и других компетенций. В таблице приведены сильные и слабые стороны МООК.

Таблица. Преимущества и недостатки МООК

Преимущества

Недостатки

Массовость и глобальность

Отсутствие непосредственного общения

Свободный доступ, возможность гибкого графика и расписания

Технические трудности

Привлечение преподавателей самых престижных университетов

Трудоёмкость построения курса

Насыщенная, но краткая подача теории

Требование хорошего уровня IT-компетентности обучающихся

Мультимедийность учебных материалов

Недостаточное владение английским языком

Новейшие интерактивные и информационные технологии

Проблемное соблюдение интеллектуальной собственности

Взаимная проверка выполнения заданий

Сложность обеспечения конфиденциальности и защиты данных

Межкультурное обучение

Источники финансирования курса

Геймификация (награды, рейтинги, знаки отличия)

Сложность самоорганизации обучающихся

 Таким образом, массовые открытые онлайн курсы сегодня востребованы, эффективны и перспективны. Они объединяют обучение с самообразованием и взаимообучением, используют новейшие информационные технологии, мультимедийный контент, активные коммуникации. Для педагогических кадров они являются не альтернативой традиционному дополнительному профессиональному образованию, а его современным перспективным вектором, ресурсом развития профессионального мастерства, возможностью обучаться у ведущих мировых специалистов, приобщением к международному педагогическому сообществу. Осваивая курс, приобретая новые компетенции, педагог ещё и овладевает новыми образовательными инструментами. Он сможет рекомендовать старшеклассникам полезные МООК, поддерживая их познавательный интерес своим опытом онлайн обучения, использовать в педагогической практике высококачественные электронные учебные материалы, инициировать и принять участие в разработке востребованных школьниками массовых открытых онлайн курсов.

Список литературы

  1. Шевченко А.А. Современные ориентиры педагогического воздействия // Педагогическая сокровищница Донетчины. 2020. № 2. С. 26–34.
  2. Лазарева О.Ю. Архитектура интеллектуальной обучающей системы для оценки компетенций учащихся вузов. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2014. № 5. С. 55–64.
  3. Hollands F.M., Tirthali D. MOOCs: Expectations and Reality. Columbia University: Teachers College. 2017. 210 p.
  4. Чамчиян А.О. К вопросу о возможности сочетания МООК и традиционных форм обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 1. № 1 (1). С. 339–347.
  5. Лесин С.М., Махотин Д.А. MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура // Интерактивное образование. 2018. № 1–2. С. 25–33.
  6. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия. №4 (56). С. 97–102.
  7. Jeff Rice. MOOC variations: Common places as Argument // Invasion of the MOOCs: the promises and perils of massive open online courses. Edited by Steven D. Krause and Charles Lowe. Parlor Press Anderson, South Carolina. 2018. P. 86–97.
  8. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов) // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 3. С. 523–532.
  9. Лесин С.М. Анализ мирового и отечественного рынка провайдеров для МООК // Интерактивное образование. 2018. № 1–2. С. 72–77.