Особенности логического мышления современных подростков

Loading

Н.Г. Павловская, Д.В. Байкадамов
Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Петропавловск, Казахстан, grigor_nadi@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей развития логического мышления подростков. Представлены теоретические основы развития мышления в подростковом возрасте: согласно многочисленным исследованиям, логическое мышление формируется вместе с практической деятельностью и тесно связано с существующим логическим опытом человека, накопленным в результате его предыдущей деятельности. В статье рассмотрена роль процесса обучения в развитии психической деятельности и интеллектуальной активности школьников в подростковом возрасте. Представлены результаты диагностики уровней развития логического мышления в подростковом возрасте. По результатам диагностического обследования сделаны выводы, что у подростков доминирует средний уровень логического мышления, меньшее их количество обладает высоким и значительное количество низким уровнем. Выделены основные характеристики мышления подростков, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Ключевые слова

мышление, развитие мышления, логическое мышление, подростковый возраст, мышление подростков

Для цитирования

Павловская Н.Г., Байкадамов Д.В. Особенности логического мышления современных подростков // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 30–35. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_30

Информация об авторах

Надежда Григорьевна Павловская – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева.
Дамир Вадимович Байкадамов – студент Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева, кафедра «Педагогика и психология».

Текст статьи

В настоящее время общество предъявляет серьезные требования к подрастающему поколению. Социальный запрос направлен на воспитание образованных молодых людей с высоким уровнем развития мыслительных способностей. Для реализации себя в качестве полноценной личности в современном обществе, необходимы развитые навыки логического, творческого и критического мышления.

Традиционно под мышлением понимается высшее явление психических процессов, в котором протекает познавательная деятельность человека. Мышление – это процесс, отражающий объективную действительность в образах, суждениях, понятиях. Люди обладают способностью выявлять скрытые закономерности мироустройства (познавать «суть вещей»), строить всё более усложняющиеся содержательные интерпретации происходящего, систематизировать имеющиеся знания и порождать новые идеи, создавать концепции и теории относительно любого аспекта действительности, т. е. обладают способностью к пониманию (постижению) мира [1].

Исследуя опыт обучения и повседневную жизнь, ряд авторов приходит к выводу, что мыслительная деятельность подростков является необходимой базой для получения новых знаний, для развития когнитивных процессов. Каждый день подросток сталкивается с проблемными ситуациями, которые необходимо решать по мере изменения обстоятельств. Чтобы решить эти проблемы, спрогнозировать и спланировать свои действия, подростку, по мнению Шавалиевой Г.Т., нужно иметь высокий уровень развития логического мышления: уметь чётко мыслить и ясно излагать свои мысли, полноценно логически рассуждать [2].

Логическое мышление – процесс, в котором человек последовательно использует рассуждение, чтобы прийти к заключению, это выстраивание структуры отношений между фактами, цепочки рассуждений, которые «имеют смысл». В психологии мышления появляются новые взгляды на когнитивное развитие и развитие мышления. В частности, можно выделить информационно-ориентированный подход. Молодые люди должны владеть инструментами восприятия, оперативного поиска, анализа и обработки информации, уметь выделять признаки предметов и явлений, искать закономерности, делать обобщения и выводы, формулировать цели и ставить задачи, находить пути и варианты решения [3]. В условиях современной информатизации жизни возрастает роль логического мышления.

Становление логического мышления – это переработка полученной информации, устанавливающая связи между предметами, их особенностями, способствующая обнаружению связей, которые отражают достоверное положение дел. Рассуждение также должно быть логичным, т. е. соблюдать законы логики.

Логика зародилась в Древней Греции и трактуется как «наука о достоверном мышлении», «искусство рассуждения», «рассуждение», «речь» и «мысль». Логика – это наука, которая направлена на изучение форм, методов и законов умственной мыслительной деятельности человека. Она исследует методы достижения в процессе познания посредством опосредованности, но не из сенсорного опыта, а из знаний и понятий, полученных ранее. В связи с этим её можно обозначить как науку о методах получения выводного знания. Л.А. Ретуш подчеркивает, что основная задача логики – выяснить и определить вывод из существующих предпосылок, а также извлечь знание о предмете размышления для того, чтобы глубже понимать особенности рассматриваемого предмета, мыслей и его отношений с различными аспектами изучаемого явления [4].

Логическое мышление в научной психолого-педагогической литературе наделяется такими характеристиками, как «аналитическое», «словесно-логическое», «понятийное», «абстрактное». Принимая во внимание определения, полученные с разных позиций, выделяются их общие черты. Согласно работам А.Н. Леонтьева «способность логического мышления может быть только результатом овладения логикой» [5]. М.П. Голованова, Е.А. Лялина понимают логическое мышление как способность человека мыслить, делать выводы [6].

Логическое мышление используется, когда необходимо найти причинно-следственные связи, решить проблему, сделать выводы, принять решение или применить ранее полученные знания. Оно формируется вместе с практической деятельностью и тесно связано с существующим логическим опытом человека, накопленным в результате его предыдущей деятельности. Поэтому у разных людей логическое мышление развито по-разному.

Для подростков характерна повышенная интеллектуальная активность, стремление выдвигать и анализировать различные гипотезы. Они интересуются не только фактами, но и их анализом, что побуждает их к поиску объяснения причин. При этом у подростков формируется умение отстаивать свою точку зрения. Основной характерной особенностью подростков является стремление к самообразованию: они ищут определенные занятия, а также книги, которые будут соответствовать их интересам, поскольку это связано с интеллектуальным удовлетворением. Для начального этапа интеллектуального развития подростка характерной особенностью является осознание своих интеллектуальных операций и самоуправления ими. При этом в формировании мыслительной деятельности преобладают самостоятельность суждений и выбор траектории поведения. Подростки ищут собственное мнение, а также суждения по ряду вопросов, при этом они могут не доверять советам и указаниям родителей, учителей. Подростки в какой-то степени чувствуют себя уникальными и стараются найти себя на основе своих склонностей и способностей.

Одна из особенностей психической деятельности подростка – большая роль конкретных компонентов мышления. С развитием абстрактного мышления конкретные компоненты подросткового мышления не исчезают, а остаются и развиваются, что также играет важную роль в общей структуре мышления [7].  На данном этапе развития мышления у подростка совершенствуются способности не только в абстрагировании, но и в сосредоточении внимания на собственных интеллектуальных операциях. Именно в подростковом возрасте обучающийся начинает подчеркивать вероятность или возможность присутствия или отсутствия какого-либо признака, причины или явления под влиянием обучения, исходя из представления о том, что факты, события и действия могут быть результатом более чем одной  причины. Подросток развивает умение рассуждать, основываясь на общих посылках с помощью построения гипотез и их последовательной проверки.

Значительные сдвиги в развитии интеллектуальной активности школьников в подростковом возрасте проявляются в процессе обучения. Образовательная деятельность должна создавать условия для развития познавательных процессов. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления открывает подростку возможности к дальнейшему развитию мыслительных способностей. Логическое мышление в подростковом возрасте продолжает активно развиваться. Данному возрасту присуще теоретико-рефлексивное мышление. Операции, приобретенные в младших классах, становятся формально-логическими, а рассуждения, при абстрагировании от конкретного, наглядного материала, школьники представляют в словесной, гипотетико-дедуктивной форме. Овладевая в процессе обучения системой научных понятий, школьники развивают основы понятийного и теоретического мышления, позволяющего решать учебные задачи с ориентацией на внутренние, существенные свойства и отношения. В силу возрастных особенностей, обозначенных выше, для большинства подростков большое значение имеет не просто процесс обучения, а разнообразные, нетривиальные и интересные виды деятельности, направленные на развитие как мышления, так и логики.

На основе проведенного теоретического анализа нами была поставлена цель: выявить уровень развития логического мышления в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 42 учащихся  школы-лицея «Дарын»» г. Петропавловска в возрасте от 11 до 12 лет.

Для диагностики уровня логического мышления была использована методика Э.А. Коробковой «Сложные аналогии», которая позволяет выявить способности испытуемых к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Испытуемым было предложено выделить двадцать пар и соотнести каждую из них с шестью типами логических связей, используя одну конкретную букву, расположенную напротив каждой пары.

Параллельно мы применяли методику «Количественные отношения», предназначенную для оценки логического мышления взрослых и подростков. Испытуемым было предложено решить восемнадцать логических задач, определить соотношение между буквами, стоящими под чертой, и отметить отношения, используя математические знаки «больше» или «меньше», выбирая один ответ для каждой логической задачи.

Результаты диагностики уровней логического мышления с помощью методики «Сложные аналогии» показали, что 52,38% подростков обладают средним уровнем логического мышления. Для данных подростков свойственны способности понимания логических связей и оперирования абстрактными понятиями. Высокий уровень продемонстрировали 23,81% испытуемых. Они характеризуются высокими способностями, с легкостью определяют логические связи и оперируют абстрактными понятиями. Низкий уровень логического мышления продемонстрировали 23,81% подростков. Для них характерны трудности при понимании логических связей и оперировании абстрактными понятиями.

Результаты использования методики «Количественные отношения» также показали, что доминирует средний уровень логического мышления, причем в значительно большей степени – 71,43% подростков. Для данной категории учащихся характерно наличие нормы включения в мыслительный процесс, в котором используются логические понятия и конструкции, рассудительность, доказательность, обоснованность выводов из заданных предпосылок. Значительно меньше подростков (9,52%) продемонстрировали высокий уровень. Данная категория школьников характеризуется высокими способностями и наиболее легким вхождением в мыслительный процесс с использованием логических понятий и конструкций. Они с легкостью определяют логические связи, оперируют абстрактными понятиями и обосновывают выводы из заданных предпосылок. Низкий уровень продемонстрировали 19,05% подростков исследуемой группы.

Итоги диагностического обследования позволили сделать вывод, что обе методики выявили доминирование количества подростков со средним уровнем логического мышления и значительное количество с низким уровнем. Следовательно, для данной группы подростков необходимо провести работу, направленную на развитие мыслительных способностей и повышение уровня логического мышления.

Таким образом, по результатам теоретического анализа научной литературы и диагностического обследования можно сделать следующие выводы.

  1. Логическое мышление – это процесс последовательного рассуждения для формулирования выводов и заключений. Логическое мышление формируется вместе с практической деятельностью и тесно связано с существующим логическим опытом человека, накопленным в результате его предыдущей деятельности.
  2. У обследуемых подростков преобладает средний уровень развития логического мышления.
  3. Для эффективного развития мышления подростков следует учитывать возрастные особенности психических процессов, наблюдаемых у подростков.
  4. Развитие логического мышления напрямую связано с процессом обучения, но, так как в подростковом возрасте наблюдается снижение интереса к учебе, необходимо организовывать и привлекать ребят к разнообразным видам познавательной и интеллектуальной деятельности, способствующим развитию логического мышления.

Список литературы

  1. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.
  2. Шавалиева Г.Т., Смирнова Д.Д., Шавалиева И.Н. Особенности мышления в подростковом возрасте / Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. В 4 ч. Ч.4. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение, 2018. С. 142–144.
  3. Коновалова И., Скоробогатова Ю.В. Диагностика развития логического мышления у подростков // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. тр. Екатеринбург: [б. и.], 2019. С. 148–151.
  4. Регуш Л.А., Алексеев А. А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины XX века // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С.59–69.
  5. Куликов Д.К. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3(19). С. 71–84.
  6. Голованова М.П., Лялина Е.А. Развитие логического мышления с помощью игр // Научный альманах. 2016. № 4-2(18). С. 100–102.
  7. Кузнецова Д.А., Братцева О.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 285–288.