Влияние пандемических условий на изменение образовательной среды в контексте сравнительной педагогики

Loading

А.Р. Сибагатуллина1, Г.А. Степанова2
1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, albinasibagatullina898@gmail.com
2 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, g_stepanova53@mail.ru

Аннотация

Меры по предотвращению распространения пандемии COVID-19 в Российской Федерации и других странах серьезно повлияли на многие сферы жизнедеятельности людей, в том числе и на сектор образования. Проанализированы положительные и отрицательные моменты использования дистанционно образовательных технологий в России и за рубежом. Выявлены трудности в процессе дистанционного обучения, как у педагогического коллектива, так и у самих обучающихся.

Ключевые слова

пандемия, дистанционные образовательные технологии, COVID-19, развитие образовательной среды, сравнительная педагогика

Для цитирования

Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Влияние пандемических условий на изменение образовательной среды в контексте сравнительной педагогики // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 36–41. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_36

Информация об авторах

Альбина Разитовна Сибагатуллина – аспирант Сургутского государственного университета.
Галина Алексеевна Степанова – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета.

Текст статьи

Пандемия коронавируса спровоцировала масштабную экономическую рецессию по всему миру. Причиной этого стал спектр объективных факторов, последствиями которых явилось:

  • введение в действие мер по ограничению распространения вируса (самоизоляция, карантин);
  • запрет трансграничных перемещений;
  • падение объёмов производства;
  • массовое закрытие (либо приостановка деятельности) предприятий в сфере услуг, туризма, транспорта, услуг повседневного спроса, предприятий малого и среднего бизнеса;
  • нарушение технологических цепочек, функционирующих на базе международного разделения труда;
  • остановка кооперационных поставок продукции;
  • падение доходов населения, снижение платёжеспособного спроса.

Резкое снижение цен на нефть и газ усугубило мировой кризис в экономике, причём особенно сильно пострадали экспортёры энергоносителей, в том числе и Россия, что, в свою очередь, отразилось на всех общественных структурах, включая и сферу образования.

С большими проблемами и новыми вызовами в условиях пандемии COVID-19 столкнулись образовательные системы во всех странах. Им пришлось в оперативном порядке перестраивать свою деятельность и изыскивать возможности продолжать учебный процесс. Кардинально изменились условия деятельности всех отраслей и сфер экономики в связи с пандемией COVID-19. Ключевое изменение – это необходимость действовать в условиях высокой степени неопределённости перспектив. Даже ориентировочную дату окончания пандемии не может предсказать сегодня никто. СМИ ограничиваются общими заявлениями: «мир не будет прежним, его ждут радикальные перемены», «COVID-19 изменит все» и т.п. Как бы то ни было, очевидно, что перед человечеством стоит вызов глобального характера. Соответственно, требуется комплексное исследование новых реалий экспертами-профессионалами с тем, чтобы определиться со стратегическими направлениями дальнейшего развития экономики и общества, обозначить пути снижения вероятных рисков. Отметим, что прошедший в мае 2020 года Московский академический экономический форум внёс весомый вклад в данный вопрос. Учёные со всего мира дискутировали в рамках форума об особенностях сложившейся ситуации, рассматривали различные направления ее развития, высказывали мнение о действиях, необходимых в первую очередь [1].

По состоянию на 15.04.2020 так или иначе почувствовали на себе влияние пандемии 91.3% учащихся, а это свыше 1.5 млрд. студентов в 191 стране. Во многих странах они были переведены на дистанционную форму обучения, без посещения образовательных учреждений. Резкая смена формы обучения повлекла за собой целый комплекс проблем, в том числе технического (отсутствие соответствующего программного обеспечения и зачастую собственно компьютеров или иных необходимых гаджетов) и профессионального характера (отсутствие у большинства педагогов требуемых навыков для работы в новых условиях или же просто их недостаток). Можно констатировать, что образовательные системы столкнулись с настоящим кризисом.

Тем не менее, вынужденно принявший массовый характер дистанционный формат обучения показал, что потенциально он содержит в себе достаточно много возможностей и новых перспектив для совершенствования образовательных систем вне зависимости от наличия или отсутствия кризисов, а в критических ситуациях его актуальность в разы возрастает.

В числе наиболее важных вопросов образования, таким образом, следует назвать оперативную всестороннюю оценку сложившихся обстоятельств, определение комплекса действий, учитывающих традиции и особенности страны, а главное – обеспечение поддержки всех участников образовательного процесса: учащихся, их семей, педагогов и административного персонала всех уровней. Представляется целесообразным подробно зафиксировать те действия, которые были уже предприняты, и их результаты, чтобы иметь возможность на этой основе провести анализ их использования в образовательной сфере, обобщить опыт разных стран и применить то, что оказалось наиболее эффективным.

Наряду с этим, новые форматы обучения открывают практически неограниченные возможности для дальнейшего совершенствования систем образования, которые испытывают трудности в условиях пандемии. Главное, что могут дать инновации учебному процессу – возможность организовать его на принципах диалога. В результате обучающимся будет проще научиться высказывать свои соображения, проводить анализ сложных ситуаций и отыскивать действенные возможности их разрешения. Всё это безусловно окажет позитивное воздействие на общий уровень образования, позволит обучающимся в ходе учебного процесса лучше отточить необходимые профессиональные навыки и умения для будущей работы.

Характерно, что практически все страны, закрывая школы полностью или частично, практиковали переход к дистанционному обучению. Таким образом, можно говорить о своеобразном «естественном эксперименте» в мировом масштабе по использованию дистанционных технологий в образовании.

Практика показала, что эффективность обучения в контексте пандемии подрывается, главным образом, следующими факторами.

  1. Отсутствие стабильного подключения к Интернету и непосредственного доступа к устройствам. Так, исследование PISA [2], охватившее свыше 600000 студентов за 15 лет, 79 образовательных систем стран и отдельных регионов, в том числе 36 стран Организации экономического сотрудничества и развития показало следующую картину. Примерно 9% учащихся стран ОЭСР не имеют дома удобного места для учёбы, при этом в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах таких учащихся около 30%. Как правило это студенты из неблагополучных семей. Характерно, что даже в отличающейся высоким уровнем академической успеваемости Корее, каждый 5-й учащийся школы с низким социально-экономическим статусом (SES) не имеет дома рабочего места.
  2. Наличие домашнего компьютера. В таких странах, как Швейцария, Нидерланды, Дания, Норвегия, Исландия, Австрия, Польша, Литва, Словения домашний компьютер для учёбы есть более чем у 95% учащихся, а вот в Индонезии – только у 34%. Разброс значений данного параметра напрямую связан с социально-экономическим положением. Так, в США практически все 15-летние учащиеся школ с высоким уровнем SES имеют собственный компьютер для работы дома, в то время как в школах с низким уровнем SES – только 75%. Ещё более наглядна разница в Перу: 88% в привилегированных школах и 17% в школах с неблагополучным контингентом.
  3. Хороший доступ в Интернет. Дистанционное обучение невозможно без такого доступа, однако далеко не во всех регионах обеспечено хорошее качество связи и вообще наличие такого доступа. Вышеупомянутое исследование показало так же, что наряду со странами, где доступ в Интернет есть практически у всех студентов, есть страны, где их не более 50% от общего числа учащихся. Внутри стран так же дают о себе знать различия в социально-экономическом положении семей. Например, в Мексике среди 15-летних учащихся из обеспеченных семей, доступ к сети имеют 94%, а из неблагополучных семей – лишь 29%.
  4. Степень подготовленности педагогов к особенностям обучения онлайн и технологические возможности учебных заведений. Можно констатировать, что уровень готовности системы образования к дистанционному обучению напрямую зависит от уровня задействованных технологий, даже если онлайн-учёба не находится в прямой зависимости от школ. Важнейший аспектом является возможность поддерживать связь учеников и педагогов. Очень часто именно она становится залогом успешной учёбы, прежде всего, в отношении тех учащихся, которые не могут похвастаться поддержкой семьи, а также тех, чья мотивация недостаточна для полноценной самостоятельной учёбы.

Сложности, с которыми столкнулось российское образование в условиях пандемии, обсуждались на самом высшем уровне. Так, 21.05.2020 г. эти вопросы были подняты на совещании, которое провёл Президент Российской Федерации В.В. Путин [4]. Он дал положительную оценку тому, как российское образование ответило на вызов, как достойно прошли через трудное время и школьники, и студенты, и педагоги. На совещании оживлённо обменивались мнениями министры просвещения, науки и образования, ректоры ведущих университетов, директора школ, руководители регионов, звучали интересные предложения в связи с перспективами развития образования в стране. В итоге был запланирован рост числа бюджетных мест в вузах, обозначены льготы по кредитам на обучение, приняты решения о расширении спектра возможностей применения бесплатных сетевых ресурсов и образовательных программ дистанционного формата, о внесении корректив в действующие процедуры завершения школьного обучения, проведения аттестационных экзаменов, приёмных кампаний вузов. Озвучена необходимость отражения данных обстоятельств на уровне национальных проектов и программ регионов.

Применение дистанционных образовательных технологий не на словах, а на деле – мера во многом вынужденная, причиной чего стала реализация комплекса мер по противодействию распространению новой корона вирусной инфекции COVID-19. Тем не менее, образовательные организации по всей стране справились с этой задачей. Во исполнение указов Президента РФ, мэра Москвы, приказов Министерства науки и высшего образования РФ все очные занятия вузов были заменены дистанционными [4; 5; 6; 7; 8].

Конечно, процесс обучения в таких условиях шёл непросто. Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин [9] отметил в этой связи, что «…если у вас нет проблем, значит, у вас нет дистанта». Он структурировал наиболее типичные проблемы, с которыми столкнулись российские вузы при организации дистанционного обучения и рассказал, как эти проблемы решались в его вузе. В.И. Гришин выделил следующие блоки проблем.

  1. Проблемы инструментального характера. Решение: ревизия имеющихся в наличии устройств силами педагогического состава и обучение работе с новыми инструментами в течение двух недель.
  2. Проблемы методического характера. Решение: переформатирование учебных материалов и загрузка их для дистанционного использования.
  3. Проблемы психологического характера. Этот блок проблем оказался самым сложным для профессорско-преподавательского состава. Ведь без непосредственного общения с аудиторией педагогу трудно вести занятие, это все равно, что актёрам играть пьесу в отсутствие зрителей. Отчасти эта проблема была решена посредством активного использования формата вебинаров.

Конечно, часть педагогов и раньше сталкивалась с проведением занятий онлайн, в связи, с чем главным вопросом стал выбор комфортной образовательной платформы. В целом удалось виртуализировать подавляющее большинство видов аудиторной работы – дискуссии, мозговой штурм, проектные сессии, групповые презентации, деловые игры.

При том что техническая сторона для молодых людей, хорошо ориентирующихся в работе с Интернетом и разнообразными гаджетами, сложности не представляла, неожиданным для них стало большое количество заданий и необходимость приложения существенно больших самостоятельных усилий, для усвоения учебного материала. И тем не менее большинство студентов проявило интерес к апробации новых форматов занятий.

Анализ практики использования систем дистанционного обучения позволил выделить основные требования к ним:

  • стабильность работы;
  • отличное качество Интернет-соединения и высокую пропускную способность интернет-каналов;
  • модифицированный в соответствии с онлайн-спецификой контент, в том числе учебно-методические материалы;
  • возможность быстро и просто создавать и размещать контент;
  • доступность платформ и сервисов для всех, задействованных в образовательном процессе.

По сравнению с другими сферами (экономика, здравоохранение, социальная поддержка и т.д.), которым уделяется большое внимание в условиях спровоцированного пандемией глобального кризиса, сфера образования часто не рассматривается в числе нуждающихся в первоочередной поддержке. Однако, на наш взгляд, она заслуживает особого внимания именно в контексте кризиса и действий по его преодолению. Эти действия оказывают воздействие как на сегодняшних студентов, так и на само будущее образовательных систем. Именно поэтому так важна тщательная фиксация всех проводимых в этой области исследований, всего спектра разнообразных решений, осуществленных в разных странах, итогов этих решений. Многие из них могут оказаться актуальными за рамками конкретной страны, в международном масштабе.

Список литературы

  1. Московский академический экономический форум «Пост пандемический мир и Россия: новая реальность?». 14–31 мая 2020 года. URL: https://maef.veorus.ru/ (дата обращения: 17.05.2021).
  2. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close (дата обращения: 17.05.2021).
  3. Путин В.В. Совещание по текущей ситуации в системе образования в условиях распространения новой корона вирусной инфекции. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения: 17.05.2021).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой корона вирусной инфекции (COVID-19)».
  5. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой корона вирусной инфекции на территории Российской Федерации».
  6. Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
  7. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
  8. Черных С.И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3400–3408. doi: https://doi.org/10.15372/pemw20200102.
  9. Гришин В.И. Интервью РИА НОВОСТИ 02.05.2020. URL: https:// ria.ru/20200508/1571122339.html (дата обращения: 17.05.2021).