Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Н.В. Гризодуб
Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика, natalyagrizodub@mail.ru

Аннотация

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной для изучения студентами в вузе. С учётом ситуации в сфере безопасности во всем мире и в ряде отдельных стран и регионов, увеличения уровня травматизма и снижения общих показателей здоровья населения, обосновывается роль и значимость учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах на примере изучения темы «Медико-биологические основы безопасности». Ведь именно биологические опасности, возникающие в современном мире под воздействием факторов окружающей среды, требуют детального рассмотрения, для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека в различных сферах: учебной, социальной, профессиональной и др. Полученные в результате теоретические и практические знания должны быть  нацелены на сохранение и укрепление здоровья студентов, как самой мобильной прослойки общества, путём формирования у них безопасной культуры жизнедеятельности, модели безопасного поведения, как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

безопасность, биологическая безопасность, угроза, риск, среда обитания, культура безопасной жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности

Для цитирования

Гризодуб Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»// Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 31-37. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_31

Информация об авторах

Гризодуб Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Донецкого национального университета

Текст статьи

Современные технологии развиваются огромными шагами, каждый год появляются новые открытия и изобретения, нововведения в борьбе с различными заболеваниями, однако в тоже время появляются новые виды угроз, исходящие от инфекционных болезней и их возбудителей, приобретающие глобальный характер. Эта проблема затрагивает непосредственно биологическую безопасность как личности, так и социума, в котором она находится. Ведь реалии современности демонстрируют нам глобальный характер новых угроз со стороны биологических агентов, вызывающих инфекционные и вирусные заболевания выявленной и не выявленной этиологии, способных за короткий промежуток времени спровоцировать на определенной территории чрезвычайную ситуацию. Поэтому знания в этой области, а также умения применять их на практике являются необходимым условием осуществления профессиональной деятельности специалиста любого профиля, включая осуществление безопасной жизнедеятельности в личностном аспекте.

Цель данной статьи — показать значимость изучения биологической безопасности в рамках учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является обязательной для изучения в вузе и направлена на формирование достаточного уровня культуры безопасной жизнедеятельности, в частности, психологической устойчивости и навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях и понимания необходимости предвидения опасностей.

Культуру безопасности мы понимаем как готовность и способность личности использовать  приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в личной, общественной и  профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности жизни и здоровья человека рассматриваются в качестве приоритета.  Исходя из этого, культура безопасности жизнедеятельности — это безопасная повседневная и профессиональная деятельность человека, включающая профилактику, минимизацию и устранение последствий опасностей, вызванных вредными и опасными факторами.

Культура безопасной жизнедеятельности студентов включает помимо перечисленных составляющих еще и дополнительные компоненты: стойкую внутреннюю мотивацию, побуждающую к безопасному стилю поведения; умение правильно оценивать сложившуюся ситуацию, своевременно и правильно принимать решения на практике и быть ответственным за итоговый результат; опыт самосовершенствования, касательно новых видов опасности; готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, мы считаем, что понятие «культура безопасной жизнедеятельности» шире понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и является основной составляющей её личностного воплощения.

Ещё одним важным понятием является опасность — потенциальное свойство среды обитания, её отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности [1].

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включает два содержательных модуля, включающих шесть тем, подлежащих изучению студентами всех направлений бакалавриата высшего профессионального образования очной и заочной форм обучения. Первый модуль включает темы: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Основы пожарной безопасности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях социально-политических чрезвычайных ситуаций». Второй модуль — «Основы валеологической безопасности» и «Медико-биологические основы безопасности».

Основной задачей дисциплины является формирование личности безопасного типа со сформированной культурой безопасного поведения в среде обитания в процессе своей жизнедеятельности, нацеленной на сохранение здоровья и защиты жизни [2].  Для этого необходимо формирование умений и навыков идентификации потенциальных опасностей (в частности, в условиях современного состояния санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, биологических угроз), нацеленных на их определение и предупреждение, а также освоение способов защиты от них. В случае биологических угроз важно уметь принимать обдуманные решения, направленные на устранение их последствий и предотвращение повторного возникновения. В современной классификации биологических угроз на основе перечня опасностей биологического характера выделяют угрозы естественной природы (инфекционные заболевания) и угрозы искусственной природы (связанные с профессиональной деятельностью).

Учитывая ситуацию в стране и мире, сложившуюся в связи с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» приобретает особое значение. С чем в действительности пришлось столкнуться населению? С непониманием серьёзности ситуации и отсутствием соответствующих навыков обеспечения личной безопасности в контексте биологических угроз. Все это обусловило резкий рост заболеваемости, наблюдаемый в целом ряде стран. Особенно тревожит ситуация в системе образования, и именно поэтому подрастающему поколению необходимо иметь сформированный уровень безопасной культуры поведения.

В связи с этим возрастает значимость темы «Медико-биологические основы безопасности», при изучении которой студенты получают знания о биологической безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке (эпидемии, пандемии, массовые отравления людей биологическими и др. агентами), характеристиках возможных патогенных микроорганизмов. Полученные знания дают им возможность осознанно применять их в своей жизни за счет определения, создания и поддержания безопасных условий своей жизнедеятельности, формируя при этом основы личной безопасности.  Это актуализирует основные проблемы в сфере биологической безопасности и пути их решения, формирует у будущих специалистов активную социальную позицию, собственный взгляд на решение проблемы, ответственность за свои действия перед собой и обществом. Ведь студенчество — это особая социальная категория, которая имеет высокую социальную активность, мотивацию на деятельность (получение высшего профессионального образования и осуществление в дальнейшем профессиональной деятельности), представляет собой потенциал будущего благополучия страны.

Мы считаем, что сформированность устойчивых знаний в области биологической безопасности выступает гарантом в формировании личности, способной к систематизации знаний в области безопасности, обладающей научным мировоззрением, способной решать практические задачи как в будущей профессиональной сфере, так и в общественной жизни.

На формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов влияют педагогические условия, которые искусственно создаются и управляются педагогом, направлены на развитие личности обучающегося, в том числе на динамику и конечный результат [3].  К ним мы относим: 1) планирование процесса обучения, программирование деятельности преподавателя и студентов, обеспечение максимальной организованности и, как следствие, достижение необходимых результатов; 2) воспроизведение процесса обучения и его результатов на основе блочного принципа построения курса «Безопасность жизнедеятельности».

Суть блочного построения дисциплины заключается в представлении каждой темы в виде трёх функциональных блоков:

1) инвариантного блока, включающего минимум теоретических знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

2) вариативного блока, состоящего из блока направления отдельной (изучаемой) специальности, под которым мы понимаем укрупненную группу области знаний «Безопасность жизнедеятельности»;

3) блока образовательной программы с конкретными научно-практическими знаниями и фактологическим материалом применительно к определенному виду профессиональной деятельности (содержание каждого модуля корректируется преподавателем в сторону профессиональной направленности профиля получаемого образования);

На примере темы «Медико-биологические основы безопасности» проведем анализ понятия «биологическая безопасность», которое является довольно широким. Биологическая безопасность может проявляться в различных сферах и у общества возникает потребность в её обеспечении.  Исходя из этого, следует более детально рассмотреть проблемы обеспечения биологической безопасности населения в целом, и в контексте изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в частности.

По мнению Г.Г. Онищенко «биологическая безопасность – состояние защищенности населения (личности, общества, государства) от прямого и / или опосредованного через среду обитания (производственная, социально-экономическая, геополитическая инфраструктура, экологическая система) воздействия опасных биологических факторов» [4, с. 5]. Согласно другой точке зрения, «биологической безопасностью является состояние защищенности людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды от опасностей, вызванных или вызываемых источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации» [5, с. 4].

Под средой обитания мы понимаем все то, что окружает индивидуум в данный момент, то есть условия окружающей его среды (природной, социальной, производственной, бытовой, учебной и пр.), которая подвержена различным факторам (духовно-нравственным, общественным, производственным, материально-бытовым и пр.). В современных условиях жизнедеятельность человека в среде обитания подвержена рискам проявления различных опасных и вредных факторов, в связи с чем необходимо уметь ориентироваться в условиях их возникновения, принимать обоснованные решения, нацеленные на ликвидацию последствий, если в этом есть необходимость. По мнению Е.В. Листвиной люди вынуждены существовать в ситуациях, которые «не имеют отработанных, зафиксированных стереотипов и правил поведения», кроме того, степень проявления риска постоянно варьируется [6, с. 65–66].

Анализ трактовок понятий «биологическая безопасность» и «среда обитания» различными исследователями позволил нам выявить направленность биологической безопасности не только на обеспечение сохранности населения, но и самой среды обитания, животных и растений, способных нанести ущерб, сопоставимый с угрозой национальной и международной безопасности.

Риски, обусловленные развитием новых технологий, можно разделить на три группы. Во-первых, новые технологии обладают не только созидательным, но и большим разрушительным потенциалом, который трудно поддается контролю. Они могут стать угрозой и людям, и среде обитания. Случайно или намеренно развитие и распространение достижений генной инженерии в принципе могут вызвать непредвиденные опасные заболевания или экологические потрясения. Во-вторых, по мере усложнения используемых технологий возникают технические риски. В-третьих, существует группа рисков, связанных с этикой, системой ценностей и образом мышления.

Даже самые первые шаги в области столь радикально новых технологий, как клонирование человека или создание искусственного интеллекта, вызвали колоссальное количество дискуссий по поводу этических аспектов подобных исследований. Они действительно могут принести результаты, совершенно неприемлемые с точки зрения устоявшихся морально-этических норм и людей, придерживающихся этих норм. Предоставление положительных возможностей представляет собой проблему, которая выражается в неограниченном влиянии на человека и определенно точно повлечет за собой большие этические и правовые проблемы.

Анализ событий, происходящих в последние годы и затрагивающих сферу биологической безопасности, выявил целый комплекс принципиально новых важных тенденций, значение которых еще предстоит детально оценить и взвесить [7, c. 58]. Наиболее значимые последствия могут вызвать непредсказуемые, вышедшие из-под контроля в результате случайных генетических мутаций, произошедших, как правило, под действием различных техногенных процессов, или же намеренно созданные биологические агенты, которые могут поражать людей, животных и растения. Все они могут стать биологическим оружием. Государство в таком случае, должно быть готовым к противостоянию на внешней, мировой арене с использованием такого биооружия.

В 2001 году в США был установлен первый случай применения с целью теракта биологического оружия, а именно спор сибирской язвы, пересылаемых в почтовых письмах. В результате 23 человека заразилось и 5 умерло. В 2004 и в 2013 годах в США в государственных учреждениях были обнаружены конверты с рицином (ядом биологического происхождения), предназначавшиеся для президента США Барака Обамы и сенатора Роджера Уикера. Данный биотеракт удалось вовремя распознать и предотвратить [8].

  В Китае в 2020 году произошла вспышка нового инфекционного заболевания, получившего название COVID-19, которое быстро спровоцировало ухудшение эпидемиологической ситуации в стране, а в последствии приобрело масштаб пандемии, что сказалось на государственной и национальной безопасности многих стран. Учитывая скорость распространения и число инфицированных COVID-2019 (включая медицинских сотрудников), в некоторых изданиях высказывались версии об его искусственном происхождении в качестве потенциального биологического оружия.

Биологическая опасность, возникшая в результате использования различных биологических агентов, инфекционных заболеваний, которые затем могут передаваться от одного лица к другому, потенциально может иметь необратимые последствия.  Ведь если вследствие взрыва или пожара, количество жертв можно сосчитать в течении определённого периода времени (учитывая тяжело больных пациентов, впоследствии скончавшихся), то в ситуации с биологическими угрозами это является крайне сложным. Это определяется наличием большого количества различных заболеваний и малого количества точных симптомов, благодаря которым можно было бы однозначно установить причину смерти. Осложняется ситуация и тем, что зачастую наблюдается длительный инкубационный период заболевания или бессимптомное течение болезни.

Подводя итог, ещё раз подчеркнём, что знания в области биологической безопасности, получаемые при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются необходимыми для жизнедеятельности любого человека, как в среде обитания в целом, так и в плане обеспечения личной и профессиональной безопасности.

Список литературы

  1. Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12. С. 90–101.
  2. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 850-851.
  3. Наников Э.С. Аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности в вузе // Наука без границ. 2017. №11 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty   prepodavaniya bezopasnostizhiznedeyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 12.04.2021).
  4. Биологическая безопасность. Термины и определения / Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутыревой. М.: Медицина. 2011. 152 с.
  5. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации: ГОСТ Р 22.0.04-95; Противодействие биологическому терроризму: практическое руководство по противоэпидемиологическому обеспечению. —М., 2003.
  6. Листвина Е.В. Риски образовательного пространства // Образование. Наука. Инновации. 2012. №1 (21). С. 64–71.
  7. Яхимович В.И. Проектирование модели профессиональных компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке учителя в системе педагогического образования высшей школы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20026 (дата обращения: 12.04.2021).
  8. WHO Director-General’s opening remarks at the media briefing on COVID-19. 27 July 2020 // URL: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—27-july-2020 (дата обращения: 12.04.2021)