Формирование готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях
Л.А. Суслова
Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика, Ksafo.l@mail.ru
Аннотация
Целью статьи является изучение проблемы формирования готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях и путей их решения. Автором проведён анализ экстремальных условий в различных профессиях и выявлено наличие экстремальных условий в профессии специалистов по охране труда. Проанализированы исследования в этой области, определено понятие и составляющие элементы экстремальных условий. Разработана теоретическая модель формирования готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях и выделены педагогические критерии их готовности к деятельности в таких условиях.
Ключевые слова
экстремальные условия, специалист по охране труда, готовность, модель подготовки, критерии подготовленности
Для цитирования
Суслова Л.А. Формирование готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 59-65.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_59
Информация об авторах
Суслова Любовь Александровна — студент магистратуры Донецкого национального университета
Текст статьи
В данной статье под экстремальными условиями будем понимать «интенсивные, внезапные, продолжительные, опасные для жизни и здоровья обстоятельства или выходящая за рамки обычного обстановка, в которой осуществляется жизнедеятельность людей» [1, с. 4].
Долгое время существовало мнение, что только шахтёры и космонавты задействованы в экстремальной работе. Но с течением времени под влиянием происходящих социальных и политических процессов список профессий относимых к экстремальным был существенно расширен. В него вошли, в том числе, пожарные, спасатели, сотрудники МЧС и полиции. Инженеры по охране труда также относятся к профессиям, в которых присутствуют элементы экстремальности.
В литературе представлены исследования различных аспектов проблемы экстремальных условий труда. В частности, Ц.П. Короленко изучал психофизиологическую адаптацию к экстремальным условиям [2], В.И. Лебедев — психогенные факторы и адаптацию человека к ним [3], М.М. Хананашвили — информационные неврозы и психическую депривацию [4], Р. Бэрд — психическое состояние людей работающих за полярным кругом [5], М.А. Одинцова, Е.В. Самаль. — вопросы психологии стресса и экстремальных, критических ситуаций и состояний [6], Ю.С. Шойгу — психологии чрезвычайных ситуаций [7], Н.А. Гончарова — лимитирующие свойства личности при профессиональном отборе [8] и т.д. В тоже время недостаточно изучена проблема работы специалистов по охране труда в экстремальных ситуациях.
С учётом современных тенденций развития общества вырабатываются новые требования к профессиональной подготовке будущих инженеров по охране труда, ведётся активная разработка образовательных стандартов нового поколения, происходит переосмысление самой сущности образования инженеров по охране труда.
На данный момент в Донецкой Народной республике нет профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», на стадии разработки находятся программы и стандарты по смежным специальностям «Охрана труда по отраслям» и «Охрана труда для образовательных учреждений СПО». В Российской Федерации утверждён профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» [9]. Согласно нему обобщёнными трудовыми функциями специалиста по охране труда являются:
- внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
- мониторинг функционирования системы управления охраной труда;
- планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда.
Согласно Закону об образовании ДНР [10] ключевыми целями профессионального образования являются обеспечение конкурентоспособности будущих специалистов, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. Вузы стремятся повысить качество образования в соответствии с современными темпами развития науки, общества. Это влечёт за собой преобразования в методологии образования, результатом которых должно стать повышение эффективности подготовки инженеров по охране труда к деятельности в экстремальных условиях.
Вышеперечисленные обстоятельства явились объективным основанием, для анализа профессиональной подготовки будущих инженеров по охране труда, а также исследования процесса формирования их готовности к деятельности в экстремальных условиях.
Подготовленность инженера по охране труда к действиям в экстремальных условиях можно разделить на две основные составляющие: общая профессиональная подготовленность и экстремальная подготовленность. И.В. Георге трактует общую профессиональную подготовленность как «стандартные знания и компетенции, которые необходимы для освоения специальности» [11, с. 28]. Экстремальная подготовленность — это особая подготовленность человека (обученность, воспитанность, образованность) к встрече с экстремальными трудностями. [12, с. 158]. Экстремальная подготовленность является межпрофессиональной необходимостью и обусловлена наличием риска возникновения экстремальных ситуаций и психологической напряжённостью работы. Общая профессиональная подготовленность — это фундамент экстремальной подготовленности, без которого невозможно её формирование.
Готовность к деятельности в экстремальных условиях можно разделить на несколько составных частей:
- Экстремальную подготовленность в повседневной деятельности, которая выражает готовность человека к правильным действиям при внезапном возникновении отдельных экстремальных ситуаций на фоне его обычной профессиональной деятельности, таких как нарушение, сотрудником охраны труда на рабочем месте, выявление технологических недостатков в рабочем процессе и др.
- Подготовленность к решению экстремальных задач — работа на аварийных участках, установление источника опасности, организация эвакуации людей, расследование несчастных случаев и т.п.
- Подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Это способность сотрудника продолжительное время находиться в экстремальных условиях, исполняя при этом свои профессиональные обязанности, преодолевать трудности, решать экстремальные задачи.
Такой подготовки требует, в частности, работа при возникновении техногенных аварий, природных катаклизмов и стихийных бедствий, различного рода аварий на производстве больших масштабов. Отсутствие у сотрудника экстремальной подготовленности приводит в целому ряду негативных последствий:
- появляется психологическое перенапряжение и как следствие возможная психическая травма;
- замедляются реакции, появляется нерешительность и страх в принятии решений, человек становится беспокойным и раздражительным;
- ухудшается наблюдательность и сообразительность, человек плохо воспринимает складывающуюся обстановку и неспособен её адекватно оценивать, забывает важные аспекты работы;
- в работе проявляется чувство бессилия и слабости, сотрудник не может собраться и всячески уклоняется от действий, снижается уровень упорства и проявления настойчивости;
- появляется гипертрофированное чувство самосохранения;
- растёт количество ошибок и неточностей в работе, часто случаются промахи др.
Соответственно, если сотрудник готов к экстремальным ситуациям, то он:
- осмысленно решает поставленные перед ним задачи, адекватно оценивая свои силы, стремиться к успешному их выполнению;
- воспринимает себя как часть механизма, необходимого для функционирования в заданных условиях, и понимает свою ответственность за жизнь других людей при принятии решений, осознает их последствия;
- быстро и решительно реагирует на возникновение экстремальной ситуации;
- понимает значение совместной коллективной деятельности, взаимной поддержки.
Для выявления ключевых компетенций специалиста по охране труда нами был проведён опрос работодателей в области охраны труда. В нем приняли участие руководители образовательных учреждений, в которых присутствует должность инженера или специалиста по охране труда. Опрос проводился, в том числе, в Донецком национальном университете, Донецком профессионально-техническом училище связи и других образовательных учреждениях республики. На основании анализа полученных данных мы выявили наиболее важные по мнению работодателей показатели готовности специалиста к деятельности в экстремальных условиях и сгруппировали их по четырём критериям:
- Мотивационный критерий с показателями «Наличие интереса к профессиональной деятельности» и «Наличие мотива совершенствования специальных умений и навыков».
- Когнитивный критерий с показателями «Умение использовать систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах» и «Умение применять полученные знания на практике и принимать решения».
- Деятельностный критерий с показателями «Активное воспроизведение специальных умений и навыков» и «Практическое применение трудовых приёмов в области охраны труда».
- Рефлексивный критерий с показателями «Умения сопоставлять данные» и «Способность к обратному осмыслению деятельности».
На основе структуры подготовки будущих инженеров по охране труда, выделенных критериев и показателей, нами была разработана модель повышения эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров по охране труда к деятельности в экстремальных условиях, состоящую из целевого, методологического, технологического и диагностического блоков (см. рис.).
Дадим более подробную характеристику блоков построенной модели.
Целевой блок отражает необходимость наличия квалифицированных специалистов в области охраны труда, готовых к труду в экстремальных условиях, и определяется социальным заказом на их подготовку, отражённом в государственном образовательном стандарте.
Методологический блок определяет стратегию процесса обучения и включает научные подходы (системный, компетентностный, проблемный, личностно-ориентированный) и принципы (последовательности, наглядности, научности, систематичности и доступности) подготовки будущих инженеров по охране труда к деятельности в экстремальных условиях.
Технологический блок конкретизирует методологический и описывает формы, методы и средства, используемые в процессе подготовки инженеров по охране труда к деятельности в экстремальных условиях. Данный блок включает так же педагогические условия, с помощью которых будет организован процесс обучения. Именно они в наибольшей степени определяют на какие области взаимодействия педагога и обучающегося будет производиться целенаправленное воздействие. Технологический блок предполагает оптимизацию процесса повышения эффективности подготовки будущих инженеров по охране труда к деятельности в экстремальных условиях, усвоение информации обучающимися, интеграции и целенаправленной координации методов и способов организации учебного процесса.
Диагностический блок охватывает всю структуру подготовки будущих инженеров по охране труда и предполагает осуществление мониторинга их готовности к деятельности в экстремальных условиях на основе выделенных критериев и их показателей. Мотивационный критерий отражает степень заинтересованности студента действовать в области охраны труда, а также наличие мотивации к обучению и действиям в экстремальных ситуациях. Когнитивный критерий отражает наличие умения использовать систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах в профессиональной деятельности, применять полученные в ходе обучения знания и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях. Деятельностный критерий показывает может ли обучающийся активно воспроизводить специальные умения и навыки, на практике применять трудовые приёмы в области охраны труда. Рефлексивный критерий отражает умения студентов использовать данные для модернизации системы охраны труда, улучшения качества собственной деятельности.
Выделенные критерии предполагается оценивать по следующим уровням: высокий — обучающийся полностью готов к деятельности в экстремальных условиях, он освоил программу подготовки по охране труда и приобрёл необходимые знания умения и навыки, приобрёл нужные компетенции и сформировал профессиональные черты характера; средний — студент овладел программой подготовки по охране труда, приобрёл необходимые навыки и умения, однако не вполне готов работать в экстремальных ситуациях, знает правильные последовательности действий но теряется или путается в них; начальный — студент имеет лишь общее представление о работе в экстремальных условиях.
Таким образом, построенная модель отражает необходимость в наличии специалистов по охране труда, готовых работать в экстремальных условиях, определяет, как и какими средствами будет осуществляться процесс их обучения, предоставляет конкретные критерии, по которым можно определить степень их готовности к деятельности в экстремальных условиях.
Список литературы
- Лысаков Н.Д., Гандер Д.В., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях: монография. М.: СГУ, 2016. 175 c.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 210 с.
- Лебедев К.А., Понякина И.Д. Принципы работы систем организма человека и их приложение в практической медицине. Сообщение 1 // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 4.
- Хананашвили, М.М. Информационные неврозы. Ленинград: Медицина, Ленинградское отделение, 1978. 144 с.
- Общественное здравоохранение: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов / отв. редактор А.Л. Санников. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. 306 с.
- Одинцова М.А., Самаль Е.В. Психология экстремальных ситуаций: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Изд-во Юрайт, 2019. 303 с.
- Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций: учебник для вузов. СПб: Издат. дом ПИТЕР, 2021. 272 с.
- Гончарова Н.А., Калашник А.А. Лимитирующие свойства личности как объект психологического анализа, при профессиональном психологическом отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 206-209.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ с изменениями от 28.01.2017 об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». URL: http://docs.cntd.ru/document/420215607 (дата обращения: 1.04.2021).
- Закон об образовании Донецкой народной республики. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 4.04.2021)
- Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.
- Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.