Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края
Ю.А. Дунская
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, dududun21@gmail.com
Аннотация
Рассмотрены особенности организации коллективного наставничества внутрисетевого сообщества, проанализированы результаты реализации регионального проекта поддержки территориальных методических служб «Научно-методическое сопровождение непрерывного развития профессионального мастерства сотрудников территориальных методических служб в условиях единого научно-методического пространства («Движение вверх»)», инициированного «Институтом развития образования» Краснодарского края в 2019 г. Предложены модели диссеминации инновационного опыта по решению актуальных вопросов образования, форматы сетевого взаимодействия организаций в системе образования Краснодарского края.
Ключевые слова
инновационный опыт, диссеминация опыта, коллективное наставничество, сетевое взаимодействие, территориальная методическая службы, краевой ресурсный центр
Для цитирования
Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С.51-58.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_51
Информация об авторах
Дунская Юлия Александровна — методист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края
Текст статьи
В современных условиях изменение роли образования в обществе обусловило необходимость широкого использования инноваций. Обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг все больше связывается с подготовленностью педагогических кадров инициировать и реализовывать инновационные проекты. В связи с этим одной из первоочередных задач органов местного самоуправления, органов управления образованием, территориально-методических служб (далее — ТМС) становится поиск и внедрение механизмов повышения кадрового потенциала муниципальной системы образования, который характеризует способность образовательных организаций к решению проблем инновационного развития на основе высокой нравственности, интеллекта, компетентности, профессионализма, деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности.
Различные аспекты готовности педагогов и образовательных организаций к инновациям вызывают активный научный интерес исследователей [1; 2; 3; 4 и др.]. Также большое внимание уделяется исследованию вопросов разработки и внедрения инноваций [5; 6 и др.].
Анализ существующих исследований и накопленного практического опыта послужил основой создания регионального проекта «Движение вверх», который реализуется «Институтом развития образования» Краснодарского края с 2019 г. с целью организации сетевых сообществ и коллективного наставничества для обеспечения условий непрерывного профессионального развития педагогов и выравнивания качества деятельности территориальных методических служб на основе распространения лучших методических практик и инновационного опыта. Основными задачами проекта стали:
- формирование сетевых сообществ территориальных методических служб;
- научно-методическое сопровождение их деятельности;
- развитие лучших методических практик и инноваций в образовательной системе Краснодарского края;
- решение задач практикоориентированного обучения управленческих и педагогических кадров краевой системы образования;
- внедрение неформального и информального образования педагогических и руководящих кадров в едином научно-методическом пространстве края;
- координация деятельности методических служб различного уровня по обобщению и распространению опыта инновационной, управленческой и методической деятельности.
Данный проект является инновационным в классическом понимании поскольку:
- реализуется в соответствии с уникальной моделью в новом для системы образования Краснодарского края формате;
- основывается на инновационных идеях;
- его ожидаемые результаты носят инновационный характер, а получаемые эффекты являются новациями;
- предусматривает инновационные формы взаимодействия, сотрудничества;
- способствует формированию инновационного потенциала Института развития образования как координатора проекта и ТМС как его участников;
- требует особой готовности к его реализации и необходимого обеспечения информационной, ресурсной, кадровой составляющей.
Реальными результатами реализации проекта становится развитие образовательных систем через повышение эффективности деятельности ТМС, наполнение её актуальным содержанием, освоение современных технологий, методов и форм открытого образования, основанных на интегративных идеях, способных обеспечить профессиональный рост специалиста на разных этапах карьеры.
В ходе реализации проекта возникают следующие результаты и эффекты:
- обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса;
- расширение перечня образовательных услуг;
- развитие ресурсов ТМС и становление открытого образовательного пространства муниципалитета;
- увеличение инновационного потенциала краевой системы образования.
С начала реализации проекта прошло две волны формирования сетевого взаимодействия. В первой волне (2019–2020 гг.) были определены восемь ТМС Краснодарского края, обладающих эффективным опытом решения проблем образования, повышения качества образования, претендовавших на получение статуса краевой инновационной площадки или являвшихся таковыми. Было подписано 52 соглашения о взаимодействии в 44 субъектах, семь ТМС получили статус краевой инновационной площадки и стали краевыми ресурсными центрами общего образования. Во второй волне (с 2021 г.) было создано десять сетей по решению актуальных вопросов образования, девять из которых не имели опыта инновационной площадки и предпочли выступить в статусе лидера сетевого взаимодействия и начать апробацию своих моделей, пройдя предварительный этап перед выходом на краевой конкурс инновационных проектов. Всего на вступление в сетевое взаимодействие в 2021 году было получено 46 согласий.
На рисунке представлена траектория трансформации ТМС в лидера сетевого взаимодействия (ЛСВ) или в краевой ресурсный центр общего образования (КРЦ).
Исходя из анализа опыта первой волны проекта «Движение вверх» был определён порядок присвоения статуса «Лидер сетевого взаимодействия». Основной формой представления заявок стала процедура публичной презентации проекта в формате постер-сессии. При этом основными критериями принятия решения являлись наличие:
- сетевых партнёров из числа организаций системы образования Краснодарского края;
- кадрового состава, готового к реализации и диссеминации результатов проекта;
- материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, заявленному к реализации;
- согласия учредителя на присвоение статуса;
- согласия учредителей участников сетевого взаимодействия.
Со стороны Института развития образования организатору сетевого взаимодействия оказывается постоянное научно-методическое сопровождение, как во внешней трансформации ТМС в сетевого лидера, так и во внутренних процессах роста профессиональных компетенций его специалистов. Оно осуществляется при: 1) формулировке темы и цели построения сети, конструировании модели взаимодействия; 2) определении сетевых партнёров; проведении мероприятий, подготовке методических инновационных материалов, продуктов инновационной деятельности, в частности, осуществление научного редактирования и экспертизы; 3) освещении хода реализации проекта, размещении инновационных продуктов, медиатеки и предоставлении краевым ресурсным центрам интернет-платформ (http://tms.iro23.ru/).
На сегодняшний день восемь из восемнадцати сетей, работающих в рамках проекта, имеют статус краевого ресурсного центра общего образования, являются победителями краевого конкурса «Инновационный поиск», действующими краевыми инновационными площадками, обладают высоким инновационным потенциалом, профессиональным мастерством в решении проблем образования.
Представим основные результаты проектов, реализованных некоторыми из этих центров.
Краснодарский ресурсный центр разработал модель развития инновационных площадок в муниципалитетах края, особенность которой заключается в структуре, позволяющей создавать условия для поэтапного развития инновационного потенциала муниципалитета:
— на первом этапе участникам сети предлагается самостоятельное ознакомление с представленным опытом, открывается доступ к методическим ресурсам центра, посещение мероприятий и получение индивидуальных консультаций;
— на втором этапе они накапливают собственный опыт в условиях муниципальной системы образования, а центр проводит консультирование и экспертизу планов работы в соответствии с методологией инновационной деятельности;
— на третьем этапе участники презентуют собственный опыт проведения мониторинговых исследований, самооценки, разработки локальных актов по формированию инновационной деятельности в муниципалитете, организации экспертизы, управления проектной деятельностью.
Геленджикским ресурсным центром создан цифровой образовательный ресурс «Тьюпарк», направленный на формирование тьюторской позиции на основе геймификации. Он способствует решению следующих инновационных задач: осуществление тьюторского сопровождения одарённых детей, педагогов, проектной деятельности; создание тьюторских служб в территориях ТМС-стажёров, разработку школьных программ тьюторского сопровождения в территориях. При этом тьюторские практики реализуются на уровне дошкольного, общего и среднего профессионального образования. По итогам работы проведена тьюторская научно-практическая конференция «Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, тьюторские практики» и опубликован сборник её материалов [7].
Ресурсные центры Усть-Лабинской и Новороссийской методических служб создали модель развития и сопровождения профильного обучения в муниципалитете. Профильное обучение является компонентом новой образовательной среды, требует создания особых условий для профориентации обучающихся, поэтому заключение частно-государственного партнёрства для ТМС-стажёров стало инновационным результатом сетевого взаимодействия. Оказывая научно-методическое сопровождение реализации предпрофильного, профильного обучения и профориентационной работы естественно-научной и технологической направленности, центры проводят открытые сетевые мероприятия: тематическая неделя, слёт, профильные лагеря, ученическая конференция и т.д. По итогам работы были проведены межрегиональные научно-практических конференции «Технологический профиль обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия» и «Реализация агротехнологической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия», изданы сборники материалов [8; 9].
Тимашевским ресурсным центром разработана технология трансляции инновационного опыта посредством организационной, аналитико-диагностической, организационно-методической и диссеминационной деятельности. Всю работу по направлению регулирует Координационный совет и рабочие группы. Центр проводит анализ деятельности ТМС-стажёров, диагностирует уровень профессиональных компетенций педагогов, проводит мониторинги количественных и качественных показателей работы, анализирует проведённые методические активные и интерактивные мероприятия, отличающиеся многообразием форм: фестиваль, конференция, мастер-класс, консультация, дискуссионная площадка, круглый стол, педагогический мастерская, ринг, гостиная, флешмоб, турнир; выставка, конкурс и др.
Дорожная карта по реализации модели ресурсного центра Ейского района включает разработку и проведение мониторинговых исследований, изучение и интерпретацию их результатов, организацию стажировочных площадок, запись и размещение в сети медианаров для ТМС-стажёров. На основе материалов, разработанных для стажировочных площадок, создана «Тетрадь стажёра», материалы которой легли в основу дистанционных курсов на платформе google-класс. По итогам работы проводится межрайонная научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся».
Постоянный мониторинг реализации проекта позволил выделить основные тенденции развития сетевого взаимодействия, на основе которого была сформирована система оценки инновационного потенциала ТМС, с целью обеспечения единых подходов к управлению деятельностью сетевых сообществ. Ключевыми критериями и показателями мониторинга эффективности сетевого взаимодействия стали:
— увеличение количества муниципальных мероприятий, транслирующих опыт на региональном, федеральном уровне;
— увеличение количества проектов на присвоение статуса краевой инновационной площадки, лидера сетевого взаимодействия, краевого ресурсного центра;
— увеличение количества участников сетевых сообществ;
— расширение тематики распространяемого опыта;
— увеличение доли образовательных организаций, участвующих в деятельности ресурсных центров;
— повышение инновационного потенциала муниципалитета.
В рамках реализации проекта Институт развития образования регулярно проводит массовые мероприятия: конференции с международным и межрегиональным участием, фестивали, круглые столы, обучающие вебинары, краевые конкурсы, очные и дистанционные стажировки, мониторинги, исследования и др. Мероприятия сопровождаются разработкой приказов и положений, составлением информационных писем и программ, опросом участников, размещением материалов в открытом доступ на официальном сайте института http://iro23.ru/ и сайте проекта http://tms.iro23.ru/. Помимо крупных статусных мероприятий организаторами сетевого взаимодействия разработаны концепции фестиваля педагогических идей, фестиваля мастер-классов, педагогической гостиной, педагогического флешмоба, межмуниципального сетевого постоянно действующего семинара, межмуниципального сетевого форума и др. Динамика проведения сетевых мероприятий проекта с 2020 года представлена в таблице.
Таблица. Количество сетевых мероприятий проекта, прошедших в 2020 г. и запланированных на 2021 г.
Вид мероприятия |
2020 г., Краевые ресурсные центры |
2021 г., Краевые ресурсные центры |
2021 г., Лидеры сетевого взаимодействия |
Фестиваль |
2 |
9 |
5 |
Конференция |
9 |
9 |
4 |
Вебинар |
9 |
9 |
6 |
Семинар |
11 |
22 |
13 |
Стажировка |
14 |
9 |
6 |
Конкурс |
7 |
9 |
5 |
Другие виды |
71 |
90 |
32 |
Все продукты инновационной деятельности размещаются на платформах краевых ресурсных центров в разделе «Методическая копилка». С 2021 года Центр научно-методической и инновационной деятельности выпускает ежемесячные информационные бюллетени, отражающие значимые события в инновационном развитии системы образования Краснодарского края.
Помимо решения основных поставленных задач реализация краевого проекта «Движение вверх» привела к возникновению дополнительных позитивных эффектов:
- существенно повысился интерес к взаимодействию между методическими службами края;
- вошли в практику инновационные формы взаимодействия территориально удалённых субъектов;
- появились неформальные лидеры среди методических служб, которые нашли свой путь в решении актуальных проблем и готовы делиться опытом в формате сетевого взаимодействия;
- возросла готовность педагогов к инновационному развитию и т.д.
Таким образом, создание условий эффективного развития кадрового потенциала образовательных организаций в масштабах всего Краснодарского края средствами краевого инновационного проекта, позволило сформировать готовность территориальных методических служб к решению инновационных задач повышения качества образования.
Список литературы
- Алексеева Д.Ю. Особенности формирования готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы школы // Вестник науки. 2020. № 2 (23). С. 11–16.
- Кулакова А.Б., Сухарева Л.М. Развитие инновационной компетенции педагога в условиях модернизации образования // Экономика образования. 2020. № 5 (120). С. 82-89.
- Навазова Т.Г., Бубнова И.С., Пирожкова О.Б., Шибанкова Л.А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 122–133.
- Нужнова Н.М., Дерипаска Е.И. Готовность педагогов к инновационной деятельности // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2020. № 4(50). С. 61–64.
- Баратова Н.М. Подготовка и осмысление внедрения инноваций в образовательной организации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 2 (4). С. 9–17.
- Лыкова И.А., Кожевникова В.В., Мерзликина И.В., Ковалев Е.В. Методы изучения готовности образовательных организаций к инновационной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3 (88). С. 190-198
- Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики: Материалы II краевой тьюторской научно-практической конференции с межрегиональным участием, Краснодар-Геленджик, 15 мая 2020 года. Краснодар-Геленджик: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2020. 196 с.
- Технологический профиль обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия: Материалы V научно-практической конференции с межрегиональным участием, Краснодар, 23 июня 2020 г. Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2020. 217 с.
- Реализация агротехнологической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции, Краснодар, 26 ноября 2020 года. Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2020. 157 с.