Педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза

Loading

А.М. Чуковский
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия, Artemius_1996@mail.ru

Аннотация

В статье дано определение понятия «условие». Отмечена степень эффективности систем при соблюдении определенных условий. Рассматривается роль педагогических условий в формировании профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Представлен наиболее распространенный способ определения условий. Приведена последовательность действий при определении педагогических условий. Определены основные свойства педагогических условий. Представлен комплекс педагогических условий эффективной реализации процесса развития профессиональной мобильности будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. Проанализированы педагогические условия в диссертационных, научных исследованиях по проблеме формирования профессиональной мобильности. Предложены и подробно описаны педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Акцентируется внимание на использовании предложенных условий в целях повышения эффективности формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза.

Ключевые слова

профессиональная мобильность, курсант, педагогическое условие, военнослужащий, образовательный процесс, социально-культурная среда

Для цитирования

Чуковский А.М. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 45-50. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_45

Информация об авторах

Чуковский Артемий Максимович — аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Текст статьи

Все системы способны эффективно выполнять свои функции и осуществлять развитие только в определенных условиях. Условие – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Условие составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Условие – это всегда внешние по отношению к предмету факторы [1].

Наиболее распространённый способ определения условий заключается в выполнении следующей последовательности действий: 1) выявление основных компонентов изучаемого феномена, их анализ, определение степени влияния; 2) выбор мероприятий, усиливающих эффективность каждого компонента; 3) упорядочение условий (исключение лишних, объединение нескольких в одно и т.д.); 4) экспериментальная проверка каждого условия и всего комплекса.

Педагогические условия должны обладать свойствами необходимости и достаточности. Необходимые условия эффективного функционирования какой-либо системы – это условия, без которых она не может работать в полной мере, а достаточные – это условия, которых достаточно для ее нормальной работы.

В научной литературе предлагаются различные педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной мобильности курсантов в военном вузе [2; 3, 4; 5; 6; 7]:

  • диагностика исходного состояния, итоговых данных и статистики сформированности профессиональной мобильности будущих офицеров с последующей ее коррекцией в образовательном процессе вуза;
  • организация психолого-педагогического содействия курсантам;
  • опережающее обучение в образовательном процессе вуза с учетом профиля вуза и перспективного развития различных технологий;
  • комплекс мероприятий по формированию у курсантов здорового образа жизни;
  • использование интерактивных и традиционных средств и технологий обучения (IT-технологии, видеоконференции, видеосеминары, видеоконсультации, международные телемосты, флешмобы и др.);
  • использование научного потенциала эргономики в осознании теоретико-методической значимости развития профессиональной мобильности в социально-культурной среде вуза.
  • усиление профессионально-мобильной направленности образовательного процесса (от младшего к старшим курсам);
  • включение будущих офицеров в различные виды деятельности (в ходе учебных занятий, стажировок, несения службы в нарядах, спортивных и культурно-досуговых мероприятий и пр.);
  • сочетание учебной, внеучебной, служебной деятельности;
  • одновременное освоение военной и гражданской специальности;
  • профессиональная мобильность инструкторско-преподавательского состава;
  • систематическая оценка уровня сформированности;
  • согласованность целей функционирования систем базового и дополнительного образования, обеспечивающая целостность и непрерывность процесса общекультурного развития будущего специалиста;
  • использование активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации;
  • непрерывная обратная связь как основа для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса.

На основе их анализа и собственных исследований мы выделили следующий комплекс педагогических условий формирования профессиональной мобильности курсантов: 1) использование электронной образовательной среды; 2) интеллектуальная лабильность; 3) стимулирование. Дадим их краткую характеристику.

Использование электронной образовательной среды с учетом специфики и требований военного вуза является важным условием обучения курсантов.

Электронная образовательная среда (ЭОС) подразумевает инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий, включающую совокупность программно-аппаратных средств для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Электронная образовательная среда позволяет обучающимся в любой момент получить доступ ко всем необходимым материалам: лекциям и другому теоретическому материалу; презентациям, используемым на занятиях; аудио- и видеофрагментам; анимации и т.д. Скомпоновав указанные материалы, можно создать электронный учебник, который также можно загрузить в электронную образовательную среду.

Особенность электронной образовательной среды заключается в том, что курсанты могут использовать ее не только в учебных аудиториях вуза, но и в подразделении. Если обучающийся по какой-либо причине попал в больницу или госпиталь, он также может использовать электронную образовательную среду для восполнения материала. Кроме того, зачастую практические занятия проходят вдали от учебных заведений. Используя ЭОС, можно проводить обучение в любом месте и в любое время.

Свою эффективность электронная образовательная среда показала в современных социальных условиях, когда из-за коронавирусной инфекции образовательный процесс осуществлялся в основном в дистанционном режиме. Использование ЭОС в данных условиях позволило поддержать качество обучения на должном уровне.

В тоже время не стоит забывать, что электронная образовательная среда содержит огромное количество информации, которая в ходе образовательного процесса не должна выходить за стены вуза. С каждым годом значение защиты важных сведений возрастает. В эпоху цифровизации, когда информация передается практически мгновенно в огромных объемах на тысячи километров, защита передаваемых данных приобретает все большее значение.

Исходя из этого, в военном вузе, где защита информации имеет одно из ключевых значений, необходимо использовать электронную образовательную среду таким образом, чтобы не произошло «утечки» информации. Поэтому курсантам военных вузов запрещено работать на своих электронных носителях (персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и т.д.) на территории воинской части. Альтернативой данным средствам являются специализированные классы с выходом в сеть Интернет, а также с выходом в электронную образовательную среду.

Интеллектуальная лабильность выражается в способности корректировать содержание и процесс деятельности в соответствии с проблемной ситуацией. В жизни это проявляется как достаточно высокий уровень умственного развития и способности к логическому анализу поступающей информации. Поскольку ежесекундно поступает огромное количество информационных блоков, требующих восприятия, то возникает необходимость максимально быстро рассортировать их на значимые и не значимые.

Высокая интеллектуальная лабильность дает следующие преимущества:

  • возможность быстро переключаться между задачами;
  • легкая обучаемость;
  • готовность ко всему новому;
  • быстрота восприятия новой информации;
  • умение синхронно учесть сразу несколько требований;
  • умение ориентироваться в запутанных и усложнённых условиях.

Учитывая все эти моменты, можно говорить о том, что высокая интеллектуальная лабильность может стать большим преимуществом для любого человека, который заботится о том, чтобы устроить свою карьеру. Люди с хорошей интеллектуальной лабильностью на сегодняшний день более успешны, чем те, у кого этот показатель достаточно низкий. Руководители знают, что высокие показатели по этому параметру свидетельствуют о том, что работник будет успешно и быстро обучаться. Цепь таких рассуждений приводит, в конце концов, к тому, что при прочих равных выбирают кандидатов с высоким уровнем по этому показателю.

Стимулирование подталкивает к более качественному выполнению своих обязанностей. При правильном выборе методов стимулирования труда персонала можно одновременно удовлетворить потребности организации в увеличении прибыли или достижении других целей, например, завоевать новую нишу на рынке, повысить престиж организации среди клиентов и конкурентов и желание сотрудников, чтобы они продолжали трудиться на пользу предприятия и для самих себя.

В военном вузе также без различного рода стимулирования и мотивирования выполнение личным составом своих задач и обязанностей будет находиться на низком уровне. Поэтому с целью повышения эффективности их выполнения применяются актуальные для конкретного периода обучения стимулы и поощрения, побуждающие к активному нравственному поведению.

К курсантам применяются следующие поощрения:

  • снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;
  • объявление благодарности;
  • сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях. При этом высылается похвальный лист с сообщением об образцовом исполнении воинского долга и о полученных поощрениях;
  • награждение грамотой, ценным подарком или деньгами как правило, в конце периода обучения (учебного года), при увольнении с военной службы, а также при подведении итогов соревнования (состязания);
  • награждение личной фотографией военнослужащего в парадной форме, с оружием при развернутом Боевом знамени воинской части. Военнослужащему вручаются две фотографии с текстом на обороте: кому и за что вручено;
  • присвоение воинского звания ефрейтора (старшего матроса);
  • награждение нагрудным знаком отличника. Объявляется приказом командира воинской части и применяется в отношении солдат и матросов, которые являлись отличниками в течение одного периода обучения, а также в отношении курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, которые являлись отличниками в течение учебного года;
  • занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат (матросов).

На первом курсе одним из основных стимулов для добросовестного исполнения своих должностных обязанностей является материальный стимул – возможность подписать контракт о прохождении военной службы. Курсанты, находясь на первом курсе, получают денежное довольствие, как у солдат срочной службы. На втором курсе, после заключения контракта их денежное довольствие увеличивается. Однако контракт о прохождении военной службы подписывается сразу не всеми курсантами. В первую очередь его подписывают добросовестные курсанты, сдавшие сессию за первый курс на отлично, и затем по убыванию в зависимости от среднего балла. В конце подписывают троечники и те, кто имел неудовлетворительные оценки. Однако на этом материальное стимулирование не заканчивается: в ходе всего обучения до 5 курса курсантам выплачиваются премии, которые также зависят от среднего балла за сессию.

Помимо материального стимулирования, отличников учебы часто подбодряют к добросовестному исполнению своих обязанностей и другими методами. Так как зачастую у них нет задолженностей по учебе – им нет необходимости восполнять свои недостатки знаний на выходных, их чаще пускают в увольнения, на различные мероприятия досуговой, спортивной деятельности (КВН, музей, волейбол, хоккей и т.д.), что также мотивирует курсантов повышать качество своего обучения.

После подписания контракта курсанты начинают получать денежное довольствие, которое также зависит от уровня физической подготовки. Курсант, сдающий физическую подготовку на высший уровень, получает денежное довольствие в полтора раза больше, чем курсант, сдающий физическую подготовку на «хорошо», причем независимо от их успехов в учебной деятельности. Следовательно, курсанты совместно с учебной деятельностью активно начинают развивать свою спортивную деятельность, обычно совмещая её с временем для личных потребностей. Это совмещение им необходимо осуществлять регулярно, так как уровень физической подготовки постоянно фиксируется, и в случае его «несдачи» происходит лишение материальных надбавок за физическую подготовку.

Курсантов-отличников отпускают в увольнение на сутки, что также стимулирует на получение положительных оценок. Кроме того, каждую сессию курсантам добавляют определенное количество суток к отпуску за успешную сдачу сессию.

Таким образом, в целях эффективного формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза необходимо использовать комплекс педагогических условий, включающий использование электронной образовательной среды; интеллектуальную лабильность; стимулирование.

Список литературы

  1. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Изд-во КГИК, 2019. 304 с.
  2. Баликаева М.Б. Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза: теоретико-методологические основы: монография. Тюмень: ТИУ, 2017. 189 с.
  3. Grevtseva, G.Ya, Balikaeva M.B.,  Bolodurina E.A. Role of health-saving technologies in formation process of future specialists’ professional mobility // RPTSS 2018 — International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. Irkutsk National Research Technical University. 2018. V. 50. P. 99–105.
  4. Акулов О.Ю. Формирование профессиональной мобильности курсанта в образовательном процессе военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2016. 197 с.
  5. Панкова Т.Н. Профессиональная мобильность современного специалиста: дополнительное и непрерывное профессиональное образование // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 1 (73). C. 68-81.
  6. Безменова К.И. Формирование профессиональной мобильности педагогов дошкольного образовательного учреждения: магистерская диссертация. Белгород, 2016. 132 с.
  7. Найданова Ю.В. Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 195 с.