Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации

В.А. Исаенко
Средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра, Тимашевск, Россия; school192010@mail.ru

Аннотация

В статье представлена модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации, включающая три компонента: 1) развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников; 2) первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7–8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников; 3) профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа». Дана характеристика их теоретической составляющей и представление практического опыта реализации в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край). Охарактеризовано социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями как механизмом реализации разработанной модели.

Ключевые слова

профориентация, профессиональное самоопределение, школа, модель, социальное партнёрство, профильные классы

Для цитирования

Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38-44. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_38

Информация об авторах

Исаенко Вера Александровна — директор МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра г. Тимашевска

Текст статьи

Проблема профессионального самоопределения школьников по-прежнему актуальна и находится в зоне постоянного внимания со стороны государства и всех участников образовательного процесса. Одним из действенных путей её решения является ранняя профилизация.

Реализация проекта «Современная школа» позволяет существенно расширить границы возможного в вопросах профессионального ориентирования обучающихся. Благодаря усиленному финансированию материально-технической оснащённости школ становится возможным открытие классов профильной направленности с углубленным изучением отдельных учебных дисциплин. Это дает возможность в большей степени учитывать интересы, склонности и способности школьника, что положительно сказывается на его учебной мотивации. Однако как показывают опросы обучающихся 10–11 классов, профильное обучение в большей степени ассоциируется у них с углубленным изучением предметов и не основывается на личных профессиональных ориентирах.  Почти 80% школьников поступают в профильные классы, ориентируясь на свои успехи в отдельных учебных дисциплинах, которые затем будут выбраны для прохождения государственной итоговой аттестации, и лишь около 20% — на выбор будущей профессии.

Такая тенденция связана, прежде всего, с недостаточной работой в данном направлении на более ранних этапах обучения. Традиционно считалось, что наиболее результативным является развитие навыков профессионального самоопределения у подростков в возрасте 16–17 лет. В последние годы все больше внимания уделяется ранней профессиональной ориентации школьников.  В частности, основные идеи концепции развития профориентационной работы школы нашли своё отражение и в модуле «Профориентация» (п. 3.8. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2.06.2020 № 2/20)). Отмечается, что главной целю ранней профориентации детей в возрасте 12–13 лет является развитие позитивного отношение к профессиональному миру, предоставление возможности проявить свои силы и потенциал в различных видах деятельности и профессий. Тем не менее, работа с этой возрастной категорией обучающихся остается не развитой в должном объеме: отмечается отсутствие необходимого психолого-педагогического сопровождения детей в вопросах профориентации, недостаточный уровень их мотивации в определении дальнейшего профессионального пути, отсутствие или недостаток заинтересованности родителей обучающихся в данном вопросе.

В настоящее время сохраняется активный интерес исследователей к указанной тематике: анализируются новые задачи профориентации в школе [1; 2; 3; 4; 5], рассматриваются возможности новых форм и методов профориентации [6; 7; 8; 9; 10], психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы [11; 12], возможности социального партнерства образовательных организаций и предприятий [13] и т.д.

Однако, несмотря на большой опыт исследования отдельных аспектов профориентационного взаимодействия, проблема еще далека от окончательного разрешения.

Анализ научных исследований и практического опыта, посвящённых решению данной проблемы, привел нас к пониманию перспективности комплексного подхода к формированию навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации. Это стало основной идеей инновационного проекта, реализуемого в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край).

Целью реализации данного инновационного проекта стала разработка, внедрение и экспериментальная проверка концепции сопровождения школьников и педагогических работников на уровне основного общего, среднего общего образования, способствующей формированию навыков профессионального самоопределения в ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с их желаниями, способностями и индивидуальными особенностями.

В рамках реализации данного проекта была разработана модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации, состоящая из трех компонентов:

  • развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников;
  • первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7–8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников;
  • профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа».

Дадим общую характеристику данных компонентов нашей модели, сопровождая её представлением основных мероприятий, реализуемых в нашей образовательной организации.

Развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников

Данный компонент направлен на развитие у педагогических работников компетенций профессионального ориентирования школьника для оказания ему помощи в самопознании, адекватной самооценке и самоориентировании.

В рамках компонента решаются следующие основные задачи:

  • расширение кругозора педагога в сфере труда и трудовых отношений;
  • повышение осведомлённости об основных тенденциях развития рынка труда, видоизменения содержания существующих и возникновения новых профессий и специальностей;
  • получение актуальных сведений о возможных траекториях получения специальности в сфере основного и дополнительного профессионального образования;
  • освоение основных методик профинформирования и профдиагностики, в том числе, особенностей их использования в общеобразовательной организации.

Функциональная реализация компонента осуществляется через следующие взаимосвязанные действия: 1) разработка и заполнение индивидуальных диагностических (мониторинговых) карт для педагогов; 2) оценка уровня сформированности у них компетенций профессионального ориентирования школьников; 3) разработка персонализированных стратегий развития на основе выявленных в ходе диагностики трудностей; 4) обучение педагогов с опорой на индивидуальные мониторинговые карты с отслеживанием динамики формирования необходимых компетенций; 5) корректировка индивидуального образовательного маршрута педагога на основе мониторинговых данных.

Основой развития педагогических компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников является проведение практико-ориентированных и научно-методических обучающих мероприятий (круглых столов, семинаров, деловых игр, консультационных часов под руководством педагога-психолога и т.д.). Среди хорошо зарекомендовавших себя в этом плане можно выделить: 1) круглый стол «Методика профориентационной работы по возрастным группам»; 2) семинары «Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся», «Основы профессиональной консультации»; 3) творческую мастерскую «Профориентация в процессе изучения основ наук»; 4) серию психологических вебинаров «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»; 5) деловую игру «Кадровый вопрос»; 6) конкурс на лучший урок «Новые модели организации урока в свете ранней профилизации школьников».

Дополнительным важным итогом реализации данного компонента модели должна стать разработка методических рекомендаций по внедрению элементов профориентации в ходе учебной деятельности по разным учебным дисциплинам.

Первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7–8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников

Данный компонент направлен на развитие позитивного эмоционального отношения ребёнка к вопросу своей профессиональной ориентации, включение его творческого потенциала в решение вопроса профессионального самоопределения, привлечение внимания родителей к вопросам будущего карьерного пути их детей.

В рамках компонента решаются следующие основные задачи:

  • расширение кругозора школьников в области профессиональных сфер общественной жизни;
  • формирование у них первичного навыка труда;
  • формирование уважительного отношения к труду специалистов разных профессиональных сфер;
  • развитие творческого потенциала для проявления интересов и склонностей к конкретной профессии.

Для первичного профессионального ориентирования обучающихся используются традиционные средства обучения и воспитания, скорректированные с учетом поставленных задач.

Прежде всего, это: 1) беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение специально подобранной литературы; 2) просмотр видеоматериалов о профессиях; 3) экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда; 4) сюжетно-ролевые и дидактические игры, решение игровых ситуаций; 5) экскурсии, наблюдение конкретных трудовых процессов в разных профессиях.

 Одними из наиболее эффективных с точки зрения первичного профессионального ориентирования обучающихся стали: 1) цикл занятий с психологом «Что я знаю о профессиях»; 2) ярмарка «Калейдоскоп профессий»; 3) общешкольные квизы «Профессии и литература», «Профессии и наука», «Профессии и творчество»; 4) конкурс исследовательских проектов «Трудовые династии»;  5) тематические смены в профильном пришкольном летнем лагере; 6) лекторий для родителей «Роль семьи в правильном профессиональном выборе».

Реализация данного компонента способствует выбору школьниками профильных классов с большим вниманием к своей планируемой области профессиональной деятельности.

Профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа».

Данный компонент направлен на повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры и формирование у них психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям. В его рамках решаются следующие задачи:

  • расширение у школьников представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • углубление знаний об устройстве рынка труда и его функционировании, способах поиска работы и трудоустройства на территории страны и края;
  • формирование умения выбирать профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на рынке труда.

Основная работа в рамках данного компонента осуществляется в двух направлениях: 1) проведение массовых мероприятий и конкурсов по профессиональной ориентации школьников; 2) информационная работа с родителями учащихся и консультативная помощь педагога-психолога.

Важным элементом работы является диагностика профессионального потенциала обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с целью выявления уровня сформированности их представлений о будущем профессиональном выборе. Для этого мы используем диагностическую методику «Профиль», профпробы «Профессиональное самопознание» и психологическое тестирование «Мотив выбора профессии».

Основным в реализации данного компонента нашей модели является проведение комплексных профориентационных мероприятий: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Профессиональное самопознание», экскурсии на предприятия и образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, посещение чемпионата рабочих профессий «Worldskills Russia» и др. Важной формой такой работы стали недели профориентации, во время которых проводятся: 1) заседание научного общества школы «PROзнание»; 2) мастер-класс с обзором новинок науки и техники в естественно-научной сфере «Будущее – за нами!»; 3) конкурс научно-исследовательских проектов школьников профильных классов «Под линзой микроскопа»; 4) мастер-класс с использованием новейшего оборудования кабинета биологии «Биология и математика – ключи к самым престижным профессиям»; 5) творческий конкурс обучающихся на лучший видеоролик о современных профессиях, связанных с наукой.

Очевидно, что весь спектр профориентационной работы не может быть реализован в одной общеобразовательной организации. Школьник должен получить различную информацию: о возможных сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий; связи профессий с изучаемыми предметами и технологиями; востребованности профессий на рынке труда, особенностях регионального рынка труда; профессиях и специальностях, которые можно получить в учреждениях профессионального образования. Для решения этих задач необходимым является расширение спектра социальных партнёров школы в вопросах профессионального ориентирования.

Это делает принципиально важным механизмом реализации нашей модели социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями. Основными задачами такого взаимодействия являются:

  • повышение качества педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников;
  • оказание практической помощи педагогам в создании методических средств профориентации;
  • повышение их квалификации в области профориентации;
  • организация экспериментальной работы по апробации инноваций, проведение научно-практических конференций, семинаров, творческих проектов и др.
  • включение социальных партнёров образовательный процесс школы и процесс профессиональной ориентации.

Таким образом, разработанная модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации позволяет в комплексе использовать возможности школы и её партнеров для решения поставленной проблемы. Первый опыт практической реализации показал её достаточную эффективность.

Список литературы

  1. Захарова М.А., Карпачева И.А. Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций: задачи и направления // Modern Science. 2019. № 9-2. С. 178–182.
  2. Куницына С.М., Фролова С.Л. Профориентационная работа в российских школах: от теории к практике // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3-1. С. 78–84
  3. Рагожина О.А. Организация профориентационной работы с учащимися в условиях современной школы: подходы и решения // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 96–100.
  4. Усова С.Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи // Профильная школа. 2019. Т. 7. № 1. С. 39–46.
  5. Хамукова Б.Х., Шхахутова З.З., Бгуашева З.К. Особенности профориентационной работы в школе в условиях современного образования // Danish Scientific Journal. 2020. № 42-4. С. 40–42.
  6. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Казначеев Д.А. Повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся в системе профилизации школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 81–84.
  7. Куприянова Е.В., Власова И.М. Использование методов психолого-педагогического исследования в системе профориентационной работы школы // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 137–141.
  8. Паринова Г.К., Цикунов С.Ю., Шубина Е.В. Профориентация в современной школе: новые инструменты // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 4 (20). С. 12–17.
  9. Савчук Н.В. Опыт применения современных методов профориентационной работы на уровне основного общего образования // Методист. 2019. № 9. С. 45–47.
  10. Сухарева Л.М., Кулакова А.Б. «Летняя школа профориентации» как направление профориентационной деятельности научно-образовательного центра // Инновации в образовании. 2020. № 2. С. 58–68.
  11. Балакирева Н.А. Психолого-педагогическая работа со старшеклассниками по профориентации в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 318–324.
  12. Махлеева Л.В. Педагогическое сопровождение профориентационной работы со старшеклассниками // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 39–42.
  13. Брюхова О.Ю., Никитина А.С., Старцева Н.Н. Профориентационная работа в системе «школа — вуз – предприятие»: поиск новых вариантов социального партнерства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 60–64.