Festival movement as a resource for introducing preschoolers to traditional values of Russian society

Loading

S.I. Baybekova1, A.F. Rogova2
1, 2 Kindergarten No. 4 "Solnyshko", Belorechensk, Russia
1 baybekovas@mail.ru
2 nura-1985@mail.ru

Abstract

The article considers the problem of introducing preschoolers to traditional values of Russian society in the context of modern global changes. The importance of preserving and transmitting moral and spiritual values during preschool childhood, when the foundations of worldview and moral principles are laid, is emphasized. Particular attention is paid to the festival movement as an effective form of organizing children's activities that contribute to the disclosure of the child's personality and the assimilation of moral standards. The author's model of introducing preschoolers to traditional values of Russian society through the festival movement is presented, including resource-logistical, methodological, interactive and reflexive-evaluative components. The model has the properties of proactivity, compatibility, openness and reliability, and requires considering the principles of humanism, communication and dialogicity. The pedagogical conditions that contribute to the effective implementation of the model are highlighted: updating the personal value system of pupils, cooperation of the educational institution with the family and a unified approach to the process of raising a child.

Keywords

festival movement, value orientations, traditional values, preschoolers

For citation

Baybekova S.I., Rogova A.F. Festival movement as a resource for introducing preschoolers to traditional values of Russian society. Pedagogical perspective. 2025; 1(17): 56–63.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_56

Information about the authors

Svetlana I. Baybekova – Deputy Head of Kindergarten No. 4 “Solnyshko”, Belorechensk
Anna F. Rogova – Senior Educator Kindergarten No. 4 “Solnyshko”, Belorechensk

Article text (In Russ.)

Мы живём в эпоху глобальных перемен. С одной стороны, изменения – это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны – вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм (удовольствие) становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Период дошкольного детства – время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей – актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск эффективных форм организации детской деятельности оптимальных с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Фестивальное движение – это формат, дающий возможность раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, повышения самостоятельной активности усвоения нравственных норм в доступной и привлекательной для детей форме. Именно формат фестивального движения способен удовлетворить потребности каждого участника образовательных отношений, привлечь социальных партнёров, породить инновацию. Поэтому, как одно из решений проблемы, связанное напрямую с совершенствованием и новым качеством процесса приобщения детей дошкольного возраста к общероссийским ценностям, мы видим использование фестивального движения как формы воспитательной работы в ДОУ, которое направлено на разрешение противоречий между:

  • возросшими требованиями к обеспечению качества образования, в том числе качеству процессов духовно-нравственного воспитания и реально существующими условиями реализации данного направления в современном дошкольном образовании;
  • необходимостью привлечения социальных партнёров как одного из факторов повышения качества дошкольного образования и реальной практикой организации совместной деятельности дошкольной образовательной организации с представителями различных социокультурных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования;
  • необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества и недооценённостью возможностей фестивального движения в дошкольных образовательных учреждениях для создания эффективных проектов в этом направлении.

Важность решения поставленной проблемы на уровне государства закреплена в Указах Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [3].

Проблема приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества решается в различных направлениях. Общие вопросы раскрытия понятия ценностей исследуются в трудах В.А. Ермаковой [4], Н.А. Носковой [5], Е.В. Яковлева [6] и др. Особенности приобщения к нравственным ценностям в условиях дошкольной образовательной организации изучаются И.Н. Бартульевой [7], Т.Ю. Лапшиной [8], Н.Е. Павловой [9] и др. Вопросы духовно-нравственного воспитания при взаимодействии с семьёй рассматриваются Н.А. Вуцан [10], И.А. Дядюновой [11], М.В. Кубаневой [12] и др. Возможности фестивального движения раскрываются в трудах И.А. Жаткиной [13], Л.Б. Кривошеевой [14], Е.В. Шармаевой [15] и др.

Теоретическое осмысление проблемы позволило обозначить основную характеристику нашей инновационной идеи – единые цели и задачи приобщения детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества в условиях организации фестивального движения.

В современной системе российского образования произошли изменения, которые были направлены на смену образовательной парадигмы – от знаний, умений и навыков к ценности развития и самореализации личности ребёнка. Основная цель образования сегодня – это развитие личности, способной самостоятельно ставить цели и представлять пути их воплощения, а также контролировать и оценивать свои достижения.

Методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет систему базовых национальных ценностей, цели, задачи и принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаём из поколения в поколение. Период дошкольного детства – это начальный этап формирования личности ребёнка. Именно в детском саду дети получают первые сведения о патриотизме, впитывают уважение к своему народу, городу, стране.

При изучении проблемы приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества в условиях организации фестивального движения, мы опирались на труды Б.В. Периля, М.М. Бахтина, Г.Г. Карповой, П.В. Николаевой и др. Фестивальное движение определяется в них как совокупность практической деятельности всех субъектов фестивальных акций (творческие коллективы, артисты, режиссёры, зрительская аудитория, организаторы и обслуживающий персонал фестиваля, представители жюри (эксперты), деятели культуры и искусств, представители СМИ) и общей суммой проводимых фестивалей, различных по масштабу, форме и содержанию.

Фестиваль – это заимствованное слово. В переводе с французского (festival) – празднество, с латинского (festivus) – весёлый, праздничный. В русском языке слово «фестиваль» стало употребляться в первой половине ХХ века. В словаре С.И. Ожегова оно определяется как «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства». Как отмечает П.В. Николаева, «фестиваль как форум межкультурного значения – это универсальная форма глобального культуротворческого процесса, являющаяся одновременно способом рефлексии культуры в её многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества» [16, с. 3].

Изучая функции фестиваля с разных точек зрения – П.В. Николаева, М.В. Литвинова, А.М. Меньшикова, Н.Е. Бунцевич и др. – мы пришли к выводу, что они совпадают в общих позициях и определяют в качестве наиболее значимых функцию трансляции социального опыта, идеологическую, социально-интегративную, коммуникативную, компенсаторную, эстетическую, эмоционально-психологическую функции.

Анализ научной литературы и накопленного практического опыта привёл нас к пониманию того, что организация в дошкольном учреждении фестивального движения, характеризующегося многообразием форм, масштабов, содержанием и необходимой функциональностью, способно значительно повысить эффективность раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, повышения самостоятельной активности усвоения нравственных норм в доступной и привлекательной для дошкольников форме.

Приобщение дошкольников к традиционным ценностям – это процесс их ознакомления с нравственными ориентирами, формирующими основы мировоззрения граждан российского общества. Данный процесс обладает следующими особенностями:

– является целостным, отличается сложностью, полисубъектностью, коммуникативностью, процессным характером;

– оказывает прямое влияние на устойчивость и сознательность мотивации;

– представляет собой активную форму воспитания, самореализации личности;

– относится к социальным феноменам, проявляется только при коммуникативном взаимодействии;

– предполагает непрерывное самосовершенствование субъектов;

– обеспечивает установление и координацию коммуникативного взаимодействия;

– требует согласования действий с этнокультурными нормами и ценностями.

Отметим, что приобщение дошкольников к традиционным ценностям невозможно без готовности педагога к данному виду деятельности, которая проявляется через сформированность его профессиональных компетенций [17].

Решение исследуемой проблемы, на наш взгляд, продуктивно на основе использования модели, определяющей структуру организации процесса приобщении дошкольников к традиционным ценностям российского общества в формате фестивального движения. Представим её краткую характеристику.

Прежде всего отметим, что при построении модели мы опирались на общие требования к разработке педагогических систем [18], а также на деятельностный, социокультурный и системный подходы. Деятельностный подход позволил организовать процесс приобщения дошкольников к основам мировоззрения граждан российского общества, социокультурный – способствовал рассмотрению общества как единства культуры и социальности, системный подход позволил показать совокупность взаимосвязанных элементов модели.

В структуре нашей модели мы выделяем ресурсно-логистический, методический, интерактивный и рефлексивно-оценочный компоненты. Раскроем их наполнение.

Ресурсно-логистический компонент в нашей модели выполняет организационную и информационную функции. Он направлен на кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение. Содержание данного компонента составляет перечень кадровых, научно-методических и информационных ресурсов. Данный компонент связан с методическим, интерактивным и рефлексивно-оценочным компонентом и обеспечивает духовно-нравственное развитие дошкольников в воспитательном процессе.

Методический компонент выполняет проектировочную и инновационную функции. Он включает методическое обеспечение по изучению теории, методики и практики, а также разработку мероприятий в рамках фестивального движения. В содержание данного компонента включены методы, формы и средства воспитания, направленные на решение поставленной проблемы. Данный компонент связан с интерактивным компонентом.

Интерактивный компонент выполняет познавательную, мотивационную и воспитательную функции, он направлен на реализацию плана фестивальных мероприятий. Содержание данного компонента представлено тематикой фестивалей, направленных на приобщение дошкольников к традиционным российским ценностям. Данный компонент связан с методическим и рефлексивно-оценочным компонентом и обеспечивает организацию воспитательного процесса.

Рефлексивно-оценочный компонент в нашей модели выполняет диагностическую, аналитическую и корректирующую функции, и направлен на анализ и коррекцию собственной деятельности в воспитательном процессе. В содержание данного компонента включены анализ, коррекция и обобщение опыта. Данный компонент связан с интерактивным и ресурсно-логистическим компонентами и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.

Разработанная нами модель организации процесса приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества в формате фестивального движения схематично представлена на рисунке.

Модель приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества посредством фестивального движения

Рисунок. Модель приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества посредством фестивального движения

Модель обладает следующими специфическими характеристиками: проактивность, совместимость, открытость, надёжность и требует учёта принципов гуманизма, рефлексивной связи с внешней средой, коммуникативности, диалогичности участников, воспитывающего характера.

Наиболее эффективно представленная модель реализуется при создании комплекса следующих педагогических условий.

  1. Актуализация личностной системы ценностей воспитанников в процессе педагогического взаимодействия. Данное условие способствует эффективности приобщения дошкольников к ценностям российского общества.
  2. Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй. Данное условие позволяет стимулировать родительские образовательные инициативы, направленные на сохранение нравственного здоровья ребёнка.
  3. Единый подход к процессу воспитания ребёнка. Данное условие обеспечивает системность и качество усвоения дошкольниками нравственных общественных норм.

Таким образом, решение проблемы приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества продуктивно в рамках авторской модели, которая построена на деятельностном, социокультурном и системном подходах, включает ресурсно-логистический, методический, интерактивный и рефлексивно-оценочный компоненты. При этом модель обладает свойствами проактивности, совместимости, открытости, надёжности, требует учёта принципов гуманизма, рефлексивной связи с внешней средой, коммуникативности, диалогичности участников, воспитывающего характера, и эффективно функционирует при обеспечении следующих педагогических условий: актуализация личностной системы ценностей воспитанников в процессе педагогического взаимодействия, сотрудничество образовательного учреждения с семьёй, единый подход к процессу воспитания ребёнка.

References (In Russ.)

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024. № 309 // Президент России: сайт. URL: https://clck.ru/3FrEtJ (дата обращения: 17.11.2024).
  2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EryD3 (дата обращения 17.11.2024).
  3. Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения: утв. Указом Президента РФ от 08.05.2024 № 314 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». https://clck.ru/3EzQ4v (дата обращения 17.11.2024).
  4. Ермакова В.А. Перспективы развития духовно-нравственных образовательных практик дошкольников старшего возраста // Вестник МПА ВПА . 2023. № 3. С. 147–151.
  5. Носкова Н.А. Исторические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Миссия конфессий. 2023. Т. 12. № 5(70). С. 89-94.
  6. Яковлев Е.В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4(263). С. 26–29.
  7. Бортулева И.Н. Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям посредством LEGO-конструирования // Образовательные технологии. 2024. № 2. С. 43–46.
  8. Лапшина Т.Ю. Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно нравственного и патриотического воспитания // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 13. С. 224–228.
  9. Павлова Н.Е. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания (из опыта работы) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 14. С. 291–297.
  10. Вуцан Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников // Вестник науки. 2024. Т. № 5(74). С. 638–646.
  11. Дядюнова И.А. Родительство как надежда и ценность российского общества // Методист. Дошкольное образование. 2023. № 3. С. 47–54.
  12. Кубанева М.В. Роль семьи в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник научных конференций. 2022. № 6-2(82). С. 88–89.
  13. Жаткина И.А. Творческая самореализация участников фестивального движения средствами социокультурных технологий // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 2(14). С. 181–183.
  14. Кривошеева Л.Б. Фестивальное движение как средство развития детской одарённости // Про-ДОД. 2017. № 2(8). С. 35-37.
  15. Шармаева Е.В. Фестивальное движение как условие развития социальной инклюзии // Вестник научных конференций. 2019. № 12-1(52). С. 121–122.
  16. Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2010. 23 с.
  17. Ausiaikova N.I. Model of professional competencies of a preschool teacher. Pedagogical Perspective. 2023; 3(11): 39–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_39
  18. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. К трактовке понятия «педагогическая система» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 56–59.