Fundamentals of developing financial literacy in preschool children
A.V. Gileva1, T.N. Osinina2, А.А. Baavyl3
1, 2, 3 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia
1 a_gileva@mail.ru
2 tatyanaosinina@mail.ru
3 baavylaa@mail.ru
Abstract
The relevance of this work is due to the fact that in modern society, financial literacy is becoming an integral part of education. In the context of globalization and digitalization of the economy, when children encounter various financial instruments and services from an early age, it is important to provide them with the necessary knowledge and skills for successful interaction with them. The origins of the value attitude to labor lie in preschool age as the most sensitive period of personality formation. The authors analyzed the content of educational activities of preschoolers in the field of labor education. The possibilities of role-playing games in the formation of financial literacy are studied. The role of parents, as full participants in educational relations, in the formation of the foundations of financial literacy of preschool children is emphasized.
Keywords
preschool age, financial literacy, labor education, values of Russian society, values of education, value of labor, preschool educational organization
For citation
Gileva A.V., Osinina T.N., Baavyl A.A. Fundamentals of developing financial literacy in preschool children. Pedagogical perspective. 2025; 2(18): 33–39.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_33
Information about the authors
Angela V. Gileva – candidate of sciences (Education), Academic Title of Associate professor, Associate professor of the department of pedagogy of primary and preschool education, State Humanitarian and Technological University.
Tatyana N. Osinina – Candidate of sciences (Psychology), Academic Title of Associate professor, Associate professor of the department of pedagogy of primary and preschool education, State Humanitarian and Technological University.
Ai-suu A. Baavyl – bachelor student of the faculty of preschool education, State Humanitarian and Technological University.
Article text (In Russ.)
В современных условиях проблема приобщения дошкольников к ключевым ценностям российского общества приобретает особую актуальность. В содержательный раздел федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) включена федеральная рабочая программа воспитания, которая предусматривает приобщение детей «к ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [1].
Актуальность трудового воспитания заключается в формировании у ребёнка ценностного отношения к труду, трудолюбию, приобщении к труду. В основе трудового направления воспитания лежит ценность труда [2]. Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к трудовой деятельности личности, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства. Истоки ценностного отношения к труду лежат в дошкольном возрасте как наиболее сензитивном периоде формирования личности [3]. А.А. Буяновым, И.А. Лыковой, А.А. Майером подчёркивается важность переосмысления педагогами традиционных ценностей как ключевых ориентиров воспитательной работы [4]. Именно в сфере трудового воспитания (образовательная область: социально-коммуникативное развитие) необходимо знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности [1].
Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния [5].
Проблема формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста разрабатывается многими учёными. Так, современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах И.В. Красноперовой [6], К.Н. Синельниковой, Н.В Вяловой [7], предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – в исследованиях Н.М. Ивановой, Т.А. Зиминой [8], оценке уровня финансовой грамотности А.Ф. Скитевой, Л.Г. Горской [9] и др.
Цель исследования – изучить проблему формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через приобщение к ценности труда.
Задачи исследования:
- актуализировать подход к формированию финансовой грамотности через приобщение к ценности труда;
- проанализировать содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания;
- проанализировать возможности сюжетно-ролевых игр в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Методы исследования.
В исследовании были использованы теоретические методы: анализ, синтез и обобщение литературы по теме исследования, документов, составляющих нормативно-правовую базу современного дошкольного образования; эмпирические методы: наблюдение за организацией образовательного процесса в детском саду, анализ педагогического опыта.
Результаты исследования.
Финансовое образование в дошкольном возрасте представляет собой комплексный процесс, объединяющий теоретические и практические аспекты. Этот подход позволяет детям освоить основные финансовые концепции через игру, что делает обучение не только полезным, но и увлекательным. Рекомендации для воспитателей и родителей сводятся к тому, что использование игровых методик и сюжетно-ролевых игр может значительно упростить процесс усвоения детьми информации о деньгах, в то время как традиционные объяснения и лекции могут остаться для них непонятными.
Кроме того, важным элементом формирования финансовой грамотности является создание у детей осознания ценности труда и денег. Понимание того, что деньги – это результат труда, помогает развивать у детей положительное отношение к работе и ответственности в подходе к материальным ресурсам. Дети учатся оценивать свои «деньги» и принимать осознанные решения относительно трат, что является важным навыком, который сохраняется на протяжении всей жизни.
Согласно ФОП ДО в содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания входит: создание педагогом условий для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказ о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирование представлений о финансовой грамотности человека, обсуждение с детьми назначение денег и их участия в процессе приобретения товаров или услуг, организация проблемных и игровых ситуаций для детей, развитие умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирование уважения к труду родителей [1]. Кроме того, отмечено, что в возрасте от 6 лет до 7 лет в области социально-коммуникативного развития одной из основных задач образовательной деятельности в сфере трудового воспитания дошкольников является формирование элементов финансовой грамотности, осознание материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу [1].
Соответственно, финансовая грамотность охватывает не только знания и навыки, но и эмоциональное развитие детей. Педагогическая деятельность, направленная на финансовое образование, способствует осознанию детьми своих желаний и возможностей, формирует критическое мышление при принятии финансовых решений. Воспитатели и родители должны использовать различные методы обучения, включая игры, чтобы создать подходящую среду, в которой дети смогут взаимодействовать с деньгами и учиться на практике.
Игровая деятельность представляет собой эффективное средство формирования финансовой грамотности у детей. Важность игры как деятельности невозможно переоценить: она активизирует познавательные процессы, способствует усвоению новых знаний и навыков, а также формирует интерес к социальной действительности. Игровая деятельность становится основой для формирования у детей первоначальных навыков в области финансовой грамотности уже с раннего возраста.
Сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин» или «Банк», служат инструментами для формирования базовых финансовых понятий и делают этот процесс более доступным и понятным для детей. Игровая форма обучения развивает социальные навыки, такие как командная работа и общение с другими детьми. Взаимодействие в игре помогает детям осваивать процесс обмена и использования денег. Игровая деятельность, будучи ведущей в дошкольном возрасте, формирует первичные финансовые навыки. В процессе участия в сюжетно-ролевых играх дети приобретают опыт принятия решений, анализа своих действий и последствий, что в будущем может помочь им развивать навыки на следующей ступени образовательного процесса. Например, игра «Магазин» позволяет детям обыграть процесс покупки и продажи товаров. В этом сценарии участники распределяют роли, обговаривают сюжет, учат друг друга правильному обращению с деньгами и осваивают навыки расчёта. На практике это даёт возможность развивать умение считать, выбирать, сравнивать цены и понимать стоимость товаров. Дети могут адаптировать эти ситуации к реальной жизни, что способствует укреплению их финансовой грамотности и уверенности в социальных взаимодействиях.
Применение сюжетно-ролевых игр развивает не только финансовую грамотность, но и другие навыки: критическое мышление, креативность, кооперативность, коммуникативность, т.е. гибкие навыки будущего. Игра даёт ребёнку возможность эмоционально насыщенного вхождения в мир взрослых. Воспитатели могут организовывать игры, основанные на реальных ситуациях, что делает процесс игры более интересным и приближённым к жизни. Например, сценарии, связанные с получением карманных денег или планированием покупок, помогают детям не только развивать свои финансовые навыки, но и формировать ответственные привычки.
Важный аспект заключается в том, что игровая деятельность помогает интегрировать полученные знания в повседневную жизнь. Дети, принимавшие участие в таких активностях, с большей вероятностью могут применять свои знания на практике, например, в контексте планирования карманных расходов или участия в семейном бюджете. Благодаря этому происходит ознакомление с реальной финансовой деятельностью, что играет значительную роль в формировании финансовой сознательности с ранних лет [10].
Играя, дети учатся делать выбор, отказываться от ненужных трат и понимать последствия своих решений. При проведении сюжетно-ролевых игр воспитатели могут направлять этот процесс, задавая наводящие вопросы и предлагая различные варианты развития событий. Сюжетно-ролевые игры также могут быть адаптированы для детей разных возрастных групп. Для младших дошкольников роль игры может заключаться в простых обменах, покупках или даже в «заработке» игровых денег. Для старших дошкольников можно предлагать более сложные сценарии, где они смогут выступать в роли предпринимателей, банкиров или менеджеров, что поможет обогатить их финансовый кругозор.
Важным компонентом этих игр является возможность обсуждения с детьми полученного опыта. После окончания игры полезно проводить рефлексию, где участники могут обменяться впечатлениями, обсудить свои чувства и оценки игровых ситуаций. Это даёт возможность закрепить полученные знания и навыки, а также подводит детей к осмыслению своих действий и принятию более взвешенных решений в будущем.
Родителям, являющимся полноправными участниками образовательных отношений, крайне важно активно вовлекаться в процесс формирования финансовой грамотности подрастающего поколения. Многочисленные исследования подтверждают, что регулярное взаимодействие родителей с детьми в дошкольный период создаёт прочную основу для развития практических навыков обращения с денежными средствами. Такое взаимодействие особенно эффективно при системном подходе, например, в рамках игровых ситуаций, совместного планирования семейного бюджета или обсуждения базовых экономических понятий, адаптированных для детского восприятия [11].
Среди разнообразных педагогических инструментов наиболее доступным и результативным методом остаётся тематическая беседа. Учёные и практики рекомендуют родителям не только рассказывать о специфике своей профессиональной деятельности, но и визуализировать эти понятия через экскурсии на рабочее место, демонстрацию инструментов или обсуждение вклада разных профессий в общественное благополучие. Подобные беседы выполняют не одну функцию: они формируют у ребёнка осознание ценности труда, прививают уважение к различным видам занятости, а также помогают установить причинно-следственные связи между трудовой деятельностью, заработком и возможностью удовлетворения материальных потребностей [12]. Дополнительным преимуществом становится развитие познавательных способностей дошкольников [13].
Для закрепления теоретических знаний рекомендуется сочетать беседы с практической деятельностью. Например, совместными походами за покупками, использованием игровых валют в домашних условиях или созданием «копилки целей» для наглядной демонстрации принципов накопления. Такой комплексный подход позволяет трансформировать абстрактные экономические категории в понятные ребёнку поведенческие модели.
Выводы. Таким образом, полноценное финансовое образование детей дошкольного возраста должно включать в себя не только теорию, но и практику. Важным аспектом является сензитивный период развития ребёнка, при котором игровая деятельность является активным инструментом для формирования основ финансовой грамотности. Дети в этом возрасте активно познают окружающий мир, и именно в этот период можно заложить основы понимания экономических взаимоотношений. Сюжетно-ролевые игры становятся эффективным инструментом для достижения этой цели. Они позволяют детям не только усваивать теоретические знания, но и применять их в искусственно созданном педагогом пространстве на практике, что значительно повышает уровень усвоения информации и развития финансовых навыков. Большое значение имеет роль родителей в формировании основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Беседы и игровое моделирование развивают не только понимание финансовых основ, но и личностные качества ребёнка, такие как ответственность, трудолюбие и ценностное отношение к труду. Успешная реализация комплексного подхода позволит подготовить детей к взрослой жизни, где умение управлять финансами и принимать обоснованные экономические решения станет важным аспектом их благополучия и успешности. Только при комплексном подходе в систематической воспитательной работе мы сможем приобщить дошкольников к ключевым ценностям, необходимым для жизни в современном обществе.
References (In Russ.)
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. URL: https://clck.ru/3Ku6PV (дата обращения: 02.03.2025).
- Программы воспитания // Институт изучения детства, семьи и воспитания: сайт. URL: https://clck.ru/3Ku7Di (дата обращения: 02.03.2025).
- Гилева А.В. Формы воспитания ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 4. С.26–31.
- Буянов А.А., Лыкова И.А., Майер А.А. Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности // Современное дошкольное образование. 2023. № 4(118). С. 75–88. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88
- Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: сайт. URL: https://clck.ru/3Ku8Af (дата обращения03.2025).
- Красноперова И.В. Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (57). С. 14–20.
- Синельникова К.Н., Вялова Н.В. Проблема формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2024. № 6 (132). С. 48–54
- Иванова Н.М., Зимина Т.А. Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 2. С. 53–59.
- Skiteva A.F., Gorskaya L.G. Assessment of the level of financial literacy of students in a modern school. Pedagogical perspective. 2023; 4(12): 14–21. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_14
- Павлова А.Н. Кузнецова О.В., Личутина О.В. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности школьников // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 2(54). С. 136–143.
- Герасимова Е.Н., Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В., Сушкова И.В. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 320–339.
- Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. М.: Национальное образование, 2020. 144 с.
- Осинина Т.Н. Познавательное воспитание в дошкольной образовательной организации: проектирование среды для формирования ценности познания // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 3. С.120–127.