Features of realization of civic education at school through project activities
P.A. Sakevich
Tyumen State University, Tyumen, Russia, sakevichpavel97@gmail.com
Abstract
The article is devoted to the features of the implementation of civic education in Russian schools. At the legislative level, this issue is relevant, as is the search for effective tools for its implementation. The purpose of the article is to justify the choice of project activities as the most effective tool for civic education at school. Regulatory documents and domestic psychological and pedagogical studies on this topic are analyzed, the features of project activities aimed at civic education of students are considered. The conclusion is substantiated that project activities have great educational potential, which makes them an effective tool for civic education of schoolchildren.
Keywords
civic education, development of citizenship, project activities, projects in civic education
For citation
Sakevich P.A. Features of the implementation of civic education at school through project activities. Pedagogical Perspective. 2025; 2(18): 78–84.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_78
Information about the authors
Pavel A. Sakevich – postgraduate student at the Academic department of methodology and theory of social and pedagogical research, Tyumen State University.
Article text (In Russ.)
В современной школе задача гражданского воспитания является особо актуальной, что подтверждается рядом нормативно-правовых документов, среди которых можно выделить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [3] и др. В данных документах подчёркивается необходимость организации воспитательной работы, направленной на развитие у обучающихся гражданских и патриотических качеств, а также стремления отстаивать гражданскую позицию своей страны на различных уровнях (внутреннем, международном).
Помимо этого, отметим примерную программу воспитания [4], которая включает в себя основные положения об организации гражданского воспитания, понимаемого как формирование российской гражданской идентичности и принадлежности к общности граждан Российской Федерации. Согласно пунктам программы, формирование гражданственности у обучающихся в школах является одной из приоритетных целей воспитания. Результатом гражданского воспитания, согласно программе, должен стать выпускник, знающий историю своей страны, осознающий принадлежность к своему народу, понимающий значение государственных символов и имеющий представление о своих правах и обязанностях. Учитывая, что политическая, экономическая и социальная ситуации в мире постоянно меняются, изменяются и взгляды на образ идеального гражданина, его качества и действия.
В современной психолого-педагогической литературе понятие «гражданское воспитание» достаточно подробно изучено и представляет собой одно из направлений социального воспитания, которое трактуется как «вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум» [5].
Г.Я. Гревцева и М.Е. Дуранов [6] характеризуют гражданское воспитание как сложный и многогранный процесс целенаправленного воспитания личности, включающий в себя её активное социокультурное развитие и освоение системы общечеловеческих, социальных и нравственных ценностей. Этот процесс неразрывно связан с историческим и культурным контекстом общества, а также с особенностями государственного устройства и механизмами управления в стране. Он предполагает не просто пассивное усвоение норм и правил, но активное участие личности в жизни общества, формирование критического мышления и способности к самостоятельной оценке происходящих событий.
М.В. Николаева [7] определяет гражданское воспитание как комплексный, многоаспектный процесс социализации, реализуемый через различные образовательные и воспитательные институты. Его суть заключается не просто в передаче знаний, а в активном содействии формированию самостоятельной, ответственной личности, способной к самоопределению и осознанному выбору жизненного пути. Этот процесс направлен на развитие у воспитанников глубокого понимания своих гражданских прав и обязанностей, формирование навыков правового поведения и активного участия в жизни общества.
К.А. Тоторкулова [8] отмечает, что гражданское воспитание является сложным педагогическим процессом, который выходит за рамки простого обучения. Оно представляет собой систематическую работу по развитию индивида, активно вовлекающую его в осмысление социально-политических, правовых, экономических, нравственных и этических аспектов демократического общества. Этот процесс не ограничивается пассивным усвоением информации, а предполагает глубокое понимание и практическое применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Отметим, что гражданское воспитание имеет особую специфику, для реализации которой необходимы особые методы. На основе анализа современных исследований [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15 и др.] мы выделили четыре группы методов для формирования гражданских качеств у обучающихся в школе: 1) коммуникативные – дебаты, круглые столы, дискуссии и др.; 2) практико-ориентированные – вовлечение в волонтёрскую деятельность, экскурсии и др.; 3) информационные – изучение теории о гражданском обществе и др.; 4) проектные – создание личностно-значимой проблемы, организация работы над её самостоятельным решением, реализация проектов как результата работы и др.
Рассмотрим каждую из обозначенных методик подробнее.
Коммуникативные методы реализации гражданского воспитания встречаются в опыте работы педагогов школы достаточно часто. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в научных журналах и сборниках конференций. Как отмечает Т.А. Рунова [9], коммуникативный метод, как один из методов наглядно-практического воздействия, направлен на формирование у обучающихся устойчивых убеждений за счёт использования различных приёмов и методов словесно-эмоционального воздействия (рассказ, разъяснение, внушение, этическая беседа, диспут и др.). Воздействуя на обучающегося, педагог способен направить мысли и чувства ученика, влияя на его отношение к государству и своей роли в нём.
Другим, достаточно распространённым методом работы в рамках гражданского воспитания обучающихся являются информационные методы работы, подразумевающие формирование у обучающихся знаний о гражданском обществе посредством проведения лекционных занятий и просветительских мероприятий.
Суть практико-ориентированных методик заключается в воспитании личности обучающегося посредством решения практических задач. Они достаточно результативны в контексте формирования побудительных мотивов к полезной деятельности ученика.
Использование метода проектной деятельности позволяет в процессе решения актуальных проблем не только передать обучающимся знания, необходимые для конкретной задачи, но и сделать их полноценными субъектами воспитательного процесса. Это связано с тем, что при работе над проектами обучающиеся совершенствуют свои личностные качества: умение общаться со сверстниками и педагогами, самостоятельность, обретение личностных смыслов в своей работе, самоидентификация в роли исследователя (осознание ответственности и обязанностей), а также навыки распределения собственных усилий и времени.
В примерной программе воспитания [4] зафиксировано, что проектная деятельность в современной школе организуется не только в дидактических целях, но и для более полного раскрытия воспитательного потенциала уроков. Там же отмечено, что проектная деятельность рассматривается как важный инструмент гражданского воспитания, так как способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, социального взаимодействия и ответственности. Проектная деятельность помогает учащимся исследовать гражданские проблемы, участвовать в общественной жизни и формировать активную гражданскую позицию. Также в программе акцентируется внимание на сотрудничестве с общественными организациями и местными сообществами для решения актуальных вопросов.
Рассмотрим более подробно специфику организации проектной деятельности в гражданском воспитании.
Т.А. Фёдорова, Н.М. Кармазина и И.А. Ульжитаева [10] отмечают, что разновидность проектов, направленных на гражданское воспитание обучающегося, включает в себя целый комплекс действий, необходимых для развития гражданственных качеств и патриотических чувств. Особенностью таких проектов является их ориентированность на изучение и популяризацию истории, культуры и традиций страны. Кроме того, они включают анализ практик гражданского воспитания и гражданской деятельности в других организациях, что позволяет разработчикам проекта сравнить свои достижения с чужими результатами. Таким образом, участники проектной деятельности, опираясь на уже известный опыт, могут усовершенствовать свою деятельность.
Подчеркнём, что в ходе проектного взаимодействия ученики получают не только знания, но и ценностные смыслы своей деятельности, обретают высокие нравственные принципы, а также осваивают нормы поведения в обществе. Однако, недопонимание обучающимися механизмов проектной деятельности может стать заметной проблемой. С.А. Вахрушев и В.А. Дмитриев [11] выделяют два пути её решения. В первом случае, что является малоэффективным для развития ученика, педагог подбирает для него проблему будущего проекта. Это экономит время, но само понимание проблемы уходит на второй план, а проект приобретает больше реферативный характер. Другим путём является работа ученика и педагога, в которой наставник, путём наводящих вопросов, помогает обучающемуся осознать наличие проблемы, её важность, а также помочь с пониманием возможных путей решения этой проблемы.
Говоря иными словами, при разработке проблемы будущего проекта педагогу следует организовать работу таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно определились с проблематикой в своей области. Тогда у них будет отчётливое понимание целей и задач своей деятельности, а также сформируется мотивация для их решения, что положительно скажется на их развитии и формировании навыков.
Это играет одну из важнейших ролей в воспитательной работе. По мнению Л.С. Пастуховой [12], стремление к решению действительно значимых задач должно стать у обучающихся ценностно-целевым мотивом. Таким образом, реализуя свою деятельность в рамках проекта, обучающийся будет активнее взаимодействовать как с педагогом, так и с образовательной средой в целом. Имея чёткую мотивацию и стремление решить сформулированную проблему, ученик столкнётся с нехваткой социального опыта. Попадая в новые условия, ученик будет самостоятельно решать не только задачи проекта, но и запустит механизм самореализации и самовоспитания. Соответственно, при организации проектов, направленных на формирование гражданского самосознания, ученики будут работать в правовом и гражданском поле, в связи с чем обретут не только знания по актуальной проблеме, но и станут субъектами воспитательной работы, усваивающими нормы поведения в обществе, а также законы страны, на территории которой они проживают.
Учитывая данные позиции, подчеркнём, что для продуктивной воспитательной работы в рамках реализации проектной деятельности необходима сформированная мотивация обучающегося. Её наличие становится движущей силой, необходимой не только для выполнения поставленных задач, но и для вовлечения обучающегося в такие отношения с окружением, при которых он начнёт перенимать модели поведения в социуме, в котором ему предстоит работать.
Также важно отметить, что практика реализации проектной деятельности в школах на сегодняшний день не даёт тех результатов, которых от молодёжи ожидают администрация учебного заведения и государство. По мнению Ю. Я. Мягковой [13], при работе с проектом ученики сталкиваются не только с проблемой определения задач своей работы, но и с её значимостью. Это является ещё одной серьёзной проблемой, поскольку проекты, реализуемые в рамках школьной дисциплины, как показывает автор, часто содержат неактуальные вопросы. В этом контексте важно учитывать основные требования к качеству проекта и особенностям его оценивания [16].
Для более полного понимания специфики проектной деятельности как средства гражданского воспитания обратимся к опыту внедрения гражданских проектов в школах, которые понимаются как инициатива, направленная на решение актуальных социальных или общественных проблем с участием учащихся. Такие проекты способствуют развитию у школьников активной гражданской позиции, ответственности и навыков работы в команде. В рамках гражданского проекта учащиеся могут проводить исследования, организовывать мероприятия, сотрудничать с местными сообществами или общественными организациями.
Главная цель гражданского проекта в школе — повышение осведомлённости обучающихся о гражданских правах и обязанностях, а также способствование позитивным изменениям в обществе.
На основании анализа нормативно-правовых документов и научной литературы мы выделили следующие черты, характерные для проектной деятельности в гражданском воспитании.
- Проект ориентирован на формирование гражданских чувств и идентичности у обучающихся.
- Проект должен быть ориентирован на изучение законодательной базы страны, культуры, истории и достижений.
- В проекте обязательно должны применяться методы практической деятельности, среди которых можно отметить проведение семинаров, направленных на повышение гражданской грамотности молодёжи, организацию дебатов и обсуждений на актуальные темы, решение проблем социальной направленности обучающимися;
- В проекте особое внимание должно быть отведено формированию и развитию гражданских навыков обучающихся, которые необходимы для активного участия подрастающего поколения в развитии страны.
- При осуществлении проектов должен осуществляться сбор и анализ информации о политических событиях в стране, актуальных новостях и государственной символике.
- Проект должен включать в себя обсуждение и анализ гражданских проектов в других школах, что позволит обучающимся самостоятельно находить пути реализации собственных идей.
Отметим, что результаты работы над проектом в гражданском воспитании должны иметь практический характер. К ним могут быть отнесены:
- организация и проведение конференций, посвящённых актуальным социальным проблемам;
- создание информационных ресурсов на базе учебного заведения, освещающих актуальные события внутри страны;
- организация акций в помощь нуждающимся;
- организация и проведение внутришкольных дебатов по социальным и политическим вопросам;
- создание выставок творческих работ по теме гражданского воспитания, на которых обучающиеся могут продемонстрировать свои плакаты;
- сбор и публикация успешных практик гражданской активности в своём регионе;
- разработка онлайн-блогов, посвящённых вопросам гражданского воспитания, в рамках чего ученики смогут делиться мнением и идеями по решению актуальных проблем;
Таким образом, проектная деятельность является важным элементом гражданского воспитания в современной школе. Она не только обогащает знания учащихся, но и формирует у них навыки сотрудничества и критического мышления. В конечном итоге это способствует воспитанию ответственных и инициативных граждан, готовых к активному участию в жизни общества. Реализация гражданских проектов позволяет обучающимся почувствовать себя значимыми членами общества, готовыми внести свой вклад в его развитие, что положительно сказывается на результатах гражданского воспитания.
References (In Russ.)
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 02.02.2025).
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EYuof (дата обращения 28.03.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждён приказом Минпросвещения РФ № 287 от 31.05.2021 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3LWkyf (дата обращения 28.03.2025).
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 3/22)) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/406255091/ (дата обращения 28.03.2025).
- Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 274.
- Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4(8). С. 11–21.
- Николаев М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся // Мир науки, культуры и образования. 2022. № 3(94). С. 88–90
- Тоторкулова К.А. Содержание гражданского воспитания в современной системе образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 238–241.
- Рунова Т.А. Коммуникативные технологии формирования основ гражданской идентичности личности // Нижегородское образование. 2014. № С. 94–99.
- Федорова Т.А., Кармазина Н.М., Ульжитаева И.А. Особенности проектной деятельности в патриотическом воспитании // Педагогические исследования. 2023. № 3. С. 6–25.
- Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // Азимут научных исследованияй: педагогика и психология. 2021. № 1(34). С. 40–44.
- Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 5(62). С. 67–81. https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10031
- Мягкова Ю.Я., Чуваев А.Ю. Проектная деятельность учащихся и основные проблемы, возникающие при выполнении заданий // Символ науки. 2016. № 12-2. С. 232–235.
- Korotun A.V. Education of social responsibility of older adolescents in an educational organization: legal and pedagogical aspects. Pedagogical perspective. 2021; 4: 37–46. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_37
- Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность // Педагогическая перспектива. 2022. № 1. С. 76–1. https://doi.org/55523/27822559_2022_1(5)_76
- Яковлева Н.О. Качество педагогического проекта и особенности его оценивания // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 4. С. 261–265.