Individual route of extracurricular activities as a factor in the formation of the national character of a modern schoolchild
G.S. Nikolaenko
Secondary school No. 43 named after the Hero of the Soviet Union S.G. Sobolev, Severskaya village, Krasnodar region, Russia, galina01-74@mail.ru
Abstract
The article considers the problem of development and implementation of individual routes of extracurricular activities that contribute to the formation of the national character of students in the context of an educational organization. An individual route of extracurricular activities is defined as a personal and event-based way of realizing the personal potential of a student in the process of extracurricular activities at school in accordance with his personal preferences and interests. The author's model is proposed, which is built on an individual, systemic and activity-based approach and includes a coordinating, instrumental and methodological, program and information, practical and diagnostic and assessment components. The model is characterized by controllability, interactivity, universality and, when implemented, requires considering the principles of stimulation, empathic interaction, flexibility, optimality and consistency. The most effectively constructed model functions when the following pedagogical conditions are ensured: considering individual experience of activity, unity of subjects in the process of raising a child, considering interests and value orientations, ensuring flexibility in interaction with the student's family.
Keywords
education, value orientations, national character, individual route of extracurricular activities, value orientations
For citation
Nikolaenko G.S. Individual route of extracurricular activities as a factor in the formation of the national character of a modern schoolchild. Pedagogical perspective. 2025; 1(17): 73–80.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_73
Information about the authors
Galina S. Nikolaenko – Head of Secondary School No. 43 named after Hero of the Soviet Union S.G. Sobolev, Severskaya village, Krasnodar region
Article text (In Russ.)
Сегодня в российском государстве сформированы общественные институты, которые предполагают способность гражданина обоснованно и ответственно определять стратегии своего социального поведения. Та степень свободы, которую предоставляет современное общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой, т.е. самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию, не теряя при этом вектор духовно-нравственного развития.
В создавшейся ситуации обостряются противоречия между:
- потребностью современного российского общества в ответственных, социально значимых поступках граждан и практикой воспитания, не ориентированной на развитие у них способности к анализу и прогнозированию последствий выбора собственной программы жизнедеятельности;
- необходимостью для растущего человека совершать осознанный выбор целей, содержания, методов, форм, критериев деятельности и недостатком воспитательных условий для приобретения соответствующего опыта;
- объективным единством влияния основного и дополнительного образования на духовно-нравственное развитие растущего человека и фрагментарностью их реального взаимодействия в воспитательном процессе;
- потенциальными педагогическими возможностями социума и недостаточным уровнем сотрудничества его представителей с образовательными организациями в связи с традициями бюрократического «разграничения систем».
Необходимость их разрешения обусловила проблемное поле нашего исследования, которое состоит в поиске содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного пространства, учитывающей возможности сочетания государственного заказа и образовательных интересов обучающихся, создания в воспитательном пространстве школы условий для духовно-нравственного развития и самоактуализации обучающихся в условиях современного российского общества.
Внимание государства к решению данной проблемы зафиксировано в ряде федеральных нормативных документов: Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3] и др.
Анализ образовательной ситуации показывает, что, несмотря на рекомендации государственного уровня, концепция индивидуализации образования до сих пор не нашла собственной смысловой ниши и практики воплощения в сфере воспитательной деятельности. Под индивидуализацией образовательного процесса многие представители администрации образовательных организаций понимают в лучшем случае профильную и уровневую дифференциацию учебно-воспитательного процесса. На практике организация педагогами индивидуализации обучения и воспитания ограничиваются отбором методов преподавания, учебной литературы и пособий, определением содержания факультативных занятий, кружков, спецкурсов. В рамках этой деятельности обучающимся в большинстве образовательных организаций предоставляется возможность лишь выбора профиля класса, направленности дополнительных занятий, что совершается ими зачастую спонтанно. При этом подготовка обучающихся к процессу осознанного выбора и самоопределению остаются вне сферы внимания большинства педагогов.
Существует и другое важное противоречие, которое требует глубокого осмысления и дальнейшего преодоления. С одной стороны, современное общество стремительно меняется, сталкиваясь с глобализацией, цифровизацией и культурными трансформациями, что ведёт к утрате традиционных ценностей и культурной идентичности. С другой стороны, подрастающее поколение испытывает необходимость в сохранении исторической памяти и культурного наследия, что часто вступает в конфликт с доминирующими современными тенденциями. Создание эффективной системы, способной синтезировать современные подходы к образованию с традиционными ценностями, поможет учащимся не только осознать своё место в историческом контексте, но и активно участвовать в культурном обмене.
Данные проблемы могут быть решены посредством организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно-ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод растущего человека, отношений заботы и поддержки педагогов и обучающихся [4].
В этом контексте важным компонентом образовательного процесса выступает культурный диалог, способствующий формированию гармоничной личности учащегося через кросс-культурное взаимодействие. Он помогает устранять существующие в обществе биполярные оппозиции, такие как разделение на «своих» и «чужих», тем самым создавая условия для полноценного осознания учащимися многообразия окружающего мира. Это важно не только с точки зрения индивидуального развития, но и для достижения социальных целей, направленных на преодоление культурных барьеров и создание общества, характеризующегося взаимопониманием и уважением.
Сегодня развитие культурной идентичности рассматривается в контексте полилингвального и мультикультурного мира, где культурные различия должны восприниматься не как преграда, а как уникальная возможность для взаимообогащения. Как отмечают Ю.Р. Ефремова и Н.А. Симбирцева, «освоение норм, ценностей и смыслов, лежащих в основе языка и культуры, в повседневных практиках выступает в качестве основного механизма становления поликультурной личности. Получая новую информацию, ребёнок ранжирует её по принципу «свой – чужой», что оказывает влияние и на формирование его представлений о мире» [5, с. 151]. Такая интерпретация культурной идентичности способствует развитию учащихся как осознанных и ответственных граждан, способных участвовать в глобальных процессах и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Воспитание является сложным, многоаспектным процессом индивидуального духовно-нравственного развития личности обучающегося и требует осмысления и поиска новых индивидуализированных возможностей и способов. Одной из технологий индивидуализации воспитательного процесса школы является индивидуальный маршрут внеучебной деятельности.
Опираясь на современные педагогические исследования, мы определяем индивидуальный маршрут внеучебной деятельности как персонально-событийный путь реализации личностного потенциала обучающегося в процессе внеучебной деятельности в школе в соответствии с его личными предпочтениями и интересами. Он может быть кратковременным или занимать весь период обучения. Создание такого маршрута является непрерывным процессом, оказывает прямое влияние на устойчивость и сознательность мотивации, предполагает единство педагогических воздействий на обучающегося.
Совокупность индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности обучающихся образует систему индивидуальных маршрутов и реализуется в воспитательном пространстве образовательной организации. Полем создания индивидуального маршрута является событийная карта возможностей воспитательного пространства, представляющая собой вариативную систему векторов индивидуальных образовательных маршрутов внеучебной деятельности, обладающую необходимыми условиями и возможностями для самостоятельного и индивидуального выбора обучающимся собственного персонально-событийного пути.
Проблема использования технологии индивидуального маршрута решается современными учёными в различных направлениях: общие вопросы исследуют Ю.А. Герасимова [6], А.В. Захарова [7], С.А. Тихонова [8], М.А. Фризен [9] и др.; особенности применения индивидуального маршрута для повышения качества обучения – А.В. Корпенко [10], А.С. Кремнева [11], В.М. Круцкий [12] и др. Вопросы построения и реализации индивидуального маршрута при взаимодействии с родителями рассматривают С.А. Тарасова [13], К.М. Кирякова [14] и др. Проблеме воспитания национального характера школьника посвящены работы С.В. Мажинского [15], Э.В. Никитиной [16], Л.И. Полуниной [17].
Анализ научной литературы и накопленного практического опыта привёл нас к построению авторской модели, основная цель которой состоит в разработке и реализации индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности, способствующих формированию национального характера обучающихся в условиях образовательной организации. Представим её краткую характеристику.
Прежде всего отметим, что при построении модели мы опирались на общие закономерности и принципы педагогического проектирования [18], а также на индивидуальный, системный и деятельностный подходы. Индивидуальный подход позволяет учитывать личностные особенности каждого ребёнка, применяя гуманное отношение и понимание исключительности каждого. Системный подход обеспечивает использование комплекса взаимосвязанных мер по формированию национального характера школьника. Деятельностный подход способствует выделению активной самостоятельной деятельности ученика.
В структуре нашей модели мы выделяем координирующий, инструментально-методический, программно-информационный, практический и диагностико-оценочный компоненты. Их взаимосвязь схематично представлена на рисунке.

Рисунок. Взаимосвязь компонентов модели разработки и реализации индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности, способствующих формированию национального характера
Координирующий компонент выполняет организационно-правовую и распорядительную функции. Он направлен на использование нормативных актов, исходя из которых возможна реализация нашей модели. Содержание компонента составляют документы федерального, краевого, районного уровней, локальные акты образовательной организации. Он связан с инструментально-методическим и программно-информационным компонентом, обеспечивая правовую основу модели.
Инструментально-методический компонент выполняет в нашей модели координационную и программно-технологическую функции. Он направлен на обеспечение всеми видами ресурсов, необходимых для достижения цели. В его содержание мы включаем кадровые (педагоги и уровень их квалификации), административные, материально-технические, информационные, методические и другие ресурсы, а также методы, формы, средства, методики, технологии построения индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности. Данный компонент связан с программно-информационным и практическим компонентами, обеспечивая необходимое качество работы по созданию индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности.
Программно-информационный компонент выполняет консультативную и воспитательную функции. Он направлен на индивидуализацию воспитания путём построения индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности. Содержание данного компонента составляет авторская программа «Воспитание гражданина: традиции, ценности, будущее». Она отражает ключевые вехи, традиции и ценности, формирующие национальный характер, учитывает особенности каждого поколения. Реализация программы позволяет выстроить максимально эффективные форматы взаимодействия и вовлечь различные возрастные группы обучающихся в изучение и сохранение культурного наследия России. Ключевая роль в комплексной программе отводится национальному воспитанию, поскольку оно действует как связующее звено между поколениями, участвуя в обмене культурными ценностями. Программно-информационный компонент модели связан с инструментально-методическим и практическим компонентами и обеспечивает содержательную сторону формирования национального характера школьника.
Практический компонент в нашей модели выполняет дифференцирующую, мотивационную функции. Он направлен на создание комплекса мероприятий, обеспечивающего индивидуальный подход к обучающимся. В содержание данного компонента включены подпрограммы по разным направлениям деятельности. Данный компонент связан с диагностико-оценочным компонентом и обеспечивает достижение необходимого результата.
Диагностико-оценочный компонент в нашей модели выполняет диагностическую и оценочную функции. Он направлен на фиксацию содержания педагогического мониторинга по отслеживанию достигаемых результатов. В содержание данного компонента включены этапы мониторинга и их содержание, диагностические методы и средства, методы обработки данных, критериально-уровневые шкалы, процедуры и параметры коррекции, перечень возможных управленческих решений. Данный компонент связан с программно-информационным компонентом и обеспечивает оценивание эффектов применения нашей модели и коррекцию деятельности.
Представленная модель обладает свойствами управляемости, интерактивности, универсальности, а её реализация требует учёта специфических принципов стимулирования, эмпатийного взаимодействия, гибкости, оптимальности и согласованности.
Разработанная нами модель относится к педагогическим системам, для успешной реализации которых требуется создание особых педагогических условий, к которым мы относим:
- учёт индивидуального опыта деятельности ученика, способствующий формированию более успешного воспитательного процесса, где индивидуальные достижения каждого ребёнка будут признаны и учтены в процессе воспитания;
- обеспечение единства субъектов в процессе воспитания ребёнка, способствующего созданию единой системы воспитательных мероприятий;
- учёт интересов и ценностных ориентаций ученика, обеспечивающий внедрение личностно-ориентированного подхода;
- обеспечение гибкости во взаимодействии с семьёй обучающегося, способствующей созданию среды, в которой активно взаимодействуют все участники образовательного процесса.
Таким образом, решение проблемы разработки и реализации индивидуальных маршрутов внеучебной деятельности, способствующих формированию национального характера обучающихся в условиях образовательной организации, продуктивно в рамках авторской модели, которая построена на индивидуальном, системном и деятельностном подходах, включает координирующий, инструментально-методический, программно-информационный, практический и диагностико-оценочный компоненты, обладает управляемостью, интерактивностью, универсальностью, требует учёта принципов стимулирования, эмпатийного взаимодействия, гибкости, оптимальности и согласованности, эффективно функционирует при обеспечении следующих педагогических условий: учёт индивидуального опыта деятельности, единство субъектов в процессе воспитания ребёнка, учёт интересов и ценностных ориентаций, обеспечение гибкости во взаимодействии с семьёй обучающегося.
References (In Russ.)
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024. № 309 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 17.11.2024).
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EryD3 (дата обращения 17.11.2024).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EryBY (дата обращения 17.11.2024).
- Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения // Понятийный аппарат педагогики и образования: Коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Вып. 9. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. С. 224–230.
- Ефремова Ю.Р., Симбирцева Н.А. Культурная идентичность детей-билингвов: психологопедагогический аспект // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 146–153. https://doi.org/10.26170/po20-05-17
- Герасимова Ю.А. Индивидуальный образовательный маршрут // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 9-2. С. 80–82.
- Захарова А.В. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута младшего школьника (Дневник «Day book») // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 1717–1728.
- Тихонова С.А., Тухбатулина А.В., Прохорова К. Особенности создания индивидуального образовательного маршрута // Профессиональная ориентация. 2023. № 1-1. С. 73–76.
- Фризен М.А. Модульный подход к конструированию индивидуальных образовательных маршрутов школьников // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 6(129). С. 36–47.
- Корпенко А.В. Индивидуальные образовательные маршруты – средство повышения качества обучения // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. 2024. № 24. С. 184–187.
- Кремнева А.С., Сычугова Е.В. Педагогический проект «Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства развития потенциала учащихся» // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 73–78.
- Круцкий В.М. Индивидуальный образовательный маршрут – средство развития детской одарённости в условиях образовательной среды // Вопросы педагогики. 2022. № 4-2. С. 143–147.
- Тарасова С.А., Швецова В.М. К вопросу формирования субъективной позиции родителей обучающихся при формировании индивидуального образовательного маршрута // Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 4.
- Кирякова К.М., Чистякова Н.Д., Серебренникова М.К., Клейман И.С. Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения эффективности взаимодействия педагогов с родителями// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. № 2. С. 160–167.
- Мажинский С.В. Становление этнопсихологии в контексте развития теорий «национального характера» и «национального духа» // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 77. С. 149–154.
- Никитина Э.В. Модернизация России и национальный характер: в поисках утраченной справедливости // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 4. С. 266–283.
- Полунина Л.И., Баудер Г.А. Русский характер как средство патриотического воспитания обучающихся // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1. С. 22.
- Яковлева Н.О. Закономерности и принципы педагогического проектирования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3: Управление качеством профессионального образования. 2003. № 14. С. 135–249.