Development of creative abilities in preschool children using non-traditional drawing techniques

Loading

E.N. Azletskaya1, E.N. Shvetsova2, S.V. Dakhina3
1 Kuban State University, Krasnodar, Russia
², ³ Kindergarten of combined type No. 94, Krasnodar, Russia
1 eazletskaya@mail.ru
2 el.schwetsova2014@yandex.ru
3 dakhina1974@mail.ru

Abstract

The article presents an analysis of the results of the implementation of a programme for the development of creative abilities in preschool children using non-traditional drawing techniques. The assessment of children's individual abilities included such aspects as motivational activity, intellectual abilities, communication skills, aesthetic aspects and creative work performance. The results of the study showed that children who participated in the programme performed better in all aspects of creativity compared to those who did not participate. The implementation of the programme increased children's motivation, creativity, cognitive functions, social and emotional development. Especially important was the increase in children's educational motivation, which indicates an increase in interest and intrinsic motivation for creativity. The proportion of children with a high level of motivation increased significantly after participation in the programme, indicating the successful influence of non-traditional drawing techniques on stimulating interest in creativity. The obtained results emphasise the effectiveness of using non-traditional drawing techniques for the development of creative abilities and general development of preschool children.

Keywords

preschool age, creative abilities, non-traditional drawing techniques, motive, intellectual-logical skills, intellectual-searching abilities, communicative skills, aesthetic aspects of personality

For citation

Azletskaya E.N., Shvetsova E.N., Dakhina S.V. Development of creative abilities in preschool children using non-traditional drawing techniques. Pedagogical perspective. 2024; 2(14): 34–42.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_34

Information about the authors

Elena N. Azletskaya – Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Kuban State University, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology
Elena N. Shwetsova – Kindergarten of combined type No. 94, Krasnodar, teacher.
Svetlana V. Dakhina – Kindergarten of combined type No. 94, Krasnodar, teacher-speech therapist.

Article text (In Russ.)

Одной из ключевых целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и уважение уникальности каждого ребёнка, стимулирование его индивидуальности и творческих способностей.

В науке существует множество подходов к трактовке творческих способностей. Т.В. Черноусова-Никонорова [1] выделяет три основные точки зрения в разрешении вопроса о творческих способностях: первая – творческие способности не существуют (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу); вторая – творческая способность (креативность) представляет собой самостоятельный фактор, независимый от уровня интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев); третья – высокий интеллектуальный уровень подразумевает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг). Нам более близок подход С.Л. Рубинштейна [2], который включал в основу творческих способностей разнообразные психические качества и свойства, необходимые для реализации творческой деятельности. В рамках нашего исследовании мы определяем творческие способности как психические свойства и качества личности, необходимые для успешного овладения различными видами художественной деятельности.

По мнению Н.С. Лейтеса [3], творческие способности не являются врождёнными, врождёнными являются задатки, которые, по мнению А.И. Савенкова [4], необходимо вовремя обнаружить и развить. Как отмечают исследователи, сензитивным периодом развития творческих способностей являются дошкольный и младший школьный возраст. Именно тогда происходит становление произвольности психических процессов, что является основой становления творческих способностей. Исследования Л.С. Выготского [5], Д.Б. Богоявленской [6], И.С. Бухароойа [7], В.К. Вилюнаса [8], В.И. Петрушина [9], С.Л. Рубинштейна [2] и др. показывают, что творческое мышление способствует развитию у детей широкого спектра навыков и качеств, в частности, гибкости мышления, умения находить нестандартные решения, креативности, самостоятельности и инициативности. Они играют важную роль в успешном обучении и адаптации детей в современном мире, который характеризуется постоянными изменениями и быстрым развитием технологий. Также исследования подтверждают, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует их позитивному эмоциональному и социальному развитию. Дети, обладающие развитыми творческими способностями, проявляют более высокую мотивацию к саморазвитию и адаптивность к новым ситуациям.

Современные исследования развития творческих способностей переходят в плоскость разработки конкретных методик, соответствующих современным требованиям. Представим наш опыт работы в этом направлении.

Ранее на базе детского сада комбинированного вида № 94 (Краснодар) в статусе краевой инновационной площадки нами была разработана и апробирована двухгодичная программа развития творческих способностей для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи «Арт – Личность», которая реализуется как дополнительная образовательная программа в студии «Цветные лучики» [10; 11]. Продолжая данную работу, мы исходили из того, что «уровень творческих способностей не зависит от уровня интеллекта (т. е. высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений); низкий же интеллект не является препятствием для творческих способностей (например, оригинальные, талантливые рисунки детей с пограничным уровнем интеллекта)» [1, с. 170].

Мы провели апробацию программы «Арт – Личность» среди детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) (далее – АОП ДО). Программа АОП ДО разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и опирается на Федеральную адаптированную образовательную программу для детей дошкольного возраста с учетом специфики образовательного учреждения, региональных особенностей, индивидуальных образовательных потребностей детей. Она определяет цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования, с учётом специфики и особенностей каждого воспитанника.

В исследовании приняли участие дети 5–7 лет с письменного согласия родителей, всего – 26 человек. Для выявления результативности программы «Арт – Личность», после года её реализации, нами изначально было выделено две подгруппы респондентов:

  • дети, изъявившие желание обучаться дополнительно в студии «Цветные лучики», 14 человек (далее – участники студии);
  • дети, не изъявившие желание обучаться дополнительно в студии «Цветные лучики», 12 человек (далее – не посещающие студию).

Таким образом, все дети, участвовавшие в исследовании, обучались по одной и той же программе АОП ДО, при этом дети первой подгруппы дополнительно обучались в студии «Цветные лучики» по программе развития творческих способностей «Арт – Личность».

Развитие личности нами было изучено при помощи предложенной В.И. Андреевым модели творческих способностей [12]. Оценка индивидуальных способностей каждого ребёнка в ходе образовательно-творческой деятельности включала в себя вердикт не менее трёх экспертов, наблюдавших за его творческими усилиями (в студии и в организованной образовательной деятельности по основной программе обучения). Аспекты личности и способности были сгруппированы в следующие категории: мотивационная активность и ориентированность личности, интеллектуально-логические умения, интеллектуально-поисковые способности, способности к самоуправлению в творческой сфере, коммуникативные творческие навыки, эстетические аспекты личности, способствующие успешной творческой деятельности, а также результативность творческой работы личности. На основании результатов исследования вышеуказанных показателей с использованием специального ключа определенного в методике, нами рассчитывался уровень активности. Результаты обработки полученных данных представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние показатели образовательно-творческой деятельности детей дошкольного возраста (в баллах)

Показатели образовательно-творческой деятельности

Диапазон оценок экспертов (в соответствии с моделью Г.И. Щукиной)

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Мотивационно-творческая активность и направленность

от 6 до 60

14,00

24,00

11,39

11,89

Интеллектуально-логические способности

от 5 до 50

16,03

31,52

14,94

15,98

Интеллектуально-эвристические способности

от 6 до 60

16,78

32,61

15,06

15,15

Способности к самоуправлению в творческой деятельности

от 4 до 40

21,70

21,70

10,06

10,17

Коммуникативно-творческие способности

от 3 до 30

7,89

16,24

7,61

8,11

Эстетические качества личности

от 1 до 10

3,03

5,70

2,61

2,67

Результативность творческой деятельности личности

от 2 до 20

6,12

10,88

5,03

6,17

Уровень активности

от 25 до 250

22,89

41,24

21,22

21,34

Анализ средних значений оцениваемых способностей и качеств личности респондентов до апробации программы «Арт – Личность» позволяет сделать предположение о том, что не существует значимых различий между группой детей, собиравшихся заниматься творчеством в студии «Цветные лучики», и группой, которая не планировала посещать студию. Для уточнения результата мы провели расчёт статистической значимости различий между двумя независимыми выборками, применив U-критерий Манна-Уитни. Поскольку большинство значений коэффициентов асимптотической значимости (двусторонние) (кроме блока «Способности к самоуправлению в творческой деятельности») превысили уровень 0,05, можно сделать вывод о том, что исследуемые оценки способностей и качеств личности не имеют статистически значимых различий. Следовательно, дети из числа участников студии и не посещающих студию на момент начала реализации программы показывали идентичный уровень развития творческих способностей. Уровень творческой активности обеих подгрупп репродуктивно-подражательный. Этот результат открыл для нас перспективы для анализа факторов, влияющих на формирование и развитие творческого потенциала у детей, выделенных в подгруппы на начальном этапе исследования.

Представленные в таблице 1 данные средних значений оцениваемых способностей и качеств личности респондентов после апробации программы «Арт – Личность» ярко демонстрируют различия в исследуемых показателях, проявившиеся после реализации одного года программы развития.

Проведённые расчёты с использованием U-критерия Манна-Уитни подтвердили статистическую значимость этих различий: все коэффициенты асимптотической значимости (двусторонней) ниже уровня 0,05 при уровне значимости 0,001. Эти результаты говорят о важности воздействия программы на различные аспекты личности и творческие способности участников студии и подтверждают успешность проведённых мероприятий по развитию данных качеств. В результате года обучения детей дошкольного возраста по программе развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования они проявили более высокие показатели во всех аспектах творческих способностей по сравнению с теми, кто не участвовал в данной программе. Они демонстрируют стойкое стремление к освоению новых знаний и методов деятельности в области творчества. Их пытливость проявляется в желании знать и уметь больше необходимого для творческой работы. Они задают много вопросов и проявляют интерес к углублённому пониманию материала. Дети, занимавшиеся в студии, развили воображение и способности к творческому мышлению, приобрели способность формулировать и анализировать творческие задачи, чётко и логично излагать свои мысли, использовать обобщённые суждения для ясной коммуникации в сущности задачи или процесса. Они умеют генерировать и аргументированно выражать свои идеи, рассуждать для установления связей между известным и неизвестным в творческом процессе. Дети, занимавшиеся в студии, проявили организационные, интеллектуальные и волевые качества в творческой деятельности, умение исправлять свои ошибки, использовать творческий опыт других, сотрудничать в процессе творчества. Они научились придерживаться эстетических принципов и применять свои знания и опыт в рамках творческих работ. Всё это делает их способными к полноценному применению творческих принципов и раскрытию индивидуального потенциала при выполнении нетрадиционных художественных задач. Выявлено, что дети, посещающие студию, при занятиях творчеством проявляют поисково-исполнительскую активность, тогда как дети, не посещающие студию, остаются на уровне репродуктивно-подражательного поведения.

Для определения мотивов творческой деятельности и их уровня использовалась методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» [13] в адаптации Е.Н. Азлецкой и Е.Н. Швецовой для детей дошкольного возраста с учётом предмета исследования – творческая мотивация. Цель данного исследования заключалась в выяснении основного мотива, побуждающего детей к занятиям рисованием: будь то стремление к образованию, социализации, утверждению своего статуса, игровому процессу или оценке своих творческих способностей. Кроме того, был проведён анализ уровня сформированности данных мотивов.

Согласно методике исследования, каждому ребёнку был представлен рассказ о мальчиках (или девочках, в зависимости от пола участника), где герои делились своими мотивами посещения художественной студии, сопровождаемый визуальными схемами. После того как ребёнок внимательно ознакомился с рассказом, исследователь задавал ему ряд вопросов: «Кто, по твоему мнению, прав? С кем из персонажей ты бы предпочел рисовать вместе? С кем ты почувствовал бы желание подружиться?» Каждый раз ребёнок делал последовательные выборы, а исследователь фиксировал эти ответы в специальной форме. Полученные ответы рассматривались как ключевые показатели текущих мотиваций участника. Согласно теории М.Р. Гинзбурга [13], важными являются такие мотивации, как образовательная, социальная, и позиционная. Предпочтение этих мотиваций в выборе ребёнка свидетельствует о его готовности к творческой деятельности.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Ведущие мотивы рисования до и после года апробации программы «Арт – Личность» (%)

Ведущий мотив

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Образовательный

27

64

17

17

Игровой

2

9

25

25

Позиционный

18

18

17

17

Социальный

9

9

17

42

Получения награды

18

0

25

0

Из таблицы 2 видно, что у 27% участников студии и у 17% детей, не посещающих студию, проявился как ведущий образовательный мотив к творческой деятельности ещё до начала программы. Это может свидетельствовать о более высоком интересе детей из числа участников студии к образовательной составляющей творчества и, возможно, о хорошей мотивации для участия в студии. Заметим, что у остальных детей, независимо от подгруппы, ведущие мотивы распределены более равномерно. Игровой мотив присутствует у 27% участников студии и у 25% детей из числа не посещающих студию, позиционный мотив у 18% и у 17% детей соответственно, а желание получить награду у 18% и у 25% детей соответственно по подгруппам. Данные показывают, что эти мотивы участия в творческой деятельности были схожи и не имели статистически значимых различий между группами.

Интересно отметить, что социальный мотив был менее выражен у детей из числа участников студии (9%) по сравнению с детьми, не посещающими студию (17%). Это может указывать на то, что участники студии склонны больше к индивидуальной работе и саморазвитию, в то время как дети, не посещающие студию, могли ориентироваться на социальное взаимодействие и признание в группе.

Из представленных в таблице 2 результатов также можно сделать следующие выводы: после реализации программы развития творческих способностей у участников студии наблюдается значительный рост образовательного мотива, который стал ведущим для 64%. В то же время, у не посещающих студию доля детей со схожим мотивом осталась на прежнем уровне – 17%. Это свидетельствует о более ярко выраженном интересе участников студии к образовательной составляющей творчества и успешной работе программы развития. Для детей шестого года жизни наличие образовательного мотива значимо, поскольку он способствует их интеллектуальному развитию, расширению знаний и умений. Этот мотив может считаться нормативным, поскольку развитие творческих способностей важно для общего развития ребёнка.

Заметим, что социальный мотив через год стал ведущим у 42% детей, не посещающих студию, в то время как доля детей – участников студии с таким мотивом осталась неизменной – 9%. Это указывает на более выраженное стремление детей, не посещающих студию, к социальному взаимодействию и признанию в группе, в то время как это не является основным мотивом для участия в творческой деятельности у участников студии. Для шестилетних детей социальный аспект играет значительную роль. Участие в творческой деятельности способствует формированию дружеских отношений, развитию навыков коллективного взаимодействия и умению выражать свои мысли и идеи. Социальный мотив обычно является нормативным и важным для развития детей.

Следует отметить, что у остальных детей (обеих групп) также присутствуют и другие мотивы к творческой деятельности, но они выделяются лишь у небольшого числа участников. Интересно, что доля участников студии с игровым мотивом снизилась на 18%, в то время как у не посещающих студию она осталась на уровне 25%. Это может свидетельствовать о том, что программа развития творческих способностей способствует формированию образовательно-ориентированного подхода к творчеству у детей – участников студии. Справедливо также отметить, что возраст шести лет характеризуется активным игровым поведением. Участие в творческой деятельности может рассматриваться как форма игры, способствующая развитию воображения, способностей к самовыражению и социальным навыкам. Игровой мотив также является нормативным для детей этого возраста. Кроме того, в этом возрасте дети могут проявлять интерес к занятию лидирующих позиций в рамках творческих групповых занятий. Они стремятся к узнаваемости, признанию со стороны сверстников и взрослых. Однако важно соблюдать баланс между конкуренцией и сотрудничеством, чтобы поддерживать разностороннее развитие детей. Дети этого возраста могут испытывать мотивацию через поощрение, похвалу и награды за свои творческие достижения. Этот мотив может быть как положительным (стимулирует усердие и результативность), так и вызывать определённые риски, если акцент делается исключительно на внешние поощрения, а не на сам процесс и удовольствие от творчества.

Итак, в оценке нормативности мотивов к творческой деятельности детей шести лет важно учитывать их индивидуальные особенности, потребности и контекст взаимодействия. Поддержание разнообразных мотивационных аспектов способствует полноценному и гармоничному развитию ребёнка.

В таблице 3 отображены результаты исследования уровня ведущего мотива к рисованию детей дошкольного возраста до и после года апробации программы «Арт – Личность».

 Таблица 3. Результаты исследования уровня мотивов рисования до и после года апробации программы «Арт – Личность» (%)

Уровень мотива

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Высокий

27

64

17

17

Средний

36

27

17

25

Низкий

36

9

67

58

 Результаты, представленные в таблице 3, указывают на то, что как у детей – участников студии, так и из числа не посещающих студию были выявлены все уровни ведущего мотива к творческой деятельности как до, так и после реализации программы. Однако наиболее значительные изменения произошли среди участников студии. После реализации программы творческого развития доля детей с высоким уровнем мотивации значительно возросла с 17% до 64%, что указывает на положительное влияние участия в программе на стимулирование интереса и внутренней мотивации участников студии. В то же время, доля детей с низким уровнем мотивации существенно снизилась с 36% до 9%, что свидетельствует об уменьшении оттока детей с низкой мотивацией и повышении их интереса к творческой деятельности.

Как можно видеть в таблице 3, у детей, не посещающих студию, изменения менее выражены: доля детей с высоким уровнем мотивации осталась неизменной на уровне 17%, в то время как доля детей с низким уровнем мотивации снизилась незначительно с 67% до 58%. Это может говорить о менее значимом влиянии текущих условий и методик на уровень мотивации к занятию творчеством детей, не посещающих студию, по сравнению с посещающими студию детьми,

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии программы развития творческих способностей на уровень мотивации детей, что подчёркивает эффективность нетрадиционных техник рисования в развитии в сфере творчества и образования.

Использование специальной программы для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования приводит к следующим основным выводам:

  1. Повышение мотивации к творческой деятельности. Программа способствуют увеличению интереса и внутренней мотивации детей к творчеству. Это проявилось в увеличении доли детей с высоким уровнем мотивации и снижении доли детей с низким уровнем мотивации.
  2. Развитие творческих способностей. Программа способствовала развитию креативности, воображения и оригинального мышления у детей. Дети стали проявлять свои творческие способности более полно и разнообразно.
  3. Улучшение когнитивных функций. Программа способствовала развитию когнитивных функций детей, таких как внимание, память, логическое мышление. Это связано с нестандартным подходом к задачам и стимуляцией к активному мышлению.
  4. Социальное и эмоциональное развитие. Участие в программе развития способствовало формированию у детей навыков сотрудничества, коммуникации, эмпатии и самовыражения. Дети развили свою социальную и эмоциональную компетенцию через творческую деятельность.

Таким образом, использование специальной программы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста имеет множество положительных эффектов и способствует всестороннему развитию ребёнка в различных сферах его деятельности и самовыражения.

References (In Russ.)

  1. Черноусова-Никонорова Т.В. Взаимосвязь творческих способностей и интеллекта // Наука в жизни человека. 2023. № 2. С. 160–171.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 688 с.
  3. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей // Выдающиеся ученые Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес. М.: ПИ РАО, РШБА, 2021. С. 178–200.
  4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Юрайт, 2022. 334 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.
  6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2014. 201 с.
  7. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М.: Юрайт, 2024. 119 с.
  8. Вилюнас В.К. Творческие дети. М.: АСТ, 2015. 177 с.
  9. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей. М.: Юрайт, 2024. 173 с.
  10. Azletskaya E.N., Klochkova K.V., Proskurina O.B. Developing the creative potential of teachers by means of art-pedagogical technology. Pedagogical Perspective. 2023; 3(11): 79–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_79
  11. Швецова Е.Н., Герасименко Т.В. Необычное семейное рисование: Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, по применению нетрадиционных техник рисования. Краснодар, 2020. 112 с.
  12. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 238 с.
  13. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. 136 с.