Taking collective electronic notes as a way to keep students' attention during online learning

Loading

I.V. Tyuzhina1, A.E. Kazeev2
1 Samara State Transport University, Samara, Russia, i.tyuzhina@samgups.ru
2 Samara State Social and Pedagogical University, Samara, Russia, kazeev@pgsga.ru

Abstract

The purpose of the proposed research is to search for optimal methods of holding students’ attention during remote lectures given via video link, to analyze the significance and possibility of using such methods in teaching practice.

The authors suggest using collective notes – jointly developed electronic documents containing text, images, hyperlinks and other elements – as a tool to keep listeners’ attention. Practice has shown that taking collective electronic notes is a modern and effective method of keeping students’ attention during an online lecture. A distinctive feature of this approach is interactivity; students, despite the online mode, interact not only with the teacher, but also with each other, and the resulting document can be used in preparation for control events.

To solve the problems and test the initial assumptions, a set of interrelated research methods was used, adequate to its subject: comparative analysis of scientific and pedagogical research, generalization and systematization of information from the field of humanities and technical sciences, pedagogical observation of students’ cognitive activity. The development and testing of methods was carried out while working with bachelors in the field of study 09.03.03 “Applied Informatics”.

Keywords

online learning, electronic notes, collective electronic notes, voluntary attention, distance learning

For citation

Tyuzhina I.V., Kazeev A.E. Taking collective electronic notes as a way to keep students’ attention during online learning. Pedagogical perspective. 2024; 3(15): 53–59.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_53

Information about the authors

Irina V. Tyuzhina – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Samara State Transport University, Associate Professor of the Department of Digital Technologies
Alexey E. Kazeev – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Samara State Social Pedagogical University, Associate professor of the department of computer science, applied mathematics and methods of teaching them

Article text (In Russ.)

Современное образование претерпевает изменения, связанные как с развитием цифровых технологий, так и с ускорением темпа жизни в целом.

В 2020 году с возникновением эпидемии Covid–19 и массовым переходом на дистанционное обучение учителя школ и преподаватели вузов столкнулись с необходимостью переводить занятия, в том числе лекции, в онлайн-формат. Опустим первые сложности, связанные с освоением педагогами сервисов видеосвязи, таких как Skype, Zoom, MS Teams и Discord. Благодаря своевременно появившимся методическим рекомендациям [1] большинство преподавателей с этим вызовом справились и смогли оценить достоинства указанных сервисов. Так, лекции в видеоформате позволяют активнее пользоваться иллюстративным материалом, готовить презентации, демонстрировать изображения, не прибегая к распечатке и т.д. Однако педагоги констатировали проблемы с вовлечением студентов в условиях форс-мажорного перехода в онлайн-пространство [2; 3; 4; 5 и др.]. Как показала практика, даже с учётом возросшей наглядности, удержать внимание студентов на онлайн-уроке сложнее, чем на «живом» занятии, на котором преподаватель слышит и видит, чем занимаются обучающиеся, и может оперативно вернуть их в рабочий режим.

Сложности с самодисциплиной оказались на первом месте среди ключевых проблем дистанционного обучения, названных самими студентами в ходе совместного исследования Высшей школы экономики и Томского государственного университета [6]. Многие преподаватели, вынужденные в период пандемии повышать квалификацию всё также в онлайн-режиме, на себе ощутили, как сложно сконцентрироваться на занятиях вне рабочей обстановки и без должного контроля. Особенно это касается лекций, где единственная задача обучающегося – слушать.

Видеолекции – не новое слово в образовании, они давно и успешно используются, существует множество рекомендаций по их разработке, среди которых можно назвать выделение модулей, сокращение времени одного фрагмента, выделение важных моментов лекции с помощью звукового ряда, цвета и специальных эффектов [7]. Однако, как правило, речь идёт об асинхронном формате, и при переходе на дистанционное обучение в вузах, большая часть этих рекомендаций разбилась о реально существующее расписание занятий с его 90-минутными лекциями.

Существуют разные способы удержания внимания во время дистанционных занятий. Среди советов, которые можно было услышать на появившихся во время пандемии курсах повышения квалификации преподавателей – всегда работать с включённой камерой, больше внимания уделять интонациям, более активно продвигать «экспертность» лектора, использовать вопросы, обращённые к аудитории. Среди прочего рекомендовалось включать в ткань лекции «собирательные вопросы» [5], сокращать время онлайн-лекций до 60 минут с 10 минутным перерывом [8], отойти от классической лекции и отдать ведущую роль обучающимся, дать им возможность высказаться, задать вопросы лектору [9].

На практике коллеги по-разному боролись с де-факто невозможностью контроля вовлеченности студентов в обучение. Самый распространённый вариант, с которым сталкивались почти все вузы, требование педагогов вести конспекты занятия от руки и отправлять его преподавателю. Однако на каждое действие найдётся противодействие. Вскоре в сети появилось множество рецептов как избежать таких «уроков чистописания». Среди них, например, применение «рукописных» шрифтов и тиражирование единожды напечатанной лекции во множестве вариантов. Фотография тетрадного листа, подложенная в качестве фона документа, позволяет создать достаточно правдоподобную иллюзию переписанной от руки лекции. Возможно, ещё более грустным фактом является само сочетание чтения лекций посредством современной техники и архаичной записи от руки. Очень сложно объяснить студентам, почему они должны вручную переписывать текст, который видят на слайде, если существует презентация, и у преподавателя нет никаких очевидных причин не поделиться ею после занятия.

Согласно ряду исследований [10; 11; 12; 13; 14 и др.] учащиеся, которые делают рукописные заметки, превосходят учащихся, которые только слушают лекции. Само по себе конспектирование, вне сомнений, положительно влияет на запоминание и понимание лекции. При этом большее значение имеет обращение к собственным записям для повторения, нежели сам процесс конспектирования [14].

В свете вышесказанного одним из решений проблемы удержания внимания обучающихся в условиях дистанционного обучения кажется переход от письменного конспекта к электронному – студенты не должны постоянно смотреть в тетрадь, могут слушать и задавать вопросы, по мере необходимости вставляя заметки, в том числе скриншоты в электронный документ. Отказ от ручки в пользу клавиатуры не является чем-то новаторским, ведению электронных конспектов посвящено множество публикаций [15; 16; 17 и др.]. Существуют различные мнения относительно их эффективности по сравнению с традиционным рукописным конспектированием. Ряд зарубежных исследователей считает, что при ведении электронного конспекта слушатели склонны записывать информацию дословно, не анализируя её [18; 19; 20 и др.], вместе с тем отмечается, что в большинстве случаев в электронном виде студенты успевают записать больший объём информации, чем при письме от руки [18]. Кроме того, в российской педагогической литературе под электронным конспектом, как правило, понимается либо простой набор текста по ходу чтения лекции, либо в лучшем случае презентация, выполненная в Power Point [17]. Между тем, существуют различные методы ведения конспекта, например, метод Корнелла, метод боксов, метод Билла Гейтса, метод индексов и метод ментальных карт, и большая часть из них не предполагает исключительно набор текста под диктовку, что, к сожалению, часто практикуется при дистанционном обучении в вузах.

Нам ближе подход Б.А. Бурняшова, который определяет электронный конспект как «конспект в электронном виде, созданный с использованием возможностей программного обеспечения, расширяющего возможности работы по сравнению с рукописным конспектированием: текстовых редакторов, электронных блокнотов, программ класса Mind Mapping, позволяющих снабжать текст примечаниями и гиперссылками, хранить конспект в сети Интернет, исправлять и дорабатывать его» [21, c. 48]. Именно такие конспекты с поправкой на совместный доступ группы студентов к одному документу использовались нами для удержания внимания студентов во время лекций в онлайн-формате.

Мы предлагаем использовать не просто конспектирование лекции в новом формате, а именно коллективную работу студентов в общем электронном документе. Таким образом, мы не только контролируем вовлечённость студента, но и решаем ещё одну проблему дистанционного обучения – нехватку общения с одногруппниками. Именно эта проблема оказалась на втором месте среди трудностей онлайн-формата, названных самими студентами [6].

Приведём несколько примеров заданий, которые были апробированы при работе с бакалаврами направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика». Во время лекции по веб-дизайну студентам было предложено сначала самостоятельно создать и расположить на электронной доске стикеры с предполагаемыми этапами разработки веб-сайта по порядку, как студенты их видят. На задание отводилось 5 минут, студенты работали в общем документе и на электронной доске Jamboard. Онлайн-сервис устроен так, что участники процесса –  и студенты, и преподаватель – могут в режиме реального времени наблюдать за созданием единого документа. При этом нет необходимости что-либо скачивать и устанавливать на компьютер или смартфон. В случае, если мнения по поводу порядка расположения или просто необходимости того или иного этапа разработки расходились, допускалось сделать два стикера, дописав фамилии студентов-авторов. Далее студентам предлагалось по ходу занятия переставлять стикеры уже в соответствии с материалом лекции.

Итоговый документ обсуждался и уточнялся с преподавателем, и по завершении лекции ссылка на него появлялась в электронном курсе дисциплины. Студенты могли вернуться к изучению конспекта перед контрольным мероприятием или в любой другой момент. Практика использования указанного приёма показала хорошую вовлечённость студентов, повышение их интереса к лекционному материалу. Очевидно, такой подход может быть использован не только при изучении темы «Этапы разработки сайтов», но и любых других, включающих в себя элементы, которые могут быть расположены в определённом порядке и о которых студенты имеют некое собственное представление.

Аналогично использовались электронные доски во фрагментах лекций, предполагающих противопоставление отдельных понятий, объектов друг другу, например, векторная и растровая графика. По ходу лекции, студенты должны были расположить на заранее расчерченной электронной доске стикеры с достоинствами, недостатками и сферой применения, например, векторной и растровой графики.

Как показала практика, на первом этапе работы, когда коллективные конспекты только внедряются, преподавателю необходимо уделять какое-то время администрированию процесса, делать замечания о недостаточной активности, вырабатывать правила, такие как минимальное количество стикеров от студента для того, чтобы зачесть его присутствие на лекции и т.д. Однако уже на втором – третьем занятии, проводимом таким способом, студенты организовывались самостоятельно, и преподаватель мог уделять контролю минимальное количество времени.

Упомянутая выше электронная доска Jamboard (https://jamboard.google.com) очень проста в освоении, однако её функционал ограничен простейшими геометрическими фигурами и редактируемыми стикерами разных цветов. Помимо этого инструмента, можно предложить использовать и другие: Miro – электронную доску с возможностью добавления изображений, документов и заметок; Sutori (https://www.sutori.com) – таймлайн, на который можно добавлять не только изображения и текст, но и вопросы с вариантами ответа, библиографические ссылки, аудио и видеофрагменты; Lucidspark (https://lucidspark.com/ru) – ещё одна электронная доска для совместной работы, представляющая собой бесконечный цифровой холст, на котором можно писать, рисовать, добавлять опросы и другое.

Мы говорим именно о коллективном конспекте по ряду причин. Это и усиление взаимного контроля, и возможность для студентов на дистанционном обучении снова почувствовать себя одной командой, и быстрое обучение, так как более робкие сразу на примере активных студентов понимают, чего именно от них ждут, и многое другое.

Подводя итог, отметим основные преимущества предложенного нами метода удержания внимания во время лекции:

  • переход от пассивного слушания к деятельности – студенты не только слушают материал, но и выполняют некую работу;
  • адекватность средств и методов обучения – лекция по видеосвязи не переписывается в тетрадь, а исследуется электронным способом;
  • интерактивность – коллективный конспект предполагает максимальный охват информации – то, что упустил один студент, обязательно запишет другой, чья-то формулировка будет более удачной, чем остальные; таким образом, в момент формирования коллективного конспекта, студенты учатся не только у лектора, но и друг у друга;
  • доступность – полученный конспект доступен студентам всегда и из любого места – смартфон, в отличие от блокнотов и тетрадей, у современного студента всегда под рукой.

Ведение коллективного электронного конспекта показало себя современным и эффективным методом удержания внимания студентов во время онлайн-лекции. Его использование позволяет не только повысить вовлеченность студентов в процесс обучения, но и получить на выходе редактируемый документ, который может быть использован при подготовке студентов к контрольным мероприятиям.

References (In Russ.)

  1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Министерство просвещения Российской федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1792 (дата обращения 03.06.2024).
  2. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72–81.
  3. Белоколодова Т.И. Особенности преподавания юридических дисциплин в условиях пандемии // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы III-й междунар. науч. конф. в 2 томах. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. С. 31–38.
  4. Литвак Н.В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. 2018. № 2-3. С. 156–163.
  5. Микова Т.Е. Приемы удержания произвольного внимания студента на онлайн-лекции // Непрерывное образование: теория и практика реализации. материалы IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2021. С. 129–132.
  6. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения // Российский информационный новостной портал. РБК: сайт. URL: https://clck.ru/3BcixG (дата обращения 03.06.2024).
  7. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4(7). С. 17–23.
  8. Филоненко Н.В., Ушакова Н.А. Некоторые аспекты качества онлайн-образования подготовки-переподготовки кадров физической культуры и спорта // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 1. С. 184–190.
  9. Kotsenko Yu.I. The use of interactive teaching methods in distance learning at a medical university. Pedagogical Perspective. 2024; 1(13): 41–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_41
  10. Di Vesta, F.J., Gray, G.S. Listening and note taking // Journal of Educational Psychology. 1972; 63(1): 8–14.
  11. Kiewra K.A., Benton, S.L. The relationship between information-processing ability and notetaking // Contemporary Educational Psychology. 1988; 13(1): 33-44
  12. Peper R.J., Mayer R.E. Generative effects of note-taking during science lectures // Journal of Educational Psychology. 1986; 78(1): 34–38.
  13. Williams J.L., McCarley N.G., Parker J., Williams E.H., Layer C., Walker, D. The timing of note taking and effects on lecture retention // Delta Journal of Education. 2013; 3(2): 92–101.
  14. Kiewra K.A., DuBois N.F., Christian D., McShane A. Providing study notes: Comparison of three types of notes for review // Journal of Educational Psychology. 1988; 80(4): 595–597.
  15. Березуцкий В.И Электронный конспект лекций в высшей медицинской школе // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 630–635.
  16. Чикалина В.К., Муссакаев О.П. Особенности применения электронных конспектов лекций в процессе обучения // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1. № 17. С. 402–406.
  17. Евстигнеева Н.А. Электронный конспект лекций как средство педагогического процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-2. С. 163–165.
  18. Blankenship M.W. Comparing note taking and test performance in methods and modes of note taking conditions. Thesis (Ph. D.) XIV, 2016; 86 p.
  19. Минацевич Е.С. Использование мультимедийных технологий в создании электронных конспектов лекций // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход. 2014. Т. 1. С. 469–474.
  20. Olive T., Barbier M.L. Processing Time and Cognitive Effort of Longhand Note Taking When Reading and Summarizing a Structured or Linear Text // Written Communication; 34(2): 224–246. https://doi.org/10.1177/0741088317699898
  21. Бурняшов Б.А. Электронный конспект в учреждениях высшего образования России // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 46–50.