Scientific and methodological support for teachers in the municipal system for the prevention of educational failure

Loading

Ya.Yu. Lozovaya1, O.S. Bystritskaya2
1 Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia
2 Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Yeysk, Russia
1 yana.bondarenko@bk.ru
2 bystritckayaos@eysk.edu.ru

Abstract

The key factor in solving the problem of improving the quality of education is the competence of teaching staff, in the improvement of which their scientific and methodological support becomes a significant resource. The municipal system for preventing educational failure has significant potential for solving this problem, which includes, among other areas, working with teachers to improve their professional skills.

The article presents a model of such a system, implemented in the Krasnodar region, characterizes its main subjects and their interaction. A procedure for clustering educational organizations based on the results of municipal monitoring is proposed. To more accurately determine the content of prevention and formulate a municipal roadmap, all general education organizations are divided into three groups: successful, conditional schools with low educational results, and schools with low educational results. For each of them, possible activities are presented within the framework of supportive, basic and enhanced prevention of educational failure. The measures for scientific and methodological support of teachers in the municipal education system are characterized.

Keywords

scientific and methodological support, prevention of educational sluggishness, teacher professional growth, municipal education system

For citation

Lozovaya Ya.Yu., Bystritskaya O.S. Scientific and methodological support for teachers in the municipal system for the prevention of educational failure. Pedagogical perspective. 2024; 1(13): 84–93.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_84

Information about the authors

Yana Y. Lozovaya – Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Center for Methodological Support and Innovative Development of the Education System, methodologist
Olesya S. Bystritskaya – Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Deputy Director

Article text (In Russ.)

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-
методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023

Одной из приоритетных проблем развития и модернизации образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, является повышение его качества. При этом ключевым фактором её решения является компетентность педагогических работников, в совершенствовании которой значимым ресурсом становится их научно-методическое сопровождение. Существенным потенциалом для решения такой задачи обладает муниципальная система профилактики учебной неуспешности, предусматривающая, в ряду прочих направлений, работу с педагогами по повышению их профессионального мастерства.

Современными учёными и практиками рассматриваются различные аспекты такой деятельности: общие вопросы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [1; 2; 3; 4; 5 и др.], профилактика учебной неуспешности на различных уровнях системы образования [6; 7; 8; 9 и др.], помощь педагогам в работе по профилактике учебной неуспешности [10; 11; 12; 13] и др.

Прежде чем представить наше видение научно-методического сопровождения педагогов в муниципальной системе профилактики учебной неуспешности дадим обобщённую характеристику субъектов региональной системы, частью которой она является:

  • на региональном уровне – это министерство образования и институт развития образования;
  • на уровне муниципалитета – муниципальные органы управления образованием и методические службы;
  • на уровне общеобразовательной организации – заместители директора школы по учебно-воспитательной работе; советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; учителя-предметники; руководители методических структур; специалисты служб социального и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; классные руководители; родители.

На уровне региона осуществляется общая координация работы муниципальной системы профилактики учебной неуспешности, вырабатываются подходы и стандарты деятельности субъектов, определяются индикативные показатели и проводится контроль эффективности, создаются условия осуществления профилактических процедур, обеспечивающих предупреждение снижения образовательных результатов. Непосредственные процедуры по профилактике учебной неуспешности осуществляются на муниципальном уровне системы образования.

Охарактеризуем разработанную нами муниципальную систему профилактики учебной неуспешности, модель которой представлена на рисунке.

Модель муниципальной системы профилактики учебной неуспешности

Рисунок. Модель муниципальной системы профилактики учебной неуспешности

Данная модель носит комплексный характер, отражает консолидацию усилий представителей муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, администрации образовательных организаций, педагогов и специалистов и включает в себя деятельность в различных направлениях с использованием организационных и методических средств и приёмов.

Мы считаем, что система профилактики учебной неуспешности в муниципалитете должна иметь двухуровневую структуру и включать меры и мероприятия на муниципальном и институциональном уровнях.

Мероприятия, реализуемые на уровне муниципалитета, содержательно имеют как правило обобщённый характер. Для участия в них приглашаются все учреждения муниципальной системы образования. На этом уровне предусматривается разработка и методическое сопровождение реализации дорожной карты, которая включает муниципальные совещания, рабочие группы по определению стратегических ориентиров, планированию, подведению итогов и др.; муниципальные мероприятия с участием общеобразовательных организаций; мероприятия по контролю подготовки и реализации внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности и др.

Институциональные мероприятия учитывают специфику конкретной образовательной организации и имеют адресное содержание. На этом уровне предполагается, прежде всего, разработка и реализация внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности.

Принимая во внимание многообразие факторов, способных негативно влиять на учебную успешность, мы полагаем, что в каждом конкретном случае профилактика должна быть сориентирована на определённые параметры образовательного процесса, которые важно своевременно выявить и корректно идентифицировать. Для этого необходим систематический мониторинг эффективности работы общеобразовательных организаций, показатели которого выстраиваются в соответствии с целями и задачами экономического и социального развития муниципалитета, проблемами и возможностями образовательной системы, её достижениями, планируемыми направлениями улучшений и др. К инвариантным критериям такого мониторинга, непосредственно связанным с установлением профилактических мер, могут быть, отнесены:

1. Устойчивость образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Для её оценки используются следующие группы показателей:

  • государственная итоговая аттестация 9 и 11 классы по предметам русский язык и математика;
  • всероссийские проверочные работы;
  • олимпиады;
  • сохранность контингента;
  • объективность оценивания.

2. Характеристика педагогических работников. Применяются показатели:

  • количество учителей, имеющих сформированные педагогические компетенции;
  • количество учителей, ведущих занятия в школе по нескольким предметам;
  • количество учителей, работающих не по профильной специализации и др.

3. Индекс социального благополучия школы и др.

По каждому из критериев рассчитывается итоговое значение для каждой общеобразовательной организации, реализующей программы среднего и основного общего образования, на основе которого строится рейтинг в рамках муниципалитета. Последние организации в рейтинге идентифицируются как школы, показывающие низкие образовательные результаты.

Мы считаем, что по результатам муниципального мониторинга необходима дополнительная кластеризация для более точного определения содержания профилактики и формирования муниципальной дорожной карты. Все общеобразовательные организации возможно разделить на три основные группы: успешные, условные школы с низкими образовательными результатами (далее – условные ШНОР) и ШНОР. К успешным относятся учреждения, демонстрирующие стабильно высокие результаты или отсутствие тенденций к снижению качества образования. К условным ШНОР – организации, имеющие тенденции к некритичному в настоящий момент снижению качества образования, но работающие нестабильно, в связи с чем, в ближайшей перспективе возможно их официальное отнесение к ШНОР. К школам с низкими образовательными результатами – организации, включённые в официальный список ШНОР (по данным Рособрнадзора или ФИОКО) или демонстрирующие низкие показатели работы, не соответствующие требованиям муниципалитета и региона по уровню качества образования.

Профилактика учебной неуспешности должна осуществляться в отношении всех без исключения общеобразовательных учреждений, но может иметь разное содержание и степень интенсивности. Так, для успешных школ достаточна поддерживающая профилактика, для условных ШНОР рекомендована базовая профилактика, для ШНОР – усиленная. Некоторые отличительные параметры профилактики по кластерам приведены в таблице.

Таблица. Особенности видов профилактики в соответствии с кластерами общеобразовательных организаций

Отличительные

параметры

Вид профилактики / кластер

Поддерживающая профилактика / Успешная общеобразовательная организация

Базовая профилактика / Условная ШНОР

Усиленная профилактика / ШНОР

Работа муниципальных наставнических центров (МНЦ), муниципальных тьюторских консультационных пунктов (МТКП)

Участие в составе МНЦ и МТКП

Использование ресурсов МНЦ и МТКП по запросу

Обязательное использование ресурсов МНЦ и МТКП

Контроль со стороны муниципальных органов управления образованием

Может не проводиться.  Представители успешных общеобразовательных организаций могут привлекаться на контролирующие мероприятия в качестве экспертов

Проводится не чаще 2 раз в год

Проводится не реже 4 раз в год

Материалы «Методического марафона ФИОКО»

Использование эффективных инструментов и мероприятий «Методического марафона ФИОКО» («Исследование урока», «Формирующее оценивание», «Школьный климат»)

Использование эффективных инструментов и мероприятий «Методического марафона ФИОКО» («Исследование урока», «Формирующее оценивание»)

Использование эффективных инструментов и мероприятий «Методического марафона ФИОКО» («Исследование урока»)

Эффективный опыт

Аккумуляция и диссеминация обобщённого управленческого опыта по повышению качества образования

Локальное использование опыта успешных школ, в зависимости от наличия негативных факторов

Внедрение опыта успешных школ должно носить массовый характер

Методическая помощь

Не нуждаются.

По рекомендации территориальной методической службы (ТМС) могут привлекаться для оказания помощи условным ШНОР и ШНОР

ТМС обеспечивает организацию адресной помощи на уровне муниципалитета

ТМС ходатайствует об оказании необходимой помощи перед Администрацией муниципалитета, региональным институтом развития образования, региональным министерством образования

Внутришкольная система профилактики учебной неуспешности

Самостоятельная разработка и реализация

Самостоятельная разработка, сопровождение реализации со стороны ТМС

Сопровождение разработки и реализации со стороны ТМС

Профессиональные компетенции педагогов

Не требуется помощь ТМС.

Проводится плановое повышение профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров

Проведение мониторинга сформированности профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров

Проведение мониторинга сформированности профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров.

Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов

Каждая общеобразовательная организация в формате самообследования проводит аудит наличия негативных факторов, которые снижают или могут снизить качество образования. Данная процедура является чрезвычайно важной и ответственной, поскольку от корректности её проведения зависит результативность всей работы по профилактике учебной неуспешности. Поскольку негативных факторов, как правило, достаточно много, то формализм в их определении или случайный выбор главных из них, может привести к недопустимой потере времени, необоснованному расходованию средств, а в худшем случае – отсутствию результативности запланированных мер.

Для систематизации работы по профилактике учебной неуспешности на уровне муниципалитета результаты внутренних аудитов, проведённых общеобразовательными организациями, доводятся до сведения муниципальных методических служб с целью их учёта при составлении сводной муниципальной дорожной карты (для объединения организаций по сходным факторам и более рациональной работы с ними), а также проведения внешней и независимой перепроверки результатов аудита в случае возникновения сомнений в их достоверности.

С целью унификации муниципальной системы профилактики учебной неуспешности нами разработан и внедрён в муниципалитетах Краснодарского края «Конструктор формирования системы программных мероприятий по профилактике учебной неуспешности в муниципальной системе образования», который содержит контентные блоки по 11 основным разделам, отражающим рисковые факторы снижения качества образования, для использования как на муниципальном, так и на институциональном уровнях.

С его помощью каждая общеобразовательная организация с учётом рисковых факторов, установленных в ходе аудита, формирует собственную внутришкольную систему профилактики учебной неуспешности. Затем формируется сводная муниципальная дорожная карта с учётом установленных в ходе аудита факторов риска каждой общеобразовательной организации. При её составление необходимо помнить, что дорожная карта по профилактике обладает спецификой и отличается от дорожной карты любого другого вида деятельности именно тем, что в ней необходимо установление соответствия мер и мероприятий фактору, на устранение которого оно направлено. В связи с этим, содержание такого документа, требует наличия не менее двух разделов. Первый раздел должен включать результаты входного аудита и отражать перечень выявленных негативных факторов и их ключевых параметров по каждой общеобразовательной организации. Второй раздел – наименования и характеристики мероприятий с указанием факторов, на устранение которых они направлены.

Обязательными и инвариантными мероприятиями любой муниципальной дорожной карты должны быть мониторинг наличия и качества внутришкольной системы профилактики и проведение собеседования с руководителями организаций по их реализации.

При формировании муниципальной дорожной карты следует учитывать следующие требования: 1) она должна включать мероприятия не только муниципального, но и регионального, а также школьного уровней; 2) характеризоваться системностью работы и единообразием подходов к подготовке планово-отчётных документов; 3) распространяться на все школы муниципалитета.

Дальнейшая работа по профилактике учебной неуспешности связана с выполнением дорожной карты и контролем качества реализуемых мер и мероприятий. При этом целесообразно использовать все возможности муниципальных систем образования, в частности, привлекать ресурсы организованных в муниципалитетах наставнических центров (для руководителей образовательных организаций) и тьюторских консультационных пунктов (для учителей-предметников).

Таким образом, муниципальная система профилактики учебной неуспешности затрагивает все рисковые факторы, в том числе и уровень профессионализма педагогов. Для их научно-методического сопровождения нами предложена система мер для использования как на уровне муниципалитета, так и на уровне общеобразовательной организации. Данные меры обеспечивают повышение профессионализма и компетентности в части предметной и методической подготовки учителей,  и реализуются через индивидуализацию учебного процесса педагогов, создание условий для применения современных практик и приёмов в их профессиональной деятельности (цифровых технологий, групповых форм работы, методик развития метапредметных компетенций, активных и интерактивных методик и др.).

Высокую результативность научно-методической поддержки педагогических работников на уровне муниципальной методической службы показали следующие мероприятия:

  • супервизии в рамках деятельности муниципальной тьюторской службы;
  • поддержка профессионального развития педагогов на уровне муниципалитета (организация деятельности районных методических объединений для учителей по всем предметам (предметным областям), в том числе, обучение руководителей районных методических объединений, унификация деятельности районных методических объединений, обеспечение методической поддержки районных методических объединений;
  • организация деятельности консультационного тьюторского пункта;
  • проведение семинаров, конференций по актуальной тематике;
  • использование ресурсов других муниципалитетов для улучшения профессиональных навыков педагогов (включенность в сетевые сообщества, межрайонное взаимодействие);
  • планирование муниципальных мероприятий на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов.

Для профессионального роста учителя в системе профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях мы предлагаем использовать:

  • корпоративное обучение;
  • проведение оценки сформированности предметной и методической компетенции учителя на основании имеющихся данных в общеобразовательных организациях (сведения об аттестации, повышении квалификации, анализ внутришкольной диагностики, самооценка педагогов, результаты исследования компетенций педагогов и др.);
  • специальное проведение опроса/анкетирования;
  • посещение уроков/занятий;
  • изучение отзывов участников образовательного процесса;
  • функционирование школьных профессиональных сообществ;
  • поощрение профессиональной активности (участие в конкурсах, обобщение и распространение опыта, наставничество);
  • супервизии;
  • восполнение профессиональных дефицитов педагогов на основе диагностики, построение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • контроль за посещением учителями тьюторских консультаций, заседаний районных методических объединений, прохождением курсов повышения квалификации.

Таким образом, представленный подход к научно-методическому сопровождению педагогических работников, учитывающий содержание работы муниципальной системы профилактики учебной неуспешности, позволяет создавать более действенные условия для развития профессиональных компетенций современных педагогов на региональном уровне.

References (In Russ.)

  1. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6(117). С. 14–21. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21
  2. Вейдт В.П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Калининградский вестник образования. 2022. № 3(15). С. 14–24.
  3. Михалева Н.Г. Организационно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов как механизм управления качеством образовательной деятельности // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 2 (16). С. 78–82.
  4. Yakovleva N.O. Structure of the regional system of scientific and methodological support of pedagogical workers and managers. Pedagogical perspective. 2021; 3 : 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27.
  5. Yakovleva N.O., Gaidukova V.V., Bukhtiyar E.S. Effective models of network mentoring in the regional education system. Pedagogical perspective. 2023; 4(12): 3–13. https://doi.org/55523/27822559_2023_4(12)_3
  6. Еремина, Е. В. Организация системы работы по профилактике учебной неуспешности в общеобразовательной организации // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования — основа эффективного управления качеством образования: Материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Челябинск, 01 декабря 2022 года. В 2 ч. Ч. 2. Челябинск: Челябинский институт развития образования, 2022. С. 96–101.
  7. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся / О.Г. Тавстуха, Е.А. Ганаева, А.А. Муратова [и др.] // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 6. С. 32–54. https://doi.org/15293/2658-6762.2206.02
  8. Устименко Т.А. Консолидация усилий различных уровней управления образованием как релевантный фактор преодоления школьной неуспешности // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2023. № 17. С. 14–20.
  9. Яковлева Н.О., Быстрицкая О.С. Муниципальная система профилактики учебной неуспешности как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2023. № 2. С. 32–44. https://doi.org/55523/27822559_2023_2(10)_32
  10. Горнаева О.М. Актуальное состояние готовности педагогов к профилактике рисков школьной неуспешности // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 78. https://doi.org/17513/spno.30915
  11. Ильясова О.А. Педагогическая система оценки готовности молодых учителей общеобразовательных организаций к осуществлению профилактики учебной неуспешности обучающихся // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 2(16). С. 127–129.
  12. Селиванова Е.А., Ильясова О.А. Использование возможностей внутриорганизационного обучения для совершенствования психолого-педагогических знаний учителей с целью профилактики учебной неуспешности в школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 3(52). С. 82–93.
  13. Тавстуха О.Г., Саитбаева Э.Р., Шавшаева Л.Ю. Научно-методическое сопровождение развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности учебного процесса // Перспективы науки и образования. 2022. № 6(60). С. 659–681.