Mentoring as one of the tools for developing student’s readiness to choose a teaching profession
O.S. Bystritskaya
Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Yeysk,
Russia, bystritckayaos@eysk.edu.ru
Abstract
The teaching profession at the state level is recognized as one of the leading factors in social development. At the same time, over the years, its prestige has been declining; school graduates made a choice in favor of a pedagogical university not because of their values. This necessitates increasing the effectiveness of pre-professional training and education of schoolchildren who show interest in professional self-determination in the pedagogical field. The article focuses on the use of mentoring as a career guidance tool. As an example of support for the institution of mentoring at the municipal level, the holding of the forum “My profession is a teacher” in the Yeisk district of the Krasnodar Territory is described. Its goals, objectives, main stages, examples of tasks to be solved and criteria for their evaluation are presented. It is noted that combining the efforts of municipal education authorities, methodological services, educational organizations of various types, including universities and colleges in the field of career guidance for students who show an aptitude for pedagogy, can give a synergistic effect and will help overcome the crisis situation associated with the unpopularity of choosing a profession “teacher,” and the use of mentoring should become the leading mechanism in career guidance activities.
Keywords
career guidance, mentoring, municipal mentoring support system, educational forum
For citation
Bystritskaya O.S. Mentoring as one of the tools for developing student’s readiness to choose a teaching profession. Pedagogical Perspective. 2024; 1(13): 66–73.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_66
Information about the authors
Olesya S. Bystritskaya – Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Deputy Director
Article text (In Russ.)
Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023.
Готовность самостоятельно мыслить, принимать взвешенные решения является залогом успешной самореализации молодого человека в современном мире. В многообразии профессий, предлагаемых обществом для самореализации молодёжи в профессиональной сфере, профессия педагога занимает особое место в силу двух основных причин: чрезвычайная важность и востребованность профессии, высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов.
Профессия педагога на государственном уровне признана одним из ведущих факторов общественного развития. Вместе с тем на протяжении многих лет престиж педагогических профессий снижался, выпускники школ делали выбор в пользу педагогического вуза не из-за ценностных установок, а по причине низких проходных баллов, как следствие, среди студентов педагогических вузов и колледжей по-прежнему наблюдается устойчивая тенденция к отказу от профессиональной педагогической деятельности после завершения обучения. Это обуславливает необходимость повышения эффективности допрофессионального обучения и воспитания школьников, проявляющих интерес к профессиональному самоопределению в педагогической сфере.
Насколько успешным будет профессиональное самоопределение школьников зависит от множества факторов, к внешним можно отнести получение знаний о востребованности профессий на рынке труда, трудоёмкости освоения той или иной профессии, её престиже в обществе, к внутренним – понимание собственного потенциала, объективная оценка своих способностей и возможностей, осознание личных предпочтений [1, с. 96].
Среди многообразия форм допрофессиональной подготовки педагогов наиболее эффективными можно назвать следующие [2; 3; 4; 5; 6; 7 и др.]:
- Организация профильных и предпрофильных психолого-педагогических классов, в которых реализуются учебные планы, содержащие предметы «Педагогика», «Психология» и т.п., а также планы внеурочной деятельности, включающие в себя курсы, направленные на развитие гибких компетенций, необходимых будущему педагогу.
- Взаимодействие с педагогическими вузами и ссузами, активное включение школьников в студенческую жизнь (совместные семинары, конференции, конкурсы проектов, концерты, выставки и т.п.).
- Использование инструментов наставничества по форме «учитель – ученик», разработка индивидуальных программ наставничества для обучающихся, проявляющих интерес к педагогическим специальностям.
- Применение цифровых платформ для построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, проявляющего склонность к педагогическим профессиям, формирование индивидуального учебного плана, учёт результатов такого обучения в общей оценке образовательных достижений.
- Организация профессиональных проб: помощь в воспитательной работе в начальной школе, организации школьных образовательных событий, работа помощниками вожатых в летних лагерях при школах и др.
- Организация олимпиад по педагогике и психологии различного уровня (школьного, муниципального, регионального, всероссийского).
- Организация конкурсов профессионального педагогического мастерства среди старшеклассников с демонстрацией практических умений и навыков.
Многие молодые педагоги отмечают, что на их профессиональный выбор повлиял образ конкретного учителя-профессионала своего дела. Успешные начинающие учителя говорят о том, что в школьные годы их склонность к педагогической профессии была замечена учителем или группой учителей, которые оказывали помощь в углублённом изучении предметов, необходимых для поступления в педагогический вуз по определённому предметному профилю, привлекали к проведению урочных и внеурочных образовательных событий, оказывали моральную поддержку на пути к педагогической профессии. В связи с этим, наставничество в форме «учитель – ученик» представляется одним из наиболее эффективных способов допрофессиональной подготовки обучающихся.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена в первую очередь следующими факторами: 1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку; 2) доверительные отношения; 3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества [8, с. 13].
Под формами наставничества принято понимать способ взаимодействия наставников и наставляемых, в котором работа групп наставников, пары наставников или одного наставника осуществляется в рамках ролевой ситуации, выбор которой обусловлен потребностями наставляемых, а также программой наставничества.
В целевой модели наставничества, утверждённой распоряжением Минпросвещения России № Р-145 от 25.12.2019, выделены следующие формы наставничества, определяемые задействованными субъектами: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент».
С организационно-содержательной точки зрения в научной литературе [9; 10; 11; 12 и др.] изучаются и другие формы наставничества.
Индивидуальное наставничество – взаимодействие между более опытным и начинающим работником/обучающимся в течение продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определённым критериям: опыт, навыки, личностные характеристики.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.). Оно обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует одновременно с группой наставляемых (от двух и более человек). Групповое наставничество реализуется в виде консультаций, мастерских, практических заданий, опытов, профессиональных (образовательных) проб, помощь в подготовке и участии в различных проектах, программах, долгосрочных мероприятиях.
Командное наставничество – схоже с групповым, но подразумевает команду, объединённую общими интересами, в которой может работать как один, так и несколько наставников.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определённые краткосрочные результаты.
Реверсивное (обратное) наставничество – молодой педагог/обучающийся младшего возраста становится наставником опытного работника/обучающегося старшего возраста по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог/старший обучающийся становится наставником молодого педагога/младшего обучающегося в вопросах методики, проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное (оперативное) наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию или проблему, значимую для его подопечного, с которой он сам не в состоянии справиться.
Партнёрское наставничество – подразумевает взаимодействие между субъектами, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус: обучающийся – обучающийся, родитель – родитель, педагог – педагог. В последнем случае речь идёт о специалистах примерно одного возраста и стажа. В партнёрстве всегда складываются равные отношения, где никто не доминирует. Эта модель интересна тем, что каждый участник может выступать в качестве наставника в различных видах деятельности.
Скоростное наставничество – однократные встречи наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом, компетентным лицом, успешными специалистами) с целью построения взаимоотношений с другими работниками. Главное в этих встречах – не передача знаний, опыта, а воодушевление людей энергией, желанием развиваться, вступать во взаимодействие с другими членами коллектива.
Саморегулируемое наставничество – подразумевает добровольное выдвижение своей кандидатуры в качестве наставника. Таким образом, формируется сообщество наставников, а тот, кому требуется помощь, сам выбирает наиболее подходящую, по его мнению, кандидатуру.
Флеш-наставничество (Flash Mentoring) – взаимодействие с профессионалом высокого уровня в определённой области деятельности или известным в своей отрасли, творческом кругу человеком. Наставник делится своим опытом достижения успеха и даёт рекомендации наставляемому. Взаимодействие может быть краткосрочным и регулярным, возможно общение с двумя и более наставниками, с каждым из которых наставляемый имеет одно решающее взаимодействие, позволяющее определиться с продолжением или окончанием менторства.
Муниципальные органы управления образованием и методические службы могут оказать существенное влияние на развитие института наставничества в общеобразовательных организациях и это не только контроль эффективности деятельности школ по данному направлению, проведение методических мероприятий для административных команд и педагогов, но и инициация образовательных событий, способствующих продвижению идеологии наставничества.
В качестве примера такого образовательного события представим форум «Моя профессия – педагог», который проводит МКУ «Информационно-методический центр системы образования Ейского района» в своём муниципальном образовании (сайт форума – http://pedforumeysk.tilda.ws/)
Форум направлен на развитие, прежде всего, следующих форм наставничества: саморегулируемое наставничество, флеш и скоростное наставничество.
Цели форума – совершенствование деятельности классов психолого-педагогической и социально-педагогической направленности, популяризация педагогических профессий, развитие института наставничества.
Задачи:
- расширение вовлеченности подростков и молодёжи в профориентационные мероприятия педагогической направленности;
- создание площадки для осуществления предпрофессиональных и профессиональных проб обучающимися общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования;
- стимулирование интереса к разработке и подготовке социальных и педагогических проектов;
- развитие 4К-компетенций педагогов и обучающихся;
- развитие эффективного взаимодействия школьных команд с организациями среднего профессионального образования;
- повышение профессионализма педагогов посредством их участия в конкурсных испытаниях, мастер-классах и экспертной деятельности.
В форуме в роли наставников могут принимать участие: педагоги образовательных организаций всех типов; обучающиеся 7–11 классов; студенты организаций среднего профессионального образования (1–2 курс).
Программа форума состоит из двух блоков: мастерская педагогического мастерства и конкурс по решению педагогических кейсов.
На первом этапе педагоги образовательных организаций всех типов заявляют о своей готовности принять участие в конкурсной части форума в качестве наставника, заполняя заявку на сайте форума. Потенциальные наставники при заполнении заявки указывают в команде какой возрастной категории обучающихся они хотели бы работать.
Затем организаторы размещают на официальном сайте мероприятия карточки с представлениями наставников. Информация на сайте – это своеобразная реклама деятельности наставника, которая должна мотивировать обучающихся на работу в команде с ним.
После публикации информации о наставниках, обучающиеся выбирают педагога-наставника, вместе с которым будут проходить конкурсное испытание, и регистрируются на сайте для присоединения к его команде. В каждой команде может быть не более 6 человек, поэтому регистрационные формы запрограммированы на определённое количество заполнений. Команды формируются в соответствии с возрастом конкурсантов: обучающиеся 7–9 классов; 10–11 классов и 1–2 курсов организаций среднего профессионального образования.
После завершения процесса регистрации наставники получают информацию о составе своей команды. До начала основного этапа они проводят мероприятия, направленные на сплочение команды и повышение уровня знаний участников в области педагогики и психологии.
Во время основного этапа форума проводится комплекс образовательных и конкурсных мероприятий согласно программе, разработанной оргкомитетом. Обучающиеся посещают мастер-классы опытных и начинающих педагогов и участвуют в конкурсе по решению педагогических кейсов.
Мастерская педагогического мастерства проводится в форме вебинаров и мастер-классов. В рамках данного блока специалисты информационно-методического центра системы образования Ейского района, победители конкурсов профессионального мастерства прошлых лет и участники текущего муниципального этапа конкурса «Учитель года» погружают участников в основы педагогического проектирования, рассказывают о трендах современного образования, демонстрируют эффективные образовательные приёмы.
Конкурс по решению педагогических кейсов проводится в очном формате. Команда под руководством наставника получает для рассмотрения педагогическую ситуацию. Члены команды должны дать оценку ситуации и предложить собственное решение, а также подготовить мини-проект, направленный на профилактику подобных случаев. Педагогические кейсы составляются оргкомитетом форума с учётом возраста обучающихся и профессиональной направленности педагога-наставника. Например, команда из обучающихся, возглавляемая учителем-логопедом, будет рассматривать педагогическую ситуацию, связанную с речевым развитием ребёнка, а команда под руководством учителя математики будет предлагать свой путь решения проблемы формирования вычислительных навыков у обучающихся 5-х классов.
Вот пример одного из кейсов, предложенных обучающимся в 2023 году:
Уважаемые члены команды!
Познакомьтесь с описанием педагогической ситуации, представленной в кейсе.
В 7«А» классе учится 25 человек, восемь из них часто пропускают занятия из-за хронических заболеваний соматического характера и слабого иммунитета. В период гриппа и простуды, как правило, все они отсутствуют. На административной контрольной работе, прошедшей в сентябре, эти ребята не справились с заданиями на идентификацию переходных и непереходных глаголов, а также на образование формы прошедшего времени глаголов, заканчивающихся на -овать, -евать, -ивать, -ывать, т.к. в 6 классе пропустили данные темы. Все восемь обучающихся получили на контрольной работе «2» и были отнесены школой к категории слабоуспевающих.
На основе собственных предметных знаний, знаний в области педагогики и психологии, жизненного опыта дайте оценку ситуации, спрогнозируйте дальнейшее её развитие и продумайте свой вариант решения проблемы.
Предложите идею педагогического проекта, направленного на профилактику подобных ситуаций, и сделайте презентацию, в которой будут представлены ключевые позиции будущего проекта: 1) проблема, на решение которой направлен проект, её актуальность для школы или класса; 2) целевая аудитория, участники проекта; 3) цель и задачи проекта; 4) механизм реализации проекта. Детальная проработка идеи не требуется ввиду ограниченности времени, отводимого на выполнение задания.
Представьте экспертной комиссии результаты работы:
1. Озвучьте, как ваша команда оценила ситуацию, какие прогнозы были составлены по поводу её дальнейшего развития. Опишите, какие действия педагога были бы правильными и не привели к конфликту.
2. Представьте идею проекта, направленного на профилактику аналогичных ситуаций в классе/школе.
Конкурс по решению педагогических кейсов оценивается по следующим критериям:
- уровень работы наставника в качестве модератора дискуссий (умение управлять конфликтами, организовывать продуктивное взаимодействие членов команды, распределять роли, не навязывать собственное мнение и т.д.);
- осведомлённость обучающихся о педагогических технологиях, владение профессиональной терминологией;
- грамотность решения проблемы, реалистичность предложений;
- новизна и неординарность решения проблемы;
- краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы;
- качество графической части оформления решения проблемы (презентации, плаката)
- этика ведения дискуссии с членами жюри;
- сплочённость и активность работы всех членов команды.
Организаторами предусмотрено, что после проведения форума педагоги при участии членов команды могут реализовать на практике решения, выработанные в ходе выполнения конкурсных испытаний.
Форум «Моя профессия – педагог» позволяет погрузить обучающихся в педагогическую профессию, служит площадкой для общения молодых людей и подростков с педагогами-профессионалами, а также даёт возможность проявить и осознать свои склонности к педагогическим специальностям.
Объединение усилий муниципальных органов управления образованием, методических служб, образовательных организаций различного типа, в том числе высших и средних учебных заведений в сфере профориентации обучающихся, проявляющих склонности к педагогике, может дать синергетический эффект, позволит преодолеть кризисную ситуацию, связанную с непопулярностью выбора профессии «учитель», а использование наставничества должно стать ведущим механизмом в профориентационной деятельности.
References (In Russ.)
- Базаева Ф.У. Основы профессионального самоопределения молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 2–3(104). С. 95–98.
- Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М. [и др.] Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 3–13.
- Джига Н.Д., Комаровская Т.В. Формирование направленности личности школьников на выбор педагогических профессий // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 2. С. 147–167. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2023-2-147-167
- Малинина Е.А. Эффективные подходы формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № S4(86). С. 13–19. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-13-19
- Плотникова Е.В. Содействие профессиональному самоопределению и осознанному выбору педагогической профессии учащимися педагогических классов на современном этапе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92–2. С. 85–90. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-76
- Ротова Н.А. Организация профессионального самоопределения обучающихся класса психолого-педагогической направленности посредством профессиональной пробы // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2(50). С. 22–27. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-22-27
- Яковлева Н.О. Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 29–38. https://doi.org/55523/27822559_2023_3(11)_29
- Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Овчинникова, Е.А. Афонина, Г.К. Паринова [и др.]. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 40 с.
- Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–111.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
- Недавняя Е.И. Наставничество как инструмент профессионального самоопределения обучающихся // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2022. № 2(56). С. 22–25.
- Yakovleva N.O., Gaidukova V.V., Bukhtiyar E.S. Effective models of network mentoring in the regional education system. Pedagogical perspective. 2023; 4(12): 3–13. https://doi.org/55523/27822559_2023_4(12)_3.