Model of organization of research activities of students in the system of higher education

Loading

I.I. Gaberkorn1, I.D. Sorvacheva2
1,2 Evpatoria Institute of Social Sciences (branch) of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Evpatoria, Russia
1 g311@mail.ru
2 sorv.66@mail.ru

Abstract

The general questions of the organization of research activity of students in the system of higher education are considered. Based on their analysis, a model of its organization was developed, including motivational-target, organizational-methodical and control-effective blocks. These blocks, each solving their own tasks, in a complex contribute to the systemic construction of this process and ensure the guaranteed achievement of the goals set. A significant role in this is played by the identified groups of pedagogical conditions: 1) the conditions for creating an educational space that stimulates constant creative research and personal and professional development of students; 2) the conditions for the rephonologization of research activities, which involve the professional development of students.

Keywords

research activity, higher education, model, pedagogical conditions

For citation

Gaberkorn I.I., Sorvacheva I.D. Model of organization of research activities of students in the system of higher education. Pedagogical perspective. 2023; 1(9): 26–32. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_26

Information about the authors

Irina I. Gaberkorn – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Associate Professor.

Irina D. Sorvacheva – Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) of the Evpatoria Institute of Social Sciences (branch) of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Senior Lecturer.

Article text (In Russ.)

Исследовательская деятельность является важным средством повышения качества профессиональной подготовки специалистов, способных творчески применять в практической деятельности последние научные достижения. Однако, как отмечают Е.В. Воеводина, П.Ш. Шихгафизов и К.Ю. Мишкин, в последнее время наблюдается снижение престижа исследовательской и научно-педагогической деятельности среди молодёжи [1]. Всё возрастающая роль научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования требует пересмотра существующей организации научно-исследовательской деятельности студентов с учётом современных условий.

Интерес учёных к этой проблематике не ослабевает на протяжении уже многих лет. Можно выделить психолого-педагогические работы, посвящённые исследовательской деятельности обучающихся (С.И. Архангельский, В.И. Андреев, В.В. Давыдов, С.И. Зиновьев, В.А. Крутецкий и др.), формам и видам сотрудничества преподавательского состава и обучающихся в исследовательской деятельности (Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов и др.), месту и роли научных исследований в системе высшего образования (Л.А. Горбунова, А.М. Новиков и др.), проблеме формирования исследовательских умений у обучающихся во время учебной деятельности (П.Ю. Романов, В.П. Ушачев и др.) и т. д. 

Как отмечают современные учёные и практики, становление субъекта в условия современной информатизации должно осуществляться в процессе овладения системой знаний и умений, способствующих умению строить профессиональные общности и вырабатывать собственные позиции. Исследовательская деятельность студентов, являясь частью учебного процесса, должна быть направлена на углубление знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности, удовлетворение повышенного интереса к определённому кругу вопросов. По мнению А.Б. Панькина, «в ходе проведения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии» [2, с. 48].

Становление исследовательской деятельности как особого типа субъектной позиции обучающегося зависит от поддержки и стимулирования преподавателем и проходит следующие этапы:

– желание и потребность студента в самостоятельности действий;

– способность определять цель деятельности, соблюдать регламент действий;

– умение осознавать культурно-личностные смыслы собственной работы;

– созидание новых реалий работы и способов действий.

В период обучения в высшей школе обучающиеся формируют навыки самостоятельной исследовательской деятельности. По мнению Г.А. Закировой, «бакалавры должны обладать следующими навыками: умение искать, оценивать, выбирать и структурировать предоставленную информацию; способность получать данные непосредственно из опыта; умение формулировать цели и задачи исследования; умение планировать свою исследовательскую деятельность; иметь возможность разрабатывать, организовывать и контролировать исследования» [3, с. 273]. Образовательная вузовская среда предоставляет обучающимся возможность видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выдвигать гипотезы, мысленно экспериментировать, анализировать различные пути решения задач. Осуществляя исследовательскую деятельность, обучающиеся учатся пользоваться библиографическими источниками, составлять список научной литературы по исследуемой теме, анализировать и обобщать научно-практический опыт в контексте исследования.

В образовательном процессе исследовательскую деятельность традиционно разделяют на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. С учебно-исследовательской деятельностью обучающийся знакомится с первого курса обучения, анализируя историю выбранной специальности, современные тенденции её развития. В данный период важно научиться работать с большим объёмом информации, овладеть способностью критически мыслить и сформировать стиль индивидуального познания. В психолого-педагогической литературе данная деятельность относится к интеллектуально-познавательной, творческой и направлена на формирование продуктивных исследовательских умений. На этом уровне важны правильная постановка задачи исследования, анализ полученных результатов и соотнесение их субъективных объяснений с существующими в науке. Всё это является первой ступенькой вхождения студента в мир научной культуры.

Научно-исследовательская деятельность как вид познавательной деятельности направлена на получение объективных научных знаний, формирование навыков грамотного изложения результатов собственных научных исследований, способности аргументированно защищать и обосновывать полученные результаты [4; 5 и др.]. Она предполагает этапы работы, связанные с творчеством, исследованием с заранее неизвестным результатом. Как подчёркивает Н.А. Асташова, творческая деятельность «представляет собой достаточно сложный процесс и демонстрирует некий алгоритм формирования исследовательских умений, которые будут способствовать качественной поисковой деятельности» [6, с. 139]. Зачастую исследовательская деятельность осуществляется обучающимися без достаточной мотивации и необходимого практического опыта, что не придаёт ей необходимой целостности и поступательности и не формирует осознание её ценностно-смысловой составляющей. В этой связи важной задачей преподавателей является выявление и отбор студентов, которые интересуются научными исследованиями и хотят ими заниматься [7].

Элементы исследовательской деятельности студентов должны вводиться постепенно, поэтапно усложняясь: ознакомление с методологией научного исследования; самостоятельная работа по отдельным темам учебного материала; индивидуальные задания, практические работы с элементами творческого поиска; самостоятельное исследование процесса или явления; выполнение исследовательского проекта.

Результат качественной подготовки кадров, способных к самостоятельной научно-исследовательской и инновационной деятельности, находится в прямой зависимости от модели организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе [8]. Нами была разработана модель, основанная на совокупности компетентностного, системно-деятельностного и аксиологического подходов, отражающая процесс технологизации исследовательской деятельности и состоящая из мотивационно-целевого, организационно-методического и контрольно-результативного блоков.

Мотивационно-целевой блок включает в себя цель, подходы и принципы организации исследовательской деятельности студентов. Исследовательская работа студентов преследует следующие цели: расширить и углубить знания в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определённые практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности; проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой; ознакомиться с современными научными методологиями, работать с научной литературой.

Организационно-методический блок модели составляют педагогические условия, которые мы трактуем как «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [9, с. 206]. Нами выделены две группы педагогических условий, способствующих более эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся.

  1. Условия создания образовательного пространства, стимулирующего постоянный творческо-исследовательский поиск и личностно-профессиональное развитие обучающихся:

– личностно ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся;

– мотивационная поддержка, направленная на овладение методологиями научного поиска, открытия;

– творческая самостоятельность, креативность в исследовательской деятельности, исследовательское поведение.

  1. Условия технологизации исследовательской деятельности, предполагающей профессиональное развитие обучающихся:

– интеграция исследовательской деятельности в различные формы организации образовательного процесса вуза (тезисы, доклады и статьи на научные студенческие конференции; курсовые и дипломные работы, научные проекты, научные кружки; различные виды педагогической практики);

– реализация педагогических технологий: проблемного обучения, ТРИЗ, кейс-технологии, учебного проектирования, коллективной мыслительной деятельности, эвристического обучения;

– активизация исследовательской компетентности преподавателей.

Первая группа условий базируется на исследованиях о развитии интеллектуально-творческой инициативы и потребности в самоутверждении личности (Л.А. Ростовецкая, А.М. Матюшкин и др.), возможностях творческого подхода (В.И. Загвязинский, К. Роджерс и др.). Согласно им творческий подход в исследовательско-познавательной деятельности стимулирует развитие творческого мышления, осуществляемого в форме мыслительного эксперимента, для которого характерны планирование, анализ, рефлексия. Важным аспектом данного направления является педагогическая поддержка обучающихся в процессе исследовательской деятельности, т. к. преподаватель является активным участником взаимодействия и источником опыта и научных знаний.

Вторая группа условий опирается на исследования Н.Б. Бочаровой, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, В.Н. Литовченко, М.И. Махмутова, С.Л. Рубинштейна, В.М. Самохиной, М.Н. Скаткина и др., посвящённые интенсификации традиционного обучения и идеям проблемного обучения. Наряду с традиционными образовательными технологиями мы используем технологии проблемного обучения, кейс-технологии, информационные технологии, метод проектов. В содержание учебно-познавательной деятельности студентов включаются проблемные задачи и задания, задания исследовательского характера как для самостоятельного решения, так и для работы на занятиях.

Реализация условий создания образовательного процесса, стимулирующего научно-творческий поиск и личностно-профессиональное развитие обучающихся, включает следующие компоненты:

  1. Целевой – развитие способности к осуществлению исследовательской деятельности, формирование личностно-профессиональных качеств обучающихся.
  2. Содержательный – индивидуальные программы исследовательской деятельности, открытые практические занятия и мероприятия института.
  3. Организационный – дискуссии, групповые формы работы, дисциплины проблемно-исследовательского курса, вневузовские мероприятия, факультативы, консультации.
  4. Результативный – самоопределение, самореализация в профессионально-исследовательской деятельности.

Реализация условий технологизации исследовательской деятельности, предполагающей профессиональное развитие обучающихся, включает следующие компоненты:

  1. Целевой – определение направлений исследовательской деятельности, интеграцию исследовательской деятельности в образовательный процесс, научно-методическое сопровождение развития исследовательской деятельности как этап профессионального развития обучающихся.
  2. Содержательный – положение об исследовательской деятельности обучающихся; индивидуальные программы исследований; положение о научно-практических конференциях института; программы практик: производственной педагогической практики и производственной практики, научно-исследовательской работы; программы дисциплин: «Основы организации теоретических и экспериментальных исследований», «Основы научных исследований»; учебно-методические пособия; программы научно-исследовательских кружков и факультативов; диагностический инструментарий.
  3. Организационный – лекционные и практические занятия исследовательской направленности, факультативы, конкурсы исследовательских работ, курсовые и выпускные квалификационные работы, отчёты по практикам, конференции, консультации, вневузовские мероприятия.
  4. Результативный – развитие исследовательской деятельности и саморазвитие, самообразование, самореализация обучающихся.

Контрольно-результативный блок модели направлен на оценивание эффективности организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования. Он включает критерии с соответствующими показателями и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Нами выделены следующие компоненты исследовательской деятельности:

– мотивационный характеризует познавательный интерес обучающихся и является главным в субъективной исследовательской позиции, т. к. именно мотив определяет вид и содержание деятельности. В определённой степени склонность к поисковой деятельности зависит от характера и темперамента индивидуума;

– ориентационный отражает представления о способах исследовательской деятельности, методологической составляющей исследования как единый целесообразный процесс, личностно значимый для студента;

– деятельностный включает владение умениями и навыками исследовательской работы: постановка цели, обоснование задач, анализ данных, выдвижение гипотез, формулировка выводов. Важно отметить, что данный компонент включает учебно-исследовательский, поисково-конструктивный, проблемно-развивающий и творческий виды деятельности;

– рефлексивный представляет процесс, включающий самооценку и самоанализ результата исследовательской деятельности, а также формирование представлений студента о своём научно-познавательном стиле.

Формирование исследовательской компетентности должно осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности, и поэтому вслед за О.А. Шендалевой мы считаем, что «показателями уровня освоения исследовательских компетенций можно считать призовые места в тематических викторинах, олимпиадах, конкурсах на лучшую научную работу, количество опубликованных статей и докладов в конференциях различного уровня и пр.» [10, с. 200].

Таким образом, построенная нами модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования направлена на повышение её эффективности. Составляющие её мотивационно-целевой, организационно-методический и контрольно-результативный блоки, решая каждый свои задачи, в комплексе способствуют системному построению данного процесса и обеспечивают гарантированное достижение поставленных целей. Существенную роль в этом играет выявленный нами комплекс педагогических условий организации образовательного процесса и технологизации исследовательской деятельности студентов.

References (In Russ.)

  1. Воеводина Е.В., Шихгафизов П.Ш., Мишин К.Ю. Исследовательский климат в России: барьеры реализации исследовательского потенциала молодежи // Власть. 2022. Т. 30. № 6. С. 141–151.
  2. Панькин А.Б., Хвостикова Е.С. Организация исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки // Вестник Калмыцкого университета. 2013. №1(17) С. 46–53.
  3. Закирова Г.А. Средства исследовательской деятельности при формировании исследовательской компетентности бакалавра // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 8. С. 272–276.
  4. Власеева В.Г., Титенко З.И., Гайворонская Ю.И., Фатнев Ю.Л. Исследовательская деятельность студентов как один из видов познавательной деятельности // Вестник научных конференций. 2022. № 2-3(78). С. 26–28.
  5. Яровова Т.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как основа развития творческого потенциала // Педагогическое образование и наука. 2018. № 6. С. 57–60.
  6. Асташова Н.А., Степченко Т.А., Щербакова О.В. Основы организации исследовательской деятельности студентов // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики: Монография / Под редакцией А.В. Антюхова, С.К. Бондыревой. Москва-Брянск: Московский психолого-социальный университет, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2020. С. 136–145.
  7. Асташова Н.А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза: педагогические основы // Известия Российской академии образования. 2021. №3 (55). С. 9–11.
  8. Мутаева И.И. Исследовательская деятельность студентов музыкального вуза как фактор совершенствования подготовки специалиста // Заметки ученого. 2021. №13. С. 170–172.
  9. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. 304 с.
  10. Шендалева О.А. Формирование исследовательских компетенций в процессе научно-исследовательской деятельности // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., Омск, 04 июля 2019 года. Омск: Омский государственный технический университет, 2019. С. 199–202.