Systematization of modern approaches to scientific and methodological support for the development of regional innovative infrastructure
I.S. Bubnova1, N.А.Begzadyan2
1 Kuban State University, Krasnodar, Russia, irinaz-bubnova@yandex.ru
2 Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia, rumetrikan_kan@rambler.ru
Abstract
The main characteristics of the scientific and methodological support of the regional innovation infrastructure and fundamental approaches to its organization are presented. The experience of the Krasnodar Territory in building and maintaining such infrastructure is described. The model of the regional innovation infrastructure is characterized, including information, personnel, software and technology, dissemination and consulting, regulatory and legal blocks and the block of innovation development. The links between the blocks and the functional role of organizations involved in the scientific and methodological support for the development and implementation of innovations are described.
Keywords
scientific and methodological support, approach, territorial methodological service, innovation infrastructure, regional education system
For citation
Bubnova I.S., Begzadyan N.A. Systematization of modern approaches to scientific and methodological support for the development of regional innovative infrastructure. Pedagogical perspective. 2022; 3(7): 34–43.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_34
Information about the authors
Irina S. Bubnova – Candidate of Sciences (Psychology), Kuban State University, Associate Professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management
Natalya A. Begzadyan – Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Center for Methodological Support and Innovative Development of the Education System, Methodist.
Article text (In Russ.)
Сегодня в системе образования происходят глубочайшие изменения, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность педагогов и управленцев, являющихся ключевыми фигурами образовательного процесса. Они должны быть мобильными, способными гибко реагировать на изменяющиеся условия, готовыми к внедрению инноваций. Достичь этого можно лишь непрерывно развиваясь и совершенствуя свои компетенции. Очевидно, что наиболее эффективно эти задачи решаются при наличии соответствующего научно-методического сопровождения, под которым сегодня понимается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи работнику в решении возникающих проблем, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи [1; 2 и др.] выделяют основные характеристики научно-методического сопровождения: 1) деятельностную природу, предполагающую проявление активности и влияния на сопровождаемое явление; 2) управленческий характер, задающий оптимальную траекторию развития сопровождаемого; 3) индивидуальный характер, содержательную адресность, гибкость; 4) функционирование в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для сопровождаемого; 5) непрерывность реализации; 6) опору на результаты мониторинговой диагностики; 7) учёт динамики развития не только педагога, но и школы, в которой он работает, и системы образования в целом; 8) оперативное использование контролирующих и корректирующих процедур на основе отслеживания заданной траектории развития и др.
Ценность научно-методического сопровождения определяется его функциями [1; 3 и др.]: 1) обучающей – углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования; 2) консультационной – оказание помощи педагогу в решении конкретной проблемы; 3) диагностической – выявление профессиональных дефицитов педагога; 4) адаптационной – согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности, а также изменение реализуемой учителем модели практической деятельности; 5) информационной – предоставление педагогам необходимой информации по новым технологиям и программам, а также направлениям развития образования; 6) диссеминационной – выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта, его обобщение и распространение; 7) мотивирующей – стимулирование творческой инициативы, оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности и др.
Традиционно научно-методическое сопровождение деятельности педагога осуществляют территориальные методические службы, для которых оно является одной из основных функций. Однако в последнее время наблюдается существенное расширение и усложнение направлений их деятельности: организация независимых экзаменов, аттестации, конкурсов педагогических достижений, обобщение многообразия опыта работы инновационных учреждений, обучение педагогов в связи с изменением содержания образования, участие в экспертизах экспериментальной деятельности и т.д.
В связи с этим возрос интерес учёных и практиков к исследованию проблем научно-методического сопровождения деятельности не только отдельных педагогов, но и методических и управленческих команд различного уровня, в том числе и территориальных методических служб [4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.].
Связующим звеном между наукой и практикой, разработкой, созданием нововведений и их реализацией выступает инновационная инфраструктура, которая в Федеральном законе № 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» определяется как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг». В практической плоскости более точным, на наш взгляд, является следующее определение: «инновационная инфраструктура – это совокупность организационных, правовых, экономических институтов, технологий и организаций, способствующих созданию условий для развития взаимосвязей между всеми участниками инновационной деятельности и успешного инновационного развития» [10, с. 174].
Актуальность инновационной деятельности в системе образования обусловлена модернизацией отрасли, глобальными задачами по изменению содержания и подходов к обучению, решаемых в текущий период на всех уровнях от институционального до федерального. Её эффективность в значительной степени зависит от активности участников, но существенным фактором является и их взаимодействие друг с другом. В этой связи важным является аспект продуктивного взаимодействия по поддержке и диссеминации инноваций, которое также требует научно-методического сопровождения.
В современной научной литературе представлено большое разнообразие подходов к решению задач такого уровня [4; 11; 12 и др.]. В частности, Н.О. Яковлева предлагает использовать:
- «системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами, а также способы достижения эмерджентного свойства;
- деятельностный подход, предусматривающий реализацию системы в контексте активной и проактивной деятельности всех субъектов, способных к её эволюционному преобразованию и, что особенно значимо, к собственному профессиональному развитию;
- средовой подход, характеризующий особенности и ключевые параметры среды, обеспечивающей эффективность научно-методического сопровождения работников в их непрерывном профессиональном развитии;
- личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность работника как субъекта непрерывного образования;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами и персональной траекторией профессионального развития работников;
- акмеологический подход, демонстрирующий пути достижения профессиональных вершин, постулирующий приоритет свободного профессионально-личностного саморазвития <…>
- персонифицированный подход, фиксирующий «приоритет индивидуальных особенностей и запросов педагогов как субъектов образовательной деятельности и собственного профессионального развития» [4, с. 30].
На наш взгляд, совокупность данных подходов позволяет создать необходимую методологическую основу для создания системы научно-методического сопровождения развития региональной инновационной инфраструктуры.
Формирование и поддержка развития инновационной инфраструктуры должны предусматривать активизацию взаимодействия участников инновационной деятельности посредством развития инновационно-активных территорий, создания сетевых сообществ, системы их информационной поддержки; активизацию научно-методических исследований и разработок с их ориентацией на региональные потребности и т.д. Важным в этом аспекте является реализация следующих принципов:
1) развитие региональной инновационной инфраструктуры в соответствии с направлениями, актуальными для системы образования региона;
2) осуществление поддержки инновационно-ориентированных субъектов;
3) укрепление и интенсификация развития кадрового потенциала.
С учётом вышеизложенного представим инновационную инфраструктуру системы образования Краснодарского края и модель её научно-методического сопровождения.
Структурно-функциональная модель региональной инновационной инфраструктуры состоит из шести блоков (рис. 1).
В блок разработки инноваций входят Центр научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края, краевые и муниципальные инновационные и стажировочные площадки, краевые ресурсные центры, лидеры сетевого взаимодействия. Данные субъекты занимаются инновационной деятельностью в сфере образования, разрабатывают и реализуют инновационные проекты, программы, дорожные карты сетевого взаимодействия. Результатами деятельности этого блока являются научно-методические идеи и разработки.
Компоненты информационного блока (ресурсы для хранения научно-методической информации, осуществления взаимодействия между участниками инновационных проектов) способствуют распространению методической, аналитической, рекламной и другой информации.
Кадровый блок включает в себя организации, осуществляющие обучение кадровых ресурсов в области инноваций.
Программно-технологический блок состоит из субъектов, обеспечивающих организационную поддержку инновационной инфраструктуры (организация конкурсов на присвоение статуса региональной или муниципальной инновационной площадки, согласование дорожных карт инновационной деятельности и др.).
В диссеминационно-консалтинговый блок входят субъекты, содействующие продвижению новшеств путём организации конференций, фестивалей, форумов, мастер-классов, выставок, стажировок и оказания консультативной помощи субъектам, желающим освоить определённую инновацию.
Нормативно-правовой блок включает организации, обеспечивающие юридическое сопровождение инновационной деятельности.
Большая часть организаций, входящих в инновационную инфраструктуру, реализует одновременно несколько функций. Между отдельными видами субъектов реализованы иерархические связи, основанные на принципе подведомственности, при этом организации, входящие в сетевые сообщества, имеют горизонтальные связи.
Блок разработки инноваций связан со всеми другими блоками, представленными на рисунке 1:
1) связь с информационным блоком подразумевает первоначальное получение организацией информации о процедуре вхождения в региональную инновационную инфраструктуру и последующее размещение в открытом доступе всех сведений о реализуемом проекте. На сайте Института развития образования Краснодарского края есть несколько специальных разделов, позволяющих получить подробную информацию о присвоении статуса краевой инновационной, апробационной, стажировочной площадки, а также статуса лидера сетевого взаимодействия, межрегионального или краевого ресурсного центра. Кроме того, субъекты инновационной инфраструктуры имеют возможность размещать на сайте Института документацию, необходимую для получения статуса, и другие материалы, например, годовые отчёты;
2) связь с кадровым блоком обусловлена тем, что для создания инновационного проекта образовательная организация должна обладать специалистами, имеющими представление об инновационной деятельности, управлении проектами, что невозможно без прохождения соответствующего обучения (формального, неформального, информального). С другой стороны, инновационные проекты, разрабатываемые образовательными организациями и методическими службами, могут быть связаны с повышением профессионализма кадров, горизонтальным обучением, в том числе в сфере инновационной деятельности;
3) связь с программно-технологическим блоком имеет двусторонний характер: с одной стороны, координационные советы по инновациям регионального и муниципального уровня определяют вектор инновационной деятельности, задают направления в работе, с другой, разработанные инновации возвращаются в координационные советы для рассмотрения и одобрения к реализации;
4) связь с диссеминационно-консалтинговым блоком обусловлена тем, что инновационные проекты и полученные продукты должны популяризироваться в профессиональной среде. Связь носит двусторонний характер, т.к. идеи и неординарные решения, представляемые в рамках различных форумов и конференций, могут стать почвой для создания нового проекта, сочетающего в себе несколько успешных практик. Институт развития образования Краснодарского края предоставляет образовательным организациями множество площадок для диссеминации опыта и получения консультативной помощи от коллег, в частности, помимо традиционных конференций Институт проводит образовательный форум «От инновационных идей до методических пособий», в рамках которого в различных формах представляются продукты инновационной деятельности муниципального и регионального уровня;
5) связь с нормативно-правовым блоком имеет односторонний характер, образовательные организации и методические центры при разработке инноваций руководствуются нормативными документами, изданными на региональном и муниципальном уровне. Документы, регламентирующие порядок присвоения статуса краевой инновационной площадки, в Краснодарском крае издаются министерством образования, науки и молодёжной политики, процедуры получения статуса краевой апробационной, стажировочной площадки, площадки передового педагогического опыта, лидера сетевого взаимодействия, краевого и межрегионального ресурсного центра закреплены приказами Института развития образования, статус муниципальных инновационных и стажировочных площадок, как правило, определяется в приказах управлений образованием.
Информационный блок имеет двусторонние связи со всеми блоками, т.к. инновация нуждается в информационном сопровождении на всех этапах жизненного цикла.
Кадровый блок, помимо связи с технологическим, имеет связь с нормативным блоком, т.к. нормативными документами, издаваемыми министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и Института развития образования, закладывается основа для обучения кадров на курсах повышения квалификации.
Программно-технологический и диссеминационно-консалтинговый блоки также связаны с нормативным блоком. Порядок деятельности координационных советов по инновациям регионального и муниципального уровня и их состав закрепляются распорядительными актами краевого министерства и муниципальных органов управления образованием. Регламентации подлежат и порядки проведения конференций, форумов краевого или муниципального уровня, что обуславливает необходимость издания соответствующих нормативных документов.
Развитие инновационной сетевой инфраструктуры обеспечивается организацией непрерывного научно-методического сопровождения, модель которого представлена на рисунке 2.
Ключевой организацией в нормотворческой и организационной деятельности данного сопровождения является министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. Министерство утверждает положения, регламентирующие деятельность Координационного совета по инновациям, процедуру присвоения статуса краевой инновационной площадки, совместно с Институтом развития образования определяет направления, актуальные для инновационного развития, проводит конкурс «Инновационный поиск» на присвоение статуса краевой инновационной площадки, утверждает его итоги.
Институт выступает главным связующим звеном между всеми субъектами инновационной деятельности края, реализует полный спектр функций, представленных в модели. Наряду с министерством образования, науки и молодежной политики Институт издаёт нормативные акты, регламентирующие инновационную деятельность, например, положения о краевой стажировочной площадке, краевом ресурсном центре, лидере сетевого взаимодействия и др. Центр научно-методической и инновационной деятельности координирует работу краевых инновационных площадок, краевых ресурсных центров и лидеров сетевого взаимодействия. Центр организует мероприятия обучающего характера, создаёт условия для диссеминации опыта, например, проводит Фестиваль «От инновационных идей до методических пособий», в рамках которого организуются выставки печатной продукции инновационных площадок, мастер-классы, форсайт-сессии и др. Также Центр контролирует наполнение информационных ресурсов в сети Интернет, отражающих работу субъектов инновационной инфраструктуры.
Институт развития образования Краснодарского края не только поддерживает инновационное развитие образовательных организаций, но и сам является разработчиком инновационных проектов. Например, проект «Движение вверх», целью которого является организация сетевых сообществ и коллективного наставничества для обеспечения условий непрерывного профессионального развития педагогов и выравнивания качества деятельности территориальных методических служб на основе распространения лучших методических практик и инновационного опыта. В рамках проекта решаются следующие задачи:
- формирование сетевых сообществ территориальных методических служб;
- научно-методическое сопровождение их деятельности;
- развитие лучших методических практик и инноваций в образовательной системе края;
- решение задач практико-ориентированного обучения управленческих и педагогических кадров;
- внедрение неформального и информального образования педагогических и руководящих кадров в едином научно-методическом пространстве региона;
- координация деятельности методических служб различного уровня по обобщению и распространению опыта инновационной, управленческой и методической деятельности.
Краевые инновационные площадки – главный «инкубатор» инноваций в региональной системе образования. Статус краевой инновационной площадки может получить организация, реализующая программы дошкольного, дополнительного, общего, коррекционного и среднего профессионального образования, либо муниципальный орган управления образованием или территориальная методическая служба. Основная задача краевых инновационных площадок – создание и масштабирование инновационных продуктов, формирование сети организаций, перенимающих их опыт.
Статус краевой инновационной площадки присваивается министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края на три года, по прошествии которых организация может не покидать инновационную инфраструктуру края, а перейти в другое качество, стать краевым ресурсным центром или краевой стажировочной площадкой. Краевые ресурсные центры продолжают тиражирование наработок и поддержание методических сетей, созданных в процессе реализации инновационного проекта. Стажировочные площадки выступают в качестве партнёров при реализации программ повышения квалификации Института развития образования по направлениям, связанным с их инновационной деятельностью.
Муниципальные органы управления образованием выполняют функции схожие с функциями министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края на муниципальном уровне. Они регламентируют процесс создания Координационных советов по инновациям, порядок присвоения статуса муниципальных инновационных и стажировочных площадок, совместно с территориальными методическими службами определяют направления инновационного развития, актуальные для муниципальных систем образования.
Территориальные методические службы играют ведущую роль в диссеминации инноваций на муниципальном и межмуниципальном уровне. Также они выполняют функции консалтинга, обучения и информационного сопровождения инноваций.
Муниципальные инновационные площадки – это локальный аналог краевых инновационных площадок. Сфера их инновационной деятельности может быть не актуальна на уровне региона, но важна для развития муниципальной системы образования.
Муниципальные стажировочные площадки, также как краевые, в большинстве своём являются бывшими инновационными площадками и решают в муниципальной системе образования задачи неформального обучения педагогов и управленческих кадров посредством проведения краткосрочных стажировок.
Таким образом, научно-методическое сопровождение развития региональной инновационной инфраструктуры многоаспектно и должно осуществляться системно с опорой на основные методологические подходы и принципы. Только такое его построение будет обеспечивать необходимую эффективность инновационной деятельности и достижение стабильно высокого качества образования.
References (In Russ.)
- Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Букетов В.О., Горычева С.Н. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 316 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 101–106.
- Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагога в образовательной организации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5(138). С. 9–13.
- Yakovleva N.O. Structure of the regional system of scientific and methodological support of pedagogical workers and managers. Pedagogical perspective. 2021; 3 : 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
- Gayduk T.A., Butova V.V. Development of network innovation infrastructure of the regional education system. Pedagogical perspective. 2021; 3: 47–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_47
- Крылова А.А. Система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих команд в Сахалинской области // Сахалинское образование XXI век. 2021. № 2. С. 32–35.
- Молокова А.В., Беленок И.Л., Поцукова Т.А. Единая региональная система научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений // Академический вестник.
Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2022. № 1(55). С. 14–21. - Никодимова Е.А. Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: основные принципы и механизмы функционирования // Источник. 2021. № 4. С. 6–9.
- Yakovleva N.O. Support of methodical teams in the education system of the Krasnodar Region. Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 10–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10
- Соколов Д.С., Томилина Н.С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 172–177.
- Каргина З.А. Модель научно-методического сопровождения социального партнёрства общего и дополнительного образования детей // The Scientific Heritage. 2021. № 58-3(58). С. 45–50. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-58-3-45-50
- Плаксина И.В. Модель научно-методического сопровождения субъекта инновационной педагогической деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3(52). С. 444–449. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.52.327