Continuous improvement of professional skills of teachers of Kuzbass in the conditions of individualization
O.G. Ivanova
Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia, oldin071@bk.ru
Abstract
Information is presented on the system of continuous professional development of teachers in Kuzbass, taking into account the use of modern digital technologies. The organization of diagnostics of professional deficits of pedagogical workers is described, on the basis of which individual educational routes are built. The experience of conducting internships on the basis of educational organizations in order to replicate effective pedagogical practices is presented.
Keywords
individual educational route, diagnostics of professional deficits, internship, professional competence
For citation
Ivanova O.G. Continuous improvement of professional skills of teachers of Kuzbass in the conditions of individualization. Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 70–77.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_70
Information about the authors
Olga G. Ivanova – Candidate of Sciences (Education), Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, Center for Continuous Professional Development of Teaching Staff, Head of the Center
Article text (In Russ.)
На современном этапе развития общества образование остаётся одной из важных сфер человеческой деятельности, которая интегрирована с другими областями общественной жизни и является основой для процветания и развития государства. В результате системного и качественного образования граждан происходит развитие экономики, основным условием которого является подготовка специалистов, имеющих высокий уровень профессиональных компетенций, способных конкурировать на рынке труда, готовых эффективно работать в соответствии с требованиями, принятыми в российской и мировой практике, мотивированных к постоянному профессиональному росту и саморазвитию.
В рамках проходящего в течение последних десятилетий реформирования системы образования в России на одно из первых мест выходит необходимость организации непрерывного профессионального образования, вызванного быстрым устареванием знаний. Такое образование предполагает получение новых знаний людьми любого возраста, применение их на практике, расширение собственного кругозора, организацию системного и целенаправленного самообразования.
Идея непрерывного образования берёт своё начало в работах Аристотеля, Платона, Сократа и сформулирована в документах, разработанных под эгидой ЮНЕСКО в 1965 г. теоретиком гуманитарного образования П. Ленграндом как обучение на протяжении всей жизни в целях личностного и профессионального развития, смены рода занятий, овладение широкопрофильной квалификацией и соответствие спросу и предложению на высококвалифицированные кадры. На современном этапе развития образования в России непрерывное образование является основой вовлечения педагогических работников в национальную систему профессионального роста и отражено в национальном проекте «Образование».
Проблема непрерывности образования вызывает значительный интерес учёных и практиков современности (Р.Н. Зиянова, Н.М. Касаткина, О.Г. Красношлыкова [1; 2; 3], О.В. Павлова [4], Е.А. Солодкова [5] и др.). Они рассматривают непрерывность как категорию, характеризующую структуру и процесс педагогического образования, выражающую единство, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов педагогического образования как в институциональных формах, представляющих систему непрерывного образования (система профессионального образования и повышения квалификации), так и вне их (аспекты самообразования).
О. Г. Красношлыкова [2] выделяется несколько признаков, характеризующих непрерывное профессиональное образование педагогов: опережающий характер; системность и преемственность; интегративность; информатизация образования; профессиональная направленность; личностно-ценностная ориентация. При этом непрерывное образование необходимо рассматривать как комплексный процесс, включающий различные формы образования: курсы повышения квалификации и переподготовки и различные форм самообразования педагога; как основной механизм повышения профессионального мастерства педагога, удовлетворения его образовательных потребностей, позволяющий выбрать наиболее оптимальные для него образовательные программы и формы обучения.
В соответствии с концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, непрерывное образование реализуется через [6]:
- формирование системы методического сопровождения освоения дополнительных профессиональных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- фасилитацию переноса приобретённых (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую (управленческую) практику;
- выявление, систематизацию, отбор и распространение новых рациональных и эффективных педагогических (управленческих) практик;
- создание и развитие распределённой сети муниципальной методической поддержки, муниципальных тьюторов.
Основными характеристиками непрерывного образования являются [7, с. 774]: охват образованием всей жизни человека; преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека; открытость; гибкость системы образования; разнообразие содержания; средств и методик; возможность свободного выбора изучаемых дисциплин, равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому его результату; соответствие темпам развития научно-технического прогресса и модернизации экономики страны; наличие механизма стимулирования мотивации личности к учёбе и др.
По нашему мнению, непрерывное образование педагога представляет собой постоянное образование, ориентированное на развитие профессионализма, постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий для проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, позволяющего индивидууму выбрать оптимальные сроки для усвоения образовательных программ, содержание, формы образования как в институциональных, так и во вне институциональных форм.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогических работников является одной из задач Центров непрерывного профессионального образования, созданных во всех субъектах Российской Федерации. Такой Центр открыт и в Кузбассе на базе ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». С научных позиций Центр – это инновационная площадка (элементы инновационной инфраструктуры), призванная способствовать внедрению инноваций в систему профессионального роста педагогов путём предоставления профессиональному педагогическому сообществу соответствующих образовательных, управленческих, материально-технических, информационных, консультационных и организационных услуг [8, с. 38]. Центр является координатором деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. В своей структуре он имеет лаборатории по проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов и по внедрению современных образовательных технологий.
Актуальность комплексного сопровождения педагогических работников определена совокупностью факторов, среди которых, по мнению Е. А. Солодковой [5], запрос государства на непрерывное профессиональное развитие работников системы образования с целью роста их профессионального мастерства; направленность системы дополнительного профессионального образования на создание условий для непрерывного профессионального развития работников системы образования; необходимость и потребность выработки региональной модели комплексного сопровождения непрерывного профессионального развития работников системы образования; необходимость и потребность создания условий (организационных, научно-методических, информационно-технологических) для комплексного сопровождения непрерывного профессионального развития работников системы образования.
Основная цель работы Центра заключается в координации деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и создании организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования Кемеровской области, в том числе за счёт сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
Стратегическими задачами Центра являются:
- диагностика дефицитов профессиональных компетенций и потребностей педагогических работников и управленческих кадров;
- разработка и сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагогических работников и управленческих кадров, сформированных на основании выявленных дефицитов профессиональных компетенций;
- осуществление координации методической (научно-методической) деятельности региональной и муниципальных служб, общественно-профессиональных объединений;
- оказание адресной методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров в процессе непрерывного повышения профессионального мастерства;
- выявление и тиражирование лучших инновационных педагогических практик, организация стажировок педагогических и управленческих кадров на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт;
- осуществление сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров.
Одной из основных задач Центра является разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, которые трактуются как «комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы дополнительных профессиональных программ федерального и регионального реестра» [6]. Общая схема работы с индивидуальными образовательными маршрутами педагогов представлена на рисунке.
Значение педагога в современном образовании остаётся неизменно высоким, но меняются требования к его квалификации – он должен обладать ключевыми компетенциями, уметь использовать в своей работе современные образовательные технологии (в том числе цифровые).
При этом, как отмечает В.И. Колыхматов [9, с. 93], полноценная интеграция российского учителя в новую образовательную систему невозможна без устранения его профессиональных дефицитов. Для решения этой задачи нами разработана система диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников с учётом компетентностного подхода в дистанционной форме на платформе Moodle. Диагностика включает определённый инструментарий, представленный блоками вопросов по пяти профессиональным компетенциям: предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной и цифровой. Задания по предметной и методической компетенциям делятся в соответствии с преподаваемыми школьными дисциплинами и включают контрольно-измерительные материалы для учителей английского языка, биологии, географии, ИЗО, информатики, истории и обществознания, математики, музыки, начальных классов, ОБЖ, русского языка и литературы, технологии и черчения, физики, физической культуры, химии. В диагностике используются задания различного типа (задания с множественным выбором на соответствие, установление последовательности, задания открытого типа), направленные на выявление профессиональных дефицитов педагогов. Всего разработано 1055 контрольно-измерительных материалов.
С ноября 2021 года по январь 2022 года в диагностике профессиональных компетенций приняли участие 1490 педагогов Кемеровской области – Кузбасса (7% от общей численности педагогических работников общеобразовательных организаций) из 400 общеобразовательных организаций (61% от общего числа образовательных организаций Кемеровской области – Кузбасса). Итоги диагностики показали, что наиболее высокие значения в регионе по результатам оценки психолого-педагогических компетенций педагогов. Так, полученный результат выполнения заданий в среднем составил 82%, что соответствует высокому уровню сформированности. В границах среднего уровня находятся результаты оценки коммуникативной (72% выполнения заданий), предметной и методической компетенций (по 64%). Хуже всего сформированы цифровые компетенции педагогических работников региона: средний результат выполнения заданий равен 59%, что соответствует низкому уровню сформированности.
На основании выявленных профессиональных дефицитов для педагогических работников, имеющих низкий и средний уровень профессиональных компетенций, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, включающие формальное, неформальное и информальное образование, что является основой непрерывного профессионального развития педагогических работников.
Традиционно формальное образование педагогических работников Кузбасса осуществляется через реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Программы прошли конкурсный отбор, проводимый министерством образования Кузбасса, и включены в региональный реестр дополнительных программ повышения квалификации. С 2021 года организации дополнительного профессионального образования Кузбасса размещают программы дополнительного профессионального образования в федеральном реестре дополнительного образования – всего 21 программа, что свидетельствует о высоком уровне подготовки специалистов, прошедших обучение по данным программам дополнительного образования.
Неформальное образование представляет собой практико-ориентированные семинары, вебинары, конференции, стажировки и другие формы непрерывного образования педагогов по актуальным проблемам обучения и воспитания детей и молодёжи. Как отмечают В. В. Мацкевич с соавторами [10], данная деятельность имеет образовательную цель, временные рамки, инфраструктурную поддержку и происходит осознанно. В организации неформального образования педагогов Кузбасса значительная роль отводится регионально-муниципальной методической службе, которая представляет собой систему организованного взаимодействия методических структур различного уровня (регион – муниципальное образование – образовательная организация) по обеспечению и научно-методическому сопровождению непрерывного развития профессионализма, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности педагогов; созданию единого научно-методического пространства; осуществлению взаимодействия, интеграции и координации усилий профессионального сообщества, ориентированного на решение задач развития региональной системы образования.
Информальное образование в исследованиях российских учёных А.В. Самарской, Г.С.-Х. Дудаева [11], О.В. Павловой [4, с. 38] трактуется как индивидуально-познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. Несмотря на то, что содержание данного образования формируется самостоятельно педагогом, для него в Кузбассе созданы различные информационные ресурсы, такие как единый информационный образовательный портал Кузбасса, #УЧУСЬВКУЗБАССЕ, Электронная школа 2.0., электронное образование Кемеровской области и другие, где возможно познакомиться с опытом работы коллег и учёных.
Так, на сайте Центра сформирован пул программ дополнительного профессионального образования для педагогических работников, включающий программы регионального, межрегионального и федерального уровней, способствующие удовлетворению выявленных профессиональных дефицитов. Для каждого учителя предметника сформирован банк неформальных форм образования, удовлетворяющий их профессиональные потребности и дефициты, куда вошли стажировки на базе образовательных организаций, имеющих статус базовых образовательных организаций – региональных стажировочных площадок.
Стажировки в Кузбассе организованы в очном и дистанционном формате. Для этого на сайте «Непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» была разработана единая платформа, включающая в себя материалы, представленные региональными стажировочными площадками по направлениям:
- Реализация эффективных управленческих практик в работе образовательной организации.
- Реализация общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, гуманитарного профилей.
- Проектирование содержания и способов изучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика».
- Внедрение в образовательный процесс современных цифровых технологий.
- Организация различных форм сопровождения и наставничества обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций.
- Развитие добровольческого движения в школах, организация волонтёрской деятельности, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
На сегодняшний день на сайте размещены материалы по 30 мероприятиям, которыми воспользовались 260 участников стажировки в дистанционном режиме.
Данная деятельность позволила оказать методическую помощь 1776 педагогам для разработки их индивидуальных образовательных маршрутов, которые размещены в личных кабинетах педагогов на сайте «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников».
На наш взгляд, такой подход обеспечит функционирование единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, ориентированной на индивидуализацию процесса непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, повышение их профессиональных компетенций и успешное внедрение в практику инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества образования.
References (In Russ.)
- Красношлыкова О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагога (Непрерывное профессиональное развитие педагога: методические подходы к построению индивидуального образовательного маршрута и разработки научно-методического сопровождения этого процесса): монография. Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2021. 389 с.
- Красношлыкова О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования: дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2005. 545 с.
- Красношлыкова О.Г. Непрерывное профессиональное образование педагога – стратегический ориентир модернизации образования // Учитель Кузбасса. 2012. № 2 (21). С. 6–11.
- Павлова О.В. Информальное образование как механизм повышения качества жизни // Повышение качества жизни. 2017. № 2(04). С. 37–39.
- Солодкова Е.А. Сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов Челябинской области по направлениям оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. №1 (12). С. 88–92.
- Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Минпросвещения России от 04.02.2021 г. № Р-33 // Кодекс: сайт. URL: http://docs.cntd.ru/document/573529566 (дата обращения: 08.07.2022).
- Бикменева Е.Г. Развитие непрерывного образования // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16–1. С. 773–776.
- Калинкин С.Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства как инновационные площадки развития педагогического сообщества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 2 (68). С. 34–41.
- Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Учёные записки университета Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 91–95.
- Мацкевич В.В. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения // Адукатар. 2006. № 9. С. 13–21.
- Самарская А.В., Дудаев Г.С.-Х. Роль информального образования в повышении уровня методической компетентности педагогов в рамках республиканского проекта «Региональная система учительского роста» // МНКО. 2021. №1 (86). С. 109–111.