The concept of «creative economist» in pedagogical science

Loading

E.P. Babakina
Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V.M. Shukshina, Biysk, Russia, lenochka55babakina@mail.ru

Abstract

In the context of global instability, the global trend of mass digitalization of socio-economic realities, the dynamics of the development of innovative processes in all spheres of society, the emergence of new technologies, changes in business processes, one of the tasks of modern education is to increase the competitiveness of graduates of the Economics and Management majors. The article considers approaches to the definition of the concepts of «creativity», «creative conomy», «creative personality», which, from the point of view of the author, are the main ones, and on the basis of their study, the definition of the concept of «creative economist» is given.

Keywords

creative economy, creative economist, creative personality, competitiveness

For citation

Babakina E.P. The concept of «creative economist» in pedagogical science. Pedagogical perspective. 2022; 1(5): 64–69. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_64

Information about the authors

Elena P. Babakina – Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V.M. Shukshin, postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology.

Article text (In Russ.)

Рыночные отношения, сложившиеся в России, предопределили высокий спрос общества на качественное образование в сфере экономики, поскольку только высококвалифицированные специалисты владеют соответствующими компетенциями, востребованными на рынке труда. Появление новых технологий, изменение бизнес-процессов и т.д. приведут в будущем к появлению новых профессий, требующих новых компетенций. В частности, в сфере финансов появятся: дизайнер бизнес-моделей, аналитик выручки компании, финтех-эмбеддер, оценщик технологических инициатив. Дизайнеры бизнес-моделей творчески переформатируют бизнес-модели развития, аналитики выручки рационально подходят к выбору механизмов планирования продаж, финтех-эмбеддеры генерируют принципиально новые финансовые продукты, оценщики технологических инициатив руководят планированием и внедрением новых технологий в деятельность компании. Для этих специалистов необходимо формирование различных компетенций в ходе получения образования, в том числе, системное мышление, креативность, сторителлинг и презентационные навыки [1, с. 123–139].

По данным исследования, проведённого Федеральной службой государственной статистики в 2016–2018 годы [2], первое место по числу выпускников занимает специальность «Экономика и управление». В этот период учебные заведения по данной специальности окончили более 580 тысяч специалистов, однако более 37% из них нашли работу в других отраслях, что в численном выражении составило более 217 тысяч человек.

Статистические данные свидетельствуют о том, что экономические специальности нуждаются в переформатировании педагогического процесса, совершенствовании методов обучения, которые позволили бы будущим экономистам выйти на качественно новый уровень, получить принципиально новые компетенции, не в рамках самообразования, а уже в процессе обучения в вузе.

По мнению Л.Г. Набибуллина [3], низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена следующими факторами: 1) оторванность образования от требований и реалий современной экономики и работодателей; 2) недостаток практических навыков и специфических узконаправленных знаний.

Анализ литературы показал, что понятие «креативный экономист» до сих пор не являлось предметом отдельного педагогического исследования. В тоже время его важность отмечается многими авторами. Э.В. Балакирева и Л.С. Маслова [4], О.С. Кошевой, О.А. Лузгина, Н.В. Некрылова и В.Н. Супиков [5], А.И. Латышева [6] и др. подчёркивают необходимость научно-педагогических разработок, посвящённых подготовке студентов экономических специальностей с целью повышения их конкурентоспособности, профессиональной гибкости и адаптации к современным нестабильным условиям рынка труда.

По данным экспертов организации «Международное аналитическое бюро», профессиональный портрет менеджера должен характеризоваться следующими параметрами: 1) высокий уровень креативно-интеллектуальной подготовки; 2) аналитическое и прогностическое нестандартное мышление; 3) высокий уровень коммуникабельности; 4) владение инструментарием социально-психологического управления людьми в условиях креативной экономики и др. [7].

Р. Флорида считает, что «мы переживаем мощнейший и фундаментальный сдвиг от индустриальной системы к экономике, движущей силой которой все в большей степени становятся знания, креативность и идеи» [8, с. 139]. По его мнению, экономикой, сменяющей индустриальную систему, должна стать креативная экономика.

Для определения термина «креативный экономист» нами проведено исследование понятийно-терминологического поля в части рассмотрения подходов к определению понятий «креативная экономика», «креативность», «креативная личность». Термин «креативная экономика» впервые был введён в научный оборот Джоном Хокинсом [9], который считал, что в её основе лежит интенсивное использование творческих и интеллектуальных ресурсов. Изучением проблем развития креативной экономики занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. В частности, в работах Й. Клоудова [10], А.В. Михайловой [11], В.А. Самковой [13] и др. подчёркивается важность образования в формировании креативной личности.

Стоящие перед обществом социально-экономические проблемы требуют изменения образовательных подходов и технологий, воспитания креативной личности, способной эффективно заниматься управленческой деятельностью. Э.С. Васючкова [13] рассматривает креативность как качество личности, особое состояние субъекта, предваряющее процесс, который впоследствии называется творческим. Креативность предстаёт как возможность отрыва от существующей структуры в попытке создания новой. А.А. Степанов, М.В. Савина [7] считают, что креативная личность является специфической личностью, которая обладает способностью генерировать принципиально новые знания, умения, навыки и компетенции

Мы считаем, что современным экономистам для увеличения востребованности на рынке труда не хватает креативности. Креативность как способность личности, сформированная в процессе образования, позволит выпускникам экономических и управленческих направлений склонить в свою пользу выбор работодателя. По мнению М.Г. Лапаевой, труд экономиста наиболее эффективен, если его деятельность основана на творчестве и креативности. Исследовательская, аналитическая работа, поиск направлений для процветания страны, региона, города, предприятия – всё это объекты для творчества [14, с. 321–337]. И.Н. Дубина также считает, что «творчество – это значимый экономический ресурс и один из главных факторов интенсивного развития экономики» [15, с. 14–17].

В работах О.Ю. Ангеловой, Т.О. Подольской и О.Р. Чепьюк [16], М.М. Ищенко и Т.В. Сичкарь [17], Н.П. Копцевой, А.А. Ситниковой, М.А. Колесник [18], В.И. Степанова [19], П.И. Тушнолобова [20], Г.Т. Хайруллина [21] и др. обобщаются рекомендации для педагогов, предлагаются к изучению и внедрению научно-методические исследования, позволяющие сформировать у обучающихся креативное и критическое мышление.

Проанализировав содержание понятий «креативность» и «экономист», мы определяем креативного экономиста как специалиста в экономической сфере, способного своевременно, оперативно решать сложные нестандартные управленческие задачи, превращать свой интеллектуальный капитал в новые знания, инновации, тем самым стимулируя развитие национальной экономики страны. На наш взгляд, основными характеристиками креативного экономиста являются: 1) знание методов и инструментов стратегического и конкурентного анализа; 2) знание моделей генерации выручки и монетизации; 3) знание статистических и математических методов прогнозирования; 4) знание технологий и инструментов machine learning (машинного обучения) и deep learning (глубокого обучения); 5) знание концепций и методов процессного и проектного управления; 6) знание инструментов визуализации данных; 7) сторителлинг и презентационные навыки. Именно они позволят специалисту в экономической сфере стать конкурентоспособным в новых реалиях, а также решать сложные нестандартные управленческие задачи.

Знание методов и инструментов стратегического и конкурентного анализа позволит креативному экономисту начать всесторонне развивать предприятие и тем самым достигнуть высокой эффективности предприятия в целом. Знание моделей генерации выручки и монетизации также направлено на улучшение финансового состояния компании. Знание статистических и математических методов прогнозирования позволит специалистам глубоко проработать всевозможные сценарии поведения экономической системы и тем самым обезопасить предприятие от возможных убытков вследствие неэффективного, ошибочного управления. Знание технологий и инструментов machine learning (машинного обучения) и deep learning (глубокого обучения) позволит в корне изменить бизнес-процессы, сделать их гораздо более предсказуемыми и менее ресурсозатратными. Знание концепций и методов процессного и проектного управления нацелено на усовершенствование бизнес-процессов. Знание инструментов визуализации данных актуально для специалиста тем, что современные компании работают с большим количествам информации. Данную информацию для лучшего отслеживания и конкретизации необходимо визуализировать, то есть представить в виде диаграмм, графиков и т.д., после этого преобразования проще принимать различные управленческие решения. Сторителлинг и презентационные навыки также актуальны, на наш взгляд, для формирования креативных экономистов.

Подводя итоги, ещё раз подчеркнём, что подготовка креативных экономистов является важной задачей современного образования и требует всестороннего исследования. Креативные экономисты формируют креативную экономику, что, в свою очередь, позволяет обществу перейти на качественно новый социально-экономический уровень.

References (In Russ.)

  1. Анисимов Н.Ю., Гохберг Л.М., Греф Г.О. и др. Атлас профессий будущего. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 240 с.
  2. Росстат. Итоги выборочного обследования рабочей силы Обследование рабочей силы 2019 // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 14.02.2022).
  3. Набиуллин Л.Г. Социально-профессиональная система формирования ценностей у учащихся и студентов как средство их самоопределения и становления в качестве современных профессионалов // Профессиональные группы: динамика и трансформация. М.: Института социологии РАН, 2009. С. 208–225.
  4. Балакирева Э.В., Маслова Л.С. Педагогические условия обновления профессиональной подготовки будущих экономистов в вузе // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 102–106.
  5. Кошевой О.С., Лузгина О.А., Некрылова Н.В., Супиков В.Н. Удовлетворённость выбранным профилем обучения студентов-экономистов (региональный аспект) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. №4 (56). С. 74–85.
  6. Латышева А.И. Экономист – профессия будущего или нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3. С. 161–167.
  7. Степанов А.А., Савина М.В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 104.
  8. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. М.: Классика-XXI, 2012. 240 с.
  9. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-ХХ1, 2011. 256 с.
  10. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 110–123.
  11. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 1. С. 29–42.
  12. Самкова В.А. Содержание и роль образования в развитии креативной индустрии // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы междунар. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 15 апреля 2017 года. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 449–456.
  13. Васючкова Э.С. Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный? // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4–1.
  14. Лапаева М.Г. Экономист как профессия // Вестник ОГУ. 2011. № 13 (132). С. 321–337.
  15. Дубина И.Н. Роль и место творчества в практике современного бизнеса // Известия АлтГУ. 2003. № 2. С. 14–17.
  16. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О., Чепьюк О.Р. Цифровая креативная индустрия: на пути к экономике «эмоций» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 38–43.
  17. Ищенко М.М., Сичкарь Т.В. Проблемы проектного образования в современной России // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. С.19.
  18. Копцева Н.П., Ситникова А.А., Колесник М.А. Исследование инновационного потенциала личности современных студентов (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 141–158.
  19. Степанов В.И. Роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 3 (21). С. 161–172.
  20. Тушнолобов П.И. Ключевая проблема современного массового образования // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2017. № (3). С. 98–100.
  21. Хайруллин Г.Т. Некоторые проблемы образования // Кронос. 2020. № 7 (44). С. 47–51.