Information support for the activities of the methodological service through the use of mobile applications

O.S. Bystritskaya1, L.A. Pavlyutkin2
1 Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Yeysk, Russia, bystritckayaos@eysk.edu.ru
2 omsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russia, lyubomir.pavlyutkin@mail.ru

Abstract

The problem of information support for the activities of territorial methodological services in their interaction with teachers is considered. The main problems of informing teachers about upcoming educational events and their opportunities for the implementation of individual educational routes are highlighted. The experience of the information and methodological center of the education system of the Yeysk district of the Krasnodar Region on the use of mobile applications for organizing events and conducting distance educational internships and consultations is presented.

Keywords

information support, territorial methodological service, mobile application

For citation

Bystritskaya O.S., Pavlyutkin L.A. Information support for the activities of the methodological service through the use of mobile applications. Pedagogical perspective. 2022; 4(8): 30–36. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_30

Information about the authors

Olesya S. Bystritskaya – Information and Methodological Center of the Yeysk District Education System, Deputy Director

Lubomir A. Pavlyutkin – Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, bachelor student

Article text (In Russ.)

В настоящий момент в системе образования происходят кардинальные изменения. Национальный проект «Образование» и обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты задали вектор на включение педагогов в систему непрерывного профессионального роста; повышение компетентности педагогов в сфере применения современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися; повышение качества знаний, получаемых школьниками в процессе реализации общеобразовательных программ и формирование компетенций с учётом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования.

В контексте непрерывного повышения квалификации, освоения современных образовательных технологий актуальной является проблема составления и сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов на основе диагностики их профессиональных затруднений. Традиционно практическую помощь педагогам в этом оказывают территориальные методические службы, которые располагают достаточными ресурсами, понимают задачи, стоящие перед системой образования, владеют способами их достижения.

Программы научно-методической поддержки методическими службами выполнения педагогами индивидуальных образовательных маршрутов хотя и носят персонифицированный характер, но тем не менее включают общие мероприятия, позволяющие восполнять профессиональные дефициты в условиях совместной деятельности. К ним, как правило, относятся конференции, фестивали, конкурсы, семинары, круглые столы, стажировки и др. Очевидно, что такие мероприятия требуют более тщательной подготовки и вызывают известные трудности, связанные с организацией большого количества людей, отбора актуального содержания, удовлетворяющего профессиональным запросам каждого педагога, подбором и использованием современного оборудования, обеспечивающего полноценное участие каждого педагога в образовательном событии, подготовкой раздаточного материала и др. Отдельной проблемой в этом ряду было и остаётся своевременное и точное информирование педагогов.

В каждой муниципальной образовательной системе на основе специфики её работы и сложившегося опыта формируется и реализуется своя модель информационного сопровождения мероприятий по восполнению профессиональных дефицитов педагогов. В них используются самые разнообразные каналы: интернет, СМИ, профессиональные сообщества, планерные и иные совещания, личные контакты и др. Однако в получившей распространение в последнее время тенденции к интеграции, при которой территориальные методические службы организуют и проводят мероприятия для педагогов не только своего муниципалитета, а также становятся официальной платформой для восполнения профессиональных дефицитов и несут ответственность за результаты своей деятельности, модели информирования в разных территориях могут существенно различаться, что неизбежно будет приводить к потере данных и снижению эффективности профессионального взаимодействия. Поэтому поиск оптимальных способов и средств информирования муниципальными службами педагогов о мероприятиях и уникальных образовательных событиях, значимых для их профессионального развития, остаётся актуальным направлением совершенствования их деятельности.

Информационное сопровождение как современный тренд развития социальных процессов носит междисциплинарный характер и исследуется в управлении, политике, военном деле, психологии, социологии, инженерии, медицине, искусстве, экономике и др. Для системы образования данное направление также остаётся значимым, хотя и мало разработанным. Изучаются общие вопросы информатизации образования [1; 2; 3 и др.], информационная сопровождение образовательного процесса [4; 5; 6; 7; 8 и др.], информационная поддержка педагогов и руководителей [9; 10, 11 и др.] и т.д.

Согласно проведённым исследованиям, основной канал информирования педагогов на уровне муниципалитета в настоящее время – это рассылка писем на официальный адрес электронной почты образовательной организации. Однако поступление письма в организацию не гарантирует получение информации конкретным педагогом. Помимо объективных причин (загруженность работника, сбой почтового сервера, попадание в спам и т.д.) существует и субъективный фактор. Чаще всего работник, отвечающий за работу с почтой, самостоятельно решает кому и когда передать полученную информацию и передавать ли вообще. Затем аналогичным образом действует руководство организации. В итоге педагог получает потенциально полезную для него информацию с опозданием, либо не получает совсем. 

Для регистрации на мероприятия также чаще всего используется электронная почта. Обработка поступивших таким образом заявок требует существенных временных затрат от специалистов методических служб.

В качестве средства обратной связи, в частности для уточнения деталей планируемого мероприятия, как правило, указываются контактные телефоны. Ответы на поступающие вопросы и консультирование также занимает достаточно много времени.

Дополнительным источником информации являются официальные сайты территориальных методических служб, которые также не предоставляют эффективного способа информирования педагогического сообщества об организуемых активностях, прежде всего потому, что не предназначены для решения данной проблемы. Чтобы педагог узнал какую-либо информацию он должен самостоятельно найти её на сайте. Кроме того, зачастую информация на сайтах не структурирована по отдельным направлениям, публикуется непосредственно перед мероприятием и не предусматривает средств обратной связи. Это приводит к тому, что учитель не может заранее включить в свой индивидуальный образовательный маршрут проводимые муниципальные и региональные мероприятия.

Отсутствие у педагогов достоверной информации о проводимых муниципальных мероприятиях обуславливает необходимость дополнительных действий со стороны специалистов методических служб: опубликование писем в чатах районных методических объединений; звонки в учреждения для уточнения количества и категорий участников мероприятий; личное общение по телефону с педагогами, получившими неточную информацию от коллег, либо желающими уточнить сроки, время и место проведения мероприятия и т.д. В результате затрачивается много усилий, которые всё равно не решают в полной мере поставленные задачи.

На наш взгляд, эффективно решить проблему информирования педагогов о методических событиях, повысить мотивацию к участию в них, организовать обратную связь может использование мобильных приложений. Опросы, проведённые в Ейском районе Краснодарского края, показали, что, если есть возможность, педагоги предпочитают пользоваться не сайтами, а именно мобильными приложениями, например, для портала «ГОСУСЛУГИ» или социальной сети «ВКонтакте» и др. Также респондентами было отмечено, что они хотели бы напрямую получать информацию о проводимых мероприятиях.

Для решения этой проблемы весной 2022 года по заказу информационно-методического центра системы образования Ейского района один из авторов (Л.А. Павлюткин) создал мобильное приложение Event IMC, предназначенное для информирования его пользователей о проводимых мероприятиях с возможностью самостоятельной регистрации.

Одно из основных требований методической службы состояло в том, что навигация должна быть удобной, быстрой и понятной педагогу. Результатом совместного обсуждения стала структура, представленная на рисунке 1.

Структура мобильного приложения Event IMC

Рисунок 1. Структура мобильного приложения Event IMC

Приложение имеет панель вкладок с разделами: «Главная», «Конференции», «Семинары», «РМО», «Тьюторские консультации», «Фестивали и конкурсы», «Стажировки и обучающие курсы», «Мониторинговые исследования». Меню содержит пункты: «Организаторы мероприятий», «Направления мероприятий», «Категории участников мероприятий», «Chat», «Партнёры», «О нас», «О программе», «Выход». На стартовом экране (вкладка «Главная») располагаются кнопки перехода в отдельные категории мероприятий, а также во вкладку «Направления мероприятий». Кнопки дублируют панель вкладок и один из пунктов меню для облегчения навигации и более наглядного представления переходов.

Во вкладках реализована группировка по направлению, фильтрация по категории участников, два вида сортировки (по дате и времени проведения) и поиск по названию. Внешний вид приложения представлен на рисунке 2.

Экраны мобильного приложения Event IMC

Рисунок 2. Экраны мобильного приложения Event IMC

Приложение реализовано с помощью сервиса Glide, который позволяет создать подходящую визуальную составляющую на основе Google-таблиц, выполняющих роль базы данных. Все приложения, созданные в этом сервисе, являются кроссплатформенными, то есть работают в любой операционной системе и на всех устройствах. Использование Google-таблиц в качестве основы приложений Glide было одним из факторов, обусловивших выбор среды разработки, т.к. сотрудники МКУ «ИМЦ системы образования Ейского района» имеют большой опыт работы с сервисами Google. Администрирование приложения не требует специальной подготовки и полностью осуществляется специалистами методического центра.

Массовое внедрение приложения Event IMC началось в сентябре 2022 года и постоянные пользователи уже отметили преимущества его применения. В приложении можно зарегистрироваться на конференцию или стажировку, записаться на тьюторскую консультацию, пройти оценку компетенций, присоединиться к трансляции онлайн-мероприятия. Информация о всех крупных мероприятиях методического центра в текущем учебном году размещается в сентябре, что позволяет педагогам составить индивидуальные образовательные маршруты с учётом возможностей муниципальной образовательной среды. Фильтрация по направлениям и категориям участников помогает пользователям приложения выбрать мероприятия, подходящие для восполнения их профессиональных дефицитов.

На сегодняшний момент доступ к приложению Event IMC имеют не только педагоги Ейского района, но и учителя и методисты из других муниципалитетов Краснодарского края, а также регионов РФ, входящих в межрегиональное сетевое сообщество «Научно-методическое сопровождение педагогов по развитию проектной и исследовательской компетентностей обучающихся», созданное МКУ «ИМЦ системы образования Ейского района». Сегодня в приложении публикуется информация обо всех мероприятиях, входящих в «дорожную карту» методической сети, в том числе об активностях, запланированных членами сообщества.

Помимо приложения Event IMC хорошо зарекомендовала себя платформа для создания курсов электронного обучения EdApp, У данного сервиса помимо наличия мобильного приложения есть ряд неоспоримых преимуществ: он практически бесплатный; позволяет подключить неограниченное количество обучающихся; даёт возможность настроить собственный дизайн; содержит готовые блоки для создания курса и элементы геймификации (получение наград, рейтинги); содержит разнообразную аналитику (процент выполнения заданий, результаты тестирования, время, затраченное на изучение теоретического материала и решение кейсов и др.). Кроме того, в мобильном приложении участникам автоматически рассылаются напоминания о необходимости выполнить задание.

Использование мобильного приложения EdApp показало его более высокую эффективность по сравнению с платформой Google-класс. Так сентябре-декабре 2022 года с помощью сервиса EdApp информационно-методическим центром была реализована дистанционная стажировка «Проект и проектное мышление» для участников методической сети. В 2021 году аналогичный курс был размещён на платформе Google-класс. Активность участников курса на платформе EdApp была гораздо выше и результативнее, чем на платформе Google-класс. В частности, в 2022 году решили все кейсы 46% педагогов, тогда как в 2021 году – менее 10%. Основываясь на рефлексивных дневниках слушателей, можно утверждать, что основной фактор, влияющий на их активность – это наличие мобильной версии курса и элементов геймификации в нём.

Таким образом, положительные эффекты от использования мобильных приложений позволяют сделать вывод, что их внедрение может стать основой нового подхода в организации информационного сопровождения деятельности муниципальных методических служб, оказать существенное влияние на результативность обучающих мероприятий и повысить качество взаимодействия с педагогами.

References (In Russ.)

  1. Наджафова М.Н. Тенденции развития информационных технологий, внедряемых в системе образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34). С. 182–185. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0041
  2. Магомедова П.О., Раджабова Ф.М. Влияние информационных систем на современное и будущее образование // Наука: общество, экономика, право. 2020. № 2. С. 156–165. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.50.50.064
  3. Тихомирова В.Д., Адамова Ю.С., Иванова Т.В. Информационная поддержка образовательных процессов при переходе к цифровому университету // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-1. С. 107–110. https://doi.org/10.18411/lj-04-2021-25
  4. Александрова Л.А., Галимов Э.Р., Сафина С.Ю. Информационная поддержка учебного процесса: программы, проблемы, возможности // Ученые записки ИСГЗ. 2018. Т. 16. № 1. С. 35–40.
  5. Артеменко Н.А., Геворгян Б.Г. Информационное сопровождение деятельности образовательной организации: прикладной аспект // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 15-7 (39). С. 11–13.
  6. Крехалев В.В., Крехалева С.В. Роль информационных технологий в поддержке образовательной деятельности детских технопарков // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85-1. С. 27–29. https://doi.org/10.18411/trnio-05-2022-06
  7. Лапшова А.В., Челнокова Е.А., Максимова К.А. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31). С. 197–199. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0049
  8. Савинова О.Д. Информационное обеспечение образовательного процесса // Обществознание и социальная психология. 2022. № 10 (40). С. 22–24.
  9. Ермоленко В.С., Резинкина Л.В. Информационное сопровождение формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 143-150.
  10. Китикарь О.В., Ильевич Т.П. Информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 1. С. 46–56. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-1-46-56
  11. Пинигина Г.В., Полякова Л.С., Кондрина И.В. Психолого-педагогическое информирование преподавателей технического вуза // В мире научных открытий. 2010. № 1-3 (7). С 57–61.