Methodological competence of a teacher: essence and diagnostics

I.S. Bubnova
Kuban State University, Krasnodar, Russia, irinaz-bubnova@yandex.ru

Abstract

The implementation of the needs of modern society in the education system is impossible without high-quality training of teachers with methodological competence. The article presents the author's vision of the teacher's methodological competence, revealing its content through its structure (methodological awareness, methodological literacy, methodical creativity, methodical art) and level structure (creative, education, literacy, situational and zero levels). The results of a study on determining the level of formation of methodological competence among specialists of territorial methodological services of the Krasnodar Territory are presented. The validity of the research methods was checked and the results obtained were presented, suggesting the need to develop recommendations aimed at increasing the level of competence.

Keywords

professional competence, methodological competence, teacher, structure of methodological competence, levels of methodological competence

For citation

Bubnova I.S. Methodological competence of a teacher: essence and diagnostics. Pedagogical perspective. 2021; 3: 77– 85. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_77

Information about the authors

Irina S. Bubnova – Candidate of Sciences (Psychology), Kuban State University, Associate Professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management

Article text (In Russ.)

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов его развития. В результате, школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, о которой сама мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2021 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2077 года. Каким будет мир в середине XXI века трудно представить не только педагогам, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к жизни в условиях неопределённости, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, умение работать с информацией, то есть основным непосредственным результатом образовательной деятельности сегодня становится формирование ключевых компетентностей обучающихся [1].

Понятие «методическая компетентность» приобретает в последнее время всё большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки педагогов, обладающих методической компетентностью. Т.К. Клименко [2] трактуется её как вид профессиональной компетентности, и система знаний, умений и навыков, необходимая для эффективного осуществления профессиональной деятельности педагога.

В целом, методическая компетентность педагога – это процесс и результат овладения системой методических навыков, знаний, умений и готовность к их реализации в профессиональной деятельности. Т.Н. Гущина [3] определяет данную компетентность педагога как совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки педагога, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные коммуникативные и информационные технологии, методики и приёмы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям.

Методическая компетентность формирует ценностные ориентиры педагога, его готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности, а также определяет способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качество собственной обучающей деятельности, анализировать эффективность используемых приёмов и упражнений.

Мы рассматриваем методическую компетентность как интегративную характеристику личности педагога, отражающую системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности.

Опираясь на исследования Т.Н. Гущиной [3] и Е.А. Нагрелли [4] подчеркнём, что методическая компетентность выступает одним из компонентов в структуре профессиональной компетентности, наряду с научно-теоретической компетентностью (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности), психолого-педагогической компетентностью (знание и учёт психологических и возрастных особенностей учащихся) и профессиональной позицией учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).

И.Е. Малова [5] определяет методическую компетентность через овладение педагогом системой компонентов: знаний, умений, навыков, с учётом индивидуальных качеств личности. И.Ю. Ковалёва [6] рассматривает методическую компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и моральных качеств педагога, которая отражает системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом.

Несмотря на разность подходов к пониманию сущности методической компетентности, все учёные отмечают, что комплекс методических знаний, умений и навыков является основой для приобретения методической компетентности. Последняя выступает своеобразным индикатором определения готовности учителя к реализации задач педагогического образования с учётом будущей сферы профессиональной деятельности и предмета специализации.

Подходы к определению структуры методической компетентности также различны. Так, например, А.Л. Зубков [7] выделяет следующие элементы: методическое мышление, методическую культуру и методическое творчество. Методическое мышление – это мышление, обеспечивающее умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обучения в соответствии с методической теорией и конкретными условиями обучения. Оно проявляется в способах постановки и решения педагогических задач стратегического, тактического и оперативного плана. Методическая культура служит интегрированным показателем эффективности труда учителя и понимается как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылка для возникновения новых методических идей и путей их решения. Она выступает как субъектный аспект профессиональной деятельности учителя, как способность обобщать методический опыт в своей деятельности. Методическое творчество рассматривается как мастерство и искусство, обусловленное индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учеников наукой.

О.Н. Игна [8] в структуре методической компетентности выделяет: знания и навыки, владение методической терминологией, методические умения, критическое мышление, дидактические и творческие способности, культуру речи и общения, опыт решения учебных методических задач.

Обобщая различные аспекты рассмотрения методической компетентности педагога, отметим, что она отражает сложное организационно-профессиональное явление, которое развивается по принципам непрерывного образования, отражает целостность и согласованность методической, научно-исследовательской и организационно-воспитательной работы в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

Анализ литературы позволил нам выделить в структуре методической компетентности следующие компетентности:

  • методическая информированность – естественные и приобретённые в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
  • методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
  • методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
  • методическое искусство как высшее проявление компетентности.

Исследование методической компетентности специалистов территориальных методических служб (далее – ТМС) Краснодарского края осуществлялось Центром научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края в марте 2021 года. В нём приняли участие 460 специалистов ТМС из всех 44 муниципальных образований.

Целью исследования были определение наиболее успешных и требующих улучшений аспектов региональной стратегии развития кадрового корпуса ТМС, выработка рекомендаций в области кадровой политики, выбор форм подготовки специалистов, повышение их квалификации и поддержка профессионального развития.

При проектировании исследования мы исходили из того, что методическая компетентность, как интегративная профессионально значимая характеристика личности и деятельности специалиста ТМС, предполагает наличие следующих компетенций:

  • владение современными научно-методическими знаниями, умениями и способами деятельности;
  • признание ценности научно-методической грамотности для профессиональной деятельности и для взаимодействия в социуме;
  • наличие опыта решения научно-методических проблем;
  • готовность и способность к научно-методическому самообразованию и самосовершенствованию.

Показателями сформированности компетенции выступают свойства или характеристики субъекта деятельности, объективно выражающие наличие в его поведении определённых компонентов компетенции: когнитивных, деятельностных, личностных.

Специалистами центра были разработаны, верифицированы и апробированы анкеты, направленные на диагностику методической компетентности сотрудников (педагогов, специалистов и методистов) территориальных методических служб. Оценка их методической компетентности проводилась по следующим параметрам:

  1. самодиагностика специалиста;
  2. оценка его компетенций со стороны непосредственного руководителя;
  3. выполнение теста, содержащего вопросы, связанные с теоретическими основами методической деятельности.

В целом, проведённое исследование показало, что самооценка специалистов и руководителей края практически по всем позициям немного ниже, чем внешняя оценка.

Наиболее низко специалисты территориальных методических служб оценили компетенции «Выделение в содержании учебного предмета метапредметной составляющей и определение формируемых на её основе универсальных учебных действий» (1,96 балла из 3-х возможных) и «Проведение сравнительного анализа программ, учебно-методических комплектов, методических и дидактических материалов и составление соответствующих рекомендаций по их использованию для педагогов» (2,03 балла).

Анализируя распределение муниципалитетов по уровням сформированности методической компетентности, отметим, что на творческом уровне находятся 9 муниципальных образований края, уровне образованности – 32, уровне грамотности – два, нулевом уровне – одно муниципальное образование. Ситуативный уровень сформированности выявлен не был.

Аналогично компетенции методистов оценили руководители территориальных методических служб.

Наиболее низко руководители территориальных методических служб оценили свои компетенции по позициям «Могу провести сравнительный анализ программ, учебно-методических комплектов, методических и дидактических материалов и составить соответствующие рекомендации по их использованию для педагогов», «Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную составляющую и определить формируемые на её основе универсальные учебные действия», а также своё умение разрабатывать и/или адаптировать инструментарий для проведения исследований по тематике, связанной с курируемыми направлениями.

При выполнении теста затруднение вызвали вопросы, связанные с современными образовательными технологиями (геймификация, Agile, технология развития критического мышления, дальтон-план). Менее 60% опрошенных респондентов дали на них правильные ответы. Низкий процент выполнения свидетельствует о недостаточной осведомлённости методистов в данной сфере и неумении найти нужную информацию в сети «Интернет» (респонденты не были ограничены в использовании любых источников информации). Также проблемными вопросами стали: разграничение «жёстких» и «гибких» компетенций, внутренняя и внешняя мотивации.

Таким образом, к профессиональным дефицитам специалистов ТМС, в масштабах Краснодарского края, можно отнести:

  • формулировку и обоснование целей и задач методической деятельности в соответствии со стратегическими документами в сфере образования, уровнем профессиональной компетентности педагогов, проектирование условий их реализации;
  • определение сильных сторон и перспектив развития педагогов в процессе супервизий, консультативной деятельности;
  • проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития;
  • конструирование методических мероприятий для достижения запланированных результатов деятельности;
  • проведение сравнительного анализа программ, учебно-методических комплексов, формулировка рекомендаций по их использованию;
  • выделение в содержании дисциплины метапредметной составляющей;
  • формулировку критериев достижения поставленных целей и обоснование эффективности реализуемой программы деятельности, используемых методических материалов;
  • разработку и/или адаптацию инструментария для проведения исследований по тематике, связанной с курируемыми направлениями;
  • осведомленность о современных образовательных технологиях;
  • владение навыками поиска и анализа информации.

В целом, специалисты территориальных методических служб края продемонстрировали достаточно хороший уровень методической компетентности. На нулевом уровне находится только один муниципалитет, что позволяет сделать вывод о том, что специалистов его методической службы характеризует отсутствие мотивов к эффективной методической деятельности, непонимание её значения для успешности профессиональной деятельности; завышенная самооценка из-за отсутствия рефлексивных умений и способностей; отсутствие знаний о методической деятельности и несформированность методических умений.

Следует отметить, что низкие результаты отдельных муниципалитетов и специалистов обусловлены тем, что круг их должностных обязанностей не связан с методическими компетенциями и лежит в организационно-технической сфере.

Одиннадцать методических служб достигли уровня грамотности (средний уровень сформированности методической компетентности), что свидетельствует о наличии небольшого, но системного арсенала знаний о методической деятельности, включая её связи с другими видами деятельности; освоении отдельных знаний и умений методической деятельности; наличие мотивов к методической деятельности, которые приобретают определённую направленность, но не всегда чётко выражены в плане установок; попытках самосовершенствования методической компетентности.

Творческий уровень, как высшая степень проявления компетентности, был выявлен у семи районов, что позволяет сделать вывод о глубоком понимании и убеждённости в практической необходимости методической деятельности, её тесной взаимосвязи с иными видами деятельности, особенно исследовательской; включённости мотивов к методической деятельности в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов; неразграниченности личностно, профессионально и социально значимых мотивов к методической деятельности; высоком уровне знаний и умений, свободном владение ими для решения задач, связанных с методической деятельностью в частности и профессиональной деятельностью в целом; оптимизации профессиональной деятельности, недопущении неоправданных перекосов между видами деятельности (методической, научной); системности самосовершенствования, использовании потенциала научно-образовательной среды для личностно-профессионального развития; постоянном росте знаний и умений, их творческом использование для личностно-профессионального роста; устойчивой взаимосвязи между формированием методической компетентности и иными личностно-профессиональными качествами (прежде всего – исследовательской компетентности); методической компетентности в сочетании с исследовательской компетентностью, которые становятся важнейшим фактором конкурентоспособности специалиста и значимым фактором конкурентоспособности коллектива, к которому он принадлежит.

Остальные методические службы демонстрируют уровень образованности и показывают системное познание природы методической деятельности, ценностей науки и образования как взаимосвязанных социальных институтов, целенаправленное овладение умениями методической деятельности; устойчивые внутренние взаимосвязи между компонентами методической компетентности (знания и умения – гарантия успешной методической деятельности и т.д.); чётко выраженную направленность и устойчивость мотивационно-ценностных ориентаций к успешной методической деятельности; ориентацию на самоидентификацию и самооценку; целенаправленное применение знаний и умений в методической деятельности; точную профессиональную направленность знаний и умений, соответствующих методической компетентности.

Проведённое исследование позволило сформулировать следующие рекомендации, направленные на повышение уровня методический компетентности. Руководителям территориальных методических служб было рекомендовано проанализировать индивидуальные результаты каждого специалиста, прошедшего процедуру опроса и тестирования, обсудить расхождения в самооценке и внешней оценке, выделить темы, входящие в круг профессиональных дефицитов, составить маршрут индивидуального профессионального развития; провести внутренние обучающие мероприятия по темам, связанным с современными образовательными технологиями, целеполаганием, проектированием методических событий и исследований; направить в Центр научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края запросы на проведение консультаций, вебинаров, выездных семинаров по темам, входящим в круг выявленных профессиональных дефицитов.

Результаты исследования подтвердили актуальность задачи формирования нового качественного состояния профессиональной методической компетентности специалиста ТМС, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития в условиях модернизации образования. Для её решения необходимо организовать системную работу по оказанию помощи в развитии творческого потенциала сотрудников ТМС; удовлетворении их информационных, методических, образовательных потребностей; построении системы их научно-методического сопровождения, ориентированного на профессиональный рост, поиск эффективных способов взаимодействия (в том числе сетевого), расширение педагогического кругозора; подготовке специалистов ТМС к работе в условиях модернизации образования, обновлении его структуры и содержания; повышении их мотивации на рост профессионального мастерства, совершенствование профессиональных методических компетенций, овладение прогрессивными педагогическими технологиями, в том числе, моделями организации сетевых педагогических сообществ.

Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием ориентируют ТМС на деятельность в едином, постоянно изменяющемся научно-методическом пространстве системы образования, необходимость строить персонифицированные программы, отражающие индивидуальную траекторию профессионального развития. В связи с этим, необходимо сделать практику удовлетворения образовательных потребностей педагога ресурсом единого методического пространства.

В Краснодарском крае одним из механизмов такой работы является организация коллективного наставничества в рамках сетевого взаимодействия, которая является частью регионального проекта «Научно-методическое сопровождение непрерывного развития профессионального мастерства сотрудников территориальных методических служб в условиях единого научно-методического пространства («Движение вверх»)», реализуемого «Институтом развития образования» Краснодарского края с 2019 г. [9]. Данный проект обладает достаточным потенциалом для предоставления сотрудникам ТМС возможности выбора и выстраивания своего профессионального пути, влияния на его содержание, технологии и все элементы образования; возможности приобретать современные компетентности и транслировать их педагогам своего муниципального образования. Вооружённые новыми знаниями, полученными в результате освоения опыта коллег, сотрудники ТМС способны генерировать новые идеи и решать многие образовательные проблемы.

Управление методической деятельностью, а точнее, управление взаимодействием субъектов этой деятельности по обеспечению целенаправленности методической работы, должно иметь научное обоснование, чёткое описание функций, организации, технологии реализации.

Развитие методической компетентности – процесс, направленный на перспективу, следовательно, инновационный. Любая методическая новация оказывает влияние на образовательный процесс, т.е. в конечном итоге – на учебно-педагогическое взаимодействие педагога и учащегося, результаты учёбы. В то же время качество такого взаимодействия определяется целенаправленностью, единством методического замысла образовательного процесса, умением наладить управленческое взаимодействие, т.е. признаками управления методической работой [10].

В современных условиях развития образования в РФ происходит переоценка методической работы специалистов системы образования, создаются новые модели методической службы, отвечающие запросам современного общества, появляются новые направления и формы, качественно меняется содержание, выявляется такая тенденция, как вариативность и разноуровневость этой деятельности, в зависимости от запросов и готовности образовательных организаций.

Подводя итоги подчеркнём, что методическая компетентность выступает главной составляющей профессиональной компетентности педагога, что обеспечивает способность распознавать и решать методические задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности.

References (In Russ.)

  1. Масалимова А.Р., Терещенко А.Г., Бубнова И.С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5(136). С. 52–56.
  2. Клименко Т.К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего: монография. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 12–30.
  3. Гущина Т.Н. Формирование методический компетентности педагогических работников дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 252 с.
  4. Нагрелли Е.А. Формирование методической компетентности учителей в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2009. 181 c.
  5. Малова И.Е. Сущность и уровни методической компетентности учителя математики // Ярославский педагогический вестник. 2006. №4 (49). С. 107–109.
  6. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: дис…канд. пед. наук. Мурманск, 2007. 169 с.
  7. Зубков А.Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 19 с.
  8. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. №1. 2010. С. 90–94.
  9. Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 51–58.
  10. Навазова Т.Г., Бубнова И.С., Пирожкова О.Б., Шибанкова Л.А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 122–133.