Corporate training in organizations of additional professional education
O.B. Pirozhkova1, L.N. Ternovaya2
1,2 Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia
1 pirogkova_ob@mail.ru
2 ternovaya_1_n@iro23.ru
Abstract
The system of corporate training implemented at the Institute for the Development of Education of the Krasnodar Territory is presented. Goals, objectives, key principles and functions are formulated, directions and procedures for the interaction of responsible persons in its implementation are described. Corporate training is carried out in two directions: in-house training and training in an external professional environment. It is carried out according to the action plan approved for the calendar year, which is differentiated by the following categories of workers: managerial personnel, teaching staff, other specialists and managerial personnel reserve. Education is organized through a system of events, compiled considering the urgent tasks of the education system.
Keywords
corporate training, in-house training, talent pool, training events
For citation
Pirozhkova O.B., Ternovaya L.N. Corporate training in organizations of additional professional education. Pedagogical perspective. 2021; 3: 93–98.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_93
Information about the authors
Olga B. Pirozhkova – Candidate of Sciences (Education), Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, First Vice-Rector.
Lyudmila N. Ternovaya – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Institute of Educational Development of Krasnodar Region, Vice-Rector for Academic Affairs and Education Quality Assurance.
Article text (In Russ.)
Решение стоящих перед современной системой образования задач невозможно без постоянного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. В динамично меняющемся современном мире очень важно совершенствовать свои профессиональные компетенции, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам образовательной сферы. Особенно значим этот аспект для работников системы дополнительного профессионального образования, поскольку именно они должны передать практикующим педагогам самые современные технологии преподавания, а значит и сами должны владеть ими в совершенстве.
Сегодня благодаря открытости и доступности информации любой желающий может развивать себя в интересующем его направлении. Однако, если это развитие связано с профессиональной деятельностью, важно выбрать действительно актуальные темы для изучения и эффективные методики их освоения. Для работников системы дополнительного профессионального педагогического образования это является критически важным, поскольку их обучающиеся сами являются педагогами и используют полученные знания и умения в своей работе. В этой связи мы считаем, что процесс их профессионального развития должен быть организован и соотнесён с современными тенденциями образования.
Одним из эффективных направлений решения такой задачи является корпоративное обучение, которое в широком смысле понимается как «организованный в интересах корпорации и её сотрудников процесс взаимодействия обучающих (тренеров) и обучающихся (слушателей), осуществляемый как внутри организации, так и вне её, направленный на решение учебных задач и обеспечивающий профессиональное развитие сотрудников» [1, с. 16].
Исследователями и практиками разрабатываются различные аспекты корпоративного обучения: модели организации и классификация корпоративных программ [2; 3 и др.], использование персонализированного обучения [4], и метода проектов [5], обучение на основе корпоративной культуры [6] и т.д.
Активно обсуждается внедрение корпоративного обучения в практику работы образовательных организаций. Е.И. Девятова исследовала развитие педагогического потенциала учителя в данной системе [7], О.Г. Селиванова и Н.И. Санникова – использование командных методов обучения как ресурса повышения профессиональной компетентности учителей [8], Е.И. Петухова – повышения мотивации педагогических работников средствами корпоративного обучения [9], О.В. Ковальчук, В.С. Кошкина – формирование команды в условиях инновационной модели «обучающаяся организация» [10к] т.д.
В данной статье мы представим систему корпоративного обучения в Институте развития образования Краснодарского края.
Мы рассматриваем корпоративное обучение как комплекс взаимосвязанных видов обучения, направленных на непрерывное профессиональное развитие работников для увеличения вклада каждого из них в достижение максимальной эффективности деятельности организации.
Целью корпоративного обучения определена подготовка и повышение уровня личной и профессиональной компетентности работников Института в условиях изменений системы образования, достижения понимания каждым из них своего функционального назначения в организационных процессах и взаимосвязи его обязанностей с качеством деятельности Института.
Основными задачами корпоративного обучения являются:
- упорядочение процессов приобретения работниками актуальных компетенций, комплексного их обновления в связи с изменениями в системе образования;
- организация изучения, обобщения и внедрения эффективного отечественного и зарубежного опыта;
- систематическая диссеминация лучших практик работы наиболее профессионально компетентных специалистов и подразделений Института;
- формирование организационной культуры, создание корпоративных ценностей, правил и традиций;
- улучшение коммуникативного взаимодействия между структурными подразделениями, работниками Института.
Корпоративное обучение осуществляется с соблюдением принципов системности, непрерывности, регулярности, релевантности, ориентированности на потребности и интересы работников, интерактивности, практикоориентированной направленности обучения, проблемности, инновационности, установления обратной связи.
Основными управленческими функциями в рамках корпоративного обучения являются:
- анализ потребностей работников в профессиональном и личностном развитии;
- определение возможностей и наиболее эффективных видов, форм и методов обучения;
- планирование, организация и проведение обучения;
- мотивация работников и создание условий реализации результатов обучения в процессе их профессиональной деятельности;
- оценка эффективности обучения, принятие необходимых корректирующих мер.
Корпоративное обучение реализуется по двум направлениям: внутрифирменное обучение и обучение во внешней профессиональной среде. Внутрифирменное обучение организуется Институтом, носит плановый характер, его состав и содержание формируется с учётом приоритетных задач Института. Обучение во внешней профессиональной среде инициируется самими работниками или руководством Института для совершенствования выполнения должностных обязанностей и личностного развития. Оно реализуется через освоение дополнительных образовательных программ, прохождение стажировок, организованных сторонними организациями, а также через участие в профессиональных форумах, семинарах, конкурсах и т.д.
Корпоративное обучение осуществляется по утверждаемому на календарный год плану мероприятий, которые дифференцируются по следующим категориям работников: руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, иные специалисты и кадровый управленческий резерв. При формировании плана учитываются заявки структурных подразделений на участие в мероприятиях и предложения на их проведение.
Мероприятия осуществляются в различных формах, как традиционных, так и инновационных. Мы разделяем их по охвату участников на масштабные и локальные.
Масштабные мероприятия подразумевают обязательное участие субъектов внешней среды и длятся как правило один и более дней. К ним относятся конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, фестивали, форумы, стажировки, методический десант; форсайт-сессия, стратегическая сессия и др.
Локальные мероприятия проходят в течение дня. Основными из них являются семинары (в том числе методический семинар, семинар-практикум, семинар-совещание и т.д.), вебинары; мастер-классы, тренинги, методические лаборатории, круглые столы, воркшопы, деловые игры и т.д.
Для проведения мероприятий в рамках внутрифирменного обучения привлекаются работники Института, имеющие соответствующие деловые и личностные качества, профессиональные компетенции, специальные знания и эффективный опытом по тематике проводимого обучения. При необходимости приглашаются другие авторитетные специалисты из профессиональной среды (практические работники, преподаватели, тренеры и др.).
При подготовке мероприятия каждый преподаватель разрабатывает его программу, наглядный и раздаточный материал, презентационное сопровождение. После его проведения весь подготовленный материал (электронные документы, фото, видеозаписи, учебные и методические материалы и др.) размещаются на внутреннем сетевом ресурсе для дальнейшего использования работниками Института.
При этом преподаватель, ответственный за проведение мероприятия имеет право:
- самостоятельно определять объем преподаваемого материала;
- выбирать формы обучения, исходя из целесообразности и уровня образования и знаний участников;
- вносить предложения по составу участников, месту и времени проведения занятий.
Работники, проходящие обучение во внешней профессиональной среде, публично представляют педагогическому коллективу основные результаты своего обучения, а также предложения по использованию полученного опыта в работе Института.
Мероприятия для кадрового управленческого резерва проводятся в соответствии с отдельной программой, которая состоит из трёх компонентов:
- инвариантный компонент, включающий психологическую диагностику участников, «ректорский час» (работа с ректоратом по постановке задач и определении направлений работы на перспективных должностях), открытая коллегия (посещение закрытых собраний при рассмотрении отдельных вопросов), тренинговые занятия, связанные с развитием управленческих компетенций;
- вариативный компонент, предусматривающий стажировку у действующего руководителя подразделения или ректората (работа с документацией, участие в совещаниях, прототипирование процессов);
- подготовка выпускной работы, характеризующей программу развития личностного профессионального потенциала.
Мониторинг эффективности корпоративного обучения проводится в январе следующего года исходя из оценок основных его субъектов: участников мероприятий и руководства Института.
Участники мероприятий, проведённых в рамках корпоративного обучения, дают оценку их эффективности отвечая на вопросы анкеты:
- В каких мероприятиях Института Вы принимали участие?
- Качество каких мероприятий из посещённых Вами в Институте Вы считаете наиболее высоким?
- Какие инновационные приёмы Вы приняли и используете / будете использовать в своей деятельности?
- Мероприятия по какой тематике, на Ваш взгляд, должны быть включены в план корпоративного обучения в следующем году?
- Какие мероприятия сторонних организаций Вы посетили?
- Какие программы повышения квалификации или стажировок сторонних организаций Вы освоили в прошедшем году?
- Какие инновационные приёмы, с которыми Вас познакомили сторонние организации, Вы приняли и используете / будете использовать в своей деятельности?
- Дайте общую оценку организации внутрифирменного обучения: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.
- Дайте общую оценку содержания материалов внутрифирменного обучения на соответствие профессиональным потребностям: соответствует, частично соответствует, не соответствует.
- Сформулируйте предложения по совершенствованию корпоративного обучения в Институте развития образования Краснодарского края.
Руководство Института даёт оценку эффективности мероприятий корпоративного обучения исходя из следующих критериев:
- степень использования и внедрения инноваций, представленных в рамках корпоративного обучения;
- повышение качества работы подразделений;
- активность участия работников в проводимых мероприятиях;
- укрепление взаимодействия подразделений Института (повышения уровня взаимной ответственности).
Годовой отчёт о проведённом корпоративном обучении рассматривается на заседании Учёного совета и по его результатам руководство Института принимает управленческие решения, которые учитываются при планировании мероприятий корпоративного обучения в текущем году.
Опыт реализации выстроенной таким образом системы корпоративного обучения показал его эффективность. Управление со стороны руководства Института процессом профессионального и личностного развития педагогических и управленческих кадров позволяет сделать обучение направленным на решение задач, стоящих перед системой образования Краснодарского края в целом и Института в частности.
References (In Russ.)
- Петряков П.А., Певзнер М.Н. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации // Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 16–20.
- Белогуров А.Ю., Марушина М.К. Классификация корпоративных программ обучения руководителей и развиваемые в них кластеры компетенций // Kant. 2020. № 2(35). С. 189–195. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.39.
- Канарейко Д.А. Модели организации корпоративного обучения // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4(28). С. 131–134.
- Рассказова О.А. Персонализированное обучение как современная тенденция корпоративного обучения // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сб. тр. всерос. науч. и учеб.-практ. конф. В 3 ч., Санкт-Петербург, 27–29 мая 2020 года. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 71–77.
- Марушина М.К., Ибрагимова И.Р. Метод проектов: особенности и цели применения в корпоративном обучении руководителей // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 92-99. DOI 10.34286/1995-4638-2020-72-3-92-99
- Вожжова А.В., Муха В.Н. Система обучения персонала на основе корпоративной культуры // Журнал социологических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 14–18.
- Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3 (28). С. 138–146.
- Селиванова О.Г., Санникова Н.И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 9. С. 14–24. URL: http://e-koncept.ru/2020/201061.htm.
- Петухова Е.И. Корпоративное обучение в общеобразовательной организации как средство повышения мотивации педагогических работников // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 1. С. 8–11.
- Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Корпоративная система обучения команды образовательной организации // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 3–7.