Formation of the need for reading among junior schoolchildren in an educational institution with the help of socio-educational resources
A.V. Smakhtina
Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia, annlogoped@yandex.ru
Abstract
The article deals with the socio-educational resources of the formation of the need for reading in primary school children. The problem field of research includes the definition of reading resources, assessment of their use and effectiveness, compliance with the «teacher’s representation», creation of a model of socio-educational resources in an educational organization.
Keywords
socio-educational reading resources, reading needs, primary school teacher, primary school children
For citation
Smakhtina A.V. Formation of the need for reading among junior schoolchildren in an educational institution with the help of socio-educational resources. Pedagogical perspective. 2021; 2 : 77–82.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_77
Information about the authors
Anna V. Smakhtina – Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Senior Lecturer.
Article text (In Russ.)
Чтение является ценностным компонентом культурного, коммуникативного, воспитательно-образовательного аспекта развития школьника, а также содержит важные функции для успешной социализации личности. Феномен чтения отображается в значимом социально-педагогическом потенциале, который раскрывается, с одной стороны, через социальную основу включения младших школьников в процесс активной читательской деятельности, с другой – через создание педагогической системы (компетентность специалистов, средства, способы, приёмы, технологии
и др.).
В анализе подходов к активизации читательской деятельности представлен комплекс условий и возможностей, влияющих на формировании потребности в чтении. При этом, в педагогической среде отсутствует системное восприятие преобладающих социально-педагогических возможностей, которые влияют на формирование потребности в чтении детей младшего школьного возраста, нет оценки возможностей их использования и эффективности в образовательной среде. Поэтому необходимо выявить социально-педагогические ресурсы чтения, определить ресурсы, используемые учителями младших классов в реальной педагогической практике, и дать рекомендации педагогам по использованию всех ресурсных возможностей формирования устойчивой потребности в чтении.
Под социально-педагогическими ресурсами мы понимаем «условия и возможности социальной среды и педагогической системы формировать устойчивую потребность в чтении у младших школьников» [1, с. 19–21]. В педагогической науке ресурсы рассматриваются как способы действия, имеющие целевую направленность [2, с. 12–17], а также как возможности специалистов и условий их деятельности через цели, функции, методики, обеспечивающие формирование личности ребёнка. Ресурсы долговечны и неизменчивы, неисчерпаемы и целиком возобновляемы [3, с. 21–22]. Их использование содействует положительному изменению в развитии, переходу образовательного пространства на новый, более высокий уровень.
Используя метод контент-анализа мы выделили шестнадцать социально-педагогических ресурсов чтения (рисунок).

Рисунок. Социально-педагогические ресурсы чтения
Для определения, какие из представленных социально-педагогических ресурсов чтения имеют значимость в представлении учителей начальных классов, на базе Института развития образования Краснодарского края был проведён экспертный опрос.
Социально-педагогические ресурсы чтения оценивались по двум параметрам: 1) потенциал ресурсов в формировании и развитии устойчивой потребности в чтении у младших школьников; 2) эффект влияния перечисленных ресурсов на развитие потребности в чтении. Измерения производились с помощью модели Раша и шкалы Лайкерта [4].
В результате измерений наибольший потенциал, с точки зрения учителей начальных классов, имеют ресурсы семьи (1,69 балла), педагогические ресурсы (1,64 балла), внешние стимулы книги (художественное оформление) (1,65 балла), а также ресурс авторитетного мнения (1,54 балла). Наименьший потенциал, по мнению педагогов, представляют электронные ресурсы (0,68 балла), деятельность книжных издательств и центров торговли (0,70 балла), учебные программы литературного чтения, принятые в рамках действующего государственного стандарта (0,84 балла) и государственные программы по развитию детского чтения, уровень развития государственной пропаганды чтения (0,99 балла) (таблица).
Таблица. Оценка ресурсов чтения с точки зрения их возможностей в формировании устойчивой потребности в чтении
Список ресурсов |
Эффект влияния |
отрицательные отклики (в %) |
положительные отклики (в %) |
1. Электронные ресурсы (масштабные интернет-проекты для детей, развивающие компьютерные игры, интернет-конкурсы и т.д.) |
0,68 |
29,7 |
65,9 |
2. Библиотечные ресурсы (библиотечные мероприятия по распространению книги и чтения: фестивали, акции, конкурсы; обновление фондов библиотек, повышение значимости и статуса библиотек) |
1,00 |
11,0 |
75,8 |
3. Ресурсы масс-медиа (продвижение книги, повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью массовых СМИ, детских каналов и рекламы; создание современных мультфильмов по книгам) |
1,20 |
5,6 |
80,0 |
4. Государственная пропаганда чтения (пропаганда моды на чтение на государственном и региональном уровне, создание общенациональной программы поддержки чтения) |
0,99 |
15,9 |
74,4 |
5. Ресурсы семьи (развитие семейного чтения, родительский пример «человека читающего», работа с «нечитающими» родителями) |
1,69 |
0 |
93,4 |
6. Педагогические ресурсы (использование педагогом специальных приемов, креативных игр, влияющих на развитие потребности, интереса к чтению, повышение квалификации педагогов по данному направлению) |
1,64 |
0 |
92,3 |
7. Библиотерапевтическое свойство книги (идентификация ребенка с литературным героем, позитивное эмоциональное восприятие произведения, захватывающий сюжет) |
1,43 |
2,2 |
87,9 |
8. Внешние стимулы книги (красивая обложка, яркие картинки и т.д.) |
1,65 |
3,3 |
95,6 |
9. Ресурсы книжных издательств и торговли (содействие издательств, центров книжной торговли продвижению детской литературы и популяризации детского чтения) |
0,70 |
23,3 |
63,3 |
10. Комфортная среда (создание комфортной среды для чтения: свет, помещение удобная мебель; новый имидж библиотек, создание специальных площадок для чтения в местах массового скопления людей) |
1,17 |
7,9 |
80,9 |
11. Свободный доступ к книге (упрощение процедуры получения книги в библиотеках, открытые полки, доступность библиотечного фонда) |
1,22 |
12,5 |
78,4 |
12. Создание библиоцентров раннего развития (формирование потребности в чтении в дошкольном возрасте) |
1,27 |
9,4 |
76,5 |
13. Ресурс авторитетного мнения (пропаганда чтения со стороны известных артистов, писателей, которых знают и любят школьники) |
1,54 |
2,2 |
89,9 |
14. Сверстники (наличие «читательских лидеров» в классе, заражающих модой на чтение других учеников; коллективные обсуждения книг в группах сверстников, коллективные игры, читательские соревнования, поощрение «читающих» групп и учащихся) |
1,32 |
5,6 |
85,6 |
15. Круг чтения детей (произведения литературы, которые ребенок «принимает» и читает с интересом, рекомендуемая литература) |
1,35 |
3,4 |
84,1 |
16. Федеральный государственный стандарт («литературное чтение» в сетке часов, содержание предмета) |
0,84 |
16,1 |
62,1 |
Полученные результаты раскрывают значимые моменты исследования:
- учителя начальных классов не знакомы с разнообразием ресурсов чтения;
- из всех представленных ресурсов чтения учителя выделяют только те, которые отражают их профессиональную деятельность;
- педагоги не представляют, как именно применять в практической деятельности другие социально-педагогические ресурсы чтения, с которыми они
не знакомы.
В связи с этим важно представить педагогам социально-педагогические ресурсы и обозначить модель их применения в образовательной организации.
Идеальное использование социально-педагогических ресурсов в образовательной организации – это создание определенной модели. В школьной структуре такая модель представлена через соучастие всех звеньев учреждения, сотрудничество всего педагогического коллектива, направленное на развитие и поддержку потребности в чтении младшего школьника.
На наш взгляд, на уровне образовательного потенциала личности педагога формирование ресурсов чтения в педагогической организации должно осуществляться через следующие на-
правления:
- профессиональное совершенствование учителей начальных классов в условиях непрерывного образования по формированию потребности в чтении, изучению психологических процессов личности читателя, младшего школьника, развитию педагогических направлений в активизации читательской деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- создание современного имиджа читающего педагога;
- проектирование личностно-предметной профессиональной деятельности, сопряженной с направлениями активизации читательской деятельности;
- организация сопровождения педагога начальной школы в вопросах приобщения школьника к чтению через институты повышения квалификации.
На уровне образовательного учреждения должны реализовываться следующие направления:
- создание социально-педагогической модели приобщения к чтению в образовательном учреждении с целью формирования активной читательской деятельности как базы социокультурного, нравственного развития младшего школьника;
- конструирование концепции взаимодействия педагогов образовательного учреждения, вне зависимости от направления работы, по вопросам активизации чтения (внедрение ресурсов чтения в педагогический процесс на каждом уроке или в виде тематической недели);
- формирование потребности в чтении как в урочной, так и в неурочной деятельности;
- активное взаимодействие учителя, школьника и библиотекаря;
- составление методической программы активизации читательской деятельности младшего школьника.
Такая цепочка взаимодействия требует правильной внутренней педагогической организации, которая связана с содержанием и направлением обучения (разработка методического аппарата, учёт возрастных и психологических особенностей, интересов и т.д.); организацией процесса обучения (систематическое использование разнообразных форм работы и применение социально-педагогических ресурсов чтения); созданием читательской атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности. Важными являются также и внешние факторы организации взаимодействия – «развитие социального партнерства школы по вопросам чтения» и «обучение кадрового состава как основной компонент педагогической компетентности» [5].
Таким образом, для специалистов образовательных организаций открываются новые ориентиры применения представленной системы социально-педагогических ресурсов в формировании потребности в чтении детей младшего школьного возраста. При этом внедрение ресурсов чтения возможно на уровне образовательного учреждения в целом и через личностный потенциал педагога, где эффективность приобщения к чтению зависит от внешней и внутренней педагогической организации.
References (In Russ.)
- Бедерханова В.П., Смахтина А.В. Социально-педагогические ресурсы формирования потребности в чтении детей младшего школьного возраста // Научно-практический журнал «Школьные технологии». 2020. № 3. С. 19–28.
- Миняева Н.М. Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 4(110). С. 12–17.
- Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 322 с.
- Bederkhanova V.P., Chepeleva L.M., Dontsova M.V., Smakhtina A.V. Features of the development of the need for needs for reading in primary schoolchildren (results of applied research) // E3S Web of Conferences 210, 18073 (2020): https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018073
- Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: https://legalacts.ru/doc/natsionalnaja-programma-podderzhki-i-razvitija-chtenija-utv-rospechatiu/ (дата обращения: 10.06.2021)