Свежий номер
1. Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе
Ольга Васильевна Панина – доцент, доцент кафедры «Физическая культура» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова.
Людмила Васильевна Фролова – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и
инженерии имени Н.И. Вавилова.
На основе опроса, проведённого среди 160 студентов 1–4 курсов Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова выявлены основные мотивы к учебным занятиям физической культурой в вузе. Зафиксированы различия в структуре мотивации у девушек и юношей. Девушки предпочитают самостоятельные занятия фитнесом, считая их более модными видами физической культуры, при этом учебные занятия в вузе они посещают хуже, чем юноши. Определяющую роль в занятиях физической культурой в вузе у студенток играет желание «получить зачёт», «пообщаться со сверстниками», «скорректировать фигуру и похудеть». Большинство юношей предпочитают учебным занятиям в вузе «более спортивные, индивидуальные виды спорта», при этом ведущими мотивами являются «наращивание мышечной массы» и «улучшение фигуры». В целом студенты не рассматривают учебные занятия физкультурой в вузе как эффективное средство совершенствования здоровья. Также выявлено, что подавляющее большинство студентов не одобряют используемые на учебных занятиях средства физической подготовки, определяя их как «не соответствующие современным стандартам», «немодные», «неэффективные», «неинтересные».
студенческая молодёжь, физическая культура, физкультурно-оздоровительные мероприятия, мотивация
Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 3–8. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_3
2. Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе
Максим Викторович Остапенко – директор МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф.Котляра.
Наталья Александровна Каракай – заместитель директора МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра по учебно-воспитательной работе.
Приводится общее описание подпроекта «Ресурсный центр» проекта «Развитие навыков профессионального самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания», реализуемой в МБОУ СОШ № 19 (г. Тимашевск, Краснодарский край) в статусе краевой инновационной площадки. Целью работы центра является создание условий для развития умений и навыков у педагогических работников школы в вопросах профессионального ориентирования, оказание помощи ребёнку в его самопознании, адекватной самооценке и профессиональном самоопределении. Структура центра подчинена реализации информационной, консультационной, образовательной, организационной, методической и мониторинговой функций. Ключевыми направлениями его деятельности являются: организация сетевого взаимодействия; организация взаимодействия с педагогическими работниками; организация работы с обучающимися и их родителями (законными представителями). В статье подробно представлено описание конкретных механизмов их реализации.
профориентация, ресурсный центр, сетевое взаимодействие, общеобразовательная школа
Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 9–17. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_9
3. Браун Т.П. Деятельность Клуба юных друзей правопорядка в Санкт-Петербурге как средство профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде
Татьяна Петровна Браун – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Рассматриваются вопросы профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Отмечается, что наиболее эффективно она осуществляется в образовательных организациях, поскольку они обладают достаточным потенциалом для этого и оказывают значительное влияние на несовершеннолетних, признаваемое ими самими и их родителями (законными представителями). Представлен опыт работы добровольных объединений «Клуб юных друзей правопорядка» как средства профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Описаны общие положения организации их деятельности, структура, основные формы работы. В частности, представлена деловая игра «Выбираем президента школы», которая позволяет подросткам приобрести опыт осознанного выбора и ответственности за принятое решение.
профилактика экстремизма, молодёжная среда, добровольные объединения учащихся, правовая социализация
Браун Т.П. Деятельность Клуба юных друзей правопорядка в Санкт-Петербурге как средство профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 18–25. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_18
4. Данилова М.В. Система наставничества как инструмент корпоративной модернизации в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования
Марина Владимировна Данилова – преподаватель Краснодарского педагогического колледжа
Представлена модель корпоративного наставничества, разработанная в Краснодарском педагогическом колледже и реализуемая с 2021 года в статусе краевой инновационной площадки по теме: «Корпоративное наставничество как ресурс совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов в контексте трендов развития среднего профессионального образования». Основной целью проекта является создание условий совершенствования профессиональных компетенций педагогов на основе современных технологий наставничества. Представлены основные организационные позиции индивидуального наставничества в паре «Опытный педагог – молодой специалист» и коллективного наставничества в формате «Школа профессионального роста», «Виртуальный наставник», «Наставническое сообщество». Сделан вывод об эффективности системы корпоративного наставничества как инструмента непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
наставничество, корпоративное наставничество, молодой специалист, наставник, наставляемый
Данилова М.В. Система наставничества как инструмент корпоративной модернизации в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 26–31. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_26
5. Яковлева Н.О., Быстрицкая О.С. Муниципальная система профилактики
учебной неуспешности как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Олеся Станиславовна Быстрицкая – заместитель директора Информационно-методического центра системы образования Ейского района.
Представлена общая характеристика понятия «педагогическая профилактика», выделены два её вида (мягкая и усиленная) и четыре этапа реализации: «Диагностика ситуации. Выявление причин»; «Определение путей и средств профилактики»; «Реализация профилактических мероприятий»; «Оценка эффективности профилактики. Коррекция недостатков». С точки зрения построения системы профилактики рассмотрена учебная неуспешность. Дано описание «Конструктора формирования системы программных мероприятий по профилактике учебной неуспешности в муниципальной системе образования», разработанного для обеспечения единого подхода к организации профилактики учебной неуспешности в школах с низкими образовательными результатами во всех муниципалитетах Краснодарского края. Представлена его структура, включающая 11 компонентов, по каждому из которых разработаны содержательные блоки профилактики учебной неуспешности на уровне муниципалитета и образовательной организации. Приведены примеры мероприятий по всем компонентам конструктора.
профилактика, педагогическая профилактика, учебная неуспешность, школы с низкими образовательными результатами
Яковлева Н.О., Быстрицкая О.С. Муниципальная система профилактики учебной неуспешности как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 32–44. https://doi.org/10.55523/27822559_
2023_2(10)_32
6. Мусихина О.А. Экспериментирование как эффективное средство формирования у дошкольников опыта системной ориентировки в техносфере
Оксана Александровна Мусихина – Почётный работник сферы образования, заведующий МДОБУ ДС № 120 «Калинка».
В статье представлена работа краевой инновационной площадки МДОБУ детский сад № 120 «Калинка» (г. Сочи, Краснодарский край) по проблеме формирования у старших дошкольников опыта системной ориентировки в техносфере. Рассматриваются вопросы ознакомления детей с физическими свойствами веществ и материалов, азами механики, электричества и магнетизма на пропедевтическом этапе. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
обоснованы задачи данного этапа. Определён алгоритм организованной образовательной деятельности детей и предлагаются образцы авторских карточек по экспериментированию, примеры экспериментов. Описываются варианты работы с детьми и их родителями с использованием детского техноальбома. Предлагается авторский вариант педагогического мониторинга, в частности изучения когнитивного компонента ориентировки. Обосновывается значимость экспериментирования для последующей работы на основном этапе деятельности по формированию первичного опыта системной ориентировки в техносфере.
дошкольное образование, экспериментирование, старшие дошкольники, пропедевтический этап, техническое образование
Мусихина О.А. Экспериментирование как эффективное средство формирования у дошкольников опыта системной ориентировки в техносфере // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 46–53. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_46
7. Гисматуллина Р.Н. Оценка речевых навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Риана Николаевна Гисматулина – педагог-психолог МБОУ «Специальная (коррекционная) школа
№ 148» г. Новосибирск
Рассматривается проблема практикоориентированной оценки речевых навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Фиксируется основной недостаток стандартных методик такой оценки: направленность на определение уровня
освоения ребёнком данных навыков относительно возрастной нормы, т.е. в сравнении с типично развивающимися детьми. Такой подход не позволяет учесть индивидуальные особенности профиля речевой деятельности ребёнка и этапность её развития. Представлены возможности
методики VB-MAPP, разработанной М. Сандбергом, для построения индивидуальной программы коррекции ребёнка с РАС, на основе учёта стадий формирования оперантов речевого поведения. Приведены результаты исследования, проведённого с использованием данной методики в
Специальной (коррекционной) школе No 148 (г. Новосибирск), в котором приняли участие дети в возрасте от 8 до 10 лет, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе РАС (вариант 8.3).
аутизм, речевые навыки, диагностика, коррекция
Гисматулина Р.Н. Оценка речевых навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 54–62.
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_54