Выпуск № 2

Выпуск № 2, 2021

Педагогическая перспектива
№ 2, 2021 

1. Гревцева Г.Я. Рефлексивная деятельность студента в условиях приобщения к цифровой цивилизации

Гульсина Якуповна Гревцева – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры.

В статье раскрывается сущность и значение рефлексивной деятельности студентов в профессиональной подготовке. Отмечается, что личностно ориентированная тенденция связана с переносом центра тяжести в отношениях между педагогом и студентом с субъектно-объектных на диалоговые, субъектно-субъектные, личностно-личностные, что обеспечивает максимально полную реализацию обучающимся своего потенциала. На первое место ставится вопрос не просто о развитии обучающихся, а о стимулировании их саморазвития в цифровой среде. Уточняются ключевые понятия «рефлексивное сопровождение», «рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза». Анализируются исследования, посвященные рефлексивной деятельности, киберсоциализации, киберпространству; выделяются виды рефлексии, эффективные методы и приемы формирования рефлексивной позиции; представлены результаты опроса студентов о значении рефлексии в развитии личности. Отмечается необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза в цифровой образовательной среде.

киберпедагогика, личность, деятельность, личностно ориентированное обучение, деятельностный подход, рефлексия, рефлексивная деятельность, киберпространство, киберсоциализация.

Гревцева Г.Я. Рефлексивная деятельность студента в условиях приобщения к цифровой цивилизации // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 3–8.

2. Волобуева Т.Б. Открытое пространство онлайн обучения педагогических кадров

Татьяна Борисовна Волобуева – кандидат педагогических наук, доктор философии, отличник образования Украины, доцент, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

В статье обосновывается новый прогрессивный ресурс дополнительного профессионального образования педагогических кадров – массовые открытые онлайн курсы (МООК).
Цифровое общество и цифровое поколение требуют использования новых цифровых источников в образовании. Грамотно отобранный, структурированный и адаптированный контент позволяет насытить самостоятельную работу слушателей качественной мультимедийной информацией, новыми видами коммуникаций, динамическим сопровождением. С целью исследования рациональности применения МООК в процессе усвоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации анализируются работы исследователей этого направления и опыт его практического применения. Актуализируются форматы и возможности обучения через глобальную сеть Интернет. Анализируются факторы, которые превращают массовые открытые онлайн курсы в платформу профессионального развития педагогов. Раскрывается структурная модель МООК, выделены и охарактеризованы их преимущества: массовость и глобальность, свободный доступ, привлечение преподавателей самых престижных университетов, насыщенная, но краткая подача теории, мультимедийность учебных материалов, новейшие интерактивные и информационные технологии, взаимная проверка выполнения заданий, межкультурное обучение, геймификация. Обозначены и аргументированы недостатки МООК: отсутствие непосредственного общения; технические трудности; трудоемкость построения курса; требование высокого уровня IT-компетентности у обучающихся; недостаточное владение английским языком; сложность самоорганизации обучающихся и др. Проанализирован опыт введения целевых МООК в систему повышения квалификации педагогов, сделан вывод об их востребованности, результативности и перспективности.

массовые открытые онлайн курсы, педагоги, дополнительное профессиональное образование, обучение.

Волобуева Т.Б. Открытое пространство онлайн обучения педагогических кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 9–16.

3. Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода.

Наталья Владимировна Козырева – методист центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

В статье рассмотрены факторы и условия формирования мотивов, особенности применения индивидуально-дифференцированного подхода в развитии мотивации обучающихся к выбору профессии. Выделены значимые и незначимые мотивы, определены наиболее эффективные условия формирования мотивации выбора профессии обучающихся посредством организации и проведения профессиональных проб. Описаны диагностические методы, применяемые в изучении мотивационной сферы выбора профессии, представлены качественные и количественные показатели, выявленные в результате исследования уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающихся и условий их формирования. Рассмотрена динамика сформированности мотивов профессионального самоопределения обучающихся, обозначены перспективы дальнейшего совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях по формированию мотивации выбора профессии обучающимися образовательных организаций с использованием индивидуально-дифференцированного подхода, как необходимого условия.

мотивация, выбор профессии, индивидуально-дифференцированный подход, условия, профессиональная проба.

Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 17–22.

4. Вилейто Т.В., Крылова Е.С. Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования)

Татьяна Владимировна Вилейто – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Евгения Сергеевна Крылова – студент магистратуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, факультет безопасности жизнедеятельности.

В статье рассматриваются возможности урочной и внеурочной деятельности для реализации профилактической работы антитеррористической направленности в старшей школе. На основании анализа программных документов, а также возрастных особенностей учащихся, авторы приходят к выводу, что использование в образовательном процессе разнообразных форм организации не только урочной, но и внеурочной деятельности повышает уровень культуры безопасности жизнедеятельности и даёт возможность осуществлять непрерывное обучение старшеклассников антитеррористической безопасности. Также было определено, что широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности и творческого потенциала ученика являются важнейшими преимуществами внеурочной деятельности над урочной. Вследствие этого происходит дальнейшее построение гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, а также формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

профилактическая работа, антитеррористическая безопасность, уровень культуры безопасности жизнедеятельности, антитеррористическое поведение, обучение.

Вилейто Т.В., Крылова Е.С. Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования) // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 23–29.

5. Павловская Н.Г., Байкадамов Д.В. Особенности логического мышления современных подростков

Надежда Григорьевна Павловская – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева.
Дамир Вадимович Байкадамов – студент Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева, кафедра «Педагогика и психология».

Статья посвящена исследованию особенностей развития логического мышления подростков. Представлены теоретические основы развития мышления в подростковом возрасте: согласно многочисленным исследованиям, логическое мышление формируется вместе с практической деятельностью и тесно связано с существующим логическим опытом человека, накопленным в результате его предыдущей деятельности. В статье рассмотрена роль процесса обучения в развитии психической деятельности и интеллектуальной активности школьников в подростковом возрасте. Представлены результаты диагностики уровней развития логического мышления в подростковом возрасте. По результатам диагностического обследования сделаны выводы, что у подростков доминирует средний уровень логического мышления, меньшее их количество обладает высоким и значительное количество низким уровнем. Выделены основные характеристики мышления подростков, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

мышление, развитие мышления, логическое мышление, подростковый возраст, мышление подростков.

Павловская Н.Г., Байкадамов Д.В. Особенности логического мышления современных подростков // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 30–35.

6. Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Влияние пандемических условий на изменение образовательной среды в контексте сравнительной педагогики

Альбина Разитовна Сибагатуллина – аспирант Сургутского государственного университета.
Галина Алексеевна Степанова – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета.

Меры по предотвращению распространения пандемии COVID-19 в Российской Федерации и других странах серьезно повлияли на многие сферы жизнедеятельности людей, в том числе и на сектор образования. Проанализированы положительные и отрицательные моменты использования дистанционно образовательных технологий в России и за рубежом. Выявлены трудности в процессе дистанционного обучения, как у педагогического коллектива, так и у самих обучающихся.

пандемия, дистанционные образовательные технологии, COVID-19, развитие образовательной среды, сравнительная педагогика.

Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Влияние пандемических условий на изменение образовательной среды в контексте сравнительной педагогики // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 36–41.

7. Хажирокова Ю.Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде

Юза Юрьевна Хажирокова – учитель начальных классов МКОУ «Гимназия № 4» г.о. Нальчик.

Век информационных технологий и продвинутых учеников ставит перед образованием новые цели и задачи. Цифровые инструменты с одной стороны помогают их решать, с другой – создают новые вызовы. Учителям приходится формировать новые методики и технологии обучения. Основная проблема начального этапа освоения инструментов для дистанционного обучения — это выбор платформы для взаимодействия. Встаёт вопрос: какую площадку предпочесть, чтобы урок оставался информативным, а учащийся в итоге показал высокий результат? В статье рассмотрены возможности, достоинства и недостатки наиболее популярных онлайн-инструментов для дистанционного обучения.

дистанционное обучение, платформа, цифровые инструменты.

Хажирокова Ю.Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 42–49.

8. Яковлева Н.О., Шлык М.Ф. Региональный мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами 

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края. 
Марина Фёдоровна Шлык – методист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

В статье представлен мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами, реализуемый в Краснодарском крае. Мониторинг проводится ежегодно и затрагивает образовательных субъектов на уровне школы, муниципалитета и края. Оценивание сформированности предметных компетенций осуществляется по пяти показателям: 1) экспертная оценка уровня предметной компетенции учителя муниципальным сообществом; 2) тестовая оценка уровня предметной компетенции учителя в Институте развития образования Краснодарского края; 3) оценка уровня предметной компетенции учителя по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Институте развития образования в течение последнего года; 4) оценка уровня предметной компетенции учителя на основании документа, устанавливающего его квалификационную категорию; 5) преподавание учителем предмета на углублённом уровне в 5–11 классах за два последних учебных года. По результатам мониторинга разрабатываются адресные рекомендации для всех участвующих в нём субъектов.

школа, низкие образовательные результаты, предметные компетенции, мониторинг, региональная система образования.

Яковлева Н.О., Шлык М.Ф. Региональный мониторинг сформированности предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 50–58.

9. Мартынец М.С. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент научно-методического сопровождения педагогов

Михаил Сергеевич Мартынец – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Статья раскрывает и обосновывает условия научно-методического обеспечения сопровождения педагогов, начинающегося от запроса самих работников образования. Такой запрос может быть получен в виде индивидуального образовательного маршрута, где педагог фиксирует достижения и затруднения в собственной профессиональной деятельности и ищет возможности для обобщения опыта и ликвидации дефицитов. Предлагается формат и пример заполнения индивидуального образовательного маршрута, отличающийся от рекомендованных, обосновываются недостатки общепринятых форматов. Приводятся результаты проведённого практикоориентированного исследования по принятию педагогами составления индивидуальных образовательных маршрутов как способа деятельности, позволяющего выстроить горизонтальное профессиональное развитие.

профессиональные умения, индивидуальный образовательный маршрут, научно-методическое сопровождение педагогов, ресурсная карта, достижения и затруднения в деятельности работников образования.

Мартынец М.С. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент научно-методического сопровождения педагогов // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 59–66.

10. Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников

Вера Александровна Исаенко – директор МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра.
Наталья Александровна Каракай – заместитель директора МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра по учебно-воспитательной работе.

В статье представлено общее описание проекта «Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания», реализуемого с 2020 года в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край) в статусе краевой инновационной площадки. Описаны его цели, субъекты и их основные задачи, критерии и показатели мониторинга полученных результатов. Дана характеристика ключевых подпроектов «Профориентационный дневник школьника» и «Ресурсный центр». Сделан вывод о действенности разработанной концепции и её потенциале для дальнейшей реализации программы профориентирования школьников на уровне среднего общего образования с опорой на классы с углублённым изучением отдельных учебных предметов.

профессиональное ориентирование, профессиональное самоопределение, профориентационный дневник школьника, ресурсный центр профориентации.

Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 67–76.

11. Смахтина А.В. Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов

Анна Владимировна Смахтина – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Института развития образования Краснодарского края.

В статье рассматриваются социально-педагогические ресурсы формирования потребности в чтении детей младшего школьного возраста. Проблемное поле исследования включает определение социально-педагогических ресурсов чтения, оценку возможностей их использования и эффективности в «учительском представлении», создание модели социально-педагогических ресурсов в образовательной организации.

социально-педагогические ресурсы чтения, потребность в чтении, учитель начальных классов, младший школьный возраст.

Смахтина А.В. Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 77–82.