Выпуск № 1

vipusk-1 (1)

Педагогическая перспектива
№ 1, 2021 

1. Гайдук Т.А., Пирожкова О.Б., Яковлев Е.В. Механизмы региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами (с. 3–14)

Гайдук Татьяна Алексеевна — кандидат педагогических наук, ректор Института развития образования Краснодарского края
Пирожкова Ольга Борисовна — кандидат педагогических наук, первый проректор Института развития образования Краснодарского края
Яковлев Евгений Владимирович — доктор педагогических наук, профессор, руководитель Информационно-издательского ресурсного центра Института развития образования Краснодарского края

В статье представлена структурно-функциональная модель системы работы со школами с низкими образовательными результатами в Краснодарском крае. Определены субъекты системы на краевом, муниципальном уровне и уровне образовательной организации, представлено распределение их обязанностей. Выделены пять ключевых механизмов региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами: горизонтальное кураторство; опережающее управление; постоянно действующий семинар в Институте развития образования; муниципальные школы управленческого резерва; информационное сопровождение в сети Интернет. Представлено авторское видение их содержания и ключевых характеристик.

школа, низкие образовательные результаты, региональная система образования, механизмы работы системы, структурно-субъектная модель, процессная модель

Гайдук Т.А., Пирожкова О.Б., Яковлев Е.В. Механизмы региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 3–14.

 2. Волобуева Т.Б. Педагогический форсайт: большие данные (с. 15-22)

Волобуева Татьяна Борисовна — кандидат педагогических наук, доктор философии, доцент, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

В статье актуализируется стратегическая значимость глобального педагогического прогнозирования. Обосновывается включение форсайт технологии в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических кадров. Выделяются и характеризуются четыре форсайт-сессии. Аргументируется выбор технологии «Большие данные» для инструментария реализации форсайт-проектов. Анализируются перспективы использования специальных методов и инструментов обработки больших данных в образовании, их технические особенности. В работе выделены основные преимущества больших данных, ценных для образования: сбор информации из разнообразных источников; увеличение качества процессов за счет всестороннего анализа в реальном времени; хранение мегакрупных массивов данных; большая проницательность к скрытой информации; снижение рисков, оптимизация решений. Аргументированы образцы больших данных в познании картины мира, педагогических исследованиях, оценивании качества образования. Обозначены, выделенные педагогами на форсайт-сессии, барьеры использования Big Date в педагогической практике.

педагоги, повышение квалификации, форсайт-технология, форсайт-сессия, большие данные, прогнозирование, развитие, моделирование

Волобуева Т.Б. Педагогический форсайт: большие данные // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 15-22.

3. Мартынец М.С. Готовность учителя распознавать универсальное учебное действие по ответу обучающегося (с. 23-30)

Мартынец Михаил Сергеевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Российское начальное общее образование, по федеральному государственному образовательному стандарту, нацелено на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоение мира. Соответствующие требования предъявляются профессиональным стандартом педагога и учитываются региональными процедурами аттестации на занимаемую должность. Универсальные учебные действия состоят из личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. При этом единая методика их формирования, развития и оценки отсутствует. Каждый учебно-методический комплекс предлагает собственные инструменты для достижения цели, а каждый педагог по-своему трактует содержание и объём отдельных видов действий. В статье эти вопросы рассматриваются применительно к познавательным учебным действиям, в большей степени — логическим. Исследование построено на содержании материала учебных дисциплин «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Английский язык» и по форме представляет собой анкету, состоящую из набора взаимосвязанных страниц, размещённых в Интернете посредством сервиса Google Forms. Учителям, работающим на уровне начального общего образования, предлагается соотнести вид познавательного учебного действия с результатом выполнения задания обучающимся. Из структуры каждого задания исключена его формулировка и предложены только конкретные объекты и результат выполнения задания обучающимся. На основе SWOT-анализа были определены зоны благополучия и дефицитов в ответах респондентов; проведена оценка уверенности в распознавании учебных действий; предложены пути дальнейшего профессионального совершенствования педагогического корпуса.

универсальные учебные действия, предметное содержание, учитель начальных классов, учитель-предметник

Мартынец М.С. Готовность учителя распознавать универсальное учебное действие по ответу обучающегося // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 23-30.

4. Гризодуб Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (с. 31-37)

Гризодуб Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Донецкого национального университета

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной для изучения студентами в вузе. С учётом ситуации в сфере безопасности во всем мире и в ряде отдельных стран и регионов, увеличения уровня травматизма и снижения общих показателей здоровья населения, обосновывается роль и значимость учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах на примере изучения темы «Медико-биологические основы безопасности». Ведь именно биологические опасности, возникающие в современном мире под воздействием факторов окружающей среды, требуют детального рассмотрения, для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека в различных сферах: учебной, социальной, профессиональной и др. Полученные в результате теоретические и практические знания должны быть  нацелены на сохранение и укрепление здоровья студентов, как самой мобильной прослойки общества, путём формирования у них безопасной культуры жизнедеятельности, модели безопасного поведения, как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности.

безопасность, биологическая безопасность, угроза, риск, среда обитания, культура безопасной жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности

Гризодуб Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»// Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 31-37

5. Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации (с. 38-44)

Исаенко Вера Александровна — директор МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра г. Тимашевска

В статье представлена модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации, включающая три компонента: 1) развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников; 2) первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7–8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников; 3) профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа». Дана характеристика их теоретической составляющей и представление практического опыта реализации в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край). Охарактеризовано социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями как механизмом реализации разработанной модели.

профориентация, профессиональное самоопределение, школа, модель, социальное партнёрство, профильные классы

Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38-44

6. Чуковский А.М. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза (с. 45-50)

Чуковский Артемий Максимович — аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

В статье дано определение понятия «условие». Отмечена степень эффективности систем при соблюдении определенных условий. Рассматривается роль педагогических условий в формировании профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Представлен наиболее распространенный способ определения условий. Приведена последовательность действий при определении педагогических условий. Определены основные свойства педагогических условий. Представлен комплекс педагогических условий эффективной реализации процесса развития профессиональной мобильности будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. Проанализированы педагогические условия в диссертационных, научных исследованиях по проблеме формирования профессиональной мобильности. Предложены и подробно описаны педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Акцентируется внимание на использовании предложенных условий в целях повышения эффективности формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза.

профессиональная мобильность, курсант, педагогическое условие, военнослужащий, образовательный процесс, социально-культурная среда

Чуковский А.М. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 45-50.

7. Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края (с. 51-58)

Дунская Юлия Александровна — методист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края

В статье рассмотрены особенности организации коллективного наставничества внутрисетевого сообщества, проанализированы результаты реализации регионального проекта поддержки территориальных методических служб «Научно-методическое сопровождение непрерывного развития профессионального мастерства сотрудников территориальных методических служб в условиях единого научно-методического пространства («Движение вверх»)», инициированного «Институтом развития образования» Краснодарского края в 2019 г. Предложены модели диссеминации инновационного опыта по решению актуальных вопросов образования, форматы сетевого взаимодействия организаций в системе образования Краснодарского края.

инновационный опыт, диссеминация опыта, коллективное наставничество, сетевое взаимодействие, территориальная методическая службы, краевой ресурсный центр

Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С.51-58.

8. Суслова Л.А. Формирование готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях (с. 59-65)

Суслова Любовь Александровна  — студент магистратуры Донецкого национального университета

Целью статьи является изучение проблемы формирования готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях и путей их решения. Автором проведён анализ экстремальных условий в различных профессиях и выявлено наличие экстремальных условий в профессии специалистов по охране труда. Проанализированы исследования в этой области, определено понятие и составляющие элементы экстремальных условий. Разработана теоретическая модель формирования готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях и выделены педагогические критерии их готовности к деятельности в таких условиях.

экстремальные условия, специалист по охране труда, готовность, модель подготовки, критерии подготовленности

Суслова Л.А. Формирование готовности специалистов по охране труда к деятельности в экстремальных условиях // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 59-65.