Выпуск №1(5), 2022

обложка_№1(5)_2022_page-0001

Педагогическая перспектива
№ 1(5), 2022 

1. Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика

Ольга Борисовна Пирожкова – кандидат педагогических наук, первый проректор Института развития образования Краснодарского края.
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.

Реализация потребностей современного образования невозможна без качественной подготовки педагогов, обладающих исследовательской компетентностью. В статье приведено авторское видение исследовательской компетентности педагога, раскрывающей своё содержание через структуру и уровневое строение. Приведены результаты исследования по определению уровня  сформированности исследовательской компетентности у специалистов территориальных методических служб Краснодарского края. Проверена валидность методик исследования и представлены полученные результаты, предполагающие необходимость выработки рекомендаций, направленных на повышение уровня исследовательской компетентности.

профессиональная компетентность, исследовательская компетентность, исследование, исследовательская деятельность, уровни исследовательской компетентности

Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_3

2. Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной  проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования

Александр Алексеевич Косярский – заведующий отделом Центра детского творчества «Прикубанский».
Нина Николаевна Щеглова-Лазарева – директор Центра детского творчества «Прикубанский», заслуженный учитель Российской Федерации, почётный работник общего образования
Российской Федерации.

Описывается модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности, представленная МАОДУДО «ЦДТ «Прикубанский» в рамках краевого конкурса «Инновационный поиск 2021». Раскрывается содержание каждого элемента модели, даются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся и педагогов на разных уровнях модели. Подчёркивается ориентация на самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, делается акцент на приобщение к исследовательской деятельности педагогов посредством организации научных клубов. Приводится описание системы фундаментальных принципов «ЭКРАН», лежащей в основе предлагаемой модели. Описываются уровни  организации проектной и исследовательской деятельности с указанием их содержания и представлением деятельности обучающегося и педагога.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, дополнительное образование, междисциплинарность, краевая инновационная площадка

Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 10–16. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10

3. Шамшина И.Г. Высшее инженерное образование в России в сфере конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств 

Ирина Геннадьевна Шамшина – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Политехнического института (Инженерная школа) Дальневосточного федерального университета

В настоящее время существует противоречие между потребностью совершенствования системы профессионального образования в российских вузах и недостаточной степенью научного анализа содержания высшего профессионального образования России. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении, характеристике и сопоставлении тенденций развития системы высшего профессионального образования России в советский (1980-е гг.) и постсоветский (2010-е гг.) периоды. В статье, основываясь на  сопоставительном анализе документов об образовании, учебных планов, программ, рассматриваются общие и особенные характеристики содержания образования в российской высшей школе советского и постсоветского периодов на примере направления подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

высшее инженерное образование, образовательный стандарт, учебные планы

Шамшина И.Г. Высшее инженерное образование в России в сфере конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 17–26. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_17

4. Зайцева И.Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг

Ирина Наильевна Зайцева – преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора Гуружапова В.А» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета

В статье рассматривается проблема отсутствия нормы организации проектной деятельности и возможные варианты решений в целях реализации системного проектного образования в старшей школе. Описан опыт психолого-педагогического эксперимента по организации проектного офиса как модели, формирующей психолого-педагогические процессы освоения проектных методов обучения в партнёрстве с представителями образования, науки и бизнеса. Представлен авторский взгляд на модель организационно-педагогических условий реализации проектного образования и её интеграции в структуру деятельности школы.

проектная деятельность, проектное обучение, проектный офис, профессиональное самоопределение

Зайцева И.Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 27–35. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_27

5. Дандыбаева Г.Т. Вклад А.Е. Алекторова в становление школ нового типа

Гульфия Тулегеновна Дандыбаева – директор Коммунального государственного учреждения «Школа-лицей № 2 отдела образования г. Костаная» Управления образования акимата Костанайской области.

Раскрывается организаторская и педагогическая деятельность А.Е. Алекторова по открытию аульных школ в Казахстане в конце XIX – начале XX веков. Период характеризуется развитием народного образования в степных районах, а также значительной разницей между количеством мусульманских и правительственных школ. В связи с этим Алекторов предпринимает меры по расширению сети правительственных русско-казахских школ наряду с мусульманскими. Основное внимание уделяет качеству учебного процесса, методике преподавания учебных дисциплин, подбору и подготовке учительских кадров, их профессионализму. Он занимался проведением показательных уроков в школах, снабжал учителей собственными методическими разработками по различным учебным дисциплинам.

народное образование, школа нового типа, педагогические курсы, педагогический класс

Дандыбаева Г.Т. Вклад А.Е. Алекторова в становление школ нового типа // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 36–42. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_36

6. Аксенов С.И., Лабутин А.С., Лабутина Н.М. Удовлетворённость школьной жизнью обучающимися как показатель эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной организации

Сергей Иванович Аксенов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета
имени Козьмы Минина.
Андрей Сергеевич Лабутин – аспирант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Нина Михайловна Лабутина – магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Рассматривается взаимосвязь удовлетворённости школьной жизнью учащихся с функционированием воспитательного пространства образовательной организации. Определяется сущность понятия «воспитательное пространство» и механизм его создания, обсуждаются вопросы проектирования воспитательного пространства общеобразовательной организации. Раскрываются особенности воспитательного пространства МБОУ «Школа № 123» (г. Нижний Новгород), а также инструменты оценки эффективности воспитательной деятельности. Определяются приоритетные задачи развития воспитательного пространства школы.

воспитательное пространство, воспитательная деятельность, воспитание

Аксенов С.И., Лабутин А.С., Лабутина Н.М. Удовлетворённость школьной жизнью обучающимися как показатель эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 43–49. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_43

7. Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов

Светлана Ивановна Проценко – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Мордовского государственного педагогического университета имени
М.Е. Евсевьева

Отмечается, что в условиях цифровизации образования педагоги имеют возможность использовать различные онлайн-сервисы в своей профессиональной деятельности как при организации работы обучающихся на различных этапах урока, так и во внеурочное время. Изучение любого нового материала, как правило, включает в себя несколько основных этапов: формирование,  закрепление, обобщение, систематизация и проверка полученных знаний. На каждом из них возможна самостоятельная работа обучающихся. Рассматриваются различные трактовки данного понятия и проводится сравнительный анализ возможностей некоторых сервисов, их преимущества и недостатки, который позволяет сделать вывод, что для организации самостоятельной работы обучающихся по информатике наиболее эффективно можно использовать онлайн-сервис Google Classroom.

онлайн-образование, онлайн-сервисы, электронные образовательные ресурсы, образовательная среда, самостоятельная работа, информатика

Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 50–56. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_50

8. Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования

Радмила Михайловна Беликова – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.
Елена Геннадьевна Новолодская – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.

Рассматривается вопрос развития естественнонаучной грамотности обучающихся через систему дополнительного образования, в частности, на базе технопарка. Естественнонаучная грамотность характеризуется как компонент функциональной грамотности обучающихся. Предпринята попытка сформулировать причины низкого уровня естественнонаучной грамотности российских школьников, предложен ряд приоритетных направлений модернизации современной системы образования в данном контексте. Раскрывается роль технопарка как инновационной образовательной среды с точки зрения мотивации обучающихся к изучению дисциплин естественнонаучного направления, повышения уровня их естественнонаучной грамотности. Представлен опыт организации работы технопарка универсальных педагогических компетенций на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина по организации исследовательской и проектной деятельности школьников при сопровождении студентов вуза.

функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, дополнительное образование, технопарк универсальных педагогических компетенций, образовательные результаты

Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 57–63. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_57

9. Бабакина Е.П. Понятие «креативный экономист» в педагогической науке

Елена Павловна Бабакина – аспирант кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.

В условиях глобальной нестабильности, мировой тенденции массовой цифровизации социально-экономических реалий, динамики развития инновационных процессов во всех сферах деятельности общества, появления новых технологий, изменения бизнес-процессов одной из задач современного образования является повышение конкурентоспособности выпускников направлений подготовки «Экономика и управление». В статье рассмотрены подходы к определению понятий «креативность», «креативная экономика», «креативная личность», которые с точки зрения автора являются основными, и на основании их исследования даётся определение понятия «креативный экономист».

креативная экономика, креативный экономист, креативная личность, конкурентоспособность

Бабакина Е.П. Понятие «креативный экономист» в педагогической науке // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 64–69. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_64

10. Краснопольская М.Ю. Факторы, влияющие на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования

Марина Юрьевна Краснопольская – кандидат педагогических наук, доцент кафедры народного хорового пения Челябинского государственного института культуры.

Представлена авторская трактовка понятия «профессиональная компетентность преподавателя дополнительного образования». Особое внимание уделено личностному компоненту профессиональной компетентности. Определяются стадии, фазы, этапы, периоды профессионального развития. Выделяются два взаимосвязанных аспекта (личностный и статусный), характеризующие изменения личности педагога и ступени его профессионального продвижения. Автором отмечаются довузовский, вузовский и послевузовский периоды. В последнем выделяются
стадии профессиональной адаптации, индивидуализации и профессионализации. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования.

профессиональная компетентность, преподаватель дополнительного образования, личностный аспект, статусный аспект, фактор

Краснопольская М.Ю. Факторы, влияющие на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 70–75. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_70

11. Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность

Бэла Руслановна Рахматулина – старший преподаватель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея Адыгейского республиканского института повышения квалификации

Рассматривается потенциал добровольческих (волонтёрских) трудовых бригад в воспитании современного школьника. Проводится анализ концептуальных различий между трудовой (производственной) бригадой и добровольческой (волонтёрской) трудовой бригадой по показателям формирования личностных качеств, приоритетных для гражданина и патриота. Определяются функции и признаки добровольческих (волонтёрских) трудовых бригад. Основной целью трудового воспитания подростков является гармоничное развитие личности, в котором прослеживается связь с нравственным, патриотическим, физическим и другими направлениями воспитательной работы. Важно пробудить у обучающихся желание заботиться о своём будущем, заинтересованность в профориентации, учитывающей индивидуальные интересы и склонности. Благодаря труду человек осознаёт свою значимость и важность для общества и государства. В этом контексте добровольческая (волонтёрская) трудовая бригада выполняет важные функции, которые способствуют формированию гражданского мировоззрения и устойчивой гражданской позиции. Участие обучающихся в волонтёрской деятельности создаёт возможности для развития личности, формирует качества, которые будут востребованы и в его дальнейшей профессиональной жизни.

добровольческая (волонтёрская) трудовая бригада, трудовая (производственная) бригада, гражданственность, патриотизм

Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 76–81. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_76