Выпуск № 4, 2021

обложка_№4_2021

Педагогическая перспектива
№ 4, 2021 

Суворова С.Л., Смирнова А.В. Проблема определения понятия «научная грамотность» в рамочных документах международного исследования PISA

Светлана Леонидовна Суворова – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического
образования.
Александра Вячеславовна Смирнова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 119 с углублённым изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга.

В статье приводится краткий исторический обзор формирования понятия «научная грамотность» в англоязычных исследованиях, анализируется содержание терминов «научная грамотность» и «естественнонаучная грамотность», а также их соответствие русскоязычным аналогичным понятиям. Рассматриваются вопросы социальной значимости данного вида грамотности на основе публикаций таких исследователей, как П.Д. Херд, Д. Маейншейн. Возрастающий интерес к эффективным способам формирования научной грамотности как населения в целом, так и учащихся школ в частности, отражается в таких международных исследованиях качества образования, как PISA. В статье рассматриваются главы рамочных документов исследования, посвящённые вопросам содержания понятия «научная грамотность» в хронологическом порядке в сравнении с существующими русскоязычными документами, указаны несоответствия в теоретической базе последних по отношению к оригинальным документам.

научная грамотность, естественнонаучная грамотность, научный метод познания мира, социальная значимость, научное знание, компетентностная модель

Суворова С.Л., Смирнова А.В. Проблема определения понятия «научная грамотность» в рамочных документах международного исследования PISA // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 3–12.

Куликова Н.А., Мерзлякова О.П. Применение элементов геймификации на уроках математики с целью повышения познавательной мотивации школьников

Надежда Алексеевна Куликова – студент магистратуры Уральского государственного педагогического университета.
Ольга Павловна Мерзлякова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии Уральского государственного педагогического университета.

Приведены результаты исследования, целью которого было теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику, направленную на повышение познавательной мотивации школьников в процессе обучения математике. Предложена модель деятельности учителя по развитию мотивации школьников. Одним из условий эффективности реализации данной  модели является использование в образовательном процессе элементов геймификации. Приведены примеры приёмов организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках  математики в соответствии с психотипами игроков по Р. Бартлу.

познавательная мотивация, обучение математике, геймификация, бейджификация, психотипы игроков, игровые механики

Куликова Н.А., Мерзлякова О.П. Применение элементов геймификации на уроках математики с целью повышения познавательной мотивации школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 13–21.

Ракутина Т.В. Проблемы семей воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра

Татьяна Витальевна Ракутина – заместитель руководителя Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Государственного бюджетного учреждения Свердловской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс».

В статье анализируются общие проблемы семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, предлагаются практические концепты их решений. Обосновывается идея необходимости построения процесса взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений: образовательная организация, семья и ребёнок. Обозначены организационные и психолого-педагогические условия обеспечения компенсации данных нарушений, правильной коррекции и индивидуализации процесса развития ребёнка.

социализация, инклюзивное образование, методы адаптации, стиль семейного воспитания, компенсация нарушений

Ракутина Т.В. Проблемы семей воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 22–27.

Бухарова И.С. «Выход за пределы» в личностном и профессиональном развитии педагога

Инна Сергеевна Бухарова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета

Рассмотрены понятие, структура, пути, факторы, условия личностного и профессионального развития педагога. Структура личностного и профессионального развития педагога включает в себя направленность, компетентность, профессионально-важные качества личности и психофизиологические свойства. Факторами профессионального и личностного развития являются внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации и самоактуализации, умение «выходить за пределы». «Выход за пределы» – способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, которая проявляется в предъявлении к себе требований, избыточных по отношению к первоначальным. «Выход за пределы» рассматривается как проявление креативности и склонности к риску. Важным аспектом этого феномена является свобода субъекта в выборе собственных действий, выходе за пределы установленного, предрешённого: человек свободен как от внешней заданности, так и от диктата собственных противоречивых потребностей. В статье дана характеристика идеального педагога, в которой важную роль играет «выход за пределы», обуславливающий его профессиональное и личностное развитие.

«выход за пределы», личностное и профессиональное развитие, самоактуализация, профессиональные деструкции, стагнация, конструктивное и деструктивное развитие

Бухарова И.С. «Выход за пределы» в личностном и профессиональном развитии педагога // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 28–36.

Коротун А.В. Воспитание социальной ответственности старших подростков в образовательной организации: правовой и педагогический аспекты

Анна Валериановна Коротун – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета

Актуализируется проблема воспитания социальной ответственности у старших подростков в общеобразовательной организации, опираясь на нормы и положения нормативно-правовых  документов Российской Федерации в сфере образования и воспитания. Представлены результаты анализа терминов «воспитание», «ответственность», «социальная ответственность», «воспитание социальной ответственности» с опорой на труды известных учёных и практиков. Обосновывается идея необходимости реализации процесса воспитания социальной ответственности у старших подростков в школе посредством взаимодействия между всеми субъектами образовательных отношений (семья, образовательная организация, подросток). Описываются педагогические условия,  факторы, принципы, средства и теории воспитания социальной ответственности подростков.

социальная ответственность, старшие подростки, воспитание, общеобразовательная школа, социализация, педагогические условия, принципы воспитания ответственности

Коротун А.В. Воспитание социальной ответственности старших подростков в образовательной организации: правовой и педагогический аспекты // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 37–46.

Каныгина О.В. Процесс формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей

Ольга Валерьевна Каныгина – преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа

Рассматривается проблема построения педагогического процесса в обучении экономическим дисциплинам студентов архитектурных специальностей, определяется кибернетический подход к формированию у них экономической грамотности; раскрываются возможности применения методов математического моделирования в проектировании педагогических процессов.

педагогический процесс, моделирование, кибернетический подход, экономическая грамотность, компетенции, методы математического моделирования

Каныгина О.В. Процесс формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 47–55

Проскуренко С.В., Доценко Ю.А., Москалец Т.В. Педагогические подходы к развитию силовых способностей у школьников 8–9 классов

Сергей Валерьевич Проскуренко – учитель физической культуры Благодатновской школы Амвросиевского района, с. Благодатное, Донецкая Народная Республика.
Юрий Алексеевич Доценко – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, старший преподаватель Института физической культуры и спорта Донецкого национального университета.
Татьяна Валентиновна Москалец – кандидат биологических наук, доцент, доцент Института физической культуры и спорта Донецкого национального университета.

Рассматриваются современные подходы к развитию силовых способностей, направления и аспекты воспитания подростков. Анализируется уровень развития и темп прироста силовых способностей у подростков, достигаемый в процессе занятий физической культурой в учебно-воспитательном процессе. 
На основе примерной рабочей программы и анализа тематических блоков по предмету «Физическая культура 5–9 классы», проведено предварительное тестирование, которое показало неудовлетворительный уровень развития силовых способностей учащихся.
На основании полученных данных, разработаны педагогические подходы и скорректирован комплекс упражнений, направленный на увеличение интенсивности процесса воспитания силовых способностей учащихся. Данный комплекс составлен с учётом материально-технической базы школы, морфофункциональных особенностей развития школьников без отклонения от выполнения примерной рабочей программы.

силовые способности, сила, методика, учебный процесс

Проскуренко С.В., Доценко Ю.А., Москалец Т.В. Педагогические подходы к развитию силовых способностей у школьников 8–9 классов // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 56–61.

Хажева М.А. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку

Мариета Аслановна Хажева – учитель английского языка Средней общеобразовательной школы № 23, г. Армавир.

Представлен обзор интернет-ресурсов, которые могут использоваться при обучении английскому языку в общеобразовательной школе. Рассмотрены крупные образовательные платформы и отдельные сервисы, предоставляющие полезные инструменты для повышения качества образования по предмету. В частности, ресурсы, использующие элементы геймификации, и инструменты для организации общения и совместной работы в учебном процессе не только в дистанционном, но и очном формате.

иностранный язык, интернет-ресурс, образовательная платформа

Хажева М.А. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 62–68.

Коротун А.В., Охотникова А.И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Анна Валериановна Коротун – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета.
Анна Ивановна Охотникова – воспитатель МАДОУ «Гармония» детский сад № 22 «Надежда» г. Новоуральск.

Рассмотрена проблема использования проектной деятельности в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Изложен опыт работы воспитателя старшей группы по внедрению комплекса мероприятий в проектную деятельность детей, обеспечивший повышение уровня развития связной речи.

связная речь, старший дошкольный возраст (5–6 лет), проектная деятельность

Коротун А.В., Охотникова А.И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 69–75.