Выпуск №4(8). 2022
1. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Вера Васильевна Гайдукова – заместитель руководителя центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края
Представлен комплекс авторских закономерностей функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, характеризующих её внутреннюю природу и специфику построения и развития, а также соответствующих закономерностям принципов. Даны формулировки и содержательное наполнение выявленных закономерностей и принципов.
сетевое взаимодействие, профессиональные сообщества, региональная инновационная сетевая инфраструктура, инновационная деятельность, закономерность, принцип
Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
2. Пирожкова О.Б., Олефирова Г.Ю. Диспетчерское консультирование как механизм сопровождения родителей в вопросах развития и воспитания детей
Ольга Борисовна Пирожкова – кандидат педагогических наук, заместитель заведующего детского сада комбинированного вида «Сказка» города Краснодар.
Галина Юрьевна Олефирова – старший воспитатель детского сада комбинированного вида «Сказка» города Краснодар.
Представлена модель диспетчерского консультирования родителей в вопросах образования, воспитания, социализации и развития детей в условиях консультационного центра детского сада. Приведён анализ обращений родителей, выделены их дефициты в области воспитания и развития личности ребёнка. Описаны цели, задачи и механизмы деятельности диспетчерской службы консультационного центра, алгоритм деятельности консультанта-диспетчера. Сделаны выводы, подтверждающие использование новых подходов в организации диспетчерского консультирования родителей.
консультационный центр, дошкольная образовательная организация, диспетчерское консультирование
Пирожкова О.Б., Олефирова Г.Ю. Диспетчерское консультирование как механизм сопровождения родителей в вопросах развития и воспитания детей // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 13–21. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_13
3. Акасевич О.А., Панченко Н.В. Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации
Ольга Ивановна Акасевич – директор МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена г. Тимашевск Краснодарского края.
Наталья Владимировна Панченко – заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена г. Тимашевск Краснодарского края.
В статье рассматривается школьный климат как фактор повышения качества образования. Дано авторское определение данного феномена и представлена система факторов улучшения школьного климата в современной общеобразовательной организации, включающая деятельностный, материально-технический и информационный компоненты. Дана характеристика их значения и содержания для развития школьного климата. Формулируются требования к успешной реализации данной системы и её распространения в массовой педагогической практике.
школьный климат, качество образования, фактор, школьный уклад
Акасевич О.А., Панченко Н.В. Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22
4. Быстрицкая О.С., Павлюткин Л.А. Информационная поддержка деятельности методической службы посредством использования мобильных приложений
Олеся Станиславовна Быстрицкая – заместитель директора Информационно-методического центра системы образования Ейского района
Любомир Александрович Павлюткин – студент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Рассматривается проблема информационной поддержки деятельности территориальных методических служб в их взаимодействии с педагогами. Выделены основные проблемы информирования педагогов о предстоящих образовательных событиях и их возможностях для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Представлен опыт информационно-методического центра системы образования Ейского района Краснодарского края по использованию мобильных приложений для организации мероприятий и проведения дистанционных образовательных стажировок и консультаций.
информационная поддержка, территориальная методическая служба, мобильное приложение
Быстрицкая О.С., Павлюткин Л.А. Информационная поддержка деятельности методической службы посредством использования мобильных приложений // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 30–36. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_30
5. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Организация работы с одарёнными обучающимися в региональной системе образования
Евгений Владимирович Яковлев – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель информационно-издательского ресурсного центра Института развития образования Краснодарского края.
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
В статье представлено авторское видение содержания региональной системы работы с одарёнными обучающимися. Система содержит три уровня (региональный, муниципальный и уровень образовательной организации) и предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательной системы. В качестве ведущих направлений работы с одарёнными обучающимися определены их выявление, поддержка и развитие, содержание которых раскрывается на каждом из уровней. Подробно описаны основные механизмы и мероприятия, реализуемые в рамках региональной системы по каждому из направлений.
одаренность, работа с одаренными обучающимися, региональная система образования
Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Организация работы с одарёнными обучающимися в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 37–49. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_37
6. Бубнова И.С. Изучение социальной дезадаптации у военнослужащих срочной
службы
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета
Рассматриваются вопросы социальной адаптации и дезадаптации военнослужащих срочной службы по призыву. Представлены результаты использования комплекса соответствующих диагностических методик в ходе проведения исследования в одной из воинских частей РФ. На основе сравнения данных, полученных по различным шкалам, выявлены связи между адаптацией и психологическим климатом в коллективе. Представлены основные причины нарушения процесса адаптации у солдат срочной службы.
адаптация, дезадаптация, воинский коллектив, социальная дезадаптация
Бубнова И.С. Изучение социальной дезадаптации у военнослужащих срочной службы // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 50–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_50
7. Лапина Ю.В., Киселева И.В. Развитие компетентности методистов в области функциональной грамотности
Юлия Владимировна Лапина – старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Ирина Викторовна Киселёва – старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Почётный работник сферы образования.
В статье рассматриваются методические аспекты развития компетентности специалистов муниципальных методических объединений в области функциональной грамотности. Представлена технология проведения занятия с руководителями муниципальных методических объединений в рамках установочной сессии по проблемам развития функциональной грамотности. Занятие проводится в два этапа, первый из которых представляет собой методический квест, а второй – выполнение практического задания. Представлены варианты заданий по предметам естественнонаучного цикла и географии, выполнение которых основано на владении слагаемыми функциональной грамотности.
функциональная грамотность, компетентность, методическое объединение, методический квест
Лапина Ю.В., Киселева И.В. Развитие компетентности методистов в области функциональной грамотности // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 56–63. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_56
8. Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Логопедическая работа по развитию коммуникативных способностей у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи
Анна Юрьевна Чистобаева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.
Вера Васильевна Харанжак – магистрант кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.
В статье представлена система логопедической работы по развитию коммуникативных способностей у детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Описываются её этапы (подготовительный, основной и завершающий), содержание (программа работы) и критерии оценивания результативности (мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный). Система включает программу работы, состоящую из четырёх разделов: «Что такое
общение? Как люди общаются?», «Дети и взрослые», «Общение со сверстниками» и «Культура общения». В качестве примера представлен фрагмент логопедического занятия «Как спасти Незнайку от Феи Грубиянки?» из последнего раздела.
логопедическая работа, тяжёлые нарушения речи, коммуникативные способности, старший дошкольный возраст
Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Логопедическая работа по развитию коммуникативных способностей у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 64–69. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_64
9. Ельчанинова Г.Г., Симоновская Г.А. Междисциплинарные учебные занятия как средство развития исследовательской компетентности будущих учителей физической культуры
Галина Георгиевна Ельчанинова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики её преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
Галина Александровна Симоновская – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики её преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Рассмотрены возможности формирования профессиональной компетенции «ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта» у обучающихся по специальности среднего профессионального образования «49.02.01 Физическая культура» средствами междисциплинарных занятий. Представлены возможности интегрированных курсов, построенных на основе дисциплин математического
и профессионального циклов. Доказана эффективность формирования указанной компетентности при проведении согласованных занятий по дисциплинам «Математика», «Анатомия», «Физиология с основами биохимии» и «Гигиенические основы физической культуры и спорта».
физическая культура и спорт, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность
Ельчанинова Г.Г., Симоновская Г.А. Междисциплинарные учебные занятия как средство развития исследовательской компетентности будущих учителей физической культуры // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 70–76. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_70
10. Карьева А.С., Бубнова И.С. Влияние гендерной идентичности на поведение в конфликте у замужних и незамужних женщин
Анастасия Сергеевна Карьева – магистрант факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Представлен анализ исследований конфликтных ситуаций и стратегий поведения в конфликте, описаны гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Изложены результаты исследования влияния гендерной идентичности на поведение в конфликте у замужних и незамужних женщин. На основе тестирования 40 замужних и 40 незамужних женщин показано, что женщины с феминным типом гендера в качестве стратегии поведения в конфликте
чаще всего выбирают избегание, с маскулинным – соперничество, с андрогинным – компромисс.
гендер, пол, гендерная идентичность, конфликт, типы поведения в конфликте
Карьева А.С., Бубнова И.С. Влияние гендерной идентичности на поведение в конфликте у замужних и незамужних женщин // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 77–82. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_77